Именем Российской Федерации
29 мая 2024 года г. Тамбов
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
Судьи Бабкиной Н.В.,
при секретаре судебного заседания Сарычевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Октябрьского района города Тамбова, действующего в интересах Игнатова Александра Игоревича, к администрации города Тамбова Тамбовской области о возложении обязанности организовать выделение парковочного места,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Октябрьского района г.Тамбова обратился в суд с исковым заявлением в интересах Игнатова А.И. к администрации города Тамбова Тамбовской области с требованием о возложении обязанности по организации парковочного места, предназначенного для стоянки транспортных средств инвалидов.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Октябрьского района г.Тамбова по поручению прокуратуры Тамбовской области рассмотрено обращение инвалида 1 группы Игнатова А.И. по вопросу отсутствия парковочных мест для инвалидов во дворе многоквартирного ***.
Проверка показала, что обращения Игнатова А.И. рассматривались ООО «Управляющая Компания ГрадСервис». Согласно позиции данной управляющей организации, в границах земельного участка жилого *** обустроить парковочное место для транспортного средства невозможно. Территория, прилегающая к данному многоквартирному дому, находится на балансе Администрации города Тамбова Тамбовской области и не входит в состав общего имущества данного МКД (согласно данным публичной кадастровой карты).
По информации органа местного самоуправления от 16.10.2023 в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером *** площадью 1263 кв.м, с видом разрешенного использования - «под строительство 9- этажного многоквартирного жилого дома (земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной застройки)». Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями законодательства.
Ранее ответом Администрации г.Тамбова Тамбовской области Игнатов А.И. уведомлялся о необходимости обращения в управляющую организацию, осуществляющую управление вышеуказанным домом, для решения вопроса оборудования стоянки для инвалидов.
Согласно справке МСЭ №4718581 от 28.01.2004 Игнатову А.И. присвоена 1 группа инвалидности. Он имеет автомобиль SKODA ОСТАVIA, государственный регистрационный номер ***, что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства ***, дата выдачи - 26.10.2022г.
С учетом уточненных исковых требований от 24.04.2024г. просит обязать администрацию г.Тамбова Тамбовской области организовать выделение одного парковочного места, предназначенного для стоянки транспортных средств инвалидов на земельном участке, примыкающем к придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: ***, с обозначением данного парковочного места соответствующим дорожным знаком для нужд инвалида 1 группы Игнатова А.И.
Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ООО УК «ГрадСервис», Игнатова Т.А., МБУ «ДГД», Комитет градостроительства и землепользования администрации г.Тамбова.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Коломлин М.В., Игнатов А.И. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации г.Тамбова Тамбовской области и третьего лица комитета градостроительства и землепользования администрации г.Тамбова Тамбовской области Андреева А.С. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Пояснила, что в связи с оргштатными мероприятиями до настоящего момента заявление Игнатова А.И. о выделении ему парковочного места вблизи многоквартирного дома не рассмотрено.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, свидетеля, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов (часть 2 статьи 7); Правительство Российской Федерации обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни (пункт "в.2" части 1 статьи 114).
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и социальных прав и свобод, установленных Конституцией Российской Федерации, определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181 -ФЗ).
В силу статьи 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно п.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Из абз.8 ч.8 ст.15 названного Федерального закона следует, что инвалиды имеют внеочередное право в порядке, установленномЗемельным кодексомРоссийской Федерации, на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства гаражей вблизи места жительства инвалидов или на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
В постановлении Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения» понятие парковки (парковочного места) определено как специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 01.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Игнатов А.И., *** года рождения, является инвалидом I группы инвалид с детства, нетрудоспособен, нуждается в постоянном постороннем уходе (л.д. 10).
Он является собственном транспортного средства Skoda Octavia, 2019 года выпуска, гос.рег.знак *** (л.д. 25-26).
19.09.2023г. Игнатов А.И. обратился в Прокуратуру Тамбовской области с жалобой на управляющую компанию ООО УК «ГрадСервис» по вопросу бездействия управляющей компании в выделении парковочного места на придомовой территории с обозначением его знаком инвалид (л.д. 8-9).
Из ответа ООО «УК ГрадСервис» от 11.10.2023 года (л.д. 19) следует, что обращения Игнатова А.И., зарегистрированного по адресу: *** поступали в ООО «УК ГрадСервис» в апреле 2023 г. и в августе 2023 г. Ответы на обращения были отправлены по месту регистрации заявителя простым почтовым письмом. По вопросу оборудования парковочного места для инвалидов во дворе *** было рассмотрено в ООО «УК ГрадСервис». В границах земельного участка жилого *** обустроить парковочное место для транспортного средства невозможно. Территория, прилегающая к многоквартирному дому ***А по ***, находится на балансе администрации *** и не входит в состав общего имущества данного многоквартирного дома (согласно данным публичной кадастровой карты).
Следовательно, ООО «УК ГрадСервис» не может организовать парковочное место для транспортного средства, т. к. земельный участок перед домом находится в государственной или муниципальной собственности.
Из ответа администрации г.Тамбова Тамбовской области от 16.10.2023г. (л.д. 24) следует, что согласно сведениям информационного ресурса «Публичная кадастровая карта», размещенного на сайте Росреестра, по *** в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером *** площадью 1263 м2 с видом разрешенного использования - «под строительство 9-этажного многоквартирного жилого дома (земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной застройки)». Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В таком случае нормами п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» определено, что со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в связи с чем, владение, пользование и распоряжение таким земельным участком относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 44 Жилищного кодекса РФ).
На основании изложенного вопрос оборудования парковочного места для инвалида около вышеуказанного дома может быть рассмотрен общим собранием собственников помещений данного многоквартирного дома.
В судебном заседании не отрицалось представителем администрации г.Тамбова и это следует из публичной кадастровой карты, плана земельного участка под многоквартирным домом и выписки из ЕГРН на данный земельный участок (л.д.21, 56, 81-94), что земельный участок вблизи многоквартирного дома, в котором проживает Игнатов А.И., относится к неразграниченным землям города, т.е. не относится к общему имуществу собственников многоквартирного дома.
Пунктом 5 части 1 статьи 16Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 3.25 Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (далее - СП 59.13330.2020) даёт определение специализированного места стоянки (парковки) транспортных средств инвалидов: машино-место, выделяемое на стоянке (парковке) для транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов и имеющее увеличенные габаритные размеры для беспрепятственного доступа инвалида, в том числе инвалидов на кресле-коляске, к автомобилю, посадки и высадки из него.
В пункте 5.2.1 СП 59.13330.2020 закреплено, что каждое специализированное машино-место для транспортного средства инвалида должно быть обозначено дорожной разметкой по ГОСТ Р 51256 и, кроме того, на земельном участке здания - дорожными знаками по ГОСТ Р 52289 и ГОСТ Р 52290.
В соответствии с требованиями пунктов 5.9.24, 6.2.30 ГОСТ Р 52289-2019 табличку 8.17 "Инвалиды" применяют совместно со знаком 6.4 для указания, что парковка (парковочное место) отведена для стоянки автомобилей, на которых установлен опознавательный знак "Инвалид", а разметку 1.24.3 применяют для дублирования знака 8.17 при обозначении парковочных мест, предназначенных для автомобилей, на которых установлен опознавательный знак "Инвалид".
В соответствии с п.5 ч.1 ст.6 Устава г.Тамбова Тамбовской области к вопросам местного значения города Тамбова относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, в силу вышеуказанных положений действующего законодательства именно на администрации города Тамбова как органе местного самоуправления лежит обязанность по разработке и утверждению проекта схемы организации дорожного движения, а также по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в том числе, к многоквартирному жилому дому, в котором проживают инвалиды.
Согласно паспортным данным и не отрицалось Игнатовым А.И. в судебном заседании, он зарегистрирован по адресу: *** (л.д.27-29).
Собственником *** является Игнатова Т.А., которая приходится матерью Игнатову А.И. (л.д.100, 101).
Третье лицо Игнатова Т.А. в судебном заседании поясняла, что Игнатов А.И. проживает в *** по *** постоянно на протяжении более одного года и планирует в дальнейшем там проживать.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО5 пояснила, что они проживают совместно с истцом по адресу: ***, ***, более полутора лет и планируют проживать по указанному адресу бессрочно. Квартира принадлежит Игнатовой Т.А. Поскольку передвижение Игнатова А.И. на кресле-коляске создает значительные трудности, особенно в зимнее время, он обратился в администрацию г.Тамбова за выделением парковочного места для инвалидов перед многоквартирным домом.
В процессе рассмотрения дела 09.02.2024г. Игнатов А.И. повторно обратился в администрацию г.Тамбова с заявлением, в котором просил оборудовать во дворе *** парковочное место напротив подъезда 1 с нанесением соответствующей разметки и установкой соответствующего знака (л.д. 184).
Данное заявление подлежит рассмотрению в рамках Порядка использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства на территории области, утвержденного Приказом министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области от 30 октября 2023 г. N 607 (далее – Порядок), который не был принят на момент первоначального обращения Игнатова А.И. в администрацию г.Тамбова.
Разделом 2 Порядка установлено, что заявление в целях получения разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства на территории области подается гражданами (далее - заявители) либо их уполномоченными представителями в уполномоченный орган.
К Заявлению прилагаются следующие документы:
документ, удостоверяющий личность заявителя, или документ, удостоверяющий личность представителя заявителя (в случае, если Заявление подается уполномоченным представителем заявителя);
копия документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя;
схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории - в случае, если планируется использование земель или части земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости);
копии документов, подтверждающих возведение объектов до дня вступления в силуФедерального законаN79-ФЗ (при наличии), в случае, если Заявление подается в отношении объектов, являющихся некапитальными сооружениями, возведенных до дня вступления в силу Федерального закона N79-ФЗ, а также стоянок технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства, предоставленных им до дня вступления в силу Федерального закона N79-ФЗ;
копии документов, подтверждающих принадлежность заявителя к категории граждан, указанных впункте 1.10настоящего Порядка, - в случае, если подается Заявление о разрешении на использование земель или земельного участка для возведения гражданами некапитальных гаражей. Если копия справки об инвалидности не представлена заявителем по собственной инициативе, уполномоченный орган в порядке межведомственного взаимодействия запрашивает сведения, подтверждающие факт инвалидности заявителя, в Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации;
копии документов о регистрации транспортного средства на имя заявителя, копия водительского удостоверения заявителя или копии документов на средство передвижения инвалидов.
В случае если Заявление и прилагаемые к нему документы соответствуют требованиям, указанным впунктах 2.2-2.3настоящего Порядка, в течение 30 (тридцать) календарных дней с момента регистрации указанного Заявления уполномоченный орган осуществляет подготовку и направление запросов в порядке межведомственного взаимодействия для получения недостающих сведений; оформление соответствующего Разрешения или отказа в выдаче Разрешения.
Вместе с тем, на момент вынесения решения суда заявление Игнатова А.И. администрацией г.Тамбова не рассмотрено, решение по заявлению инвалида не принято со значительным нарушением установленного Порядком срока.
12.04.2024г. должностными лицами администрации г.Тамбова Тамбовской области был составлен акт комиссионного обследования, согласно выводам которого, рекомендовано комитету градостроительства и землепользования администрации г.Тамбова выделить одно место для стоянки автомобиля инвалида I группы Игнатова А.И. в районе 1 подъезда дома по *** (л.д. 159).
Управлением архитектуры администрации г.Тамбова Тамбовской области подготовлен топографический план для размещения парковочного места инвалида в районе *** (л.д. 189).
Из сообщения комитета градостроительства и землепользования администрации г.Тамбова Тамбовской области от 28.04.2024 года (л.д. 158) следует, что в комитет градостроительства и землепользования администрации города Тамбова поступило обращение Игнатова А.И. по вопросу установки знака парковочного места и нанесения разметки на дорожном покрытии во дворе ***.
В связи с организационно-штатными мероприятиями администрации города Тамбова в состав комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с размещением некапитальных объектов на территории городского округа - город Тамбов, утвержденной постановлением администрации города Тамбова № 3224 от 25.04.2023 (далее - комиссия) вносятся изменения.
Вопрос Игнатова А.И. о внесении места в схему размещения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, или стоянок технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства на территории городского округа - город Тамбов будет рассмотрен на заседании комиссии, после внесения изменений в её состав.
Учитывая вышеприведенные положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, а также Приказа министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области от 30 октября 2023 г. N 607, представление Игнатовым А.И. всех документов, необходимых для принятия решения о выделении ему земельного участка для организации парковочного места возле места проживания, суд полагает установленным факт ненадлежащего исполнения Администрацией г.Тамбова обязанностей по выполнению мер, направленных на осуществление доступа инвалида к бесплатной парковке транспортного средства на земельном участке, примыкающем к придомовой территории многоквартирного дома.
Принимая во внимание то обстоятельство, что надлежащие меры к беспрепятственному доступу лица с ограниченными возможностями к социально-значимому объекту – жилому помещению, Администрацией г.Тамбова не принимаются, отсутствие выделенного места для парковки специального автотранспортного средства инвалида приводит к нарушению прав и законных интересов истца Игнатова А.И., являющегося лицом с ограниченными возможностями, что противоречит основным целям и задачам законодательства, предусматривающего социальную защиту инвалидов, в связи с чем суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ***, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░