К делу №2-547/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 августа 2021 года город Тихорецк
Судья Тихорецкого городского суда Краснодарского края Абловацкая Е.С.,
секретарь судебного заседания Соколов А.А.,
с участием:
представителя истца – старшего помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Веселовой Ж.Ю.,
представителя ответчика – муниципального унитарного предприятия Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района «Комбинат коммунальных предприятий и благоустройства» - Белокопытовой С.В, действующей на основании доверенности б/н от 05.07.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района «Комбинат коммунальных предприятий и благоустройства» о признании незаконным бездействия, об обязании устранить выявленные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Тихорецкий межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района «Комбинат коммунальных предприятий и благоустройства» (далее – МУП ТГП ТР «ККПиБ») о признании незаконным бездействия, об обязании устранить выявленные нарушения.
Требования мотивированы тем, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, по результатам которой в деятельности МУП ТГП ТР «ККПиБ» и администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района выявлены нарушения, а именно: поверхность хранящаяся насыпью отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, поверхность площади не имеет искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, отсутствует по периметру обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, накопление отходов осуществляется без раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). При выезде на территорию земельного участка, отсутствует дизбарьер, ограждение, кольцевой канал, кольцевой вал по периметру свалки. Кроме того, свалка не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов. В лицензии от 11.10.2019, выданной МУП ТГП ТР «ККПиБ» в перечне работ (услуг), установленным положением о лицензировании конкретного вида деятельности отсутствуют сведения о накоплении или размещении отходов.
По изложенным основаниям Тихорецкий межрайонный прокурор просит суд признать незаконным бездействие МУП ТГП ТР «ККПиБ» и администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района, выразившееся в несоблюдении требований законодательства об отходах производства и потребления, обустройству свалки на земельном участке с кадастровым номером 23:32:0601000:428 в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Обязать МУП ТГП ТР «ККПиБ» и администрацию Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района обустроить свалку на земельном участке с кадастровым номером 23:32:0601000:428 в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03, а именно: провести работы по защите поверхности хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров, обеспечить искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием поверхность площадки хранения отходов, обеспечить наличие обваловки и обособленной сети ливнестоков с автономными очистными сооружениями по периметру свалки, обеспечить раздельное накопление отходов, обеспечить наличие дизбарьера при въезде на территорию земельного участка с кадастровым номером 23:32:0601000:428, а также наличие ограждения, кольцевого канала и кольцевого вала по периметру свалки.
Обязать МУП ТГП ТР «ККПиБ» и администрацию Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района принять необходимые меры к разработке проектно-сметной документации на рекультивацию, а также проведению рекультивации земельного участка с кадастровым номером 23:32:0601000:428, а также организовать деятельность по накоплению отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03.
16.07.2021 представитель истца Веселова Ж.Ю. исковые требования уточнила, просила признать незаконным бездействие МУП ТГП ТР «ККПиБ», выразившееся в несоблюдении требований законодательства об отходах производства и потребления, обустройству свалки на земельном участке с кадастровым номером 23:32:0601000:428 в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Обязать МУП ТГП ТР «ККПиБ» обустроить свалку на земельном участке с кадастровым номером 23:32:0601000:428 в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03, а именно: провести работы по защите поверхности хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров, обеспечить искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием поверхность площадки хранения отходов, обеспечить наличие обваловки и обособленной сети ливнестоков с автономными очистными сооружениями по периметру свалки, обеспечить раздельное накопление отходов, обеспечить наличие дизбарьера при въезде на территорию земельного участка с кадастровым номером 23:32:0601000:428, а также наличие ограждения, кольцевого канала и кольцевого вала по периметру свалки.
Обязать МУП ТГП ТР «ККПиБ» принять необходимые меры к разработке проектно-сметной документации на рекультивацию, а также проведению рекультивации земельного участка с кадастровым номером 23:32:0601000:428, а также организовать деятельность по накоплению отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03.
В судебном заседании представитель истца Веселова Ж.Ю. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика – муниципального унитарного предприятия Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района «Комбинат коммунальных предприятий и благоустройства» Белокопытова С.В. возражала против удовлетворения исковых требований по изложенным в письменном отзыве основаниям.
Представитель ответчика – администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, просил вынести решение на усмотрение суда, с учетом возражений имеющихся в материалах дела.
Представитель Южного межрегионального управления Росприроднадзора, привлеченный определением суда от 08.04.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Тихорецком, Белоглинском, Новопокровском районах, привлеченный определением суда от 01.06.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, в ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что исковые требования поддерживает.
На основании положений части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд считает следующее.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходам.
19.11.2015 между администрацией Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района и МУП ТГП ТР «ККПиБ» заключен договор аренды №49 земельного участка с кадастровым номером 23:32:0601000:428, площадью 143263 м2 из категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования: специальная деятельность, на срок 49 лет. На указанном земельном участке МУП ТГП ТР «ККПиБ» на основании лицензии от 11.10.2019 №023 00791 осуществляется деятельность по накоплению твердых коммунальных отходов.
Согласно части 5 статьи 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон №7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 51 Закона №7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
На основании статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами 2.1.7.1322-03, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 №80 (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03), установлены гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов).
В соответствии с пунктом 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 (далее - Правила), разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Пунктом 8 Правил закреплено, что рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» под специальной деятельностью (код 12.2) понимается размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание отходов производства и потребления, медицинских отходов, биологических отходов, радиоактивных отходов, веществ, разрушающих озоновый слой, а также размещение объектов размещения отходов, захоронения, хранения, обезвреживания таких отходов (скотомогильников, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, мест сбора вещей для их вторичной переработки).
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что поверхность хранящаяся насыпью отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, поверхность площади не имеет искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, отсутствует по периметру обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, накопление отходов осуществляется без раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). При выезде на территорию земельного участка, отсутствует дизбарьер, ограждение, кольцевой канал, кольцевой вал по периметру свалки. Кроме того, свалка не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов. В лицензии от 11.10.2019, выданной МУП ТГП ТР «ККПиБ» в перечне работ (услуг), установленным положением о лицензировании конкретного вида деятельности отсутствуют сведения о накоплении или размещении отходов.
Непринятие МУП ТГП ТР «ККПиБ» необходимых мер по рекультивации земельного участка в соответствии с утвержденными, в установленном порядке, проектом влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие.
22.06.2021 между МУП ТГП ТР «ККПиБ» и ООО «Динская мусороуборочная компания - Т» (далее - ДМК-Т) заключен договор №002-Т/18-8) на оказание услуги по приему отходов производства и потребления на накопление с последующим транспортированием на размещение. Все отходы, собираемые на территории Тихорецкого городского поселения МУП ТГП ТР «ККПиБ» передает ДМК-Т с целью их конечного размещения на лицензированных полигонах.
Установлено, что МУП ТГП ТР «ККПиБ» были приняты меры по обустройству площадки с непроницаемым покрытием для временного накопления крупногабаритных отходов на участке и их обработки, путем заключения договоров поставки боя бетона, кирпича, грунт не загрязненный (класс опасности V), бетона М-150. В 2020 году построена площадка для временного накопления.
В соответствии со статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обработка отходов - это предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 №2290) содержит исчерпывающий перечень видов деятельности в области обращения с отходами. К ним относятся:
- сбор отходов I-IV класса опасности;
- транспортирование отходов I-IV класса опасности;
- обработка отходов I-IV класса опасности;
- утилизация отходов I-IV класса опасности;
- обезвреживание отходов I-IV класса опасности;
- размещение отходов I-IV класса опасности.
Деятельность по накоплению отходов не лицензируется.
Согласно пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Не подлежит лицензированию деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению с отходами V класса опасности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов - это складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
Глава III СанПиН 2.1.7.1322-03, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ, предусматривает соблюдение следующих условий при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре:
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Малоопасные (IV класса) отходы могут складироваться как на территории основного предприятия, так и за его пределами в виде специально спланированных отвалов и хранилищ.
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" также содержат требования к обращению с отходами: так, в соответствии с п.218 указанного СанПиН 2.1.3684-21 условия накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки с учетом агрегатного состояния и надежности тары. Тара для селективного сбора и накопления отдельных разновидностей отходов должна иметь маркировку, характеризующую находящиеся в ней отходы. Накопление отходов IV класса опасности допускается - навалом, насыпью, в виде гряд.
Пункт 223 предусматривает складирование отходов IV класса опасности в виде специально спланированных отвалов и насыпей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов - это специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Судом установлено, что деятельность по хранению, либо захоронению отходов на участке никогда не осуществлялась.
Таким образом, деятельность по накоплению малоопасных отходов на срок до 11 месяцев на участке не приводит к ухудшению качества земель и соответственно рекультивация не требуется.
При установленных обстоятельствах, учитывая, что ответчиком предпринимаются меры по устранению выявленных нарушений, суд считает требования Тихорецкого межрайонного прокурора подлежащими частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципального унитарного предприятия Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района «Комбинат коммунальных предприятий и благоустройства» о признании незаконным бездействия, об обязании устранить выявленные нарушения –удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие муниципального унитарного предприятия Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района «Комбинат коммунальных предприятий и благоустройства» в части не обеспечения наличия на земельном участке с кадастровым номером 23:32:0601000428 (адрес: Краснодарский край, Тихорецкий район, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для свалки и другие объекты размещения отходов потребления) обваловки и обособленной сети ливнестоков с автономными очистными сооружениями по периметру свалки, дизбарьера при въезде на территорию данного земельного участка, а также ограждения, кольцевого канала и кольцевого вала по периметру свалки.
Обязать муниципальное унитарное предприятие Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района «Комбинат коммунальных предприятий и благоустройства» устранить выявленные нарушения путем обустройства на земельном участке с кадастровым номером 23:32:0601000428 обваловки и обособленной сети ливнестоков с автономными очистными сооружениями по периметру свалки, дизбарьера при въезде на территорию данного земельного участка, а также ограждения, кольцевого канала и кольцевого вала по периметру свалки.
В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Тихорецкого
городского суда Е.С.Абловацкая
Мотивированное решение изготовлено 22.08.2021.
Судья Тихорецкого
городского суда Е.С.Абловацкая