Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-3866/2023 от 27.02.2023

Судья: Селезнева Е.И. адм.дело N 33А-3866/2023

(№ 2а-3671/2022)

                    

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 марта 2023 года                     г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Лёшиной Т.Е.

судей Роменской В.Н., Ромадановой И.А.

при секретаре Исмаилове Э.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3671/2022 по апелляционной жалобе Приймака Р.Н. на решение Советского районного суда г. Самары Самарской области от 12 декабря 2022 г. по административному исковому заявлению Приймака Р.Н. к Военному комиссариату Самарской области, Военному комиссариату Советского и Железнодорожного районов г.Самары, призывной комиссии Советского внутригородского района г.о. Самара об оспаривании решения военного комиссара Советского и Железнодорожного районов г.Самары,

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лёшиной Т.Е., судебная коллегия

установила:

Административный истец Приймак Р.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Военному комиссариату Самарской области, Военному комиссариату Советского и Железнодорожного районов г.Самары об оспаривании решения военного комиссара Советского и Железнодорожного районов г.Самары о признании незаконным решения (ответа) военного комиссара Советского и Железнодорожного района, г. Самары, выразившегося в отказе в рассмотрении поданного ДД.ММ.ГГГГ заявления с просьбой о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу.

В обосновании требований указал, что состоит на учете в военном комиссариате Советского и Железнодорожного районов г.Самары. ДД.ММ.ГГГГ им было подано заявление о замене военной службы альтернативной гражданской службой. В ответ на данное заявление, ему был направлен ответ, согласно которому он не имеет право на подачу нового заявления о подано заявление о замене военной службы альтернативной гражданской службой. С данным ответом он не согласен, просит признать ответ, выразившийся в отказе в рассмотрении поданного им заявления, незаконным и дать ответ в установленный законом срок.

Решением Советского районного суда г. Самары Самарской области от 12 декабря 2022 г. в удовлетворении административного искового заявления Приймака Р.Н. к Военному комиссариату Самарской области, Военному комиссариату Советского и Железнодорожного районов г.Самары, призывной комиссии Советского внутригородского района г.о. Самара об оспаривании решения военного комиссара Советского и Железнодорожного районов г.Самары отказано ( л.д. 91-95).

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда изменить, исковые требования удовлетворить (л.д. 98-99).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

В заседании судебной коллегии заседании суда апелляционной инстанции представитель военного комиссариата Советского и Железнодорожного районов г.Самары, призывной комиссии Советского внутригородского района г.о. Самара по доверенности против доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившегося участника процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу пункта 1 статьи 26 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

От призыва на военную службу освобождаются граждане, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу (подпункт "в" пункта 1 статьи 23 данного Федерального закона).

Согласно пункту 5 статьи 1 названного Федерального закона граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Аналогичные положения закреплены в статье 2 Федерального закона от 25.07.2002 года № 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", пункте 4 статьи 3 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Из материалов административного дела следует, что административный истец Приймак Р.П. состоит на воинском учете в военном комиссариате Советского и Железнодорожного районов города Самара Самарской области с 23.01.2019.

08.06.2020 г. в соответствии с п.п. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28.03.1998 г. по факту обучения в Самарском машиностроительном колледже решением призывной комиссии Советского внутригородского района г.о. Самара Прииймак Р.П. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 01.07.2022 г.

26.09.2021 г. гр. Приймак Р.П. обратился в военный комиссариат с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

22.10.2021 г. вышеуказанное заявление призывника рассмотрено призывной комиссией и ее решением в удовлетворении заявления призывнику отказано (протокол от ДД.ММ.ГГГГ призывник не убедил членов призывной комиссии в искренности своих суждений о неприменении оружия при решении споров, в своих пацифистских взглядах. Члены призывной комиссии пришли к выводу, что Приймак Р.П. толкует нормы права только с позиции своих личных интересов, игнорируя при этом те из них, которые говорят об обязанности гражданина перед обществом, народом своей страны.

14.03.2022 г. гр. Приймак Р.П. вновь обратился в военный комиссариат с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, на рассмотрение которого призывной комиссией и дачу разъяснений по существу по повесткам военного комиссариата он не являлся.

22.09.2022 г. в адрес военного комиссара Советского и Железнодорожного районов города Самара Самарской области поступило заявление Приймака Р.П. о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.01.10.2022 г. ответом военного комиссариата Советского и Железнодорожного районов г.Самары сообщено, что действующим законодательством не предусмотрено рассмотрение призывными комиссиями повторных заявлений граждан о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если ранее по аналогичному заявлению гражданина призывной комиссией было принято решение. При этом в качестве основания принятия такого решения указано на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Федерального закона от 25.07.2002 года № 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции ссылался на обоснованность действий призывной комиссии. Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции ошибочными.Отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (Закона Об АГС), предусматривающий, в том числе специальный порядок подачи гражданами заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и процедуру его рассмотрения уполномоченными органами.Статьей 11 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" установлено, что граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года (часть 1). В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой указываются причины и обстоятельства, побудившие гражданина ходатайствовать об этом. К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся)). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы, а также указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (часть 2).Так, в силу ч. 3 ст. 12 Закона Об АГС по итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене. Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, установленный п. 1 ст. 11 настоящего Федерального закона. При этом ч. 4 указанной статьи предусмотрен закрытый перечень причин отказа в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской. Таким образом, в силу прямого указания закона, по результатам рассмотрения заявления о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой возможно принятие положительного либо отрицательного решения, возможность же отказа в рассмотрении такого заявления Законом Об АГС не предусмотрена. Как видно из материалов дела, заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой подавалось Приймак Р.Н. в рамках разных призывных кампаний, вопрос о замене одного вида службы другой каждый раз ставился относительно новой призывной кампании. По смыслу статьи 59 Конституции Российской Федерации и положений Федерального закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" Приймак Р.Н. не лишен права повторного обращения с заявлением о замене военной службы АГС при новом призыве. Между тем, правила ст. 12 Закона Об АГС не предусматривают повторного рассмотрения призывной комиссией одного и того же заявления при наличии неотмененного решения комиссии по этому заявлению. Судебная коллегия отмечает также, что, как следует из представленных суду материалов, заявление Приймак Р.Н. не было рассмотрено призывной комиссией в установленном порядке. При данных обстоятельствах у суда первой инстанции не было оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, решение суда подлежит отмене, требования Приймака Р.Н. о признании незаконным решения военного комиссариата Советского и Железнодорожного районов г.Самары, изложенное в ответе от 01.10.2022 в отказе в рассмотрении поданного им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской, подлежат удовлетворению. Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что не имеется правовых оснований для удовлетворения требований в части обязания дать ответ в установленный срок, поскольку как указывалось решение по заявлению должно быть принято призывной комиссией в установленные сроки в рамках призывной компании 2022 года, принято соответствующей призывной комиссией, что не возможно в связи с окончания соответствующей призывной компании.     Судебной коллегией не могут быть приятны во внимание доводы представителя военного комиссариата, что Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрена возможность прекращение рассмотрения обращения гражданина, если ранее гражданин обращался в один и тот же государственный орган, к тому же должностному лицу и в обращении не приводятся новые доказательства или обстоятельства, поскольку предметом к отказу положения Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не являлись. Кроме того, положения п.5 ст. 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусматривает, что ответ на данные обращения должен даваться неоднократно, что из материалов административного дела не следует. Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила:решение Советского районного суда г. Самары Самарской области от 12 декабря 2022 г. отменить, постановить по делу новый судебный акт, которым административные исковые требования Приймака Р.Н. удовлетворить частично, признать незаконным решение военного комиссариата Советского и Железнодорожного районов г.Самары, изложенное в ответе от 01.10.2022 об отказе в рассмотрении заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской. В удовлетворении иной части заявленных требований - отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –

        

33а-3866/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Приймак Р.Н.
Ответчики
Призывная комиссия Советского района г. Самары
Военный комиссариат Советского и Железнодорожного районов г.Самары
Другие
Военный комиссариат Самарской области
Военная прокуратура Самарского гарнизона
Приймак Н.Н.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
27.02.2023Передача дела судье
28.03.2023Судебное заседание
05.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2023Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее