РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 марта 2019 года г. Волжск
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Гайнутдиновой А.С., при секретаре судебного заседания Шалаевой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ждановой К. И. к администрации городского округа «Город Волжск» о восстановлении срока принятия наследства, признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования,
установил:
Жданова К.И. обратилась в суд вышеназванным иском, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец Быков И. В.. После его смерти открылось наследство в виде <адрес>. Она является единственным наследником по закону первой очереди, иных наследников не имеется. В установленный законом срок она не обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, поскольку не знала и не могла знать об открытии наследства.
Решением Кировского районного суда <адрес> вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт отцовства между умершим наследодателем Быковым И.В. и ней. В связи с чем она и обратилась к нотариусу нотариального округа г.Волжска РМЭ Халиковой Н.М. с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на имущество умершего отца Быкова И.В.. Нотариусом было отказано в выдаче свидетельства, так как ей пропущен срок для принятия наследства.
Быков И.В. являлся собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>. В рамках Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» и постановления администрации ГО «Город Волжск» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу», жилое помещение было изъято. Для расселения собственника вышеуказанной квартиры администрацией на основании муниципального контракта приобретена <адрес>
Жданова К.И. просит суд восстановить ей срок для принятия наследства после смерти ДД.ММ.ГГГГ наследодателя Быкова И. В.; признать за ней право собственности на <адрес> в порядке наследования по закону.
Истица Жданова К.И. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель истца Ждановой К.И. – Витик А.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал, суду пояснил соответствующее изложенному в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации городского округа «Город Волжск» в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, указав, что не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Третье лицо нотариус нотариального округа г.Волжска РМЭ Халикова Н.М. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно положениям п. 1 ст. 1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Согласно свидетельству о смерти № №, выданному ДД.ММ.ГГГГ Управлением ЗАГС Исполкома муниципального образования г.Казани РТ, Быков И. В. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Из письма нотариуса нотариального округа г.Волжска РМЭ Халиковой Н.М. № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Жданова К.И. к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на имущество умершего ДД.ММ.ГГГГ отца Быкова И. В. в установленный законом срок не обращалась и не представила документальные доказательства факта принятия наследства.
Согласно ст.1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Принятие наследства через представителя возможно, если в доверенности специально предусмотрено полномочие на принятие наследства. Признается также, если не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, что должно быть подтверждено документально. Принятие наследства, как односторонняя сделка, может быть осуществлено в срок, предусмотренный статьей 1154 ГК РФ, а именно, в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии со ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Как установлено в судебном заседании, истица Жданова К.И. обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после умершего Быкова И.В. после установления в судебном порядке факта признания отцовства Быковым И. В. в отношении нее.
Так, решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт признания при своей жизни Быковым И. В., умершим ДД.ММ.ГГГГ, своего отцовства в отношении Ждановой К. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родившейся у Ждановой А. Н.. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
На основании решения суда выдано свидетельство об установлении отцовства № от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельство о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором в графе «отец» указан Быков И. В..
Соответственно истица Жданова К.И. не имела возможности обратиться к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти Быкова И.В. до установления факта признания отцовства, то есть в установленный законом шестимесячный срок со дня открытия наследства, и соответственно срок принятия наследства истицей Ждановой К.И. был пропущен.
Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 ГК РФ.
Наследниками первой очереди являются дети, супруг, родители наследодателя, внуки по праву представления за умерших до открытия наследства детей наследодателя и иждивенцы наследодателя.
Согласно материалов наследственного дела № истица Жданова К.И. является единственной наследницей первой очереди, обратившейся к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство после умершего Быкова И.В.
В соответствии со ст.1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Как следует из п. 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Таким образом, по смыслу указанной нормы, основанием к восстановлению наследникам срока для принятия наследства является установление судом факта их неосведомленности об открытии наследства, а также представление ими доказательств, свидетельствующих о наличии иных уважительных причин пропуска установленного законом срока, при условии соблюдения такими наследниками срока на обращение в суд с соответствующим заявлением.
В целях восстановления срока в порядке ст. 1155 ГК РФ юридическое значение имеет то обстоятельство, знал ли или должен был знать наследник о смерти наследодателя, то есть о факте открытия наследства. К числу уважительных причин, о которых идет речь в п. 1 ст. 1155 ГК РФ, могут быть отнесены причины, препятствующие наследнику своевременно решить вопрос о принятии наследства. К их числу не относится незнание истцом гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства.
Из доводов иска, пояснений представителя истца в судебном заседании следует, что истица Жданова К.И. не знала об открытии наследства, ее родители разошлись в 2005 году. Кроме того истица обратилась в суд в течение шести месяцев после вступления в законную силу решения суда об установлении факта признания отцовства, то есть после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Суд считает причины пропуска истцом установленного законом срока для принятия наследства уважительными, поскольку препятствовали ей своевременно решить вопрос о принятии наследства.
Таким образом, срок для принятия наследства Ждановой К.И. подлежит восстановлению и Жданову К.И. следует признать принявшей наследство после умершего ДД.ММ.ГГГГ отца Быкова И. В..
В силу п.41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года N 9 восстановление пропущенного срока принятия наследства и признание наследника принявшим наследство исключает для наследника необходимость совершения каких-либо других дополнительных действий по принятию наследства.
Из письма администрации городского округа «Город Волжск» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Быков И. В. являлся собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В рамках Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» и постановления администрации городского округа «Город Волжск» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу», жилое помещение было изъято. Для расселения собственника вышеуказанной квартиры администрацией на основании муниципального контракта приобретена квартира по адресу: <адрес> общей площадью 41,3 кв.м.
Согласно выписки из ЕГРН жилое помещение по адресу: <адрес> находится в собственности Муниципального образования городской округ «Город Волжск».
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основании своих требований и возражений.
Суд в соответствии со ст.196 ГПК РФ разрешил спор в пределах заявленных требований.
Иных доказательств, а также доказательств обратного, суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Восстановить Ждановой К. И. срок для принятия наследства после смерти Быкова И. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Ждановой К. И. право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в порядке наследования.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: А.С.Гайнутдинова
Решение принято в окончательной форме 02 апреля 2019 года.