Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1074/2022 от 11.01.2022

Дело № 2-1074/22

23RS0037-01-2021-002688-55

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 августа 2022 года                        г. Новороссийск

Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:

Председательствующего Головина А.Ю.,

при секретаре Пищухиной А.С.,

представителя истца – помощника прокурора Бабкиной Д.Ю., представителя ответчиков по доверенностям Александровской Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО г. Новороссийск, МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города» муниципального образования г. Новороссийска об устранении нарушений законодательства,

У С Т А Н О В И Л :

    Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО <адрес>, МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города» муниципального образования <адрес> требованиями: 1) обязать администрацию муниципального образования <адрес> в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить установку локальных систем оповещения на гидротехнических сооружениях Неберджаевского водохранилища II класса; 2) обязать МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города» муниципального образования <адрес> в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии на гидротехнических сооружениях Неберджаевского водохранилища, в определенном Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в размере 4 818 273 900 (четыре миллиарда восемьсот восемнадцать миллионов двести семьдесят три тысячи девятьсот) рублей, с учетом ежегодной индексации.

Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ суд обязал администрацию муниципального образования <адрес> в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить установку локальных систем оповещения на гидротехнических сооружениях Неберджаевского водохранилища II класса.

В части требований - обязать МКУ «Управление жилищно - коммунального хозяйства города» муниципального образования <адрес> в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии на гидротехнических сооружениях Неберджаевского водохранилища, в определенном Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в размере 4 818 273 900 (четыре миллиарда восемьсот восемнадцать миллионов двести семьдесят три тысячи девятьсот) рублей, с учетом ежегодной индексации производство по делу прекращено, ввиду наличия вступившего в законную силу судебного акта по аналогичному спору.

    Апелляционным определением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части прекращения производства по делу по требованию обязать МКУ «Управление жилищно - коммунального хозяйства города» муниципального образования <адрес> в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии на гидротехнических сооружениях Неберджаевскоговодохранилища, в определенном Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в размере 4 818 273 900 рублей и направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в отменной части по существу.

Кассационным определением от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение оставлено без изменения.

Таким образом, при новом рассмотрении рассматривается требование природоохранного прокурора обязать МКУ «Управление жилищно - коммунального хозяйства города» муниципального образования <адрес> в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии на гидротехнических сооружениях Неберджаевского водохранилища, в определенном Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в размере 4 818 273 900 рублей

В обоснование исковых требований указано, что Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению прокуратуры края проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, безопасности гидротехнических сооружений. Установлено, что в собственности муниципального образования <адрес> находятся гидротехнические сооружения Неберджаевского водохранилища, которые отнесены к II классу и на которые утверждена декларация безопасности (регистрационный (03)0023-00-ВОД), заключение экспертной комиссии на декларацию безопасности (регистрационный -ДБ-0021-2021). ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Управление жилищно - коммунального хозяйства города» муниципального образования <адрес> направило в Севере - Кавказское управление Федеральной службы по экологическом, технологическому и атомному надзору для согласования Правила эксплуатации гидротехнических сооружений Неберджаевского водохранилища.Также, МКУ «Управление жилищно - коммунального хозяйства города» муниципального образования <адрес> получило в Федеральной службе по экологическом, технологическому и атомному надзору разрешение от ДД.ММ.ГГГГ к 0036-00-ВОД на эксплуатацию гидротехнических сооружений Неберджаевскоговодохранилища.В соответствии с Правилами определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила), ростехнадзором определена величина финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии на гидротехнических сооружениях Неберджаевского водохранилища в размере 4 818 273 900 рублей в ценах 2020 года.МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города» заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, страховая сумма по договору страхования составляет 500 000 000 (пятьсот миллионов) рублей (страховой полис от ДД.ММ.ГГГГ) сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, у эксплуатирующей организации МКУ «Управление ЖКХ города» не имеется финансового обеспечения гражданской ответственности, определенного Ростехнадзором в размере 4 818 273 900 рублей. Длительное отсутствие мер, направленных на обеспечение безопасности вышеуказанного гидротехнического сооружения, создает угрозу экологической безопасности прилегающей к гидротехническому сооружению территории, может негативно сказаться на предупреждении возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, которая может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, ущерб окружающей природной среде, а также иные материальные потери.

От Администрации Мо <адрес> поступил письменный отзыв на иск, в котором указано, что Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору величина финансового обеспечения ответственности в связи с чрезвычайной ситуацией (далее - ЧС) по Неберджаевскому водохранилищу установлена в 4 818 273 900 руб. на 2020 год.Пп. е) п. 1 Постановления Правительства РФ от 21.05.2007г. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», установлено, что к ЧС федерального характера относятся ЧС, в результате которой размер материального ущерба составляет свыше 1,2 млрд. рублей.Более того, при возникновении аварии на ГTC Неберджаевского водохранилища, собственником которого является муниципальное образование <адрес> ущерб будет нанесен Крымскому муниципальному образованию, т.е. зона ЧС затрагивает два муниципальных образования, следовательно, относится к ЧС межмуниципального характера.Пунктом «в» Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, или внутригородских территорий города федерльного значения, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей.Соответственно ЧС на Неберджаевском водохранилище относится к ЧС федерального характера.Согласно ч,1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера» финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального характера является расходным обязательством Российской Федерации.В случае аварии на ГТС часть средств 500 000 000 рублей покрывается счет средств «обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» в соответствии с муниципальным вконтрактом , заключенным с АО «СОГАЗ». Пунктом 9.1. муниципального контракта установлен срок действия Полиса: с 00:00 ДД.ММ.ГГГГ в течение 12 месяцев, что вставляет год и указывается в Полисе.Разница, между определенной органом надзора величиной финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии ГТС и величиной средств, выплачиваемых страхующей организацией при наступлении страхового случая на основании заключенного договора, должна покрываться за счет средств собственника ГТС или эксплуатирующей организации.В то же время четкой регламентации, каким образом собственник ГТС или эксплуатирующая организация должна резервировать вышеуказанные средства, в действующем законодательстве нет.В соответствии с пунктом 2 постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке использования бюджетных ассигнованийрезервного фонда администрации муниципального образования <адрес>» резервный фонд администрации муниципального образования <адрес> создается для финансового обеспечения непредвиденных расходов, не предусмотренных в бюджете муниципального образования <адрес> на соответствующий финансовый год.На основании вышеизложенных обстоятельств в случае аварии гидротехнических сооружений либо иных непредвиденных расходов финансирование осуществляется в пределах средств резервного фонда администрации муниципального образования <адрес>.Кроме того, средства, размещенные в активах собственника ГТС в составе финансовых вложений в виде займов, так же могут быть использованыдля обеспечения установленной величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии ГТС. Ранее, по требованию обеспечить финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии ГТС Неберджаевского водохранилища, судом рассматривалось аналогичное дело , в исковых требованиях Азово-Черноморскому межрайонному природоохранному прокурору отказано, по вышеуказанным обстоятельствам.

В судебном заседании помощник Азово-Черноморской природоохранной прокуратуры требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчиков просила в удовлетворении иска отказать, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск и в дополнениях на иск.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требованияне подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Частью 1 ст. 45 ГПК РФ определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересах Российской Федерации.

Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению прокуратуры края проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, безопасности гидротехнических сооружений.

Установлено, что в собственности муниципального образования <адрес> находятся гидротехнические сооружения Неберджаевского водохранилища, которые отнесены к II классу и на которые утверждена декларация безопасности (регистрационный (03)0023-00-ВоД), заключение экспертной комиссии на декларацию безопасности (регистрационный -ДБ-0021-2021).

В соответствии с декларацией безопасности ГТС Неберджаевского водохранилища в случаи тяжелой аварии по расчету вероятности вреда сумма ущерба в ценах на 2020 год составляет 4 818 273,90 рублей.

Статьей 17. ФЗ-117 от 21.07.1997г. «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности

Администрацией муниципального образования <адрес> во исполнение требований Закона № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» заключен муниципальный контракт с АО «СОГАЗ» на оказание услуг для муниципальных нужд «Обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте: Гидротехническое сооружениеНеберджаевского водохранилища <адрес>», страховая сумма которого составляет 500 000 000 рублей (новый срок страхового полиса с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

В случае аварии на ГТС часть средств 500 000 000 рублей покрывается за счет средств «обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» в соответствии с муниципальным контрактом , заключенным с АО «СОГАЗ».

Разница, между определенной органом надзора величиной финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии ГТС и величиной средств, выплачиваемых страховой организацией при наступлении страхового случая на основании заключенного договора, должна покрываться за счет средств собственника ГТС или эксплуатирующей организации.

В соответствии с пунктом 2 постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации муниципального образования <адрес>» резервный фонд администрации муниципального образования <адрес> создается для финансового обеспечения непредвиденных расходов, не предусмотренных в бюджете муниципального образования <адрес> на соответствующий финансовый год.

На основании вышеизложенных обстоятельств в случае аварии гидротехнических сооружений либо иных непредвиденных расходов финансирование осуществляется в пределах средств резервного фонда администрации муниципального образования <адрес>.

В соответствии с п. «е» Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» возможные чрезвычайные ситуации в результате аварии ГТС относятся к чрезвычайным ситуациям федерального характера.

Установлено, что, ГТС Неберджаевского водохранилища Зона ЧС затрагивает два муниципальных образования (Новороссийск, Крымск) следовательно, относится к ЧС межмуниципального характера.

Пунктом «в» Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, или внутригородских территорий города федерального значения, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей.

В соответствии с Постановлением Правительства от 21.05.2007г «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», наиболее тяжелая ситуация при аварии на ГТС Неберджаевского водохранилища соответствует ЧС федерального характера, т.е. следствием непреодолимой силы, в результате которой размер материального ущерба составляет свыше 1,2 млрд. рублей.

Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера» Финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, является расходным обязательством Российской Федерации.

    Согласно утвержденной Ростехнадзором декларации безопасности указанного ГТС от ДД.ММ.ГГГГ (раздел 7, п. 7.3) сведения о финансовом обеспечении гражданской ответственности, размер страховой суммы по договору страхования установлен в размере 500 млн. рублей. Указанный расчет согласован с Министерством природных ресурсов <адрес> письмом .5-1036453/20 от ДД.ММ.ГГГГ Указанной декларации безопасности дано положительное заключение экспертной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, нарушений природоохранного законодательства не выявлено. Исковое заявление является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Азово-Черноморскому межрайонному природоохранному прокурору в удовлетворении требований об обязании МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города» муниципального образования <адрес> обеспечить финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии на гидротехнических сооружениях Неберджаевского водохранилища, в определенном Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в размере 4 818 273 900 рублей, с учетом ежегодной индексации,

ОТКАЗАТЬ,    

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.    

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-1074/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
администрация МО Новороссийск
МКУ "УЖКХ города" МОО г.Новороссийск
Другие
Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Суд
Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края
Судья
Головин Алексей Юрьевич
Дело на сайте суда
novorossisk-oktybrsky--krd.sudrf.ru
11.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
11.01.2022Передача материалов судье
12.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2022Подготовка дела (собеседование)
21.01.2022Производство по делу приостановлено
28.06.2022Производство по делу возобновлено
28.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.07.2022Судебное заседание
04.08.2022Судебное заседание
09.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2023Дело оформлено
26.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее