Дело № 2-976/2023
УИД: 59RS0030-01-2023-001283-87
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 декабря 2023 года Пермский край, город Оса
Осинский районный суд Пермского края в составе
председательствующего Томашевич Н.Л..
при секретаре Кузнецовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка – детский сад «Лира», Управлению образования и социального развития администрации Осинского городского округа Пермского края, об устранении нарушений санитарного законодательства,
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее – Управление Роспотребнадзора по ПК) обратилось в суд с иском к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка – детский сад «Лира» (далее – МАДОУ «ЦРР – Детский сад «Лира»), Управлению образования и социального развития администрации Осинского городского округа Пермского края, о возложении обязанности:
на МАДОУ «ЦРР – Детский сад «Лира» устранить нарушения санитарного законодательства в срок до 30.08.2024, а именно:
обеспечить въезды, проезды на территорию, проходы к мусоросборнику детского сада по адресу: <адрес>, с учетом требований пункта 2.2.4 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
обеспечить наличие в детском саду по адресу: <адрес>, во всех помещениях системы вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях, в соответствии с требованиями пункта 2.7.1 СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
провести в детских садах по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, ревизию и очистку вентиляционных каналов, предоставив соответствующие документы согласно требованиям пункта 2.7.4 СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
обеспечить уровень искусственной освещенности в игровых группах детского сада по адресу: <адрес>, согласно требованиям пункта 144 (таблица 5.54) раздел V СанПиН 1.2.3685-21;
на Управление образования и социального развития администрации Осинского городского округа Пермского края обязанность обеспечить финансирование затрат, необходимых для устранения нарушений санитарного законодательства в МАДОУ «ЦРР – Детский сад «Лира» по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>,
в связи с выявленными в ходе профилактического выезда нарушениями санитарного законодательства.
В судебное заседание представитель истца Управления Роспотребнадзора по ПК Черепанова Е.В. не явилась, просила дело рассмотреть без ее участия (л.д.25,32).
Представитель ответчика МАДОУ «ЦРР – Детский сад «Лира» Мокрушина М.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, просила дело рассмотреть без ее участия, в письменном отзыве на иск указала, что с исковыми требованиями согласна, однако для исполнения возложенных обязанностей требуется возложение обязанностей по финансированию мероприятий на Управление образования и социального развития администрации Осинского городского округа. Учреждение не имеет своего бюджета, финансируется исключительно на средства, выделенные муниципалитетом (л.д.28).
Представитель ответчика Управление образования и социального развития администрации Осинского городского округа Пермского края Садилов А.Ю. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия, в письменном отзыве на иск указал, что с исковыми требованиями согласен. Управлением в декабре 2023 года направлено ходатайство в Думу Осинского городского округа о выделении финансовых средств МАДОУ ЦРР – детский сад «Лира» на ремонт въездов, проездов на территорию, проходов к мусоросборнику по адресу: <адрес>, в размере 512,6 тысяч рублей, на установку вентиляции в помещениях по адресу: <адрес>, в размере 1 121,7 тысяч рублей. В рамках текущего финансирования в 2023 году в МАДОУ ЦРР – детский сад «Лира» будут выполнены следующие мероприятия: очистка вентиляционных каналов по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, обеспечение уровня искусственного освещения в игровых группах по адресу: <адрес> (л.д.44).
Представитель третьего лица администрации Осинского городского округа Половинкина К.А. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть без ее участия, разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда (л.д.42).
Таким образом, лица, участвующие в деле и не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, не просили об отложении рассмотрения дела. Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте Осинского районного суда Пермского края. На основании статей 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, в порядке заочного производства.
Оценив в совокупности, исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Управлением Роспотребнадзора по ПК в период с 03.03.2023 по 13.03.2023 проведен профилактический визит в МАДОУ «ЦРР – Детский сад «Лира» по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, в ходе которого выявлены следующие нарушения:
въезды, проезды на территорию, проходы к мусоросборнику по адресу: <адрес>, частично имеют твердое покрытие (асфальтовое покрытие), которое разрушилось, в выбоинах и ямах, что не соответствует пункту 2.2.4 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
по адресу: <адрес>, во всех помещениях отсутствует система вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях (отсутствуют вентиляционные каналы), что не соответствует пункту 2.7.1 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, не проводится ревизия и очистка вентиляционных каналов (документы не представлены), что не соответствует требованиям пункта 2.7.4 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
в игровых группах № по адресу: <адрес>, уровень искусственной освещенности не соответствует требованиям пункта 144 (таблица 5.54) раздел V СанПиН 1.2.3685-21.
На основании результатов проведения профилактического визита Управлением Роспотребнадзора по ПК внесено в МАДОУ «ЦРР – Детский сад «Лира» предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 29.09.2023, которые учреждением не были исполнены.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно положениям статьи 2, части 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство находятся под защитой государства.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, восстановление их прав в случаях нарушений; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организация.
В силу положений пункта 2 и 15 части 3 статьи 28 указанного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно Федеральному закону от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу статьи 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона N 52-ФЗ утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Пунктом 2.2.4 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28, установлено, что покрытие проездов, подходов и дорожек на собственной территории не должно иметь дефектов.
В пункте 2.7.1 указанных санитарных правил установлено, что здания оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях согласно законодательству о техническом регулировании в сфере безопасности зданий и сооружений.
В помещениях обеспечиваются параметры микроклимата, воздухообмена, определенные требованиями гигиенических нормативов.
В воздухе не допускается превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, определенных требованиями гигиенических нормативов.
Не допускается использование переносных отопительных приборов с инфракрасным излучением.
Также в пункте 2.7.4 установлено, что помещения, где установлено оборудование, являющееся источником выделения пыли, химических веществ, избытков тепла и влаги, дополнительно обеспечиваются местной системой вытяжной вентиляции.
Каждая группа помещений (производственные, складские, санитарно-бытовые) оборудуется раздельными системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и (или) естественным побуждением.
Обследование технического состояния системы вентиляции (ревизия, очистка и контроль эффективности) проводится перед вводом здания в эксплуатацию, затем через 2 года после ввода в эксплуатацию, в дальнейшем не реже 1 раза в 10 лет. При обследовании технического состояния вентиляции должны осуществляться инструментальные измерения объемов вытяжки воздуха.
СанПиН 1.2.3685-21 установлены гигиенические нормативы искусственной освещенности.
Учитывая, что факт нарушения МАДОУ «ЦРР – Детский сад «Лира» требований санитарного законодательства достоверно установлен в ходе судебного разбирательства, на момент разрешения спорных правонарушений выявленные нарушения санитарного законодательства не устранены, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, создает угрозу причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу, заявленные Управлением Роспотребнадзором по ПК требования суд находит обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Согласно пунктам 1.3, 1.5 Устава МАДОУ ЦРР – Детский сад «Лира», утвержденного Управлением образования и социального развития администрации Осинского городского округа 02.02.2022, учреждение относится к типу – бюджетное, учредителем учреждения является муниципальное образование Осинский городской округ. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляются отраслевым органом администрации Осинского городского округа – Управлением образования и социального развития администрации Осинского городского округа.
Поскольку МАДОУ «ЦРР – Детский сад «Лира» финансируется за счет средств муниципального бюджета, и не имеет материальных средств для выполнения требований санитарного законодательства, изложенных в предписаниях должностных лиц Управления Роспотребнадзора по ПК, функции и полномочия учредителя осуществляются Управлением образования и социального развития администрации Осинского городского округа Пермского края, следовательно, на Управление следует возложить обязанность по финансированию мероприятий, необходимых для устранения санитарного законодательства.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает, что срок до 30.08.2024 для устранения ответчиком нарушений является достаточным и разумным. В случае возникновения объективных препятствий для устранения всех выявленных недостатков в установленные сроки, ответчики не лишены возможности обращения с заявлением об увеличении указанных сроков в рамках исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (ИНН5904122386) удовлетворить.
Возложить на Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Лира» (ИНН 5944170594) обязанность устранить нарушения санитарного законодательства в срок до 30.08.2024, а именно:
обеспечить въезды, проезды на территорию, проходы к мусоросборнику детского сада по адресу: <адрес>, с учетом требований пункта 2.2.4 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
обеспечить наличие в детском саду по адресу: <адрес>, во всех помещениях системы вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях, в соответствии с требованиями пункта 2.7.1 СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
провести в детских садах по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, ревизию и очистку вентиляционных каналов, предоставив соответствующие документы согласно требованиям пункта 2.7.4 СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
обеспечить уровень искусственной освещенности в игровых группах детского сада по адресу: <адрес>, согласно требованиям пункта 144 (таблица 5.54) раздел V СанПиН 1.2.3685-21.
Возложить на Управление образования и социального развития администрации Осинского городского округа Пермского края (ИНН 5959004409) обязанность обеспечить финансирование затрат, необходимых для устранения нарушений санитарного законодательства в МАДОУ «ЦРР – Детский сад «Лира» по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья-