Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5538/2019 ~ М-4026/2019 от 06.08.2019

УИД 32RS0027-01-2019-004946-53

Дело № 2-5538/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Брянск 26 августа 2019 года

Советский районный суд г.Брянска в составе

председательствующего судьи Ульяновой М.Л.,

при секретаре Юрасовой И.С.

с участием представителя истца Черниковой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Брянской области к УФССП России по Брянской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области Цыркуновой Ю.В. об уменьшении размера исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Правительство Брянской области обратилось в суд с настоящим иском, указав, что постановлением судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Брянской области Цыркуновой Ю.В. от 24 июля 2019 года с Правительства Брянской области - должника в рамках исполнительного производства №...-ИП, в связи с неисполнением в срок, установленный для добровольного исполнения, требований исполнительного документа был взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Ссылаясь на то, что для реализации возложенных на Правительство Брянской области обязанностей необходимы значительные финансовые вложения, а также учитывая принятые истцом меры по реализации мероприятий по ликвидации скотомогильников на территории Брянской области, в действиях Правительства отсутствовало намеренное уклонение от исполнения судебного акта, на основании которого было возбуждено исполнительное производство, истец просил уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Брянской области от 24 июля 2019 №32033/19/35901 на 1/4 доли – 12 500 руб., до 37 500 руб.

Определением суда от 09 августа 2019 года к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Межрайонный отдел судебных приставов по особым производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Брянской области, Брянский природоохранный прокурор.

В судебном заседании представитель истца Черникова С.И. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли. От третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Брянского природоохранного прокурора, судебного пристава-исполнителя Цыркуновой Ю.В., УФССП России по Брянской области в материалах дела имеются заявления о рассмотрении дела без их участия. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.ч. 1 и 3 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

В силу ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 названного Закона). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7).

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что вступившим в законную силу решением Дятьковского районного суда Брянской области от 12 ноября 2013 года по делу № 2-941/2013 по иску Брянской природоохранной прокуратуры к Правительству Брянской области о понуждении к совершению действий на Правительство Брянской области возложена обязанность принять меры к постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество бесхозного скотомогильника, расположенного на территории Большежуковского сельского поселения Дятьковского района Брянской области, в 1000 метрах от п. Дружба, в 800 метрах от автомобильной дороги п. Дружба – д. Неверь, в 1000 метрах от водоема не позднее чем в двухмесячный срок со дня вступления судебного решения в законную силу.

24 июля 2019 года судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Брянской области Цыркуновой Ю.В. вынесено постановление №...-ИП о наложении на должника Правительство Брянской области исполнительского сбора в размере 50 000 руб. Правительство Брянской области полагает, что имеются основания для снижения суммы исполнительского сбора, поскольку во исполнение указанного решения суда обращалось в Управление Росреестра Брянской области с заявлением о постановке на учет указанного бесхозяйного имущества, однако управление отказывало в государственной регистрации права ввиду отсутствия в базе данных сведений об объектах капитального строительства (скотомогильники как объекты недвижимости никогда не были зарегистрированы).

В целях разрешения вопросов по исполнению решений судов 20 марта 2017 года постановлением Правительства Брянской области №106-п утвержден Порядок ликвидации неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников на территории Брянской области. В соответствии с указанным Порядком, а также на основании результатов ветеринарно-санитарного освидетельствования неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников Управлением ветеринарии Брянской области принят Приказ от 3 июля 2017 г. №211 «Об утверждении перечня неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации на территории Брянской области».

Во исполнение указанных нормативных правовых актов Брянской области на территории субъекта за 2017-2018 годы ликвидирован 121 скотомогильник.

Из областного бюджета на указанные мероприятия в 2017-2018 годах согласно государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2017-2020), утвержденной постановлением Правительства Брянской области от 26.12.2016 года № 729-п, выделено 4 963 423,50 руб.

Межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области возбуждены в отношении Правительства Брянской области исполнительные производства по 102 бесхозяйным скотомогильникам, что также влечет взыскание исполнительского сбора из бюджета субъекта.

В силу ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций, и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание, что законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном ст. 112 Закона № 229-ФЗ.

При этом уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (ч. 9 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам ст. 56 ГПК РФ, учитывая обстоятельства, установленные по делу, учитывая принцип справедливости и соразмерности применяемой санкции, а также исходя из доказанности наличия существенных обстоятельств, дающих основание суду для уменьшения размера исполнительского сбора, суд приходит к выводу об уменьшении размера исполнительского сбора на одну четверть, то есть до 37500 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Правительства Брянской области удовлетворить.

Снизить на 1/4 размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Брянской области Цыркуновой Ю.В., на основании которого 24 июля 2019 года возбуждено исполнительное производство №...-ИП, установив исполнительский сбор в размере 37 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий М.Л. Ульянова

Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2019 года.

2-5538/2019 ~ М-4026/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Правительство Брянской области
Ответчики
судебный пристав-исполнитель МО СП по ОИП УФССП России по Брянской области Цыркунова Ю.В.
УФССП России по Брянской области
Другие
Брянский природоохранный прокурор
Межрайонный отдел судебных приставов по особым производствам Управления Федеральной службы приставов России по Брянской области
Суд
Советский районный суд г. Брянска
Судья
Ульянова Марина Львовна
Дело на сайте суда
sovetsky--brj.sudrf.ru
06.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.08.2019Передача материалов судье
09.08.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2019Подготовка дела (собеседование)
26.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.08.2019Судебное заседание
30.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2019Дело оформлено
16.12.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее