дело № 2-220/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 мая 2024 года г. Мензелинск РТ
Мензелинский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Дияровой Л.Р., при секретаре Лаврентьевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> РТ к исполнительному комитету Новомелькенского сельского поселения Мензелинского муниципального района РТ о признании бездействия исполнительного комитета и обязании оборудовать объекты камерами, системами оповещения.
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Исполнительному комитету Новомелькенского сельского поселения Мензелинского муниципального района РТ о признании бездействия исполнительного комитета и обязании оборудовать объекты камерами, системами оповещения.
В обоснование иска указано, что прокуратурой <адрес> Республики Татарстан проведена проверка исполнения МБУ «Районный дворец культуры» - Дусай-Кичуского СДК, по адресу: <адрес>, Мензелинский муниципальный район, д. Дусай-Кичу, <адрес>А, требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий) культуры.
Установлено, что у сельского дома культуры имеется паспорт безопасности, в соответствии с которым объект отнесен к третьей категории опасности.
Также из паспорта безопасности объекта следует, что объект не соответствует требованиям антитеррористической безопасности, в связи с чем уполномоченными лицами даны рекомендации по устранению выявленных нарушений с указанием срока их устранения.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства, а также рекомендаций, указанных в паспорте безопасности объекта, должностными лицами исполнительного комитета сельского поселения действенные меры по устранению нарушений, срок по которым истек, не предприняты.
Так, в данном сельском доме культуры в настоящее время не устранены следующие нарушения: территория объекта не оборудована видеонаблюдения, позволяющие просматривать территорию по наружной стороны и внутри здания; не оборудована системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; отсутствует кнопка тревожной сигнализации, отсутствует телефонный аппарат с автоматическим определителем номера, отсутствует ручной металлодетектор.
Просят признать бездействие исполнительного комитета Новомелькенского сельского поселения Мензелинского муниципального района Республики Татарстан по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта (территории) незаконным.
Обязать исполнительный комитет Новомелькенского сельского поселения Мензелинского муниципального района Республики Татарстан в срок до ДД.ММ.ГГГГ: оборудовать объект (территорию) камерами видеонаблюдения, позволяющие просматривать территорию по периметру с наружной стороны и внутри здания; оборудовать системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; установить кнопку тревожной сигнализации, установить телефонный аппарат с автоматическим определителем номера, приобрести ручной металлодетектор.
Помощник прокурора <адрес> РТ Баязитова А.Д. в судебном заседании иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. При этом пояснила, что требования возможно исполнить за счет собственных средств поселения. По представлению прокурора денежные средства должны были в бюджете за 2024 год.
Представитель ответчика исполкома Новомелькенского СП Мензелинского муниципального района РТ по доверенности Петрова А.В. на судебное заседание не явилась, в отзыве на исковое заявление исковые требования признала, просила продлить срок исполнения требований до ДД.ММ.ГГГГ.
Третье лицо представитель МБУК «РДК» <адрес> по доверенности Петрова А.В. на судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О противодействии терроризму» (далее по тексту - Закон) установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизация и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. 4 ст. 3 Закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно- энергетического комплекса).
Правительством Российской Федерации утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1421 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление).
В соответствии с п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно п. 19 Постановления в отношении каждого объекта (территории), в соответствии с актом его обследования и категорирования, должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом возможных последствий совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).
Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).
В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных ко третьей категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта; обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии; оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта; периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений; проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий); исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий); размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения; организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что в ходе проверки установлено, что прокуратурой <адрес> Республики Татарстан проведена проверка исполнения МБУ «Районный дворец культуры» - Дусай-Кичуского СДК, по адресу: <адрес>, Мензелинский муниципальный район, д. Дусай-Кичу, <адрес>А требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий) культуры.
Установлено, что у сельского дома культуры имеется паспорт безопасности, в соответствии с которым объект отнесен к третьей категории опасности.
Также из паспорта безопасности объекта следует, что объект не соответствует требованиям антитеррористической безопасности, в связи с чем уполномоченными лицами даны рекомендации по устранению выявленных нарушений с указанием срока их устранения.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства, а также рекомендаций, указанных в паспорте безопасности объекта, должностными лицами исполнительного комитета сельского поселения действенные меры по устранению нарушений, срок по которым истек, не предприняты.
Так, в данном сельском доме культуры в настоящее время не устранены следующие нарушения: территория объекта не оборудована видеонаблюдением, позволяющим просматривать территорию по наружной стороне и внутри здания; не оборудована системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; отсутствует кнопка тревожной сигнализации, отсутствует телефонный аппарат с автоматическим определителем номера, отсутствует ручной металлодетектор.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечёт применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.
С учётом конкретных обстоятельств дела, позиции представителя ответчика, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда в части требования истца об обязании исполнительный комитет устранить нарушения законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: оборудовать объекты (территории) камерами видеонаблюдения, позволяющие просматривать территорию по периметру с наружной стороны и внутри здания; оборудовать системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; установить кнопки тревожной сигнализации, установить телефонные аппараты с автоматическим определителем номера, приобрести ручные металлодетекторы. При этом сведения о необходимости установления срока исполнения требований до ДД.ММ.ГГГГ суду не представлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора <адрес> РТ удовлетворить.
Признать бездействие исполнительного комитета Новомелькенского сельского поселения Мензелинского муниципального района Республики Татарстан по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта (территории) незаконным.
Обязать исполнительный комитет Новомелькенского сельского поселения Мензелинского муниципального района Республики Татарстан в срок до ДД.ММ.ГГГГ: оборудовать объект (территорию) камерами видеонаблюдения, позволяющими просматривать территорию по периметру с наружной стороны и внутри здания; оборудовать системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; установить кнопку тревожной сигнализации, установить телефонный аппарат с автоматическим определителем номера, приобрести ручной металлодетектор.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его провозглашения через Мензелинский районный суд РТ.
Мотивированное решение изготовлено 16 мая 2024 года.
Судья Л.Р. Диярова
Решение вступило в законную силу ______________________ 20__ года
Судья Л.Р. Диярова