УИД 28RS0024-01-2023-000243-32
Дело № 2-189/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2023 года г. Шимановск
(решение в окончательной форме принято 15 мая 2023 года)
Шимановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Скрастиной И.С.,
при секретаре Зайнетдиновой И.Г.
с участием прокурора Шимановского района Щетинина И.С., соистца Чуйко Е.Б., представителя ответчика администрации г. Шимановска – Тимченко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шимановского района, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО1, к администрации г. Шимановска о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Шимановского района, действующий в интересах несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Шимановска о взыскании материального ущерба в размере 3 000 рублей и компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, указав, что прокуратурой Шимановского района по факту нападения ДД.ММ.ГГГГ животных без владельцев (собак) на несовершеннолетнюю ФИО1 проведена проверка исполнения органами местного самоуправления и подведомственным им организациям законодательства по обращению с животными без владельцев. Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ около 16 часов 20 минут возле <адрес> микрорайона 1 <адрес> к несовершеннолетней ФИО1 подбежала бродячая собака и напала на нее, схватив зубами за край куртки со спины, вырвав кусок ткани. Несовершеннолетняя ФИО1 от агрессивного поведения собаки испытала сильный эмоциональный стресс. В результате чего, ребенку были причинены моральные и нравственные страдания. Несовершеннолетняя ФИО1 в настоящее время боится находиться на улице без родителей, испытывает страх к бездомным собакам. Мама ФИО1 – Чуйко Е.Б. провожает и встречает ребенка со школы. Кроме того, несовершеннолетней ФИО1 был причинен материальный ущерб, так как в результате нападения на нее бездомной собаки, была повреждена куртка стоимостью 3 000 рублей, которая потеряла этетический вид и не подлежит дальнейшей носке. Поскольку полномочия по организации отлова безнадзорных животных на территории <адрес> возложены на орган местного самоуправления, обязанность к принятию мер по отлову собак, находящихся без сопровождающих лиц на территории муниципального образования, в должной мере не исполняется, что свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между бездействием администрации г. Шимановска и нападением на несовершеннолетнюю ФИО1 безнадзорных собак. Неисполнение администрацией г. Шимановска возложенных законом обязанностей приводит к негативным последствиям в виде нападения безнадзорных животных на граждан, в том числе на несовершеннолетних. Безнадзорные животные могут быть разносчиками различных заболеваний, опасных для людей. В связи с тем, ФИО1 причинен материальный и моральный вред, в виду чего прокурор Шимановского района обратился с настоящим иском в суд.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соистца привлечена Чуйко Е.Б. – законный представитель несовершеннолетней ФИО1
В судебном заседании прокурор Шимановского района Щетинин И.С. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Соистец Чуйко Е.Б. в судебном заседании заявленные исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, указав, что после того как на ее дочь напала собака, последняя стала бояться выходить на улицу без сопровождения взрослых. После нападения собаки, ребенок испытал сильный эмоциональный шок, появилась тревожность, боязнь собак. Кроме того, безнадзорная собака повредила куртку ее дочери, которая стоила 3 000 рублей. Обращаясь в МО МВД России «Шимановский» с заявлением по факту нападения на ее дочь безнадзорной собаки, она указала, что стоимость куртки была 2 500 рублей, поскольку не помнила точную ее стоимость, но впоследствии она нашла дома товарный чек на сумму 3 000 рублей на приобретение указанной куртки.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Шимановска - Тимченко Е.В. исковые требования прокурора не признала, полагала их неподлежащими удовлетворению по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым администрацией г. Шимановска предпринимаются все меры, направленные на реализацию полномочий органа местного самоуправления по организации проведения мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных. ДД.ММ.ГГГГ создано МБУ г. Шимановска «Приют для безнадзорных животных». На эти цели в 2023 году из областного бюджета выделена субвенция в размере 1 684 601 рублей 59 копеек. На ДД.ММ.ГГГГ количество отловленных животных на территории <адрес> составляет 55 особей; на пожизненном содержании в приюте содержатся 3 особи. В администрацию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ от Чуйко Е.Б. поступило заявление о принятии мер по выгулу безнадзорных животных. В марте 2023 года были осуществлены выезды специалистов МБУ г. Шимановска «Приют для безнадзорных животных» по адресу: <адрес>, микрорайон 1, <адрес>, в ходе которых не было обнаружено ни одного безнадзорного животного. В феврале 2023 года по указанному адресу было отловлено 3 особи. Заявленная сумма морального ущерба не является разумной, не соразмерна перенесенным нравственным страданиям. Администрация г. Шимановска не согласна также с размером компенсации материального ущерба. Так, из заявления Чуйко Е.Б. от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного начальнику МО МВД России «Шимановский», следует, что размер имущественного ущерба – 2 500 рублей. В объяснениях Чуйко Е.Б. от ДД.ММ.ГГГГ указывает, что данная куртка была приобретена за 3 000 рублей, чек с покупки у нее не сохранился. Далее в материалах дела имеется товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 3 000 рублей, который, как полагает ответчик, выписан со слов Чуйко Е.Б. Следовательно, нет доказательств того, что куртка была приобретена за 3 000 рублей. Органы местного самоуправления муниципального образования г. Шимановск наделяются отдельными государственными полномочиями по организации, а не по оказанию услуг при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Доказательств того, что причинившее вред животное является безнадзорным, не представлено. В связи с чем, оснований к привлечению администрации г. Шимановска в ответственности в виде взыскания суммы материального ущерба и компенсации морального вреда не имеется.
Заслушав стороны, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит следующим выводам.
В соответствии с положениями статей 2 и 7, части 1 статьи 20, статьи 41 Конституции Российской Федерации право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых нрав и свобод человека, подлежащих государственной защите; Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем компенсации морального вреда.
Предметом настоящего спора является компенсация материального ущерба и морального вреда за вред, причиненный несовершеннолетней ввиду нападения безнадзорной собаки.
Прокурор обратился в суд с настоящим иском с соблюдением требований статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) и положений Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», выступая в интересах несовершеннолетней ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
По общему правилу, для наступления ответственности необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, включающего: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между неправомерными действиями и наступившими последствиями и вину причинителя вреда.
Статья 1069 ГК РФ предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно пункту 1 статьи 1099 ГК РФ, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными Главой 59 ГК РФ и статьей 151 ГК РФ.
В силу статьи 150 ГК РФ жизнь и здоровье являются нематериальными благами, принадлежащими гражданину от рождения, и являются неотчуждаемыми.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1 статьи 1101 ГК РФ).
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как следует из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в МО МВД России «Шимановский» зарегистрирован материал (КУСП №) по обращению Чуйко Е.Б. по факту нападения на ее несовершеннолетнюю дочь ФИО1 бродячей собаки и причинения имущественного ущерба, в связи с порчей куртки дочери.
В ходе доследственной проверки, проведенной МО МВД России «Шимановский» установлено, что ДД.ММ.ГГГГ около 16 часов 20 минут несовершеннолетняя ФИО1 проходила в районе <адрес> микрорайоне 1 <адрес> и увидела бродячую собаку среднего размера, бело-коричневого окраса, без ошейника. Ранее ФИО1 неоднократно видела эту собаку в микрорайоне 1, где она бегала с другими бродячими собаками. ФИО1 проходила мимо собаки на расстоянии одного метра. Увидев ФИО1, бродячая собака подбежала к ней, обнюхала, после чего зарычала и схватила зубами за край ее куртки со стороны спины, в результате порвала куртку. Телесных повреждений несовершеннолетней ФИО1 собакой причинено не было. ДД.ММ.ГГГГ мать несовершеннолетней – Чуйко Е.Б. обратилась в МО МВД России «Шимановский» с заявлением, в котором она просит принять меры к бродячим собакам, которые находятся в свободном выгуле, в связи с тем, что бродячая собака порвала куртку ее дочери, ей причинен имущественный вред в сумме 2 500 рублей.
По указанному факту ДД.ММ.ГГГГ законный представитель несовершеннолетней ФИО1 – Чуйко Е.Б. обратилась с заявлением в прокуратуру <адрес> с просьбой обратиться в интересах несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с иском о взыскании суммы материального ущерба в размере 3 000 рублей и компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, указав, что в результате нападения собаки, ее дочь испытала нравственные страдания, сильный эмоциональный шок, испытывает панические атаки, страх собак.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: 1) установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них; 2) установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев; 2.1) установление порядка предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями; 3) утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными; 4) иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 7 указанного Федерального закона).
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления.
Статьей 8 указанного Федерального закона регламентировано, что полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и данным Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: 1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; 2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона; 3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; 4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части, либо обращение с животными в соответствии с пунктом 5 настоящей части; 5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; 6) иные необходимые мероприятия в соответствии с частями 7 и 8 настоящей статьи.
Пунктом 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.
Согласно части 4.1 статьи 20 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.
Статьи 3, 4, 7 Закона Амурской области от 07 ноября 2019 года №428-ОЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти Амурской области в области обращения с животными и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Амурской области государственными полномочиями Амурской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» определяют, что органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями на неопределенный срок по организации проведения мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Согласно части 1 статьи 8 указанного Закона, финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Амурской области утвержден Постановлением Правительства Амурской области от 26 декабря 2019 года №770, в соответствии с которым под мероприятиями в настоящем Порядке понимаются: 1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и передача в приюты для животных, деятельность которых осуществляется в соответствии с порядком организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, утвержденным Правительством Амурской области (далее - приют); 2) возврат потерявшихся животных их владельцам; 3) возврат содержащихся в приютах животных без владельцев на прежние места их обитания.
Постановлением администрации г. Шимановска от 13 февраля 2020 года №142 «Об организации мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными» полномочия по организации мероприятий по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования г. Шимановск возложены на комитет жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и градостроительства администрации г. Шимановска.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными нормами администрация г. Шимановска является лицом, ответственным за осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев на территории г. Шимановска, в том числе за выполнение мероприятий по контролю их популяции.
При таких обстоятельствах, в рассматриваемом случае ответственность за организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев лежит на администрации г. Шимановска. Доказательств обратного материалы дела не содержат, стороной ответчика суду не представлено, равно как и не представлено доказательство того, что собака, напавшая на несовершеннолетнюю ФИО1, не являлась безнадзорной.
Факт того, что ДД.ММ.ГГГГ в г. Шимановске создано муниципальное бюджетное учреждение г. Шимановска «Приют для безнадзорных животных», сам по себе не означает, что администрацией г. Шимановска предприняты все возможные меры для обеспечения комфортного и безопасного проживания людей на территории г. Шимановска.
Судом учитывается также и то, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, возлагается, в том числе и на орган местного самоуправления.
Ответчиком все возможные меры по отлову собак, находящихся без сопровождающих лиц на территории муниципального образования г. Шимановска, в должной мере не приняты, что свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между бездействием администрации г. Шимановска и нападением ДД.ММ.ГГГГ безнадзорной собаки на несовершеннолетнюю ФИО1, которой причин материальный ущерб и моральный вред.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором Шимановского района требований. Оснований для освобождения органа местного самоуправления от ответственности за вред, причиненный безнадзорной собакой несовершеннолетней ФИО1, судом не установлено.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание несовершеннолетний возраст ФИО1, степень причиненных ей нравственных страданий, а также принцип разумности и справедливости. Таким образом, суд приходит к выводу, что в пользу в несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в лице законного представителя Чуйко Е.Б. подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей. В оставшейся части требования прокурора Шимановского района о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
Материальный ущерб, выраженный в порче одежды (куртки) несовершеннолетней, стоимость которой подтверждается товарным чеком от ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает возможным взыскать в заявленном прокурором размере – 3 000 рублей. Ответчиком не представлено допустимых доказательств, свидетельствующих об ином размере причиненного материального ущерба.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление прокурора Шимановского района, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО1, к администрации г. Шимановска о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с администрации города Шимановска (<данные изъяты>) в пользу несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в лице законного представителя Чуйко Евгении Борисовны (паспорт 1021 728575) сумму материального ущерба в размере 3 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В остальной части в удовлетворении иска прокурора Шимановского района о компенсации морального вреда в размере, превышающем 10 000 рублей, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Шимановский районный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий: