Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1135/2019 ~ М-923/2019 от 07.05.2019

Дело № 2-1135/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

06 июня 2019 года                          г. Кирово-Чепецк

    Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области

в составе председательствующего судьи Коровацкой Е.В.

при секретаре Поспелове И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора ФИО4 гражданское дело по иску Кирово-Чепецкого городского прокурора в интересах ФИО1 к КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница», КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая ЦРБ" о возложении обязанности организовать и обеспечить доставку гражданина автомобильным транспортом до места получения медицинской помощи и обратно, взыскании транспортных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Кирово-Чепецкий городской прокурор обратился в суд в интересах ФИО1 с иском к Министерству здравоохранения <адрес>, КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая ЦРБ" о возложении обязанности организовать и обеспечить доставку гражданина автомобильным транспортом до места получения медицинской помощи и обратно, взыскании транспортных расходов. В обоснование иска указано, что ФИО1 проходит процедуру <данные изъяты> в <адрес> 3 раза в неделю по 4 часа. На территории <адрес> специализированная медицинская помощь больным <данные изъяты> методом <данные изъяты> не оказывается, в связи с чем, ФИО1 вынужден за свой счет ездить из <адрес> в <адрес> и обратно для прохождения жизненно необходимой процедуры. Просил суд обязать Министерство здравоохранения <адрес> организовать и обеспечить доставку ФИО1 от места его жительства до места получения медицинской помощи программного <данные изъяты> и обратно, обеспечить финансирование указанных мероприятий, а также взыскать с КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая ЦРБ" расходы ФИО1 на транспортные услуги для получения процедуры <данные изъяты> за период с <дата> по <дата> в сумме 25 996 рублей.

Определением судьи Кирово-Чепецкого районного суда <адрес> суда от <дата> по ходатайству прокурора и с согласия истца ФИО1 допущена замена ненадлежащего ответчика - Министерства здравоохранения <адрес> на надлежащего ответчика – КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница».

Определением судьи Кирово-Чепецкого районного суда <адрес> суда от <дата> по ходатайству прокурора и с согласия истца ФИО1 принят отказ Кирово-Чепецкого городского прокурора, действующего в интересах ФИО1, от исковых требований к КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая ЦРБ" о взыскании денежных средств, понесенных ФИО1 на транспортные услуги для получения процедуры <данные изъяты> и о возложении обязанности организовать и обеспечить доставку гражданина автомобильным транспортом до места получения медицинской помощи и обратно, взыскании транспортных расходов. Производство по гражданскому делу в указанной части прекращено.

В судебном заседании процессуальный истец - прокурор ФИО4 доводы иска поддержал, требования уточнил в сторону уменьшения, просит суд взыскать с КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» в пользу ФИО1 в счет возмещения транспортных услуг для получения процедуры <данные изъяты> за период с <дата> по <дата> денежные средства в сумме 24 656 рублей.

В судебное заседание материальный истец ФИО1 не явился, о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Ответчик КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая ЦРБ" ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя, направило в суд отзыв, в котором указало, что является ненадлежащим ответчиком.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №323-ФЗ).

В силу п. 6 ст. 4 Закона № 323-ФЗ одним из принципов охраны здоровья является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст.10).

В соответствии со ст.19 Федерального закона №323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Пунктом 1 ст.29 Федерального закона №323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется, в том числе, путем: государственного регулирования в сфере охраны здоровья, нормативного правового регулирования; организации оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи, в том числе гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, редкими (орфанными) заболеваниями; управления деятельностью в сфере охраны здоровья на основе государственного регулирования, а также саморегулирования, осуществляемого в соответствии с федеральным законом.

Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (п.3 ст.2 Федерального закона №323-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст.16 указанного Закона, организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологической, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Согласно ст.34 Федерального закона №323-ФЗ специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

Согласно Приказу Минздрава РФ от 13.08.2002 №254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества и относится к специализированной медицинской помощи, оказываемой в амбулаторно-поликлинических условиях и в условиях дневного стационара.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 №1271-н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при почечной недостаточности. Проведение обмена перитонеального диализа», терапия методом гемодиализа отнесена к специализированной медицинской помощи.

Данный вид специализированной медицинской помощи предоставляется больным <данные изъяты> в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от <дата> *** и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 – плановый период 2019-2020 г.г., утвержденной Постановлением <адрес> от <дата> ***-П.

Разделом 5 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от <дата> *** предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления) может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих <данные изъяты>, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной <данные изъяты> терапии и обратно.

Из содержания п.21 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации, в том числе, специализированной медицинской помощи.

Частью 1 ст.81 Федерального закона №323-ФЗ предусмотрено, что в целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

В соответствии с ч.2 ст.83 Федерального закона №323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной медицинской помощи осуществляется за счет: 1) средств обязательного медицинского страхования; 2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); 3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); 4) иных источников в соответствии с законом.

В соответствии с п.п. 3.1.2.1, 3.1.2.2 Положения о Министерстве здравоохранения <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от <дата> ***, Министерство здравоохранения <адрес> организует оказание населению области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в областных государственных медицинских организациях, а также создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан.

Постановлением <адрес> от <дата> ***-П утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 – плановый период 2019-2020 г.г. В соответствии с данной Программой заместительная <данные изъяты> оказывается гражданам бесплатно, за счет средств ОМС.

В тариф на оплату медицинских услуг за счет средств ОМС не включены расходы на транспортировку граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом <данные изъяты> а также на проезд пациентов до места оказания услуг.

В соответствии с ч.3 ст.<адрес> от <дата> ***-ЗО «Об охране здоровья граждан в <адрес>» гражданам, страдающим <данные изъяты>, которым по медицинским показаниям необходимо проведение заместительной <данные изъяты> терапии, предоставляется компенсация расходов, связанных с проездом на автомобильном транспорте пригородного и межмуниципального сообщения, а также на железнодорожном транспорте в медицинские организации, участвующие в реализации территориальной программы, и обратно, за счет средств областного бюджета в порядке, установленном <адрес>.

Порядок предоставления гражданам, страдающим <данные изъяты>, которым по медицинским показаниям необходимо проведение заместительной <данные изъяты>, компенсации расходов, связанных с проездом на автомобильном транспорте пригородного и межмуниципального сообщения, а также на железнодорожном транспорте в медицинские организации, участвующие в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес>, и обратно (далее - Порядок) утвержден Постановлением <адрес> от <дата> *** (утратило силу в связи с изданием Постановления <адрес> от <дата> N 213-П "О Порядке предоставления гражданам, страдающим <данные изъяты>, которым по медицинским показаниям необходимо проведение заместительной почечной терапии, компенсации расходов, связанных с оплатой стоимости проезда в медицинские организации, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес>, и обратно", действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с <дата>).

В соответствии с указанным Порядком компенсация стоимости проезда указанной категории граждан предоставляется за проезд к месту лечения и обратно на железнодорожном транспорте (плацкартные и общие вагоны поездов всех категорий); автомобильном транспорте пригородного и межмуниципального сообщения (за исключением такси). Компенсация стоимости проезда гражданам осуществляется областными государственными медицинскими организациями, перечень которых утверждается департаментом здравоохранения <адрес>, на основании личного заявления гражданина, проездных документов гражданина путем получения наличных денежных средств или путем перечисления денежных средств на указанные заявителем счет, открытый в кредитно-финансовом учреждении, либо в почтовое отделение связи.

Компенсацию стоимости проезда гражданам на основании распоряжения Департамента здравоохранения <адрес> *** от <дата>, действовавшего до <дата> (утратило силу в связи с изданием Распоряжения министерства здравоохранения <адрес> от <дата> N 316 "О реализации постановления <адрес> от <дата> N 213-П", действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с <дата>), осуществляло, КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница».

Как установлено в судебном заседании и материалами дела, ФИО1 является *** группы и имеет диагноз, в том числе: <данные изъяты>, в настоящее время проходит постоянную непрерывную заместительную <данные изъяты> терапию методом <данные изъяты> в режиме 3 раза в неделю по 4 часа (л.д.13-14).

ФИО1 проживает по адресу <адрес>. Для проезда к месту проведения процедуры <данные изъяты> и обратно истец в период с <дата> по <дата> воспользовался транспортными услугами родственников, а также коммерческого такси, осуществляя им оплату стоимости топлива, необходимого для осуществления поездки, что подтверждается чеками с АЗС. Общая сумма расходов на проезд к месту проведения процедуры <данные изъяты> и обратно по расчету истца за период с <дата> по <дата> составила 24 656 рублей.

Вместе с тем, Порядком не предусмотрено возмещение расходов на проезд указанным видом транспорта, в связи с чем, в возмещении указанной суммы расходов КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» истцу было отказано (л.д. 24).

Обоснованием невозможности ФИО1 самостоятельного следования до места получения процедуры <данные изъяты> на общественном транспорте межмуниципального значения (автобус *** «<данные изъяты>») указано наличие у истца значительных трудностей в силу его состояния здоровья. Однако, доказательства невозможности использования истцом для поездок общественного транспорта в силу состояния здоровья в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлены. Истцом не обоснована необходимость использования именно такси и транспортные средства иных лиц для проезда. Поэтому расходы истца на проезд по цене стоимости такси и расходов на бензин возмещению не подлежат.

Судом установлено, что рассматриваемом случае от места жительства ФИО1 (<адрес>) до места оказания специализированной медицинской помощи программного <данные изъяты> (<адрес>) имеется прямое транспортное сообщение маршрутным автобусом *** «<данные изъяты>». Согласно установленному тарифу стоимость проезда автобусным маршрутом в одну сторону составляет 134 рубля, соответственно стоимость проезда до места проведения процедуры и обратно составляет 268 рублей. Доказательства иной стоимости проезда на общественном транспорте суду не представлены.

Уточнив требования о взыскании с КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» расходов на оплату транспортных услуг (такси, частный автомобиль), истец и процессуальный истец производят расчет данной суммы расходов исходя из стоимости билетов (туда и обратно) регулярного межмуниципального автобусного маршрута.

Как следует из справок медицинского частного учреждения дополнительного профессионального образования «<данные изъяты>», ФИО1 в период с <дата> по <дата> проведены процедуры <данные изъяты> 3 раза в неделю (по датам) (всего 97 процедур) (л.д.15-16).

Таким образом, общая сумма расходов на проезд к месту проведения процедуры <данные изъяты> и обратно общественным транспортом по тарифу ФИО5 за указанный период составила бы 24 656 рублей. Указанная сумма не превышает фактически понесенных истцом расходов на проезд к месту лечения.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы законодательства, установленные обстоятельства по делу и имеющиеся доказательства, в том числе, установленный факт прохождения истцом процедур гемодиализа в указанное время, место постоянного жительства истца на даты проведения процедур, подтвержденный факт несения расходов на проезд, наличие транспортного сообщения маршрутным автобусом, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения требований истца о возмещения транспортных услуг по стоимости проезда на автобусе общественного пользования в пределах заявленной суммы.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» в пользу ФИО1 в счет возмещения транспортных услуг для получения процедуры гемодиализа за период с <дата> по <дата> денежные средства в сумме 24 656 рублей.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области.

Председательствующий судья                    Е.В. Коровацкая

Мотивированное решение изготовлено 11 июня 2019 года.

2-1135/2019 ~ М-923/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кирово-Чепецкий городской прокурор
Мелентьев Михаил Васильевич
Ответчики
КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница»
КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая ЦРБ"
Суд
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области
Судья
Коровацкая Е.В.
Дело на странице суда
kirovochepetcky--kir.sudrf.ru
07.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.05.2019Передача материалов судье
08.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.05.2019Судебное заседание
06.06.2019Судебное заседание
11.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее