Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2019 г. <адрес>
Сулейман-Стальский районный суд РД в составе:
председательствующего - судьи Айбатова М.М.,
при секретаре ФИО4,
с участием представителя истца по доверенности ФИО8,
представителя ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску начальника ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> ФИО6 к индивидуальному предпринимателю (далее ИП) ФИО1 о приостановлении деятельности АЗС, расположенной по адресу: <адрес>, Республики Дагестан, осуществляемой с нарушением санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Начальник ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> обратился в суд с исковым заявлением к ИП ФИО1 о признании действий по реализации газового топлива на АЗС с нарушением санитарно-эпидемиологических правил, незаконными.
Исковые требования мотивированы тем, что во исполнении Протокола совещания врио заместителя Председателя Правительства РД ФИО7 по вопросу увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет РД в отрасли розничной торговли горюче-смазочными материалами и газом, проведено санитарно-гигиеническое обследование ДД.ММ.ГГГГ совместно с представителями Администрации МР «<адрес>», МЧС, МРИ ФНС № в отношении ИП ФИО2, ИНН-052998055442, проживающего по адресу: РД, <адрес> ОГРН№, владельца АЗС <адрес> на предмет соответствия требованиям: Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ, СП ДД.ММ.ГГГГ-01. «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СП ДД.ММ.ГГГГ-07 «Изменения и дополнения № к СП ДД.ММ.ГГГГ-01, СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», Приказа Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
В ходе обследования выявлены следующие нарушения санитарного законодательства:
1. He представлена информация об организации проведения производственного контроля, что является нарушением требований п.2.6, п.4.4, п.4.5 СП ДД.ММ.ГГГГ- 01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-07 «Изменения и дополнения № к СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий», ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999г №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
2. Не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение на проект предельно-допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферный воздух в результате деятельности автозаправочной станции, что является нарушением п.4.1.1, п.4.2.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» вышеперечисленное является нарушением ст. 11, ч.3, ст.20, Федерального закона от 30.03.1999г №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения»;
3. Не представлена информация об организации проведения периодических медицинских осмотров работниками, что является нарушением требований ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Приказа Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении перечней вредных и (или.) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
4.Не предоставлены документы, подтверждающие осуществление вывоза
образовавшихся в процессе деятельности АЗС отходов, не установлены мусоросборники (п.6.3 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест»).
5.Отсутствует уголок потребителя с необходимой информацией, предоставляемых на АЗС в соответствии с требованиями ст.9,10 Закона РФ «О защите прав потребителей» № от 7.02.1992г.
6.Отсутствует информация об обслуживающих АЗС операторах (табличка с ФИО оператора).
7.Работники АЗС не обеспечены спецодеждой, и средствами индивидуальной защиты (СИЗ) от воздействия вредных производственных факторов, в нарушении п 2.11 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам», ст.25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
8.Не организован централизованный отвод и очистка поверхностного стока с территории АЗС, что является нарушением п. 4.1.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод»;
9.Здание не оборудовано системами холодного и горячего водоснабжения.
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», вокруг объектов и производств, являющихся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно нормам ст.11 Федерального закона от 30.03.1999г. №- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Из системного толкования приведенных выше положений действующего законодательства следует, что они имеют целью обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Таким образом, вышеизложенные факты свидетельствуют о том, что при осуществлении своей деятельности ответчик ИП ФИО2 нарушает установленные требования санитарно-эпидемиологического законодательства, тем самым представляет серьезную опасность окружающей среде и здоровью населения в виду возможности возникновения и распространения различных заболеваний.
Просит признать действия ответчика по реализации газового топлива на АЗС, с нарушением санитарно-эпидемиологических правил, незаконными, обязать ответчика устранить вышеуказанные нарушения санитарного законодательства, приостановить деятельность АЗС.
Представитель истца ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> по доверенности ФИО8 в судебном заседании поддержала исковые требования, просила их удовлетворить, при этом указала, что устранение допущенных нарушений ответчиком возможно без приостановления деятельности АЗС, предоставив срок ответчику для их устранения.
Представитель ответчика ИП ФИО1 по доверенности ФИО3 в судебном заседании, исковые требования ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> признал частично, указал, у него имеется лицензия на эксплуатацию указанного объекта, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его деятельности по реализации горюче-смазочных материалов государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, выявленные при проведении проверки нарушения устранены, за исключением представления информации об организации проведения производственного контроля и представления программы производственного контроля и организовать централизованный отвод и очистку поверхностного стока с территории АЗС, которые в ближайшее время также будут устранены.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя истца, доводы представителя ответчика, суд приходит к следующему выводу.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
На основании пункта 1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Закона).
Согласно статье 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания такой продукции, работ и услуг.
Порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий предусмотрены Санитарными правилами "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" ДД.ММ.ГГГГ-01, утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - СП ДД.ММ.ГГГГ-01).
В соответствии с пунктом 1.5 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно пункту 2.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 производственный контроль проводится юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением (пункт 2.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-01).
В соответствии с п. п. 2.11, 2.12 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ, работники организаций обеспечиваются спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ) от воздействия опасных и вредных производственных факторов в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами.
Работа без предусмотренной спецодежды и СИЗ не допускается. Руководством организаций должно быть организовано правильное хранение, использование, чистка, стирка и другие виды профилактической обработки специальной одежды и других СИЗ, на которые оформлены санитарно-эпидемиологические заключения в установленном порядке.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> ФИО8 совместно с представителями администрации МР «<адрес>», МЧС, МРИ ФНС России № по РД проведено санитарно-эпидемиологическое обследование территории АЗС ИП ФИО2 расположенной в <адрес> Республики Дагестан на предмет соответствия требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
По результатам санитарно-эпидемиологического обследования в межведомственном рейдовом мероприятии с участием представителей МРИ ФНС №, МЧС и администрации МР «<адрес>» составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ о санитарно-эпидемиологическом обследовании автозаправочной станции, расположенной в <адрес>, принадлежащей ИП ФИО2, в ходе которого были выявлены вышеуказанные нарушения санитарного законодательства.
В ходе рассмотрения дела представитель ответчика ФИО9 пояснил, что выявленные в ходе проведения проверки нарушения санитарного законодательства, которые указаны в Акте от ДД.ММ.ГГГГ и в исковом заявлении им устранены частично, и представил суду в подтверждение в части устраненных нарушений следующие документы; договор на проведение лабораторных исследований в рамках производственного контроля от ДД.ММ.ГГГГ; фотографию «Уголок потребителя; свидетельство о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от ДД.ММ.ГГГГ; декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду; свидетельство о постановке на учет в Управлении по технологическому и экологическому надзору по <адрес>; программу производственного контроля АЗС «Ортосталь»; фото об обеспечении работников АЗС спецодеждой.
Указанные обстоятельства также подтверждены на суде представителем истца ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> по доверенности ФИО8
В связи с тем, что указанные нарушения ответчиком устранены, в удовлетворении исковых требований в указанной части необходимо отказать.
Согласно п.п. 4, 5 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 219-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
Нормативы допустимых выбросов и сбросов не рассчитываются для объектов IV категории.
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" следует, что АЗС отнесены к объектам III категории.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, истец вправе обратиться в суд с иском об обязании ответчика ограничить, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 34, 56, 80 Закона об охране окружающей среды).
Нарушение лицом требований в области охраны окружающей среды, являющееся основанием для ограничения, приостановления или прекращения соответствующей деятельности, может быть выражено, в частности, в эксплуатации предприятия или сооружения без необходимых разрешений и лицензий, выдаваемых с целью соблюдения природоохранных требований, либо с нарушением их условий, превышении лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, нарушении требований в области обращения с отходами, несоблюдении требований промышленной безопасности.
Поскольку выявленные нарушения санитарного законодательства, за исключением; представить информацию об организации проведения производственного контроля и организовать централизованный отвод и очистку поверхностного стока с территории АЗС, ответчиком устранены, доказательств причинения вреда окружающей среде в результате деятельности ответчика не представлено, суд не находит оснований для удовлетворения иска в части приостановления деятельности АЗС.
Согласно подп. 1 пункта 1 ст. 333.19 НК РФ, истец при подаче иска должен был заплатить госпошлину в размере 300 (Триста) руб., но согласно ч. 1 ст. 333. 36 НК РФ, истец освобожден от уплаты госпошлины.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина в сумме 300 (триста) руб., подлежит взысканию в доход муниципального бюджета МР «<адрес>», с ответчика ИП ФИО2
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования начальника ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, удовлетворить частично.
Признать действия ИП ФИО2 по реализации жидкого и газового топлива на АЗС расположенной в <адрес> Республики Дагестан с нарушением санитарно-эпидемиологических правил, незаконными.
Обязать ИП ФИО2 в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу:
-Представить информацию об организации проведения производственного контроля и программы производственного контроля, (п.2.6, п.4.4, п.4.5 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-07 «Изменения и дополнения № к СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999г №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения»);
-Организовать централизованный отвод и очистку поверхностного стока с территории АЗС, п. 4.1.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».
В остальной части в удовлетворении иска, отказать.
Взыскать с ИП ФИО2 государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей в доход муниципального бюджета МР «<адрес>» Республики Дагестан.
Резолютивная часть решения суда объявлена ДД.ММ.ГГГГ, мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Сулейман-Стальский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись М.М.Айбатов