Гражданское дело № 2-№/2024
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Луга, Ленинградская область 13 мая 2024 года да
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Гречушкиной С.Ю.,
при секретаре Коржевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО к администрации Лужского муниципального района об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО обратилась в Лужский городской суд Ленинградской области с исковыми требованиями к администрации Лужского муниципального района <адрес>, в которых с учетом последующих уточнений (л.д. 68-69 том1) просила об обязании предоставить в собственность благоустроенное изолированное жилое помещение – квартиру, площадью не менее <данные изъяты> кв.м в <адрес>, взамен изымаемого жилого помещения – <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>, признанного аварийным.
В обоснование заявленных требований истец ФИО указала, что она является собственником квартиры, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по указанному выше адресу. Право собственности на квартиру зарегистрировано за ФИО в установленном законом порядке в Едином государственном реестре недвижимости 04 октября 2017 г. на основании договора купли-продажи жилого помещения, заключенного 29.09.2017 года с ФИО, ФИО После приобретения в собственность квартиры, ей стало известно, что многоквартирный жилой дом, в котором расположено жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу и включен в этап расселения 2022-2023 года региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2019-2025 г.г.", утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 14.07.2023 г. № 497. С целью реализации права на расселение истец обратилась в администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области с заявлением о предоставлении жилого помещения, взамен изымаемого, однако получила ответ, в соответствии с которым изъятие принадлежащего ей (истцу) жилого помещения будет производиться путем выкупа. Ссылаясь на данные обстоятельства, истец находит наличие оснований для применения положений 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и требует судебной защиты нарушенного права по избранным средствам гражданского судопроизводства.
В ходе рассмотрения дела судом в порядке ст. 43 ГПК РФ привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО, Комитет по строительству Ленинградской области, Правительство Ленинградской области.
Истец ФИО, представитель истца - ФИО, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17, том 1) воспользовались правом предусмотренным ст. 167 ГПК, заявили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, ранее при рассмотрении дела поддержали заявленные исковые требования, ссылаясь на указанные в исковом заявлении обстоятельства и представленные доказательства.
В свою очередь, представитель ответчика администрации Лужского муниципального района Ленинградской области ФИО, действующая на основании доверенности от 10 января 2022 года (л.д. 67, том 1), просила отказать в удовлетворении заявленного иска по основаниям, указанным в письменном отзыве (л.д. 66, том 1), из которого следует, что жилищные права истца могут быть реализованы в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации на основании соглашения сторон об изъятии жилого помещения путем выкупа.
Третье лицо ФИО извещен о времени и месте судебного разбирательства, на рассмотрение дела не явился.
Третье лицо Комитет по строительству Ленинградской области, извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя комитета, разрешение требований оставил на усмотрение суда.
Третье лицо Правительство Ленинградской области извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя также не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя, разрешение требований оставило на усмотрение суда.
Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно пунктам 6 и 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу пунктов 8 и 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 3 той же статьи Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Частью 8 данной статьи предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 названной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости свидетельствует, что ФИО является собственником квартиры площадью 19,9 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенной по адресу: расположенной по адресу: <адрес>.
Заключением межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной постановлением администрации Лужского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным на основании акта обследования помещения, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. (л.д. 32 том1)
Постановлением той же администрации «О расселении и сносе многоквартирных домов аварийного фонда Лужского городского поселения» № 3292 от 10 декабря 2015 года во исполнение Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а также в соответствии с региональной адресной целевой программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2018-2022 годах, с учетом изменений от 05 марта 2018 г. постановлено расселить и снести в 2019 -2023 годах многоквартирные дома аварийного фонда Лужского городского поселения, в число которых входит дом по адресу: <адрес>. Срок реализации программы в отношении указанного многоквартирного дома установлен до 31 августа 2025 г.
Таким образом, указанный выше дом включен в адресную программу Ленинградской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением Правительства Рязанской области от 01 апреля 2019 г. N 134.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Правительством Ленинградской области утверждена региональная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> в 2019-2025 годах".
В данной программе определен перечень муниципальных образований, на территориях которых находятся аварийные многоквартирные дома, признанные аварийными с 1 января 2012 года по 1 января 2017 года в связи с физическим износом и подлежащие сносу, а также поадресный перечень домов признанных аварийными до 1 января 2017 года.
Начиная с 2019 года на территории Ленинградской области в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» реализуется адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2019 - 2025 годах».
В соответствии с пунктами 3, 6 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
При обращении истца в администрацию с заявлением о предоставлении другого благоустроенного жилого помещения взамен квартиры, в её адрес было направлено письмо за № от ДД.ММ.ГГГГ, из текста которого следует, что вариант предоставления другого жилого помещения, взамен изымаемого, в его случае не применяется. Выкупная стоимость за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия жилого помещения в дальнейшем буду определены соглашением.(л.д. 71)
Таким образом, ФИО выбрала способ реализации жилищных прав в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу путем предоставления другого жилого помещения.
Возражения ответчика администрации Лужского муниципального района Ленинградской области сопровождаются указанием на то, что спорное жилое помещение зарегистрировано на праве собственности за ФИО ДД.ММ.ГГГГ, то есть после признания дома аварийным, и в связи с этим со ссылкой на часть 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации администрация приходит к выводу о том, что обеспечение жилищных прав истца может быть произведено только путем выкупа аварийного жилого помещения и в размере возмещения за изымаемое жилое помещение, не превышающем стоимости данного жилого помещения, за которую оно приобретено.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1, часть 1, Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).
Из системного толкования вышеприведенных положений закона, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени.
Однако, как усматривается из договора купли-продажи жилого помещения, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО, ФИО и ФИО, к последней перешло право собственности в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ произведена запись о государственной регистрации права <данные изъяты>.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, суд находит, что право собственности на спорное жилое помещение у истца возникло до введения в действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом Федеральный закон от 27 декабря 2019 года N 473-ФЗ не содержит положений о распространении нового правового регулирования (части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) на отношения, возникшие из договоров, заключенных до его вступления в силу, то есть до 28 декабря 2019 года, в связи с чем указанная правовая норма, как не имеющая обратной силы, не может применяться к настоящему жилищному спору.
Вместе с тем, как установлено в ходе рассмотрения дела, отказ в предоставлении жилого помещенияФИО основывался исключительно на положениях ч.8.2 ст. 32 ЖК РФ, других возражений, в том числе, связанных со сроком реализации региональной программы, ответчик не выдвигал. Письменными объяснениями ответчика подтверждается, что принятие решения об исключении истца из программы не связано с датой (этапом) планирования расселения, а основано только на дате возникновения права собственности уФИОна жилое помещение, признанное непригодным для проживания.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке непригодным для проживания и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ.
В силу ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.
Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ. Указанная позиция изложена в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014).
Судом установлено, что жилой дом, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, включен в соответствующую программу, реализуя которую, в том числе, на основании соглашения о предоставлении субсидий из областного бюджета от 15 февраля 2021 г., ответчик заключил с ООО «Специализированный застройщик Ленинградской области 1» договор аренды земельного участка, расположенного на Медведском шоссе в г. Луга, для строительства многоквартирного жилого дома, жилые помещения в котором будут переданы в собственность или социальный наем гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда на территории муниципальных образований Лужское городское поселение и Мшинское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области.
При рассмотрении дела установлено, что ФИО ДД.ММ.ГГГГ подписано соглашение (предварительный договор), в котором она выражает согласие на предоставление ей благоустроенного жилого помещения в новом построенном доме, расположенном по адресу:<адрес>.
Таким образом, стороны достигли соглашения о предоставлении истцу в 2023 г. жилого помещения в многоквартирном жилом доме, построенном в г. Луга в рамках реализации программы переселения, взамен признанного аварийным, единственным препятствием реализации которого являлась позиция администрации, основанная на неверном применении норм жилищного законодательства.
Материалами дела подтверждается, что ответчиком уже осуществлены предусмотренные программой мероприятия по строительству многоквартирного дома в целях расселения признанного непригодным для проживания жилого дома по адресу: <адрес>. Для переселения из аварийного жилого помещения администрацией в августе 2023 г. от истца получено согласие на предоставление квартиры в построенном в рамках реализации программы жилом доме на <адрес>
Следовательно, несмотря на то, что срок реализации программы, утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области, в отношении многоквартирного жилого дома, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, не наступил, администрация Лужского муниципального района Ленинградской области, исполняя полномочия органов местного самоуправления, в 2023 г. реализовала соответствующий этап, в связи с чем у истца возникло право на предоставление жилого помещения взамен признанного аварийным.
Кроме того, из правовых позиций ВС РФ, изложенных в разд. 2 и 3 Обзора судебной практики от 29.04.2014 г. следует, что включении жилого дома в адресную программу по переселению является обстоятельством, расширяющим объем жилищных прав собственника аварийного жилья и не может рассматриваться как обстоятельство, лишающее истца возможности получения до истечения установленных программой сроков реализации каждого ее этапа, если при рассмотрении дела установлено, что принадлежащее ему помещение представляет опасность для жизни и здоровья.
Согласно представленному истцом заключению специалиста №, выполненному ФИО жилое помещение (квартира) площадью <данные изъяты> кв. м по адресу: <адрес> - не пригодно для постоянного проживания, в текущем состоянии представляет угрозу для жизни.
С учетом того, что спорное жилое помещение представляет угрозу для жизни, принимая во внимание принцип прямого действия норм жилищного права во времени и отсутствие в указанном выше нормативном акте оговорки о его обратной силе, право на получение ФИО возмещения за изымаемое имущество должно реализовываться по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, без учета ограничений, установленных частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку, действуя добросовестно в условиях правовой определенности, ФИО как собственник жилого помещения вправе была рассчитывать на защиту своих прав с учетом действующего на момент приобретения квартиры законодательства.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесеные расходы. (ст. 98 п.1 ГПК РФ).
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ст. 88 п.1 ГПК РФ).
Из чека ПАО «Сбербанк России» от 17 ноября 2023 года следует, что ФИО произведена оплата государственной пошлины в сумме 300 руб.
Учитывая, что исковые требования удовлетворены, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в указанной выше сумме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.195-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО к администрации Лужского муниципального района об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, удовлетворить.
Обязать администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области (ИНН 4710026064) предоставить ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, паспорт гражданина РФ <данные изъяты>, в собственность равнозначное благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м, расположенное в границах города Луги Ленинградской области, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Луги в соответствии с адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2019 - 2025 годах», утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области № 497 от 14.07.2023, взамен ее жилого помещения, признанного аварийным.
Взыскать с администрации Лужского муниципального района Ленинградской области в пользу ФИО государственную пошлину в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лужский городской суд Ленинградской области.
Председательствующий: подпись
Мотивированное решение изготовлено 17 мая 2024 года
Председательствующий:
УИД № 47RS0012-01-2023-002226-64