Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2087/2024 от 10.04.2024

Дело 2-2087/2024

26RS0<номер обезличен>-24

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июня 2024 года          <адрес обезличен>

Ленинский районный суд <адрес обезличен> в составе:

председательствующего судьи Радионовой Н.А.,

при секретаре Юлубаевой А.Р.,

с участием:

старшего помощника Ставропольской межрайонной природоохранной Прокуратуры – Клименко И.А.,

представителя ответчика ООО «Полигон Яр» - Красильников Д.Г.,

представителя ответчика Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) – Манугиевич К.И.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Полигон Яр», Северо-кавказскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о запрете осуществления опасной деятельности, признании приказов незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в последствии уточненном, в котором просил суд:

- Признать деятельность ООО «Полигон ЯР» по размещению отходов в части захоронения отходов с I по V класс опасности на полигоне твердых бытовых и производственных отходов, расположенном на земельном участке площадью 663537 кв.м, с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен> (балка «Полковничий Яр»), осуществляемой с <дата обезличена> по настоящее время незаконной.

- Запретить ООО «Полигон ЯР», иным лицам, осуществлять деятельность по размещению отходов в части захоронения отходов с I по V класс опасности на полигоне твердых бытовых и производственных отходов, расположенном на земельном участке площадью 663537 кв.м, с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен> (балка «Полковничий Яр»).

- Признать приказ Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу в лице правопреемника Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <дата обезличена> <номер обезличен> «О предоставлении лицензии на осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности юридическому лицу - ООО «Полигон Яр» <адрес обезличен>, незаконным.

- Прекратить действие и аннулировать выданную ООО «Полигон Яр» лицензию от <дата обезличена> № (26)-1489-СР на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в части сбора и размещения отходов III – IV классов опасности.

- Признать приказ Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу в лице правопреемника Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <дата обезличена> <номер обезличен> «О переоформлении лицензии на осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности ООО «Полигон Яр», <адрес обезличен>», незаконным.

- Прекратить действие и аннулировать выданную ООО «Полигон Яр» лицензию от <дата обезличена><номер обезличен> на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в части сбора и размещения отходов III - IV классов опасности и обработки отходов IV класса опасности.

- Признать приказ Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <дата обезличена> <номер обезличен> «О переоформлении лицензии на осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности юридическому лицу - ООО «Полигон Яр», <адрес обезличен>», незаконным.

- Прекратить действие и аннулировать выданную ООО «Полигон Яр» лицензию от <дата обезличена><номер обезличен> на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в части сбора отходов III - IV классов опасности и обработки отходов IV класса опасности.

В обосновании исковых требований указано, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению заместителя прокурора <адрес обезличен> проведена проверка соответствия требованиям природоохранного законодательства действующих на территории края полигонов ТКО, включенных в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), по результатам которой выявлены нарушения законодательства об отходах производства и потребления.

Установлено, что в границах населенного пункта - <адрес обезличен>, с 1977 по 2019 располагается объект размещения отходов - городской полигон твердо-бытовых и производственных отходов административно-хозяйственного комплекса общей площадью 308624 м2 (кадастровый номер объекта <номер обезличен>), расположенный на земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен>, площадью 663537 м2, категория земель - земли населённых пунктов, для размещения объектов специального назначения - для размещения городского полигона твердо-бытовых и производственных отходов (балка «Полковничий яр»), по адресу: <адрес обезличен> (балка «Полковничий Яр»), принадлежащий на праве собственности и эксплуатируемый ООО «Полигон Яр» (запись регистрации <номер обезличен> от <дата обезличена>).

ООО «Полигон Яр» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, о чем внесена соответствующая запись, присвоен государственный регистрационный <номер обезличен>. Экономической деятельностью Общества является сбор, обработка и утилизация отходов (Код и наименование вида деятельности 38.1 и 38.2).

Истец указывает, что в целях осуществления экономической деятельности Обществом на основании приказа Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу от <дата обезличена> <номер обезличен> «О предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности юридическому лицу - ООО «Полигон Яр», <адрес обезличен>» получена лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в части выполняемых работ по сбору и размещению отходов III-IV классов опасности, зарегистрированная за № <номер обезличен>.

Приказом Департамента от <дата обезличена> <номер обезличен> «О переоформлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности ООО «Полигон Яр», <адрес обезличен>» лицензия № (26)-1489-СР переоформлена в части дополнения новым видом работ, составляющих лицензируемый вид деятельности - обработки отходов IV класса опасности и выдана лицензия за № <номер обезличен>. Срок действия лицензии - бессрочно.

Истец указывает, что статьей 51 Закона № 7-ФЗ установлен запрет на размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Федеральным законом от <дата обезличена> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

Положениями Закона № 89-ФЗ регламентированы правоотношения в сфере обращения с отходами производства и потребления, которые распространяются как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Частью 2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ закреплено, что юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Статьей 12 Закона № 89-ФЗ установлены требования к объектам размещения отходов, в числе которых Федеральным законом от <дата обезличена> № 196-ФЗ «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлен прямой запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов (ч. 5).

Проверкой установлено, что обществом на принадлежащем и эксплуатируемом земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен>, площадью 663 537 м2, на основании лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности от <дата обезличена><номер обезличен>, осуществляет деятельность по сбору и размещению отходов III-IV классов опасности, обработки отходов IV класса опасности.

Согласно данным формы федерального статистического наблюдения <номер обезличен>- ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», утвержденной приказом Росстата от <дата обезличена> <номер обезличен>, действовавшего на момент предоставления названной отчётности, Обществом за 2018 на эксплуатируемом объекте размещено в целях захоронения 1137,7 т. отходов V класса опасности.

Таким образом, Обществом вопреки запрету, установленному частью 5 статьи 12 Закона № 89-ФЗ, осуществляется захоронение отходов I - V класса опасности в границах населенного пункта - <адрес обезличен>.

Кроме того, истец указывает, что наличие у Общества лицензии от <дата обезличена><номер обезличен>, предоставляющей право на размещение отходов в части их захоронения на объекте, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, балка Полковничий Яр, свидетельствует о предоставленном ООО «Полигон Яр» лицензией праве захоранивать отходы III- IV классов опасности в границах населенного в пункта - <адрес обезличен>, что также противоречит требованиям части 5 статьи 12 Закона № 89-ФЗ и, как следствие, требованиям законодательства об охране окружающей среды, определенных статьями 34, 39 и 51 Закона № 7-ФЗ.

Истец указывает, что самостоятельно исчерпывающие меры по пресечению данной незаконной деятельности ООО «Полигон Яр» не принимало. Несоблюдение экологических требований при обращении с отходами может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированных ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Закона № 7-ФЗ, в связи с чем такая деятельность в соответствии со статьей 56 Закона № 7-ФЗ может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Пресечение действий, создающих угрозу нарушения права, согласно ст. 12 ГК РФ является одним из способов защиты гражданских прав. Следовательно, возможность наступления в будущем вредоносного результата является достаточным основанием для обращения в суд с иском о запрете либо приостановлении деятельности, создающей подобную опасность.

Определением суда от <дата обезличена> производство по делу по исковому Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Полигон Яр», Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о запрете осуществления опасной деятельности, признании приказов незаконными, в части требований о прекращении действия и аннулирования выданной ООО «Полигон Яр» лицензии от <дата обезличена><номер обезличен> на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в части сбора и размещения отходов III – IV классов опасности; прекращении действия и аннулирования выданной ООО «Полигон Яр» лицензии от <дата обезличена><номер обезличен> на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в части сбора и размещения отходов III - IV классов опасности и обработки отходов IV класса опасности; прекращения действия и аннулировании выданной ООО «Полигон Яр» лицензию от <дата обезличена><номер обезличен> на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в части сбора отходов III - IV классов опасности и обработки отходов IV класса опасности, - прекращено.

В судебном заседании старший помощник Ставропольской межрайонной природоохранной Прокуратуры – Клименко И.А. заявленные исковые требования поддержал, пояснил, что земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> имеет площадь 663537 кв.м., категория земель «земли промышленности», вид разрешенного использования «для размещения городского полигона твердо-бытовых и производственных отходов», с западной стороны прилегает к земельным участкам с кадастровыми номерами <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен>, категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для ведения садоводства и огородничества». Сообщил, что статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1). Запрещаются размещение отходов I - IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (абзац 3 пункта 2). В настоящее время полигон твердо-бытовых и производственных отходов расположен за границей населенного пункта <адрес обезличен>. в свою очередь, расстояние от западной границы земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> до земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> составляет 35 метров. Объект недвижимости с кадастровым номером <номер обезличен> (городской полигон твердо-бытовых и производственных отходов административно-хозяйственного комплекса) с западной стороны прилегает к земельным участками с кадастровыми номерами <номер обезличен>. Расстояние от западной границы объекта недвижимости с кадастровым номером <номер обезличен> до земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> составляет 145 метров. В связи с чем, считал, что названные расстояния относятся к понятию «прилегающая к городскому поселению территория» и при размещении отходов I - IV классов опасности на полигоне твердо-бытовых и производственных отходов нарушается запрет, предусмотренный статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

В судебном заседании представить ответчика - ООО «ПОЛИГОН ЯР» - Красильников Д.Г. с заявленными исковыми требованиями не согласился, просил в удовлетворении исковых требований отказать. Суду пояснил, что нормативного регулирования порядка определения прилегающей территории на сегодняшний день не существует. Однако считал, что в материалах дела достаточно подтверждений тому, что данный земельный участок находится за границами населенного пункта, об этом свидетельствует и категория земельного участка, и вид его разрешенного использования. Также пояснил, что ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" запрещено на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, осуществлять деятельность по размещению отходов, в том числе радиоактивных, однако в данном случае размещение отходов производится на специально созданных для этих целей объектах размещения. Поддержал доводы письменных возражений в которых указано, что Общество не осуществляет захоронение указанных отходов на земельном участке, что подтверждается данными, содержащимися в форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления». Указанная форма утверждена Приказом Росстата от <дата обезличена> <номер обезличен> и является частью первичных статистических данных, обязанность предоставление которых в Управление установлена выше поименованным приказом. Согласно ст. 51 Федерального закона от <дата обезличена> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской — Федерации (пункт 1). Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, размещение отходов I - IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (абзацы первый и второй пункта 2). В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от <дата обезличена> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 51 Закона № 7-ФЗ отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. Специальным законодательным актом, устанавливающим правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, является Закон об отходах производства и потребления. Взаимосвязь приведенных выше норм ст. 51 Закона №7-ФЗ свидетельствует о невозможности обособленного применения норм указанной статьи Закона №7-ФЗ при разрешении споров в том числе об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, а также произвольной оценки судом тех или иных фактических обстоятельств. Приведенная позиция находит отражение в Постановление Конституционного Суда РФ от <дата обезличена> <номер обезличен>-П, Определении Конституционного Суда РФ от <дата обезличена> <номер обезличен>. считали, что истцом не представлены в дело доказательства, свидетельствующие о нарушении Обществом норм законодательства об охране окружающей среды, а равно причинении вреда жизни и здоровью людей, и природным ресурсам. С целью исключения (предупреждения) опасности причинения вреда как в настоящем, так и в будущем Обществом соблюдаются следующие требования: требования федеральных норм и правил обращения с отходами, Инструкции по проведению работ по проектированию, эксплуатации, рекультивации полигонов (1996 г.), СП 320.1325800.2017, ч. 2 ст. 11 Федерального закона от <дата обезличена> № 89-ФЗ; Общество использует земельный участок в соответствии с нормами ст. 42 Земельного кодекса, ОРО, расположенный на Земельном участке, находится за границами населенного пункта, и включен в государственный реестр объектов размещения отходов за номером объекта: 26-0<номер обезличен> (источник информации официальный сайт Федерального центра анализа и оценки техногенного воздействия Росприроднадзора https://fcao.ru/); размещение отходов осуществляется исключительно в границах ОРО с соблюдением требований, предъявляемых при эксплуатации полигонов; по проведению мониторинга на ОРО и в пределах его воздействия (исследование воздуха, воды, почвы, состава поступающих отходов), ч. 3 ст. 12 Федерального закона от <дата обезличена> № 89-ФЗ и приказа Минприроды России от <дата обезличена> <номер обезличен>; проведению производственного экологического контроля ч. 2 ст. 67 Федерального закона от <дата обезличена> № 7-ФЗ и приказа Минприроды России от <дата обезличена> <номер обезличен>; В частности, при эксплуатации ОРО Обществом соблюдаются следующие требования, предусмотренные разделом 10 и пп. 228, 250, 253, 257, 264 СанПиН <дата обезличена>-21, пп. 6.5, 6.8, 6.9, 6.13, 6.14, 7.5 СП 320.1325800.2017: послойное чередование отходов с изолирующими материалами, ограждение территории Полигона, установка переносных щитов у места разгрузки отходов, устройство дезинфицирующей зоны на выезде с Полигона, проведение контроля поступающих отходов, освещение территории хозяйственной зоны ОРО. Ключевым элементом применения ст. 1065 ГК РФ является установление наличия вреда (в чем выражен, его размер, источник возникновения вреда, причинная связь деятельности Общества и наступлением вреда), однако, считали, что в исковом заявлении данный элемент не нашел своего отражения. Отметили, что требования к эксплуатации объектов размещения отходов, направленные на минимизацию либо исключение возможности причинения вреда здоровью человека и окружающей природной среде исполняются Обществом в полном объеме, таким образом, считали, что основания для прекращения деятельности Общества по эксплуатации ОРО отсутствуют.

В судебном заседании представить ответчика - Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) – Манугиевич К.И. суду пояснил, что на основании ранее вынесенного решения Ленинского районного суда <адрес обезличен> края от <дата обезличена> по делу <номер обезличен>, Приказом Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <дата обезличена> <номер обезличен> признан утратившим силу приказ от <дата обезличена> <номер обезличен> о предоставлении ООО «Полигон Яр» лицензии на осуществление дельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в части размещения (захоронения) отходов I-IV классов опасности; признан утратившим силу приказ от <дата обезличена> <номер обезличен> о переоформлении ООО «Полигон Яр» лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в части размещения (захоронения) отходов I-IV классов опасности; переоформлена ООО «Полигон ЯР» лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности № (26)-1489-СР/П от <дата обезличена>; выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности № (26)-261489-СО/П, зарегистрированна <дата обезличена>. Выполняемые виды работ в составе лицензируемого вида деятельности: - сбор отходов III класса опасности сбор отходов IV класса опасности; - сбор отходов IV класса опасности сбор отходов IV класса опасности; - обработка отходов IV класса опасности. Просил принять решение в соответствии с нормами действующего законодательства.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ст. 56 ГПК РФ).

Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела (ст.59 ГПКРФ).

Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст.60 ГПК РФ).

В соответствии со статьей 129 (ч. 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которым прокуратура России осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (ст. 1).

Задачи, возложенные на прокуратуру РФ, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (ч. 2), 15 (ч. 1, 2) и 18 Конституции Российской Федерации.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обращается в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, поскольку считает, что осуществление деятельности с нарушением требований законодательства об отходах производства и потребления, охраны окружающей среды, свидетельствует об экологической опасности деятельности, осуществляемой ООО «Полигон Яр», неисполнению законодательства Российской Федерации в данной сфере правоотношений, и ведет к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Закона № 7-ФЗ.

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42).

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Охрана окружающей среды имеет федеральное значение и регулируется, прежде всего, Федеральным законом от <дата обезличена> № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Федеральный закон от <дата обезличена> № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Положениями абзаца девятого статьи 3 Закона № 7-ФЗ установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая означает, что всякая деятельность является экологически опасной, то есть способна нанести вред окружающей среде.

Согласно статье 34 Закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (ст. 39 Закона № 7-ФЗ).

Статьей 51 Закона № 7-ФЗ установлен запрет на размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Федеральным законом от <дата обезличена> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

Положениями Закона № 89-ФЗ регламентированы правоотношения в сфере обращения с отходами производства и потребления, которые распространяются как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Частью 2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ закреплено, что юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Статьей 12 Закона № 89-ФЗ установлены требования к объектам размещения отходов, в числе которых Федеральным законом от <дата обезличена> № 196-ФЗ «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлен прямой запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов (ч. 5).

Из материалов дела следует, что ООО «Полигон Яр» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц с 2004 года, о чем внесена соответствующая запись, присвоен государственный регистрационный <номер обезличен>

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом экономической деятельности ООО «Полигон Яр» является сбор отходов, дополнительным - обработка и утилизация отходов.

ООО «Полигон Яр» на праве собственности принадлежит объект размещения отходов - городской полигон твердо-бытовых и производственных отходов административно-хозяйственного комплекса общей площадью 308624 м2 (кадастровый номер объекта <номер обезличен>), расположенный на земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен> (балка «Полковничий Яр»).

С <дата обезличена> по <дата обезличена> ООО «Полигон Яр» также на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, площадью 663537 м2, категория земель - земли населенных пунктов, для размещения объектов специального назначения - для размещения городского полигона твердо-бытовых и производственных отходов, расположенный по адресу <адрес обезличен>, балка Полковничий Яр.

С <дата обезличена> земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, площадью 663537 м2, принадлежит ООО «Гранд-Проект» и имеет категорию земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Как следует из материалов дела на основании приказа Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - Департамент) от <дата обезличена> <номер обезличен> «О предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности юридическому лицу - ООО «Полигон Яр», <адрес обезличен>» получена лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в части выполняемых работ по сбору и размещению отходов III-IV классов опасности, зарегистрированная за № (26)-1489-СР.

Приказом Департамента от <дата обезличена> <номер обезличен> «О переоформлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности ООО «Полигон Яр», <адрес обезличен>» лицензия № (26)-1489-СР переоформлена в части дополнения новым видом работ, составляющих лицензируемый вид деятельности - обработки отходов IV класса опасности и выдана лицензия за № <номер обезличен>. Лицензия предоставлена ответчику бессрочно, адрес места осуществления работ - <адрес обезличен>, балка Полковничий Яр (то есть на вышеуказанном земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен>).

На основании решения Ленинского районного суда <адрес обезличен> края от <дата обезличена> по делу <номер обезличен>, впоследствии отмененного, Приказом Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <дата обезличена> <номер обезличен> признан утратившим силу приказ от <дата обезличена> <номер обезличен> о предоставлении ООО «Полигон Яр» лицензии на осуществление дельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в части размещения (захоронения) отходов I-IV классов опасности; признан утратившим силу приказ от <дата обезличена> <номер обезличен> о переоформлении ООО «Полигон Яр» лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в части размещения (захоронения) отходов I-IV классов опасности; ООО «Полигон ЯР» переоформлена лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности № (26)-1489-СР/П от <дата обезличена>; выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности № (26)-261489-СО/П, зарегистрированна <дата обезличена>. Выполняемые виды работ в составе лицензируемого вида деятельности: - сбор отходов III класса опасности сбор отходов IV класса опасности; - сбор отходов IV класса опасности сбор отходов IV класса опасности; - обработка отходов IV класса опасности.

Судом также установлено, что эксплуатируемый ООО «Полигон Яр» объект размещения отходов - городской полигон твердо-бытовых и производственных отходов административно-хозяйственного комплекса общей площадью 308624 м2 (кадастровый номер объекта <номер обезличен>), расположенный на земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен>, площадью 663537 м2, категория земель - земли населённых пунктов, для размещения объектов специального назначения - для размещения городского полигона твердо-бытовых и производственных отходов (балка «Полковничий яр»), по адресу: <адрес обезличен> (балка «Полковничий Яр»), с 1977 по 2023 годы располагался в границах населенного пункта - <адрес обезличен>.

Решением Ставропольской городской Думы от <дата обезличена> <номер обезличен> внесены изменения в решение от <дата обезличена> <номер обезличен> «Об утверждении корректировки генерального плана <адрес обезличен> на 2010-2030 годы», приложение «Корректировка генерального плана <адрес обезличен> на 2010-2030 годы» изложена в новой редакции, согласно которой земельный участок с КН <номер обезличен> расположен за границей населенного пункта <адрес обезличен>.

Пунктом 5 ст.12 Федерального закона от <дата обезличена> № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлен императивный запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов.

В статье 1 Закона № 89-ФЗ определены основные понятия, используемые в Законе № 89-ФЗ, согласно которым под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Захоронением в силу статьи 1 названного закона является изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Хранение отходов - это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

Сведениями об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления, представленными ООО «Полигон Яр» по форме федерального статистического наблюдения <номер обезличен>-ТП (отходы), подтверждается, и сторонами не оспаривается, что до вынесения Приказа Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <дата обезличена> <номер обезличен>, на эксплуатируемом объекте производилось размещение как в виде хранения, так и захоронения, отходов V класса опасности.

Вступившем в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ от <дата обезличена> в отношении общества с ограниченной ответственностью «Полигон Яр», также установлено, что данные учета ООО «Полигон Яр» ведутся в нарушение требований приказа Минприроды России от <дата обезличена> <номер обезличен>. В представленных Обществом данных учета в области обращения с отходами за 2017 г. не показывается отходы V класса опасности - остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе практически неопасные, полученные от других юридических лиц. Согласно отчету об образовании, использовании и размещении отходов за 2017 г. данный отход образовался в количестве 13645 т. Отсутствуют паспорта и материала по отнесению к конкретному классу опасности отхода. В ходе проведения плановой выездной проверки были отобраны пробы отходов - осадок в прудах - испарителях. По результатам лабораторных исследований, установлено, что осадок из прудов - испарителей это отход имеющий следующий компонентный состав: цинк (кислорастворимые формы), медь (кислорастворимые формы), никель (кислорастворимые формы), кадмий (кислорастворимые формы), марганец (кислорастворимые формы), хром (кислорастворимые формы), железо (кислорастваримые формы), железо (кислорастворимые формы), водородный показатель, влажность, азот аммонийный, АПАВ, нитритный азот, нефтепродукты. Данный отход относится к IV классу опасности для окружающей природной среды. У общества на данный вид отхода отсутствует паспорт опасного отхода.

Таким образом, вступившем в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ от <дата обезличена> установлено неотнесение ООО «Полигон Яр» обращенных отходов к конкретному классу опасности, а также размещение ответчиком как в виде хранения, так и захоронения, отходов не только V, но и IV класса опасности.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации редеральным органом исполнительной власти. Настоящий порядок утвержден приказом Минприроды России от <дата обезличена> <номер обезличен> «Об утверждении порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности».

Согласно п. 3 Правил установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с п. 4 Правил паспорт составляется юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.

Отсутствие у ООО «Полигон Яр» паспортов и материалов по отнесению к конкретному классу опасности отходов, свидетельствует о возможном осуществлении деятельности ООО «Полигон ЯР» по размещению отходов в части их захоронения, не только IV и V классов опасности, но и других.

Кроме того, в соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от <дата обезличена> №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).

Наличие до <дата обезличена> у ООО «Полигон Яр» лицензии от <дата обезличена> № (26)-1489-СР, впоследствии переоформленной на лицензию от <дата обезличена><номер обезличен>, предоставляющих право на размещение отходов в части их захоронения на объекте, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, свидетельствует о предоставленном ООО «Полигон Яр» лицензией праве захоранивать отходы I-IV классов опасности в действующих на тот момент границах населенного пункта - <адрес обезличен>.

Судом также установлено, что ранее, решением Ленинского районного суда <адрес обезличен> от <дата обезличена> была прекращена и запрещена деятельность ООО "Полигон Яр" по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности на объекте размещения отходов, расположенном на земельном участке площадью 663537 к.м., с кадастровым номером <номер обезличен>, по адресу: <адрес обезличен> как осуществляемая с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

Судом было установлено, что размещение Обществом отходов, в части их захоронения на полигоне твердых бытовых отходов, расположенном на земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен>, площадью 663537 кв. м, по адресу: <адрес обезличен> (балка "Полковничий Яр"), осуществляется в нарушение прямого запрета, установленного частью 5 статьи 12 Закона № 89-ФЗ. При этом право на осуществление иного вида деятельности по размещению отходов, в части утилизации и обезвреживании отходов, Обществу не предоставлено, соответственно осуществление такой деятельности в отсутствие специально предусмотренной лицензии будет являться незаконной.

Однако, Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам <адрес обезличен>вого суда решение Ленинского районного суда <адрес обезличен> от <дата обезличена> отменено, производство по делу прекращено в связи с отказом истца от исковых требований.

В силу части 1 статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Обстоятельства размещения ООО «Полигон Яр» отходов I-IV классов опасности, в части их захоронения на полигоне твердых бытовых отходов, расположенном на земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен>, площадью 663537 кв. м, по адресу: <адрес обезличен> (балка "Полковничий Яр") в рамках рассматриваемого спора не опровергнуты и не оспорены ответчиком.

Таким образом, совокупность исследованных доказательств, позволяет суду сделать вывод о том, что в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> (дата выдачи последней лицензии) ООО «Полигон ЯР» осуществлялась деятельность по размещению отходов в части захоронения отходов с I по V класс опасности на полигоне твердых бытовых и производственных отходов, расположенном на земельном участке площадью 663537 кв.м, с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен> (балка «Полковничий Яр»). Доказательств в опровержение названных выводов суду не представлено.

В свою очередь, в названный период земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен> (балка «Полковничий Яр»), находился в границах населенного пункта - муниципального образования <адрес обезличен>, а пунктом 5 ст.12 Федерального закона №89-ФЗ установлен императивный запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов.

В связи с чем, деятельность ООО «Полигон ЯР» по размещению отходов в части захоронения отходов с I по V класс опасности на полигоне твердых бытовых и производственных отходов, расположенном на земельном участке площадью 663537 кв.м, с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен> (балка «Полковничий Яр»), осуществляемая с <дата обезличена> по <дата обезличена> не может быть признана законной.

В свою очередь, доказательств осуществления деятельности ООО «Полигон ЯР» по размещению отходов в части захоронения отходов с I по V класс опасности на полигоне твердых бытовых и производственных отходов, расположенном на земельном участке площадью 663537 кв.м, с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен> (балка «Полковничий Яр»), с <дата обезличена> по настоящее время, суду не представлено.

В связи с чем, исковое заявление Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора о признании такой деятельности незаконной в указанный период, не подлежит удовлетворению.

Доводы возражений ответчика о том, что запрет, установленный ст.12 Федерального закона №89-ФЗ, не может распространяться на спорный объект размещения отходов, отклоняются судом как основанные на неверном толковании законодательства.

Статьей 29.1 Федерального закона от <дата обезличена> № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрены переходные положения, где указаны конкретные запреты, которые не распространяются на определенные объекты размещения отходов и срок, до которого допускается их эксплуатация. Однако в отношении спорного объекта и рассматриваемого запрета таких исключений вышеуказанной статьей не предусмотрено. Таким образом, применительно к установленному судом факту захоронения ответчиком отходов I по V класса опасности в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> закон напрямую запрещал такую деятельность

Рассматривая требования о запрете ООО «Полигон ЯР», иным лицам, осуществлять деятельность по размещению отходов в части захоронения отходов с I по V класс опасности на полигоне твердых бытовых и производственных отходов, расположенном на земельном участке площадью 663537 кв.м, с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен> (балка «Полковничий Яр»), суд приходит к следующему.

Несоблюдение экологических требований при обращении с отходами может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированных ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Закона № 7-ФЗ, в связи с чем такая деятельность в соответствии со статьей 56 Закона № 7-ФЗ может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Пресечение действий, создающих угрозу нарушения права, согласно ст. 12 ГК РФ является одним из способов защиты гражданских прав.

Как усматривается из положений постановления Пленума Верховного Суда российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", одним из важнейших средств охраны окружающей среды и обеспечения права граждан на ее благоприятное состояние является возложение на лицо, причинившее вред, обязанности по его возмещению в полном объеме, а также обязанности приостановить, ограничить или прекратить деятельность, создающую опасность причинения вреда в будущем. Тем самым обеспечивается принятие мер по восстановлению состояния окружающей среды, подвергнутой негативному воздействию хозяйственной и (или) иной деятельности, и предупреждение нарушения природоохранных требований и причинения вреда окружающей среде в будущем.

Продолжение оказания негативного воздействия на окружающую среду может нарушить права неопределенного круга лиц, и в частности предусмотренное статьей 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду.

В свою очередь, доказательств осуществления в настоящее время деятельности по размещению отходов в части захоронения отходов с I по V класс опасности на полигоне твердых бытовых и производственных отходов, расположенном на земельном участке площадью 663537 кв.м, с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен> (балка «Полковничий Яр») ООО «Полигон ЯР» или иными лицами, суду не представлено.

В связи с чем, исковое заявление Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора о запрете такой деятельности, не подлежит удовлетворению.

Разрешая требования истца о признании незаконными решений Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу о предоставлении и переоформлении ООО "Полигон-Яр" лицензии, суд приходит к следующему.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии РФ от <дата обезличена> <номер обезличен> Департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу реорганизован в форме присоединения к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу, с переименованием последнего в Северо-Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Таким образом, правопреемником Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу в настоящее время является Северо-Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от <дата обезличена> № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).

Согласно пункту 5 части 4 статьи 1 Федерального закона от <дата обезличена> №99-ФЗ особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности по сбору, транспортированию, обработки, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от <дата обезличена> № 99-ФЗ подлежит лицензированию деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 - 4 классов опасности.

Как установлено судом, на основании приказа Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - Департамент) от <дата обезличена> <номер обезличен> «О предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности юридическому лицу - ООО «Полигон Яр», <адрес обезличен>» получена лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в части выполняемых работ по сбору и размещению отходов III-IV классов опасности, зарегистрированная за № <номер обезличен>.

Приказом Департамента от <дата обезличена> <номер обезличен> «О переоформлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности ООО «Полигон Яр», <адрес обезличен>» лицензия № <номер обезличен> переоформлена в части дополнения новым видом работ, составляющих лицензируемый вид деятельности - обработки отходов IV класса опасности и выдана лицензия за № <номер обезличен>. Лицензия предоставлена ответчику бессрочно, адрес места осуществления работ - <адрес обезличен>, балка Полковничий Яр (то есть на вышеуказанном земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен>).

На основании решения Ленинского районного суда <адрес обезличен> края от <дата обезличена> по делу <номер обезличен>, впоследствии отмененного, Приказом Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <дата обезличена> <номер обезличен> признан утратившим силу приказ от <дата обезличена> <номер обезличен> о предоставлении ООО «Полигон Яр» лицензии на осуществление дельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в части размещения (захоронения) отходов I-IV классов опасности; признан утратившим силу приказ от <дата обезличена> <номер обезличен> о переоформлении ООО «Полигон Яр» лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в части размещения (захоронения) отходов I-IV классов опасности; ООО «Полигон ЯР» переоформлена лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности № <номер обезличен> от <дата обезличена>; выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности № (26)-261489-СО/П, зарегистрированна <дата обезличена>. Выполняемые виды работ в составе лицензируемого вида деятельности: - сбор отходов III класса опасности сбор отходов IV класса опасности; - сбор отходов IV класса опасности сбор отходов IV класса опасности; - обработка отходов IV класса опасности.

В свою очередь, приказы Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу в лице правопреемника Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <дата обезличена> <номер обезличен> и от <дата обезличена> <номер обезличен>, нельзя признать законными, поскольку ими ООО «Полигон Яр» фактически предоставлено специальное разрешение на право осуществлять деятельность, в том числе, и по размещению в части захоронения отходов I-IV классов опасности в ранее существовавших границах населенного пункта.

Между тем, как было указано выше, на дату принятия таких решений действовал императивный запрет на размещение отходов любого класса опасности в части захоронения на территории населенного пункта.

Следовательно, приказы Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу от <дата обезличена> <номер обезличен> и от <дата обезличена> <номер обезличен> в той части, в которой они разрешали ООО «Полигон Яр» запрещенное законом захоронение отходов на территории населенного пункта, являются незаконными.

Факт признания Приказом Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <дата обезличена> <номер обезличен> названных приказов утратившими силу, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в данной части, поскольку как установлено судом, признание их утратившими силу обусловлено не незаконностью их вынесения, а необходимостью исполнения решения Ленинского районного суда <адрес обезличен> края от <дата обезличена> по делу <номер обезличен>.

В свою очередь, поскольку названное решение определением Ленинского районного суда <адрес обезличен> от <дата обезличена> отменено по вновь открывшимся обстоятельствам, то основания признания утратившими силу приказов от <дата обезличена> <номер обезличен> и от <дата обезличена> <номер обезличен> в настоящее время отпали.

В связи с чем, в настоящее время возникла неопределенность в перечне видов разрешенной лицензированной деятельности ООО «Полигон Яр».

В связи с чем, суд приходит к выводу о признании приказов Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу от <дата обезличена> <номер обезличен> и от <дата обезличена> <номер обезличен> в той части, в которой они разрешали ООО «Полигон Яр» запрещенное законом захоронение отходов на территории населенного пункта, незаконными.

Разрешая требования истца о признании незаконным Приказа Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <дата обезличена> <номер обезличен>, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, Приказом Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <дата обезличена> <номер обезличен> ООО «Полигон ЯР» переоформлена лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности № (26)-1489-СР/П от <дата обезличена>; выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности № (26)-261489-СО/П, зарегистрированна <дата обезличена>. Выполняемые виды работ в составе лицензируемого вида деятельности: - сбор отходов III класса опасности сбор отходов IV класса опасности; - сбор отходов IV класса опасности сбор отходов IV класса опасности; - обработка отходов IV класса опасности.

Обосновывая требования о незаконности названного приказа, истец указывает, что статьей 51 Закона № 7-ФЗ установлен запрет на размещение отходов I - IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям.

В свою очередь, деятельность ООО «Полигон ЯР» по размещению отходов оспаривается лишь в части захоронения отходов с I по V класса опасности.

Доводов о незаконности деятельности ООО «Полигон ЯР» по сбору и обработке отходов III - IV классов опасности (разрешенных Приказом от <дата обезличена> <номер обезличен>) не оспаривается и доводов о ее незаконности не заявляется.

Кроме того, судом установлено, что решением Ставропольской городской Думы от <дата обезличена> <номер обезличен> внесены изменения в решение от <дата обезличена> <номер обезличен> «Об утверждении корректировки генерального плана <адрес обезличен> на 2010-2030 годы», приложение «Корректировка генерального плана <адрес обезличен> на 2010-2030 годы» изложена в новой редакции, согласно которой земельный участок с КН 26:12:020201:1 расположен за границей населенного пункта <адрес обезличен>.

Решением Управления Роспотребнадзора от <дата обезличена> <номер обезличен>р установлена санитарно-защитная зона для объекта ООО «Полигон ЯР», <адрес обезличен>, балка «Полковничий Яр», кадастровый номер земельного участка <номер обезличен>, с западной стороны – на расстоянии 11 м по границе садово-огородных участков.

Согласно Акта осмотра публичной кадастровой карты от <дата обезличена>, земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, с западной стороны прилегает к земельным участкам с кадастровыми номерами <номер обезличен>, категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для ведения садоводства и огородничества». Расстояние от западной границы земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> до земельных участков с кадастровыми номерами 26<номер обезличен> составляет 35 метров.

Согласно Акта осмотра публичной кадастровой карты от <дата обезличена>, объект недвижимости с кадастровым номером <номер обезличен> (городской полигон твердо-бытовых и производственных отходов административно-хозяйственного комплекса) с западной стороны прилегает к земельным участками с кадастровыми номерами <номер обезличен>. Расстояние от западной границы объекта недвижимости с кадастровым номером <номер обезличен> до земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> составляет 145 метров.

Каким образом, оснований считать, что Приказ от <дата обезличена> <номер обезличен> о выдаче ООО «Полигон ЯР» лицензии на осуществление деятельности по сбору отходов III класса опасности, отходов IV класса опасности; - сбор отходов IV класса опасности сбор отходов IV класса опасности; - обработка отходов IV класса опасности, нарушает установленный статьей 51 Закона № 7-ФЗ запрет на размещение отходов I - IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, не имеется.

В связи с чем, исковое заявление Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным Приказа от <дата обезличена> <номер обезличен>, не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора (ИНН <номер обезличен>) в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Полигон Яр» (ИНН <номер обезличен>), Северо-кавказскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН <номер обезличен>) о запрете осуществления опасной деятельности, признании приказов незаконными, - удовлетворить частично.

Признать деятельность ООО «Полигон ЯР» по размещению отходов в части захоронения отходов с I по V класс опасности на полигоне твердых бытовых и производственных отходов, расположенном на земельном участке площадью 663537 кв.м, с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен> (балка «Полковничий Яр»), осуществляемой с <дата обезличена> по <дата обезличена> незаконной.

Признать приказ Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу в лице правопреемника Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <дата обезличена> <номер обезличен> «О предоставлении лицензии на осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности юридическому лицу - ООО «Полигон Яр» <адрес обезличен>, незаконным;

Признать приказ Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу в лице правопреемника Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <дата обезличена> <номер обезличен> «О переоформлении лицензии на осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности ООО «Полигон Яр», <адрес обезличен>», незаконным.

В удовлетворении исковых требований Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора о признании деятельности ООО «Полигон ЯР» по размещению отходов в части захоронения отходов с I по V класс опасности на полигоне твердых бытовых и производственных отходов, расположенном на земельном участке площадью 663537 кв.м, с кадастровым номером <номер обезличен> адресу: <адрес обезличен> (балка «Полковничий Яр»), осуществляемой с <дата обезличена> по настоящее время незаконной; запрете ООО «Полигон ЯР», иным лицам, осуществлять деятельность по размещению отходов в части захоронения отходов с I по V класс опасности на полигоне твердых бытовых и производственных отходов, расположенном на земельном участке площадью 663537 кв.м, с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен> (балка «Полковничий Яр»); признании приказа Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <дата обезличена> <номер обезличен> «О переоформлении лицензии на осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности юридическмоу лицу - ООО «Полигон Яр», <адрес обезличен>», незаконным, - отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено <дата обезличена>.

Судья                                        Н.А. Радионова

2-2087/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределеннного круга лиц
Ответчики
ООО "Полигон Яр"
Северо-Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Другие
Министерство жилищно-коммунального хозяйства СК
Администрация г. Ставрополя
Суд
Ленинский районный суд г. Ставрополя
Судья
Радионова Наталья Александровна
Дело на сайте суда
lenynsky--stv.sudrf.ru
10.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
26.04.2024Передача материалов судье
26.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.05.2024Судебное заседание
06.06.2024Судебное заседание
07.06.2024Судебное заседание
21.06.2024Судебное заседание
28.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее