Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-535/2023 ~ М-436/2023 от 14.06.2023

Дело № 2 – 535/2023 (УИД 53RS0003-01-2023-000619-71)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 ноября 2023 года                         г. Валдай

Валдайский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи И.А. Носовой,

при помощнике судьи Я.Д. Флик,

с участием представителей истца – представителей Инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области А.В. Алёнкина, Ю.А. Котовой,

ответчика А.Ю. Коченова,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области к администрации Валдайского муниципального района Новгородской области, Иванову Леониду Анатольевичу, Коченову Алексею Юрьевичу, Беловой Нине Семеновне об обязании совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Инспекция государственной охраны культурного наследия Новгородской области (далее Инспекция) обратилась в суд с иском к администрации Валдайского муниципального района Новгородской области (далее Администрация), Иванову Л.А., Беловой Н.С., Коченову А.Ю., уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), требуя возложить обязанности в срок до 31.12.2024 организовать разработку научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения – «Дом жилой с лавкой» XIX в., расположенного по адресу: <адрес>, с заключением государственной историко-культурной экспертизы; в срок до 31.12.2025 в соответствии с разработанной проектной документацией провести работы по сохранению указанного выше объекта культурного наследия, уведомить Инспекцию о проведенных работах. Требования мотивированы тем, что в ходе проведения 22.08.2022 мероприятия по контролю исполнения требований законодательства об охране объектов культурного наследия выявлены нарушения со стороны ответчиков, в собственности которых находится объект культурного наследия, расположенный по указанному адресу. В нарушение требований закона данный объект культурного наследия регионального значения находится в ненадлежащем состоянии. По результатам обследования собственникам объекта направлено предостережение о недопустимости нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия народов РФ, предложено получить соответствующее задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в Инспекции, разработать проектную документацию по сохранению объекта и провести работы по его сохранению, о чем уведомить Инспекцию. В ходе повторного осмотра указанного объекта недвижимости, проведенного 10.11.2022, установлено, что работы на памятнике не проводились, памятник продолжает разрушаться. Собственниками объекта культурного наследия меры по обеспечению сохранности объекта не принимались, проектная документация по сохранению данного объекта в Инспекцию не поступала, работы по сохранению не ведутся.

В ходе судебного разбирательства представители истца Алёнкин А.В., Котова Ю.А. поддержали исковые требования Инспекции по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик Коченов А.Ю. исковые требования Инспекции не признал, объяснил, что летом 2004 года он продал принадлежащее ему жилое помещение по адресу: <адрес>, поскольку он не является собственником данного объекта недвижимости обязанности по организации разработки научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, адрес которого указан выше, а также по проведению работ по сохранению указанного выше объекта культурного наследия на него не могут быть возложены.

Представитель ответчика – представитель Администрации Быстрова М.В. не возражала против удовлетворения исковых требований Инспекции.

Ответчики Белова Н.С., Иванов Л.А., будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения представителей истца, ответчика, исследовав письменные доказательства, суд считает следующее.

Установлено и подтверждается материалами дела, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности Валдайского муниципального района (<данные изъяты>), Иванова Л.А. (<данные изъяты>), Беловой Н.С. (<данные изъяты>).

Постановлением администрации Новгородской области от 23.01.1997 № 21 «О памятниках истории и культуры» к памятникам истории и культуры местного значения в соответствии с Законом РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры» отнесен памятник архитектуры и истории – «Дом жилой с лавкой» XIX в., расположенный по адресу: <адрес>.

Как предусмотрено п. 3 ст. 64 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28.04.2017 № 90447-р объект культурного наследия регионального значения – «Дом жилой с лавкой» XIX в., расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», регистрационный номер 531710796590005.

Приказом инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области от 24.06.2016 № 477 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца указанного выше объекта культурного наследия регионального значения.

22.08.2022 в рамках контрольного (надзорного) мероприятия – выездного обследования объекта культурного наследия регионального значения по указанному выше адресу установлено, что на первом этаже здания на главном фасаде оконных проемов не имеется, на втором этаже четыре окна защищены досками, со стороны дворового фасада окна первого этажа заложены досками, на уровне второго этажа в трех окнах отсутствует остекление, на фасадах здания наблюдается деструкция кирпичной кладки, сколы сплошности кладки, дворовая территория находится в неудовлетворительном состоянии, о чем составлен акт, осуществлена фотосъемка.

Собственникам объекта направлено предостережение о недопустимости нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия народов РФ, предложено получить соответствующее задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в Инспекции, разработать проектную документацию по сохранению объекта и провести работы по его сохранению, о чем уведомить Инспекцию.

В ходе повторного осмотра указанного объекта недвижимости, проведенного 10.11.2022, установлено, что работы на памятнике не проводились, цоколи здания находятся в неудовлетворительном состоянии, со стороны лицевого и дворового фасадов у низа стен прорастают трава и деревья, со стороны дворового фасада выломаны доски, которыми закрывалось одно из окон первого этажа, доступ в здание не ограничен, о чем составлен акт, осуществлена фотосъемка.

Таким образом, установленные в ходе контрольных мероприятий обстоятельства свидетельствуют о нарушении требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия.

В силу п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объекта культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: региональным органом охраны объектов культурного наследия – в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

Из смысла положений вышеуказанных норм следует, что ремонт и реставрация объектов культурного наследия проводится юридическими или физическими лицами с разрешения и по заданию министерства культуры или его территориального органа после согласования проектной документации на проведение ремонтных работ памятника и на основании лицензии на проведение ремонта.

Конкретные виды работ, которые могут производиться при ремонте и реставрации объекта должны быть определены в специальном документе, выдаваемым уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.

Согласно подп. 1, 2 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия.

Следуя п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

Из вышеуказанного следует, что выполнение работ по содержанию объекта культурного наследия и поддержанию в надлежащем техническом состоянии объекта является обязанностью владельцев данного объекта, ввиду прямого указания в законе.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Оценивая изложенное выше, учитывая, что имеют место нарушения требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия, соблюдение которых ответчиками является обязательным в силу закона, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на собственников объекта культурного наследия требуемых Инспекцией обязанностей.

Вместе с тем, принимая во внимание, что Коченов А.Ю. не является собственником указанного выше объекта культурного наследия правовые основания для удовлетворения исковых требований Инспекции о возложении на него обязанностей обеспечить разработку проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения и провести работы по сохранению указанного выше объекта культурного наследия отсутствуют.

Учитывая, что проведение работ по сохранению объекта культурного наследия требует разработки и согласования проектной документации, после чего потребуется время непосредственно для выполнения таких работ, принимая во внимание климатические условия региона, в силу ст. 204, 206 ГПК РФ, суд устанавливает срок для организации разработки научно-проектной документации с заключением государственной историко-культурной экспертизы – до 31.12.2024; для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия – до 31.12.2025.

Поскольку истец при обращении в суд был освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчиков следует взыскать в доход бюджета государственную пошлину в размере 600 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования Инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области – удовлетворить частично.

Возложить на администрацию Валдайского муниципального района Новгородской области, Иванова Леонида Анатольевича, Белову Нину Семеновну обязанность в срок до 31.12.2024 организовать разработку научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия – «Дом жилой с лавкой» XIX в., расположенного по адресу: <адрес>, с заключением государственной историко-культурной экспертизы.

Возложить на администрацию Валдайского муниципального района Новгородской области, Иванова Леонида Анатольевича, Белову

Нину Семеновну обязанность в срок до 31.12.2025 в соответствии с разработанной проектной документацией провести работы по сохранению объекта культурного наследия – «Дом жилой с лавкой» XIX в., расположенного по адресу: <адрес>.

Возложить на администрацию Валдайского муниципального района Новгородской области, Иванова Леонида Анатольевича, Белову Нину Семеновну обязанность о проведенных работах по сохранению объекта культурного наследия уведомить Инспекцию государственной охраны культурного наследия Новгородской области.

Взыскать с администрации Валдайского муниципального района Новгородской области, Иванова Леонида Анатольевича, Беловой Нины Семеновны в равных долях в доход местного бюджета Валдайского муниципального района Новгородской области государственную пошлину в размере 600 рублей, то есть по 200 рублей с каждого.

В удовлетворении исковых требований Инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области к Коченову Алексею Юрьевичу – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 10.11.2023.

Судья                           И.А. Носова

2-535/2023 ~ М-436/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Инспекция государственной охраны культурного наследия НО
Ответчики
Белова Нина Семеновна
Иванов Леонид Анатольевич
Коченов Алексей Юрьевич
Администрация Валдайского муниципального района
Суд
Валдайский районный суд Новгородской области
Судья
Носова Ирина Анатольевна
Дело на странице суда
valdaisky--nvg.sudrf.ru
14.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.06.2023Передача материалов судье
19.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.07.2023Судебное заседание
05.07.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
25.08.2023Судебное заседание
11.09.2023Судебное заседание
14.09.2023Судебное заседание
25.09.2023Судебное заседание
06.10.2023Судебное заседание
08.11.2023Судебное заседание
10.11.2023Судебное заседание
10.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.02.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее