Дело №2-120/2024
УИД 57RS0004-01-2024-000160-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июля 2024 года г.Дмитровск Орловской области
Дмитровский районный суд Орловской области в составе: председательствующего судьи Власовой Л.В.,
при секретаре Паниной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Рыжонковой Анны Алексеевны, Наполовой Ирины Ильиничны, Ключерова Андрея Петровича, Губановой Ольги Ивановны к Бюджетному учреждению Орловской области «Дмитровская Центральная районная больница» о признании права на специальную социальную выплату,
установил:
Рыжонкова А.А., Наполова И.И., Ключеров А.П., Губанова О.И. обратились в суд с исковым заявлением к Бюджетному учреждению Орловской области «Дмитровская Центральная районная больница» (далее - БУЗ ОО «Дмитровская ЦРБ») о признании права на специальную социальную выплату, указав в обоснование заявленных требований, что истцы осуществляют трудовую деятельность в БУЗ Орловской области «Дмитровская ЦРБ», в должности фельдшер скорой медицинской помощи. В соответствии с Приказом №(§1) от ДД.ММ.ГГГГ по БУЗ 00 «Дмитровская ЦРБ», изданным в связи с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 20 марта 2024 г. № 343, в отношении медицинских работников, в том числе фельдшеров общепрофильных бригад скорой медицинской помощи БУЗ Орловской области «Дмитровская ЦРБ» Ключерова А.П., Губановой О.И., Наполовой И.И., Рыжонковой А.А. были установлены ежемесячные, специальные социальные выплаты на основании пп. "д" п.2 указанного Постановления в размере 30 тыс. рублей, как специалистам со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц. В соответствии с указанным Приказом № (§1) от ДД.ММ.ГГГГ указанная выплата в размере 30 тыс. рублей была произведена за период март 2024 года. Вместе с тем, несмотря на делегирование работодателю полномочий по утверждению медицинских работников, подлежащих включению в реестр медицинских работников, имеющих право на получение (ССВ), в размере, установленном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а также отнесение работников к той или иной категории, при формировании и предоставлении реестров работников, контрольным отделом регионального отделения фонда социального страхования по Орловской области было рекомендовано изменить размер выплаты фельдшерам скорой помощи, установленный в размере 30 тыс. руб., с учетом размера ССВ, установленного для работников пп. «ж», то есть фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи в размере 7 тыс. руб., в связи с отсутствием официальных разъяснений органов исполнительной власти по указанному вопросу. Ввиду того, что региональное отделение фонда социального страхования участвует в реализации Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. № 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования" с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 20 марта 2024 г. № 343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», рекомендации по применению указанного выше нормативного акта, как было разъяснено работодателем, являются для учреждения обязательными. В связи с указанным обстоятельством, Приказом по БУЗ ОО «Дмитровская ЦРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ в Приказ № (§1) от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в части выплат, установленных фельдшерам скорой медицинской помощи в размере 7 тыс. руб. на основании пп. «ж» п.2 Постановления Правительства РФ от 20 марта 2024 г. № 343. Указанные действия работодателя, выразившиеся в установлении ССВ в размере 7 тыс. руб. на основании пп. «ж» п.2 Постановления Правительства РФ от 20 марта 2024 г. № 343, истцы считают следствием неправильного толкования норм действующего законодательства. Ссылаясь на Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФот 20 июня 2013 года №н, истцы указывают, что служба скорой помощи, организованная в виде общепрофильных выездных бригад в БУЗ ОО «Дмитровская ЦРБ» не может быть отнесена к указанным выше организационным структурам оказания скорой медицинской помощи, ввиду того, что коечный фонд учреждения составляет: 16 коек круглосуточного стационара и 12 дневного стационара (всего 28 коек). Плановые показатели медицинской деятельности по профилю - скорая медицинская помощь, составляют -3500 вызовов в год. При указанных запланированных объемах оказания скорой медицинской помощи в БУЗ ОО «Дмитровская ЦРБ» организация таких структур как - отделение и станция скорой медицинской помощи, не предусмотрена.
На основании изложенного, истцы просят суд признать за Рыжонковой А.А., Наполовой И.И., Ключеровым А.П., Губановой О.И. право на специальную социальную выплату как специалистам со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц,предусмотренную пп. «д» п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования" с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Определением Дмитровского районного суда Орловской области от 24 июня 2024 года отделение Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.
В судебном заседание истцы Рыжонкова А.А., Наполова И.И., Ключеров А.П., Губанова О.И. исковые требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям, просили суд признать за ними право на специальную социальную выплату как специалистам со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц,предусмотренную пп. «д» п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования" с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 20 марта 2024 года№ 343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Представитель ответчика – БУЗ ОО «Дмитровская ЦРБ», действующая на основании доверенности Кудрявцева Т.А. не возражала против удовлетворения заявленных истцами исковых требований. Суду пояснила, что истцы были включены в реестр работников, как специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц,предусмотренную пп. «д» п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования" и получали указанную выплату в размере 30 тыс. рублей. Однако контрольным отделом регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Орловской области БУЗ ОО «Дмитровская ЦРБ» было рекомендовано изменить размер выплаты фельдшерам скорой помощи, установленный в размере 30 тыс. руб., с учетом размера ССВ, установленного для работников пп. «ж» - фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи в размере 7 тыс. руб., в связи с отсутствием официальных разъяснений органов исполнительной власти по указанному вопросу. Ввиду того, что региональное отделение фонда социального страхования участвует в реализации Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. № 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования" с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 20 марта 2024 г. № 343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», рекомендации по применению указанного выше нормативного акта являются для учреждения обязательными.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, извещенные своевременно и надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. При этом, суд учитывает, что сведения о времени и месте судебного заседания были размещены на официальном сайте Дмитровского районного суда Орловской области: http://dmitrovsky.orl.sudrf.ru. Данные сведения являются открытыми и общедоступными.
Выслушав истцов, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела и собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу чч.1, 2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из п. 5 ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) следует, что медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 72 Федерального закона № 323-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее - постановление Правительства от 31.12.2022 № 2568) на федеральном уровне установлены меры дополнительной государственной социальной поддержки медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования.
Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 с 1 января 2023 года устанавливается специальная социальная выплата следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области:
а) врачи центральных районных, районных и участковых больниц;
б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);
в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта;
г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи;
д) специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц;
е) специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте "б" настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);
ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи;
з) младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц;
и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу;
к) младший медицинский персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи;
л) медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
Аналогичные категории медицинских работников, которые имеют право на получение специальной социальной выплаты, указаны в Разъяснениях Министерства здравоохранения Российской Федерации по применению постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568, утвержденных приказом Минздрава России от 10.03.2023 № 99н (далее - Разъяснения).
В пункте 18 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. №2568 дано указание Министерству здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по применению настоящего постановления.
Согласно данным Разъяснениям должности медицинских работников, а также должности руководителей медицинских организаций и их заместителей определяются в номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» (п. 3 Разъяснений).
Пунктом 1.4 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, являющейся приложением к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года № 1183н (в редакции от 04 сентября 2020 года, действующей на 01 января 2023 года) установлено, что должность фельдшера скорой медицинской помощи относится к должностям специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал).
В настоящее время должность фельдшера скорой медицинской помощи относится к должностям специалистов со средним медицинским образованием в соответствии с п. 9.41 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, являющейся приложением к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02 мая 2023 года № 205н, действующей с 01 сентября 2023 года.
При осуществлении специальной социальной выплаты, в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам, указанным в подпунктах "а", "д" и "з" пункта 2 Постановления №2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций (п. 4 Разъяснений).
В п. 3 постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 марта 2024 г. № 343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации») установлены следующие максимальные месячные размеры специальной социальной выплаты одному медицинскому работнику:
- средний медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц, больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. № 1156-р, за исключением специалистов со средним медицинским образованием, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 2 настоящего Постановления: являющийся работниками медицинских организаций или их структурных подразделений, расположенных в населенных пунктах с населением до 50 тыс. человек, - 30000 рублей.
В подпунктах "а" и "б" пункта 4 постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 установлено, что специальная социальная выплата медицинским работникам, указанным в пункте 2 настоящего Постановления и занимающим штатные должности по состоянию на 1 января 2023 года, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также впервые пришедшим в 2023 году и последующих годах на вакантные должности в медицинские организации, осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении медицинских организаций, а также муниципальных организаций, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, формируют и ежемесячно, до 20-го числа месяца, представляют в Министерство здравоохранения Российской Федерации, утвержденные в установленном порядке перечни организаций, в которых работают медицинские работники, соответствующие критериям, установленным пунктом 2 настоящего Постановления с указанием наименования организации, адреса юридического лица в пределах его местонахождения, идентификации номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет и основного государственного регистрационного номера.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 утверждены Правила осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования (далее - Правила).
Из п. 2 Правил следует, что специальная социальная выплата осуществляется территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации работникам, занимающим штатные должности по состоянию на 1 января 2023 года, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации, соответствующие критериям, установленным пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568.
Пунктом 3 Правил установлено, что специальная социальная выплата осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских организаций за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пп. 4, 5 Правил для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр).
Реестр в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, направляется в федеральную государственную информационную систему "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах" Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации организацией с использованием информационных систем, применяемых организацией для автоматизации своей деятельности, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого Фондом на безвозмездной основе посредством внешних сервисов информационного взаимодействия.
В силу пп. 7, 8 Правил Фондом осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в медицинской организации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета работника в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.
Специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации реестра.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Рыжонкова (Пасанкова) Анна Алексеевна (справка о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, окончила полный курс по специальности «фельдшерской», ей присвоена квалификация: «фельдшер», что подтверждается дипломом Орловского медицинского училища серии ЖТ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Ключеров Андрей Петрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения окончил ГОУ Орловское медицинское училище по специальности «лечебное дело», присвоена квалификация "фельдшер", что подтверждается дипломом серии СБ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Наполова (Тишина) Ирина Ильинична (свидетельство о заключении брака серии I-ТД № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ года рождения окончила Орловское медицинское училище по фельдшерской специальности, присвоена квалификация "фельдшер", что подтверждается дипломом серии КТ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Губанова (Тиканова) Ольга Ивановна (свидетельство о заключении брака серии I-ТД № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ года рождения окончила ГОУ Орловский базовый медицинский колледж по специальности «лечебное дело», присвоена квалификация "фельдшер", что подтверждается дипломом серии СБ № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено, что Рыжонкова А.А., Ключеров А.П., Наполова И.И. и Губанова О.И. были приняты в БУЗ Орловской области «Дмитровска ЦРБ» на должность «фельдшер скорой помощи» с оплатой и графиком работы, согласно занимаемой должности, где осуществляют трудовую деятельность по настоящее время, что подтверждается Выписками из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, копиями трудовых договоров №№20,21,24,25 от ДД.ММ.ГГГГ, копиями дополнительных соглашений к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ в отношении истцов, копией штатного расписания БУЗ ОО «Дмитровская ЦРБ».
Согласно должностной инструкции на должность "фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи БУЗ Орловской области «Дмитровская ЦРБ»" назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование по специальности «Лечебное дело».
Как следует из представленных копий дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, истцы Рыжонкова А.А., Ключеров А.П., Наполова И.И. и Губанова О.И. были включены в реестр специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и с ДД.ММ.ГГГГ им была установлена специальная социальная выплата в размере 30000 рублей, как специалистам со средним медицинским образованием центральных, районных и участковых больниц, что также не оспаривалось в ходе судебного заседания представителем ответчика.
В ст. 22 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.03.2024 № 343), с 01.04.2024 установлена специальная социальная выплата, в частности фельдшерам станций (отделений) скорой медицинской помощи.
Максимальный размер специальной социальной выплаты для врача станций (отделений) скорой медицинской помощи составляет 11 500 рублей, а фельдшеру станций (отделений) скорой медицинской помощи - 7000 рублей (п. п. "ж" п. 3 Постановления Правительства N343 от 20.03.2024).
На основании указанных положений, приказом БУЗ Орловской области «Дмитровская ЦРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ, Рыжонковой А.А., Наполовой И.И., Губановой О.И., Ключерову А.П. с ДД.ММ.ГГГГ установлен размер выплат в размере 7000 рублей, как фельдшерам СМП.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в адрес главного врача БУЗ Орловской области «Дмитровска ЦРБ» с письменным обращением о необходимости дачи разъяснения относительно получения с апреля 2024 года специальной социальной выплаты в размере 7000 рублей, вместо 30000 рублей.
Как следует из разъяснений БУЗ ОО «Дмитровская ЦРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ, данных на обращение истцов по вопросу осуществления специальных социальных выплат в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», в соответствии с Приказом № (§1) от ДД.ММ.ГГГГ по БУЗ ОО «Дмитровская ЦРБ», изданным в связи с вышеуказанными изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 20 марта 2024 г. № 343, в отношении медицинских работников, в том числе фельдшеров общепрофильных бригад скорой медицинской помощи БУЗ Орловской области «Дмитровская ЦРБ» Ключерову А.П., Губановой О.И., Наполовой И.И., Рыжонковой А.А. были установлены ежемесячные, специальные социальные выплаты на основании п.п. "д" п.2 Постановления в размере 30 тысяч рублей, как специалистам со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц. Основанием для установления специальной социальной выплаты (ССВ) в размере 30 тыс. рублей явилось то, что порядок и организация скорой медицинской помощи в учреждении осуществляется общепрофильными выездными бригадами скорой медицинской помощи с учетом численности населения территории обслуживания, которая составляет около 9,4 тыс. человек, а также средней нагрузки на одну выездную бригаду скорой медицинской помощи в сутки. В соответствии с Приложением № 3 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 июня 2013 г. № 388н, станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи создаются для оказания скорой медицинской помощи взрослому и детскому населению вне медицинской организации в круглосуточном режиме. В соответствии с Приложением № 9 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 июня 2013 г. № 388н, отделение скорой медицинской помощи создается в медицинской организации, имеющей коечную мощность не менее 400 коек, при условии ежедневного круглосуточного поступления не менее 50 пациентов для оказания скорой медицинской помощи. Станция скорой медицинской помощи является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь. Служба скорой помощи, организованная в виде общепрофильных выездных бригад в БУЗ ОО «Дмитровская ЦРБ» не может быть отнесена к указанным выше организационным структурам оказания скорой медицинской помощи, ввиду того, что коечный фонд учреждения составляет: 16 коек круглосуточного стационара и 12 дневного стационара (всего 28 коек). Плановые показатели медицинской деятельности по профилю - скорая медицинская помощь, составляют 3500 вызовов в год. Несмотря на возложение полномочий по утверждению медицинских работников, подлежащих включению в реестр медицинских работников, имеющих право на получение (ССВ), в размере, установленном Постановлением Правительства РФ от 20 марта 2024 года №343 на учреждение, при формировании и предоставлении реестров работников, имеющих право на получение ССВ, контрольным отделом регионального отделения фонда социального страхования по Орловской области было рекомендовано изменить размер выплаты фельдшерам скорой помощи, установленный в размере 30 тыс. руб., с учетом размера ССВ, установленного для работников пп. «ж»- фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи в размере 7 тыс. руб., в связи с отсутствием официальных разъяснений органов исполнительной власти по указанному вопросу. Ввиду того, что региональное отделение фонда социального страхования участвует в реализации Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 20 марта 2024 г. № 343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», рекомендации по применению указанного выше нормативного акта являются для учреждения обязательными.
Согласно экономической справке БУД ОО «Дмитровская ЦРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ, средняя коечная мощность БУЗ Орловской области «Дмитровская ЦРБ» в 2024 году составила 17 коек.
Судом установлено, что БУЗ ОО «Дмитровская ЦРБ» является медицинской организацией - центральной районной больницей, входящей в государственную систему здравоохранения Орловской области и участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования. Предметом и целями деятельности Учреждения является осуществление квалифицированной медицинской и профилактической помощи населению (п.п. 1, 3,5,11 Устава, Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию № от ДД.ММ.ГГГГ). Выполняет функции "районной больницы", расположенной в населенном пункте с населением до 50 тыс. человек.
Приказом от 20.06.2013 №388н Минздрава России утвержден «Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» (далее - Порядок).
Пунктом 3 Приложения № 3 к Порядку определено, что станция скорой медицинской помощи является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь. Отделение скорой медицинской помощи является структурным подразделением медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь.
Согласно пункту 7 Правил организации деятельности станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи Приложения №3 к Порядку оказания скорой, в том числе, скорой специализированной медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.06.2013 № 388н, структура и штатная численность станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи устанавливаются главным врачом (руководителем медицинской организации) исходя из объема оказываемой медицинской помощи, численности обслуживаемого населения и с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением № 4 к Порядку оказания скорой, в том числе, скорой специализированной, медицинской помощи.
Основными функциями станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи является, в том числе, организация и оказание скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи взрослому и детскому населению вне медицинской организации в круглосуточном режиме (п.8 Правил оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи).
В соответствии с Приложением № 9 к Порядку, отделение скорой медицинской помощи, создается в медицинской организации, имеющей коечную мощность не менее 400 коек, при условии ежедневного круглосуточного поступления не менее 50 пациентов для оказания скорой медицинской помощи. Станция скорой медицинской помощи является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь.
Приложением № 4 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 июня 2013 г. № 388н, рекомендуемый штатный норматив для обеспечения работы станции скорой медицинской помощи, предполагает при организации станции скорой медицинской помощи наличие следующих должностей: главный врач (заведующий станцией скорой медицинской помощи, главный фельдшер, заведующий отделением скорой медицинской помощи - врач скорой медицинской помощи).
Между тем, из сообщения БУЗ Орловской области «Дмитровская ЦРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ и пояснений представителя ответчика - Кудрявцевой Т.А., данных в судебном заседании, коечный фонд учреждения составляет: 17 коек круглосуточного стационара и 12 дневного стационара. Плановые показатели медицинской деятельности по профилю - скорая медицинская помощь составляют – 3500 вызовов в год. Выездная бригада скорой помощи в учреждении состоит из одного фельдшера скорой помощи и водителя.
Сама по себе возможность привлечения истцов к оказанию медицинской помощи и факт выполнения ими обязанностей по оказанию неотложной помощи, выполнение иных медицинских манипуляций в соответствии с представленной должностной инструкцией «фельдшер скорой помощи» не свидетельствуют о соответствии деятельности истцов на станции (отделении) скорой медицинской помощи.
Таким образом, поскольку БУЗ Орловской области «Дмитровская ЦРБ» является медицинской организацией, входящей в государственную систему здравоохранения (бюджетное учреждение), участвует в базовой программе обязательного медицинского страхования и территориальной программе обязательного медицинского страхования, оказывает первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, оказывает виды медицинской помощи, указанные только для районных больниц, то есть фактически осуществляет функции "районной больницы", а служба скорой помощи, организованная в виде общепрофильных выездных бригад в БУЗ ОО «Дмитровская ЦРБ» не может быть отнесена к организационным структурам оказания скорой медицинской помощи (станция (отделение) скорой медицинской помощи), то истцы Рыжонкова А.А., Наполова И.И., Ключеров А.П., Губанова О.И. относятся к категории медицинских работников, указанных в пп. "д" п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568, следовательно, имеют право на меры дополнительной государственной социальной поддержки медицинских работников в виде установления ежемесячной специальной социальной выплаты в размере 30000 рублей.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования, заявленные Рыжонковой А.А., Наполовой И.И., Ключерова А.П. и Губановой О.И. являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Рыжонковой Анны Алексеевны, Наполовой Ирины Ильиничны, Ключерова Андрея Петровича, Губановой Ольги Ивановны к Бюджетному учреждению Орловской области «Дмитровская Центральная районная больница» о признании права на специальную социальную выплату, удовлетворить.
Признать за Рыжонковой Анной Алексеевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина Российской Федерации: серия № №, выдан ТП УФМС России по <адрес> в <адрес>), Наполовой Ириной Ильиничной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина Российской Федерации: серия № №, выдан МО УФМС России по <адрес> <адрес>), Ключеровым Андреем Петровичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина Российской Федерации: серия № №, выдан <адрес> <адрес>), Губановой Ольгой Ивановной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина Российской Федерации: серия № №, выдан <адрес> <адрес>) право на специальную социальную выплату как специалистам со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц,предусмотренную пп. «д» п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования" с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 20 марта 2024 годаN 343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Дмитровский районный суд Орловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 23 июля 2024 года.
Судья Л.В. Власова