РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 октября 2023 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Дворцовой Т.А.,
при секретаре Климчук Д.А.
с участием истца Паламарчук С.А.,
представителя ответчика Стогниенко Л.В.,
представителя ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатская городская детская поликлиника №1» Комиссарова А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Паламарчука Сергея Александровича к Министерству здравоохранения Камчатского края о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Паламарчук С.А. обратился в суд с заявлением к Министерству здравоохранения Камчатского края о компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что является отцом ФИО2, № года рождения.
С августа 2018 года ФИО2 состоит на «<данные изъяты>» учете у врача эндокринолога с диагнозом «<данные изъяты> относится к категории <данные изъяты>
ФИО2 неоднократно выезжал на лечение за пределы Камчатского края.
С возраста <данные изъяты> ФИО2 назначен ежедневный прием препарата «<данные изъяты>» в дозе 37,5мг/сут., в настоящее время доза увеличена до 87,5мг/сут.
Лекарственный препарат «<данные изъяты>» не зарегистрирован на территории РФ.
В 2021 году ребенку обеспечена выдача препарата «<данные изъяты>» в количестве 12 упаковок до апреля 2022 года включительно.
01.04.2022 года врачом-эндокринологом ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатская городская детская поликлиника №1» выдан рецепт на указанный препарат в количестве 6 упаковок (на апрель, май, июнь).
Реализовать рецепт не представилось возможным, ввиду отсутствия препарата.
Поскольку препарат заканчивался, истец был вынужден заказать его за пределами Камчатского края в количестве 3 упаковок по 100 капсул, за собственные денежные средства, что составило 70 500 руб.
После обращения супруги истца в органы Прокуратуры Камчатского края, 31.05.2022 года было сообщено о возможности получения препарата.
01.06.2022 года было получено 3 упаковки.
04.10.2022 года также было получено 3 упаковки.
В период с марта 2022 года по октябрь 2022 года лекарство отсутствовало в аптечной сети, равно как с начала 2023 года по апрель 2023 года, в связи с несвоевременным принятием мер по закупке препарата Министерством здравоохранения Камчатского края.
Истец опасался за жизнь и здоровье своего ребенка, испытывал нравственные страдания.
В связи с необеспечением ребенка-инвалида лекарственными препаратами в полном объеме, истец просил суд взыскать с Министерства здравоохранения Камчатского края компенсацию морального вреда в сумме 80 000 руб.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, по основаниям, в нем изложенным, на удовлетворении исковых требований настаивал. Суду пояснил, что уменьшение дозировки приводит к отрицательным последствиям для здоровья ребенка, что может повлечь летальный исход. До получения, назначенного к применению лекарства, он был вынужден приобретать его за счет личных денежных средств, принимая во внимания тот факт, то «Диазоксид (Прогликем)» не производится на территории РФ. Неполучение препарата вызывало переживания, опасение за жизнь и здоровье ребенка, чувство тревоги и беспомощности.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства здравоохранения Камчатского края Стогниенко Л.В., действующий на основании доверенности, полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, указав, что препарат не зарегистрирован на территории РФ, в связи с чем, возникли проблемы завоза лекарственного средства на территорию Российской Федерации.
Представитель третьего лица ГБУЗ «Петропавловск-Камчатская городская детская поликлиника №1» Комисаров А.Г., размер компенсации морального вреда, в испрашиваемом истцом размере, полагал завышенным.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, материалы гражданского дела № по иску первого заместителя прокурора города Петропавловска-Камчатского в интересах Королёвой Екатерины Олеговны законного представителя несовершеннолетнего ФИО2 к Министерству здравоохранения Камчатского края о компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона № 323-ФЗ).
Частью 3 статьи 7 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона № 323-ФЗ).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 29 Федерального закона № 323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 73 Федерального закона № 323-ФЗ медицинские работники обязаны назначать лекарственные препараты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 9 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон № 178) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, дети-инвалиды.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Закон № 178 в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В силу ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок для медицинского применения лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона № 323-ФЗ-ФЗ, пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.
Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Камчатского края, утвержденному постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 N414-П "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Камчатского края" (далее – Положение №414-П), Министерство здравоохранения Камчатского края входит в государственную систему здравоохранения, является исполнительным органом Камчатского края, уполномоченным в сфере охраны здоровья граждан.
В силу пунктов 16, 24, 27, 29 Положения № 414-П задачами Министерства здравоохранения Камчатского края являются: обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям, совершенствование лекарственного обеспечения населения, Контроль за обеспечением прав граждан на оказание доступной и качественной медицинской помощи.
Министерство здравоохранения Камчатского края организует оказание населению Камчатского края первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Министерству, организует обеспечение лекарственными препаратами, осуществляет защиту прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья (пункты 36.2, 36.4 Положения № 414-П).
Аналогичные положения содержатся в Положении о Министерстве здравоохранения Камчатского края, утверждённым Постановлением Правительства Камчатского края от 19.04.2023 N 225-П.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг установлен Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №929н, Министерства здравоохранения РФ №1345н от 21.12.2020 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (далее - Порядка № 929н/1345н.).
Согласно п. 12 Порядка № 929н/1345н за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
В пункте 16 Порядка № 929н/1345н указано, что отпуск лекарственных препаратов гражданам осуществляется в соответствии с правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с частью 2 статьи 55 Федерального закона № 61-ФЗ.
Согласно пункту 19 Порядка № 929н/1345н в случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения.
Обеспечение лекарственными препаратами производится согласно стандартам медицинской помощи и по смыслу п. 19 Порядка № 929н/1345н предоставления набора социальных услуг должно осуществляться бесперебойно.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Судом установлено, что ФИО3 является отцом ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении ребенка.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 27.04.2023 года иск первого заместителя прокурора города Петропавловска-Камчатского в интересах Королёвой Екатерины Олеговны законного представителя несовершеннолетнего ФИО2 к Министерству здравоохранения Камчатского края о компенсации морального вреда, иск удовлетворен.
Поименованное решение суда вступило в законную силу 06.06.2023 года.
Судом установлено, несовершеннолетний ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на «Д» учете у врача эндокринолога с диагнозом «врожденный гиперинсулинизм», относится к категории ребенок-инвалид.
Из ответа Министерства здравоохранения Камчатского края от 17.02.2023 года, следует, что после прохождения обследования в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» в 2021 году ФИО2 показано применение препарата «Диазоксид (Прогликем)», не зарегистрированного на территории Российской Федерации.
В 2021 году получен лекарственный препарат в количестве 12 упаковок.
28.12.2021 года выдан рецепт на 3 упаковки, объем которых составлял норму до марта 2022 года включительно.
01.06.2022 года отпущено еще 3 упаковки лекарственного препарата, что составляет трехмесячную потребность.
01.07.2022 года заключен государственный контракт на поставку лекарственного препарата ТН <данные изъяты>), который получен 26.08.2022 года. ФИО11 29.09.2022 года выписан необходимый медицинский препарат в объеме трехмесячной потребности, который получен 04.10.2022 года.
Согласно служебным сообщениям детского врача-эндокринолога от 07.04.2022 года, 17.05.2022 года законному представителю несовершеннолетнего ФИО2 в федеральной аптеке «<данные изъяты> не был выдан.
В служебной записке заместителя главного врача ГБУЗ «Петропавловск-Камчатская городская детская поликлиника №1» Гомзиной А.Р. указано на то, что по состоянию на 01.05.2022 года пациент ФИО2 не обеспечен назначенным ему медицинским препаратом.
Кроме того, по рецепту 41ДГП V№ от 24.01.2023 года на выдачу препарата в количестве 3 упаковок, а также по рецепту 41ДГП V№ от 02.03.2023 года на выдачу препарата в количестве 3 упаковок. Оба рецепта реализованы 05.04.2023 года.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО2 был обеспечен препаратом с временными задержками его предоставления.
Рассматривая требования истца о компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Согласно статье 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст.1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
Согласно п. 32 Постановления Пленума ВС РФ 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" судам следует учитывать, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда.
Согласно пункту 19 указанного Постановления по общему правилу, ответственность за причинение морального вреда возлагается на лицо, причинившее вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ).
В случаях, предусмотренных законом, обязанность компенсировать моральный вред может быть возложена судом на лиц, не являющихся причинителями вреда (например, на Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование - за моральный вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (статьи 1069, 1070 ГК РФ).
В силу ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Заключением консилиума врачей ФГБУ Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» от 11.11.2019, протоколом заседания врачебной комиссии ГБУЗ «Петропавловск-Камчатская городская детская поликлиника №1» от 04.12.2019 №1958, письмом главного врача ГБУЗ «Петропавловск-Камчатская городская детская поликлиника №1» от 05.12.2019, заключением консилиума врачей ФГБУ Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» от 28.07.2020, письмом главного врача ГБУЗ «Петропавловск-Камчатская городская детская поликлиника №1» от 05.10.2020, заключением консилиума врачей ФГБУ Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» от 01.07.2021, письмами главного врача ГБУЗ «Петропавловск-Камчатская городская детская поликлиника №1» от 16.07.2021, 25.05.2022, 08.07.2022, 28.11.2022., показаниями лечащего врача-эндокринолога ГБУЗ «Петропавловск-Камчатская городская детская поликлиника №1» Тыналькут А.О. установлено, что прекращение приема или уменьшении дозировки назначенного ФИО2 по жизненным показаниям медицинского препарата может повлечь за собой ухудшение здоровья ребенка, отмена препарата может спровоцировать гипогликемические судороги.
У суда не возникает сомнений в том, что в результате предоставления лекарственного препарата ФИО2, который ему жизненно необходим со значительными задержками, истец, как отец ребенка, испытывал чувство тревоги, обеспокоенности и переживания за здоровье и жизнь своего ребенка.
Более того, беспокоясь за жизнь своего ребенка, истец был вынужден приобрести препарат за личные денежные средства, ввиду отсутствия препарата в аптеке и отказа в его выдаче.
На основании изложенного, основываясь на требованиях ст. 1101 ГК РФ, учитывая фактические обстоятельства дела, характер и степень причиненных истцу физических и нравственных страданий, руководствуясь принципом разумности и справедливости, суд считает, что заявленная истцом к взысканию с ответчика сумма компенсации морального вреда в размере 50 000 руб. соответствует требованиям разумности и справедливости.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Паламарчука Сергея Александровича удовлетворить.
Взыскать с Министерства здравоохранения Камчатского края (№) в пользу Паламарчука Сергея Александровича компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в апелляционном порядке через городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Петропавловск-
Камчатского городского суда Т.А. Дворцова
Мотивированное решение составлено 15.10.2023 года
Копия верна:
Судья:
Подлинный документ
находится в деле №2-5615/2023 41RS0001-01-2023-008628-21