Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5369/2023 ~ М-5426/2023 от 24.11.2023

Дело

(УИД 26RS0-46)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

           21 декабря 2023 года                                                        <адрес>

Пятигорский городской суд <адрес>

в составе судьи Бондаренко М.Г.,

при секретаре ФИО2,

с участием:

представителя истца – помощника прокурора <адрес> края ФИО3 (служебное удостоверение ТО от ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Ласточка» о возложении обязанности допущенные нарушения законодательства в сфере обеспечения инвалидов на доступную среду для их жизнедеятельности путем оборудования помещения для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес>, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Ласточка» о возложении обязанности допущенные нарушения законодательства в сфере обеспечения инвалидов на доступную среду для их жизнедеятельности путем оборудования помещения для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.

В иске указано, что прокуратурой города проведена проверка исполнения требований законодательства по обеспечению инвалидов на доступную среду для их жизнедеятельности в образовательной организации - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ласточка» (далее - МБДОУ ДС ).

В разделе 6 «Дополнительная информация» в паспорте национального проекта «Образование» утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от ДД.ММ.ГГГГ ), в 2019-2024 гг. планируется осуществить комплекс мероприятий, направленных на создание равных условий в социализации, развитии творческого -потенциала, в том числе молодым людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.

Статья 7 Конституции гласит, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе: надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Положениями пунктов 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к компетенции образовательной организации относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Во исполнение вышеуказанных требований законодательства Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.

Подпунктом «г» пункта 4 названного Порядка предписано, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования обеспечивается создание инвалидам таких условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами как наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в МБДОУ ДС соответствующее помещение для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой) не оборудовано.

Ранее, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой город по данному факту заместителю главы администрации <адрес> - начальнику МУ «Управление образования администрации <адрес>» внесено представление, однако выявленные нарушения не устранены, что свидетельствует о нарушении требований законодательства, направленного на реализацию права инвалидов на доступную среду для их жизнедеятельности, поскольку ответчиком не исполнены обязанности по обеспечению граждан, имеющих ограничения по слуху условий доступности образовательных услуг.

Обращение прокуратуры города в суд вызвано защитой прав и интересов неопределенного круга лиц, граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан, из числа инвалидов, количество которых постоянно меняется в течение осуществления образовательного процесса, в том числе несовершеннолетних обучающихся инвалидов в настоящее время и тех лиц, у которых в будущем возникнет право на обучение, чьи права и законные интересы на доступную среду для их жизнедеятельности нарушены.

Просит обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ласточка» не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения законодательства в сфере обеспечения инвалидов на доступную среду для их жизнедеятельности, путем оборудования помещения для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора <адрес> ФИО3 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, а также пояснив, что до настоящего времени выявленные нарушения ответчиком не устранены.

Представитель ответчика – заведующая МБДОУ ДС «Ласточка» - ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о его времени и месте, имеется письменное ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие с признанием исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица администрации <адрес> в судебное заседание не явился без уважительных причин, несмотря на то, что извещался судом заблаговременно о времени и месте рассмотрения дела. Об отложении дела не ходатайствовал, в связи с чем, суд пришел к выводу о рассмотрении дела в его отсутствие.

Положения ст. 35 ГПК РФ закрепляют перечень прав, принадлежащих лицам, участвующим в деле, которые направлены на реализацию конституционного права на судебную защиту. Согласно ч. 5 данной статьи эти лица должны добросовестно пользоваться принадлежащими им правами. Вместе с тем, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью ответчика в силу закона.

С учётом положений ст. 167 ГПК РФ, мнения процессуального истца, представителя третьего лица, ходатайства представителя ответчика, суд полагает возможным рассмотреть спор по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя истца - помощника прокурора, изучив материалы гражданского дела, оценив доказательства с учётом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства - с учётом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ч. 3 ст. 41 Конституции Российской Федерации, сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Согласно ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе: дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Согласно п.п. «г» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ , руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №124-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Согласно ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №124-ФЗ при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

В соответствии с п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Согласно п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно п. 5 ч. 1, ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, исполнение требований законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе создания инвалидам условий доступности услуг в здании образовательного учреждения, относящимся к объекту социальной инфраструктуры, является обязанностью образовательного учреждения.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной поддержке граждан отдельных категорий. Согласно которой, установлено, что МБДОУ ДС «Ласточка» является муниципальным образовательным учреждением, в котором для проведения массовых мероприятий имеется специальное помещение. В то же время данное помещение МБДОУ ДС «Ласточка» в нарушение требований ч. 6 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.п. «г» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ , вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, не оборудовано индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> вынесено представление в адрес заместителя Главы администрации <адрес> – начальника МУ «Управление образования администрации <адрес>», однако выявленные нарушения не устранены, что свидетельствует о нарушении требований законодательства, поскольку ответчиком не исполнены обязанности по обеспечению граждан, имеющих ограничения по слуху условий доступности образовательных услуг.

Согласно п.п. 1, 3, 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района, в том числе относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Поскольку целью государственной политики в области защиты инвалидов в РФ является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, отсутствие индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры ограничивает право инвалидов на участие в гражданских правоотношениях, а также защиту их прав, нарушает права неопределенного круга лиц, в т.ч. как учащихся - инвалидов по слуху, так и иных лиц, которые в силу законных оснований могут находиться в учебном заведении.

Учитывая, что установка устройства индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры в помещении зала МБДОУ ДС «Ласточка», является обязательной в силу закона, в настоящее время помещение такими устройствами: индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, не оснащено, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Поскольку указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суду, в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, следует установить срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Ответчика следует обязать в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения законодательства в сфере обеспечения инвалидов на доступную среду для их жизнедеятельности, путем оборудования помещения для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.

При этом срок, в течение которого ответчик обязан исполнить решение суда, указанный прокурором <адрес>, суд считает разумным и достаточным для исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Ласточка» о возложении обязанности допущенные нарушения законодательства в сфере обеспечения инвалидов на доступную среду для их жизнедеятельности путем оборудования помещения для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ласточка» (ИНН 2632055512, ОГРН 1022601617587) не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения законодательства в сфере обеспечения инвалидов на доступную среду для их жизнедеятельности, путем оборудования помещения для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд <адрес>.

Судья                                                                                                        М.<адрес>

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-5369/2023 ~ М-5426/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Пятигорска
Ответчики
МБДОУ Детский сад №9 "Ласточка"
Другие
Администрация г. Пятигорск
Суд
Пятигорский городской суд Ставропольского края
Судья
Бондаренко М.Г.
Дело на сайте суда
piatigorsky--stv.sudrf.ru
24.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.11.2023Передача материалов судье
01.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2023Судебное заседание
26.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2024Дело оформлено
02.08.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее