УИД: 50RS0№-75
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 11 июня 2024 года
Домодедовский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего Поповой С.Н.
при секретаре ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО2 к ФИО3, ФИО4, 3-е лица УФРС по <адрес>, нотариус Домодедовского нотариального округа <адрес> ФИО7, ФИО12, ИФНС России по <адрес>, ООО «АйдиКоллект, ПАО Московский кредитный банк», АО «Тинькофф Банк» о признании право собственности на земельный участок, исключении из наследственной массы объекта недвижимости, о взыскании судебных расходов
у с т а н о в и л:
Истец с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратилась к ответчикам с требованиями о признании земельного участка, расположенного по адресу : <адрес>, 77 с кадастровыми номерами № и № одним и тем же объектом недвижимости, признании право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по названному адресу, исключении из наследственной массы к имуществу ФИО1 земельного участка с кадастровым номером №, взыскании юридических услуг по договору № от ДД.ММ.ГГГГ. В обосновании своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ей расторгнут брак. ДД.ММ.ГГГГ в рамках гражданского дела было заключено мировое соглашение о разделе совместно нажитого имущества. По условиям мирового соглашения ей был выделен земельный участок с кадастровым номером № площадью 1314 кв.м. и жилой дом с кадастровым номером № площадью 53,5 кв.м, расположенные по адресу : <адрес>.ДД.ММ.ГГГГ право собственности на жилой дом было зарегистрировано, однако право на земельный участок не было зарегистрировано по причине ошибки в указании кадастрового номера земельного участка ДД.ММ.ГГГГ определением суда описка в кадастровом номере земельного участка была исправлена и верно был указан кадастровый № земельного участка. Однако осуществить переход права на земельный участок не успела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, а земельный участок вошел в наследственную массу. Наследниками к имуществу ФИО1 являются ответчики. В связи с тем, что в Земельном кодексе закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, требования просит удовлетворить.
В судебном заседании представитель истца ФИО8, действующая по доверенности уточненные требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель ФИО4, ФИО3-ФИО9 в судебном заседании в удовлетворении требований просила отказать по основаниям указанным в возражениях. (л.д. 76-80 т.1, л.д.62-67 т.2). Считают, что земельные участки не тождественны, так как разный вид разрешенного использования.
Представитель ФИО12-ФИО10, действующий по доверенности в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований о признании право собственности на земельный участок, если площадь участка составляет 1314 кв.м. как по документам.
Нотариус Домодедовского нотариального округа <адрес> ФИО7 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия (л.д.11 т.3).
Представители УФРС по <адрес>, АО « Тинькофф Банк», ООО «АйдиКоллект», ИФНС России по <адрес>, ПАО «Московский кредитный Банк» в судебное заседание не явились о рассмотрении извещены надлежащим образом. (15-19).
На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явки.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 59 Земельного кодекса РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Согласно ст.15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Статьей 25 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
На основании ст.8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
Нормами действующего законодательства предусмотрен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
По правилам ст. 35 Земельного кодекса РФ и ч.2 ст. 271 Гражданского кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использований, на тех условиях в том же объеме, что и прежний собственник.
Как следует из материалов, истец и ФИО1 состояли в браке. ДД.ММ.ГГГГ брак был прекращен (л.д. 62 т.1).
Определением Домодедовского городского суда по гражданскому делу № от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО2 к ФИО1 произведен раздел супружеского имущества.
На основании названного определения суда ФИО2 был выделен жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, 77 с кадастровым номером <данные изъяты> и земельный участок, расположенный по данному адресу с кадастровым номером № ( с учетом определения суда от ДД.ММ.ГГГГ) площадью 1314 кв.м. ( л.д. 135-136, 217 т.1).
Право собственности на жилой дом по указанному адресу за ФИО2 в установленном порядке зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается реестровым делом № (л.д.132-151)
Однако произвести переход права собственности на земельный участок с кадастровым <данные изъяты> на себя истец не смогла, по причине того что названный земельный участок ДД.ММ.ГГГГ был снят с кадастрового учета (л.д.29 -35 т.2)
При этом по данному адресу ФИО1 принадлежал земельный участок площадью 1314 кв.м. с кадастровым номером № право собственности, за которым было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 245-247 т.2).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, что подтверждается свидетельством о смерти. (л.д. 208 т.2).
К имуществу ФИО1 нотариусом Домодедовского нотариального округа заведено наследственное дело №. Наследниками к его имуществу являются ФИО4, ФИО3
Из материалов наследственного дела следует, что земельный участок с кадастровым номером № по вышеуказанному адресу включен в наследственную массу ( л.д.218-227 т. 1).
По данным реестровых дел на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> и <данные изъяты> (л.д.119-131,181-205 ) регистрация перехода права собственности осуществлялась на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ФИО11 и ФИО1 по идентичным документам (л.д. 130, 204 т.1), по заявлению о государственной регистрации зарегистрированному за одним и тем же входящим номером № (л.д. 131,205 т.1).
При этом, по данным выписок из ЕГРН земельному участку, расположенному по адресу: <адрес> было присвоено два кадастровых номера № и №
Проведенной в рамках рассмотрения дела судебной землеустроительной экспертизы установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами № и № одинаковые правоустанавливающие документы, площади 1314 кв.м., ранее присвоенные государственные учетные номера №, сведения о правообладателе – ФИО1, запись регистрации №.2 от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, по земельным участкам с кадастровыми номерами № и № имеются расхождения: по категории земельного участка (земли населенных пунктов, земли сельскохозяйственного назначения); по виду разрешенного использования (для ведения личного подсобного хозяйства (полевой), для ведения личного подсобного хозяйства), по адресу ( <адрес>, г.о. Домодедово), по датам присвоения кадастровых номеров (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ). Экспертом также установлено, что площадь земельного участка по адресу: <адрес> по данным кадастрового учета смежных земельных участков составила 1976кв.м., что на 662 кв.м. больше площади по правоустанавливающим документам и сведениям ЕГРН (1314 кв.м.), Также отмечено, что фактические границы земельного участка не пересекаются с границами смежных земельных участков по данным кадастрового учета и располагаются на расстоянии.
По заключению эксперта – земельные участки с кадастровыми номерами № и № являются одним и тем же объектом недвижимости (л.д.15-16 т.2).
Заключение эксперта суд находит объективным и компетентным. Оснований не доверять данному заключению не имеется, поскольку оно сделано экспертом, имеющим специальное образование и обладающим специальными познаниями в области землеустройства, имеющим длительный стаж работы экспертом, выводы эксперта основаны на проведенных исследованиях в соответствии с методикой исследования, научно обоснованы. Нарушений при производстве и даче заключения положений ст.ст. 79, 83-86 Гражданского процессуального кодекса РФ, которые бы свидетельствовали о неполноте, недостоверности и недопустимости заключения экспертизы не установлено. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
На основании абз. 2 ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно положениям статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Из разъяснений, содержащихся в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации в пункте 34 постановления N 9 от ДД.ММ.ГГГГ "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности и дав им надлежащую правовую оценку, суд приходит к выводу о том, что земельные участки с кадастровыми номерами № и № по адресу: <адрес>,77, на котором расположен жилой дом принадлежащий истцу, являются одним и тем же объектом недвижимости.
Учитывая указанные обстоятельства, руководствуясь положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 1, 35 Земельного кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу, об исключении земельного участка площадью 1314 кв.м. с кадастровым номером № (категория земли: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (полевой) из состава наследственного имущества, открывшегося после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ и признании право собственности на данный земельный участок за ФИО2
Доводы ответчика о том, что истец злоупотребил своим правом на судебную защиту, судом отклоняются (л.д.76-80 т.1).
По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались (абзац 4).
Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ), например, признает условие, которому недобросовестно воспрепятствовала или содействовала эта сторона соответственно наступившим или ненаступившим (пункт 3 статьи 157 ГК РФ); указывает, что заявление такой стороны о недействительности сделки не имеет правового значения (пункт 5 статьи 166 ГК РФ) (абзац 5 Пункта 1).
Несвоевременное проведение истцом технических процедур и перерегистрации право собственности на себя спорного земельного участка в качестве злоупотребления судом не расценивается.
Иных доказательств, злоупотребления истцом своими правами ответчиками не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Решение суда состоялось в пользу истца, в связи с чем, в соответствии с заявленными требованиями он имеет право на взыскание понесенных расходов на оплату услуг представителя.
Материалами дела подтверждается, что представитель истца принимал участие в судебном разбирательстве. Несение данных расходов подтверждается Договором на оказание правовых услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, чеком об оплате (л.д.103-105 т.2)
Исходя из изложенного, а также учитывая принцип разумности, категорию сложности дела и фактический объем, оказанный представителем услуг, суд находит необходимым взыскать с ответчиков в пользу истца расходы на представителя в размере <данные изъяты> рублей в равных долях, т.е. в размере по <данные изъяты> рублей с каждого.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.
Признать за ФИО2 право собственности на земельный участок, площадью 1314 кв.м., с кадастровым номером № (категория земли: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (полевой).
Исключить из состава наследственного имущества, открывшегося после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок площадью 1314 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> (категория земли: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (полевой).
Взыскать с ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения <данные изъяты>), ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты>) в пользу ФИО2,ДД.ММ.ГГГГ года рождения ( <данные изъяты>) судебные расходы на представителя в размере <данные изъяты> рублей в равных долях, т.е. по <данные изъяты> рублей с каждой.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы через Домодедовский городской суд.
Председательствующий
Мотивированное решение суда изготовлено 17 июня 2024