4а-134/19
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
3 апреля 2019 года г. Махачкала
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Дагестан Орцханов А.И., рассмотрев жалобу командира полка ДПС ГИБДД МВД по Республике Дагестан полковника полиции Шахрутдинова Ш.М. на постановление мирового судьи судебного участка № 98 Советского района г. Махачкалы от 2 октября 2018 года и решение Советского районного суда г. Махачкалы от 20 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»,
установил:
16 августа 2018 года инспектором ДПС ГИБДД МВД по Республике Дагестан в отношении юридического лица - администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ, согласно которого администрация городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» не выполнила в установленный срок требование должностного лица, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства, не установлены над проезжей частью дублирующие дорожные знаки.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 98 Советского района г. Махачкалы от 2 октября 2018 года производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» состава административного правонарушения.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 20 декабря 2018 года указанное постановление мирового судьи судебного участка № 98 Советского района г. Махачкалы от 2 октября 2018 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Дагестан в порядке, предусмотренном статьями 30.12 – 30.14 КоАП РФ, заявитель просит об отмене судебных решений. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что выводы судов являются необоснованными, так как надлежащим лицом по делу является администрация городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», а не МКУ Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Махачкалы.
Письмом заместителя Председателя Верховного Суда Республики Дагестан Орцханова А.И. от 1 марта 2019 года административное дело (№ 3-308/17) истребовано и 7 марта 2019 года поступило в Верховный Суд Республики Дагестан.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 КоАП РФ администрация городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» уведомлено о принесении должностным лицом жалобы на судебное решение, однако в установленный срок возражения на нее не представила.
Проверив доводы жалобы и материалы административного дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 27 ст.19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 13 июля 2018 года в адрес администрации ГОсВД «город Махачкала» в целях обеспечения безопасности участников дорожного движения вынесено предписание установить над проезжей частью дублирующие дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» по пр. И. Шамиля, 39, г. Махачкалы в течение 15 дней.
В ходе проверки, проведенной должностным лицом ГИБДД, установлено невыполнение указанного предписания. По данному факту 16 августа 2018 года инспектором дорожного надзора Полка ДПС ГИБДД МВД по Республике Дагестан составлен протокол № 05 РЮ 000111 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении администрации ГОсВД «город Махачкала».
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического и юридического лица, за которое данным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу, мировой судья, пришел к выводу, что предписание должностного лица вынесено в отношении ненадлежащего лица, решением собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 2 августа 2018 года № 27-05 полномочия по организации дорожной деятельности осуществляет муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Махачкалы.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Осуществление дорожной деятельности (деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автодорог) признается именно публичной функцией, полномочия, по выполнению которой разграничены между государственными и муниципальными органами в зависимости от значения автодороги:
- к полномочиям государственных органов РФ отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автодорог федерального значения (п. 10 ст. 11 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ);
- к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ - осуществление дорожной деятельности в отношении автодорог регионального или межмуниципального значения, обеспечение безопасности дорожного движения на них (подп. 11 п. 2 ст. 26.3 Закона);
- к вопросам местного значения - дорожная деятельность в отношении автодорог местного значения, обеспечение безопасности дорожного движения на них (п. 5 ч. 1 ст. 14, п. 5 ч. 1 ст. 15, п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона).
Организация дорожной деятельности осуществляется органами публичной администрации посредством издания ими административных актов, которые опосредуют исполнение обязанностей и реализацию правомочий публичного собственника. Непосредственная дорожная деятельность (содержание, ремонт автодорог и т.п.) возможна лишь в форме хозяйственной деятельности, для выполнения которой органы публичной администрации создают и финансируют подведомственные организации либо привлекают третьих лиц посредством механизмов государственно-частного партнерства (концессии, государственные и муниципальные закупки).
Таким образом, необходимо различать субъектов административного управления автодорогами (Федеральное дорожное агентство, аналогичные органы регионального и муниципального уровня), которые реализуют в отношении них организационно-распорядительные полномочия, с одной стороны, и «управляющих» автодорогами в гражданско-правовом смысле, ответственных за их содержание (специализированные государственные и муниципальные учреждения) - с другой.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
Как следует из материалов дела и установлено судом решением собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 2 августа 2018 года № 27-5 утверждено положение о муниципальном казенном учреждении «Управление жилищно-коммунального хозяйства», согласно которого МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» г. Махачкалы осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечивает функционирование парковок (парковочных мест), осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, выводы мирового судьи об отсутствии в действиях администрации ГОсВД «город Махачкала» состава вменяемого административного правонарушения являются обоснованными.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления мирового судьи и решения судьи районного суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
постановил:
в удовлетворении жалобы командира полка ДПС ГИБДД МВД по Республике Дагестан Шахрутдинова Ш.М. отказать.
Постановление мирового судьи судебного участка № 98 Советского района г. Махачкалы от 2 октября 2018 года и решение Советского районного суда г. Махачкалы от 20 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.27 ст.19.5 КоАП РФ в отношении администрация ГОсВД «город Махачкала» оставить без изменения.
Заместитель Председателя
Верховного Суда Республики Дагестан А.И. Орцханов