Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-7443/2023 ~ М-4300/2023 от 24.04.2023

УИД 11RS0001-01-2023-005535-59

Дело № 2-7443/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 декабря 2023 года                        г. Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,

при секретаре Зотовой М.О.,

с участием представителя истца Сбитнева В.М.,

представителя ответчика Климовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морохина Сергея Николаевича к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании постановлений недействительными в части, обязании провести кадастровые работы,

у с т а н о в и л :

Морохин С.Н. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» (с учётом изменения требований) о признании постановлений администрации МО ГО «Сыктывкар» от 17.08.2022 № 8/2509, от ** ** ** №... недействительными в части не проведения в отношении земельного участка с кадастровым номером №... кадастровых работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером №...; обязании провести кадастровые работы в отношении земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: ..., по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером №....

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены СТ «Коммунальник-1», ООО «ГлавГеоСтрой», Игушев Н.Г., Тырышкина С.П.

В судебном заседании представитель Морохина С.Н. на иске настаивал.

Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» иск не признала.

Иные лица участия в судебном заседании не приняли.

Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Установлено, что постановлением главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от 15.09.2009 № 9/3891 на основании добровольного отказа прекращено СТ «Коммунальник» Дырносского комплекса право пользования земельным участком №... по проезду №..., площадью 969 кв.м.

Также указанным постановлением была утверждена схема расположения указанного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории МО ГО «Сыктывкар» в составе земель населённых пунктов, а также было принято решение о предоставлении ФИО4 земельного участка №..., площадью 969 кв.м, по проезду №... в составе земель населённых пунктов в СТ «Коммунальник» Дырносского комплекса в собственность, бесплатно, для садоводства.

Кроме того, указанным постановлением на ФИО4 возлагалась обязанность выполнить в отношении предоставленного ему земельного участка кадастровые работы и осуществить его государственный кадастровый учёт.

Игушев Н.Г. и Тырышкина С.П. являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами №... соответственно, которые являются смежными по отношению к спорному земельному участку.

Также спорный земельный участок граничит с землями общего пользования.

По заказу ФИО4 ** ** ** кадастровым инженером ООО «Комикадастр» ФИО5 был подготовлен межевой план предоставленного ФИО4 земельного участка.

В ходе межевания ФИО4, а также правообладателями смежных земельных участков (собственниками участков №...б и №...б, председателем СТ «Коммунальник») были согласованы границы указанного земельного участка, о чём был составлен акт согласовании границ.

** ** ** в ЕГРП было зарегистрировано право собственности ФИО4 на предоставленный ему земельный участок.

Сведения о границах указанного земельного участка были внесены в ЕГРП на основании межевого плана от ** ** **.

Впоследствии Управлением Росреестра по Республике Коми был произведён пересчёт сведений ЕГРН из условной системы координат в местную систему координат Республики Коми (МСК-11), в результате чего сведения о границах указанного земельного участка были отражены в ЕГРН на основании межевого плана от ** ** ** с учётом изменившейся системы координат.

В соответствии с договором купли-продажи земельного участка от ** ** ** Морохин С.Н. приобрёл у ФИО4 в собственность земельный участок, общей площадью 969 кв.м, находящийся по адресу: ..., категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для садоводства.

** ** ** в ЕГРП было зарегистрировано право собственности истца на указанный земельный участок.

Указанному земельному участку к настоящему времени присвоен адрес: ... Земельный участок имеет кадастровый номер №.... Категория земель и вид разрешённого использования не изменялись.

** ** ** в ЕГРП на основании договора купли-продажи земельного участка от ** ** ** и декларации об объекте недвижимости от ** ** ** было зарегистрировано право собственности за жилой дом, площадью 108 кв.м, расположенный на указанном земельном участке.

** ** ** истец обращался в администрацию МО ГО «Сыктывкар» за утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плате территории муниципального образования (путём перераспределения), площадью 1067 кв.м., в соответствии с приложенной к обращению схемой.

Указанная схема предусматривала увеличение площади принадлежащего истцу участка до 1067 кв.м за счёт земель, расположенных со стороны юго-западной границы участка.

Письмом от ** ** ** администрация МО ГО «Сыктывкар» уведомила истца об отказе в удовлетворении его заявления, поскольку земля, государственная собственность на которую не разграничена, за счёт перераспределения которой истец просил увеличить площадь своего земельного участка, находится на территории садоводческого товарищества, относится к имуществу общего пользования и не может быть предоставлена гражданам.

** ** ** в газете «Панорама Столицы» было опубликовано сообщение администрации МО ГО «Сыктывкар» о начале выполнения (в период с ** ** ** по ** ** **) комплексных кадастровых работ в отношении нескольких кадастровых кварталов, включая кадастровый квартал №..., исполнителем которых на основании муниципального контракта №... от ** ** ** является ООО «ГлавГеоСтрой».

** ** ** в газете «Панорама Столицы» было опубликовано сообщение председателя Комиссии по землепользованию и застройке администрации МО ГО «Сыктывкар» о начале публичных слушаний по рассмотрению документации по планировке территории (проект межевания) в отношении нескольких кадастровых кварталов, включая кадастровый квартал №....

В ходе комплексных кадастровых работ ООО «ГлавГеоСтрой» были подготовлены карта-план территории кадастрового квартала №... и документация по планировке территории (проект межевания территории) кадастрового квартала №....

Как следует из указанной карты-плана и указанной документации по планировке территории, в ходе комплексных кадастровых работ границы земельного участка с кадастровым номером №... каким-либо образом не уточнялись и были оставлены в том же виде, что и существовали до начала комплексных кадастровых работ, то есть в том виде, в котором они были установлены по результатам проведённого по заказу ФИО4 межевания.

В ходе комплексных кадастровых работ было уточнено местоположение жилого дома, расположенного на принадлежащем истцу земельном участке.

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 17.08.2022 №8/2509 утверждена документация по планировке территории (проект межевания территории) в отношении нескольких кадастровых кварталов, включая кадастровый квартал №..., разработанная ООО «ГлавГеоСтрой».

В периоды приёма согласительной комиссией возражений заинтересованных лиц (с ** ** ** по ** ** ** и с ** ** ** по ** ** **) возражений от правообладателей объектов недвижимости в отношении уточняемых земельных участков не поступало. Согласительная комиссия в своём заключении от ** ** ** сочла возможным утвердить проект карты-плана, подготовленного в рамках проведения комплексных кадастровых работ по кадастровому кварталу №....

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 01.09.2022 №9/2706 утверждена карта-план кадастрового квартала №..., разработанная ООО «ГлавГеоСтрой» по результатам проведения комплексных кадастровых работ в указанном кадастровом квартале в соответствии с муниципальным контрактом №... от ** ** **.

Акт согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ в кадастровом квартале №... также не содержит указания на уточнение границ земельного участка с кадастровым номером №....

** ** ** истец обращался в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о предоставлением ему в собственность путём перераспределения земельного участка площадью 1072 кв.м по адресу: ..., в соответствии с приложенной к обращению схемой.

Указанная схема предусматривала увеличение площади принадлежащего истцу участка до 1072 кв.м за счёт земель, расположенных со стороны юго-западной границы участка.

Письмом от ** ** ** администрация МО ГО «Сыктывкар» в лице Управления архитектуры, городского строительства и землепользования сообщила истцу о том, что в ** ** ** по заказу администрации МО ГО «Сыктывкар» были проведены комплексные кадастровые работы в кадастровом квартале №..., в пределах которого расположен принадлежащий истцу земельный участок. Также было сообщено о том, что земли, расположенные за пределами границ земельного участка с кадастровым номером №..., относятся к имуществу общего пользования, в связи с чем оформление права собственности на земельный участок в заявленных им границах не представляется возможным.

Исковые требования Морохина С.Н. основаны на том, что в ходе комплексных кадастровых работ, проведённых в ** ** **, необоснованно, по его мнению, не были уточнены границы его земельного участка, поскольку фактически используемая им площадь земли, с учётом установленного вокруг участка ограждения, превышает площадь земельного участка, отражённую в ЕГРН. Фактическая граница используемой им земли с юго-западной стороны земельного участка не соответствует отражённым в ЕГРН сведениям о границах земельного участка.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных указанным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Статьей 70 указанного Кодекса предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с указанным Федеральным законом сведений.

В силу ч. 7 указанной статьи под государственным кадастровым учётом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также – объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных указанным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее – государственный кадастровый учет).

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в ЕГРН, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

В силу ст. 7 указанного Закона ведение ЕГРН осуществляется путем внесения сведений в ЕГРН, изменения указанных сведений в данном реестре и исключения указанных сведений из данного реестра в порядке, установленном указанным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации. Ведение ЕГРН осуществляется на русском языке на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, достоверности и доступности его сведений.

При этом ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из:

- реестра объектов недвижимости (далее также – кадастр недвижимости);

- реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также – реестр прав на недвижимость);

- реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, лесопарковых зеленых поясов, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также – реестр границ).

В соответствии со ст. 8 указанного Закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. При этом к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В случаях, предусмотренных федеральным законом, основные сведения о сооружении могут изменяться в результате капитального ремонта сооружения. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 ч. 2 ст. 14 данного Федерального закона, если иное не установлено данным Федеральным законом.

Статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральным законом порядке. При этом основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе: межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного ч. 1 ст. 44 указанного Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 ст. 43 указанного Федерального закона); утвержденная карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее – карта-план территории).

К характеристикам, позволяющим определить земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи, относятся, в том числе сведения о границах такого земельного участка, установленные в предусмотренном законом порядке.

При этом сведения о таких границах, с учётом положений ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, могут быть внесены в ЕГРН на основании межевого плана и на основании карты-плана территории, то есть на основании документов, подготавливаемыми в ходе осуществления кадастровой деятельности.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее – кадастровые отношения), регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

В соответствии с ч. 4 ст. 1 указанного Закона под кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее – кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее – кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в ст. 29 данного Федерального закона (далее – кадастровый инженер).

Согласно ч. 4.1 ст. 1 указанного Закона кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также – объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.

Частью 4.2 указанной статьи предусмотрено, что при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. В случае, установленном указанным Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.

В силу ч. 1 ст. 42.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ под комплексными кадастровыми работами в целях указанного Федерального закона понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов, или территориях, указанных в ч. 1 ст. 42.11 данного Федерального закона (далее – территория выполнения комплексных кадастровых работ):

1) земельных участков, сведения ЕГРН о которых не соответствуют установленным на основании Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» требованиям к описанию местоположения границ земельных участков;

2) земельных участков, образование которых предусмотрено документами, указанными в части 6 данной статьи;

3) зданий, сооружений (за исключением линейных объектов), а также объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН.

Частью 2 ст. 42.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ, предусмотрено, что в результате выполнения комплексных кадастровых работ:

1) осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков;

2) осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, указанных в части 1 данной статьи;

3) обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами;

4) обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами;

5) обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков и контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

Принадлежащий истцу земельный участок не относится к земельным участкам, образование которых предусмотрено документами, указанными в ч.6 ст. 42.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ, поскольку он был образован до начала комплексных кадастровых работ.

К началу комплексных кадастровых работ описание местоположения границ принадлежащего истцу земельного участка соответствовало установленным на основании Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ требованиям. Как было указано выше, сведения об описании местоположения границ принадлежащего истцу земельного участка были внесены в ЕГРН на основании результатов проведённого в установленном порядке в 2009 году межевания, с учётом изменившейся системы координат (на МСК-11).

Таким образом, принадлежащий истцу земельный участок не относился к объектам, в отношении которых в силу ч. 1 ст. 42.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ могли проводиться комплексные кадастровые работы.

В связи с чем комплексные кадастровые работы в отношении земельного участка истца обоснованно не проводились.

На момент приобретения истцом спорного земельного участка границы земельного участка были установлены в предусмотренном законом порядке. Истцом приобретался земельный участок, сведения о расположении границ которого содержались в ЕГРП, в связи с чем обстоятельства расположения ограждения земельного участка правового значения не имеют. Истец при приобретении земельного участка, проявив должную осмотрительность, имел возможность путём определения местоположения характерных точек границ земельного участка на местности (вынос точек) получить сведения о фактических характеристиках приобретаемого им земельного участка, как индивидуально определенной вещи.

Оспариваемыми истцом постановлениями администрации МО ГО «Сыктывкар» от 17.08.2022 № 8/2509, от 01.09.2022 № 9/2706 права, свободы и законные интересы истца не нарушены. Каких-либо законных основания для возложения по иску Морохина С.Н. на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности провести кадастровые работы в отношении земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: ..., по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером №..., не имеется.

При таких обстоятельствах, исковые требования Морохина С.Н. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании постановлений администрации МО ГО «Сыктывкар» от 17.08.2022 № 8/2509, от 01.09.2022 № 9/2706 недействительными в части не проведения в отношении земельного участка с кадастровым номером №... кадастровых работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером №...; обязании провести кадастровые работы в отношении земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: ..., по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером №..., являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Морохина Сергея Николаевича (...) к администрации МО ГО «Сыктывкар» (ИНН 1101482338) о признании постановлений администрации МО ГО «Сыктывкар» от 17.08.2022 № 8/2509, от 01.09.2022 № 9/2706 недействительными в части не проведения в отношении земельного участка с кадастровым номером №... кадастровых работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером №...; обязании провести кадастровые работы в отношении земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: ... по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером №... отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья -                                 Д.А. Паншин

2-7443/2023 ~ М-4300/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Морохин Сергей Николаевич
Ответчики
АМО ГО "Сыктывкар"
Другие
Садовое товарищество "Коммунальник"
Тырышкина Светлана Петровна
ООО «Главгеострой»
Игушев Николай Геннадьевич
Сбитнев Вячеслав Михайлович
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Паншин Дмитрий Александрович
Дело на странице суда
syktsud--komi.sudrf.ru
24.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2023Передача материалов судье
02.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.06.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.06.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.07.2023Предварительное судебное заседание
22.09.2023Предварительное судебное заседание
26.09.2023Предварительное судебное заседание
07.11.2023Судебное заседание
06.12.2023Судебное заседание
22.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее