копия
2-197/2023
(24RS0007-01-2022-001841-06)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2023 года Богучанский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Максимовой О.В.,
при секретаре Булатовой А.А.,
с участием истца Польского М.В., путем использования системы видеоконференц-связи,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Польского <данные изъяты> к ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю, Российской Федерации в лице ФСИН России о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Польский М.В. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что он отбывает наказание в УКП ИК-42 с 17.12.2021 года по настоящее время, за этот период он был трудоустроен на различных должностях по усмотрению администрации ИУ, размер его заработной платы составлял 1 МРОТ. 21.10.2022 года он узнал, что Богучанский район Красноярского края относится к районам Крайнего Севера, в связи с чем, при определении размера его заработной платы должен учитываться районный коэффициент и северная надбавка, чего сделано не было, заработная плата выплачивалась ему не в полном объеме. Просит взыскать с ответчика в свою пользу задолженность по заработной плате за весь период работы и компенсацию морального вреда за нарушение его конституционных прав и свобод в размере 300 000 рублей.
Определениями Богучанского районного суда Красноярского края от 15.12.2022 года, 08.02.2023 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ГУФСИН России по Красноярскому краю, Российская Федерация в лице ФСИН России.
Истец Польский М.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что администрацией исправительного учреждения в нарушение требований закона при определении размера его заработной платы не были учтены районный коэффициент и северная надбавка, размер недоначисленной заработной платы составляет 150 000 рублей. Причиненный ему указанным бездействием моральный вред оценивает в 150 000 рублей. Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю в зал суда своего представителя не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, о причинах неявки своего представителя суду не сообщило, представило письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому трудовые договоры с истцом не заключались, последний привлекался к труду в связи с отбыванием наказания по приговору суда, следовательно, оснований для начисления процентной надбавки за работу в Богучанском районе Красноярского края, как в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, нет. Заработная плата с декабря 2021 года по настоящее время начислялась истцу в соответствии с действующим законодательством, ст. 105 УИК РФ, ст. 133 ТК РФ, с учетом нормы выработки. Доказательств причинения морального вреда истцом не представлено. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Ответчики ГУФСИН России по Красноярскому краю, Российская Федерация в лице ФСИН России в зал суда своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки своих представителей суду не сообщили.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В этой связи, полагая, что неявившиеся ответчики, не приняв мер к явке в судебное заседание, определили для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд с учетом приведенных выше норм права, рассмотрел дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Богучанский район Красноярского края согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденному Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029, относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Процентная надбавка в Богучанском районе Красноярского края установлена в размере 50 %.
Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" установлен районный коэффициент 1,3 по Богучанскому району Красноярского края.
Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в виде лишения свободы и иных сопутствующих наказанию мер (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2019 года N 539-О).
Согласно части второй статьи 9 УИК Российской Федерации общественно полезный труд является одним из основных средств исправления осужденных. В развитие этого положения федеральный законодатель в статье 103 данного Кодекса установил, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений, которая должна привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест (часть первая).
В силу ч. 3 ст. 129 УИК РФ труд осужденных регулируется законодательством Российской Федерации о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы и перевода на другую работу.
В силу ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
Приказом ФСИН России № 422 от 13.06.2019 года Федеральное казенное учреждение «Объединение исправительных учреждений № 26 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» переименовано в Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 42 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю».
В силу п. 1.1 Устава Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 42 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» (сокращенное наименование: ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю) является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренными в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
Согласно пункту 2.1 Устава целями деятельности ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю является, в том числе, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приговором Советского районного суда г. Красноярска от 03.04.2019 года Польский М.В. осужден по ч. 3 ст. 30, п.п. «а», «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к 7 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
02.02.2021 года Польский М.В. прибыл для отбывания наказания в ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, находящееся по адресу: Красноярский край, Богучанский район, п. Октябрьский, ул. Победы, 34, стр. 10; постановлением Богучанского районного суда Красноярского края от 06.12.2021 года переведен для дальнейшего отбывания наказания в УКП ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, куда прибыл 17.12.2021 года.
В соответствии с приказом № 222-ос от 24.12.2021 года истец с 28.12.2021 года был привлечен к труду контролером лесозаготовительного производства и лесосплава 3 разряда на вахтовый лесозаготовительный участок № 2 бригада № 22 (ДИБФ) с повременной оплатой труда, с должностным окладом в размере 3 843 рублей.
На основании приказа начальника ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю от 20.05.2022 года за № 76-ос Польский М.В. с 21.05.2022 года переведен на должность сторожа 1 разряда на участок «транспортный цех (лесовозная дорога)» бригада № 14 (ДИБФ) с повременной оплатой труда, с должностным окладом в размере 3 732 рублей, освобожден от должности подсобного рабочего 1 разряда участка «непромышленная деятельность» бригада № 11 (ДИБФ).
В соответствии с приказом врио начальника ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю от 18.07.2022 года за № 106-ос Польский М.В. с 19.07.2022 года переведен на должность сторожа 1 разряда на участок «КПП УКП» (бригада № 14) с повременной оплатой труда, установлен должностной оклад в размере 3 732 рублей, освобожден от должности подсобного рабочего 1 разряда участка транспортного цеха (лесовозная дорога) (бригада № 14).
Приказом врио начальника ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю от 25.08.2022 года за № 124-ос Польский М.В. с 26.08.2022 года переведен на должность моториста электродвигателей 2 разряда участка жилой зоны УКП (бригада № 10 ДИБФ) с повременной оплатой труда, установлен должностной оклад в размере 3 788 рублей, освобожден от должности сторожа 1 разряда участка КПП УКП (бригада № 14 ДИБФ).
На основании приказа начальника ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю от 28.09.2022 года за № 141-ос Польский М.В. с 28.09.2022 года переведен на должность моториста электродвигателей 2 разряда участка жилой зоны УКП (ОХ бригада № 10 ДИБФ) с повременной оплатой труда, установлен должностной оклад в размере 3 732 рублей, освобожден от должности моториста электродвигателей 2 разряда участка жилой зоны УКП (бригада № 10 ДИБФ).
Факт исполнения трудовых обязанностей истцом и начисления ему оплаты труда и ее выплаты в период с 28.12.2021 года подтверждается табелями учета рабочего времени, нарядами-заданиями, справкой заместителя главного бухгалтера ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю от 10.01.2023 года, лицевыми счетами по заработной плате, расчетными листками за декабрь 2021 года – декабрь 2022 года и платежными ведомостями за указанный период.
Приказами начальника ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю от 22.03.2021 года за № 237, 22.12.2021 года № 769, 03.07.2022 года за № 326 закреплено, что размер оплаты труда рабочих (гражданского персонала и осужденных), отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную норму выработки, не может быть менее установленного уровня минимального размера оплаты труда (МРОТ): с 22.03.2021 года – 12 792 рубля, с 01.01.2022 года – 13 890 рублей, с 01.06.2022 года – 15 279 рублей, приказано оплату труда рабочих (гражданского персонала и осужденных) с повременной оплатой труда и осужденных, выполняющих работы по хозяйственному обслуживанию, производить не менее установленного уровня минимального размера оплаты труда путем применения дополнительных выплат, при ни полностью отработанной норме рабочего времени доплаты до МРОТ производить пропорционально отработанному времени.
Так, согласно лицевым счетам по заработной плате, расчетным листкам за декабрь 2021 года – декабрь 2022 года и платежным ведомостям за указанный период истцу, исходя из объема выполненной им работы, при норме выработки за апрель, май 2022 года ниже 100 %, начислена и выплачена путем перечисления на лицевой счет, включая НДФЛ, расходы на питание и коммунальные услуги, заработная плата: за декабрь 2021 года в размере 4 002,93 рублей, за январь 2022 года в размере 13 890 рублей, за февраль 2022 года в размере 13 250,33 рублей, за март 2022 года в размере 13 779,89 рублей, за апрель 2022 года в размере 3 061,63 рубля, за май 2022 года в размере 5 636,82 рублей, за июнь 2022 года в размере 16 177,85 рублей, за июль 2022 года в размере 16 132,44 рублей, за август 2022 года в размере 15 279 рублей, за сентябрь 2022 года в размере 15 279 рублей, за октябрь 2022 года в размере 15 279 рублей, за ноябрь 2022 года в размере 16 350,90 рублей, за декабрь 2022 года в размере 15 368,14 рублей.
Стороной ответчика доказан факт соблюдения положений ст. 105 УИК РФ при начислении и выплате истцу заработной платы за фактически отработанное время по окончании закрытия нарядов, с учетом сдельной оплаты труда; заработная плата начислялась и выплачивалась истцу в соответствии с ч. 3 ст. 105 УИК РФ, пропорционально отработанному им времени и в зависимости от выработки.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации (ч. 3 ст. 37).
Частью 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.
Специальным законом, закрепляющим порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, правовое положение и средства исправления осужденных, является УИК РФ (ст.ст. 1 - 4), нормы которого должны быть согласованы между собой, а с ними - и нормы других правовых актов, затрагивающих эту сферу (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. № 50-П).
В частности, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных (ч. 2 ст. 2 УИК РФ), к которым относится и общественно полезный труд (ч. 2 ст. 9 данного Кодекса), определяются основные обязанности осужденных, неисполнение которых влечет установленную законом ответственность (ст. 11 данного Кодекса).
В соответствии с ч. 1 ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.
В силу положений ч. 1 ст. 102, ч. 1 ст. 104, ч. 1 ст. 105 УИК РФ на осужденных к лишению свободы законодательство Российской Федерации о труде распространяется лишь в части материальной ответственности, продолжительности рабочего времени, правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, оплаты труда.
Трудовые отношения между отбывающими наказание и администрацией исправительного учреждения носят специфический характер, и не подлежат безусловному регулированию трудовым законодательством, поскольку согласно ч. 1 ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.
Таким образом, осужденные привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства.
Поскольку общественно полезный труд как средство исправления (ст. 9 УИК РФ) и обязанность (ст. ст. 11, 103 УИК РФ) осужденных является одной из составляющих процесса отбывания наказания, то их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер.
Согласно ст. 105 УИК РФ, осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательство Российской Федерации о труде (ч. 1); размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда (ч. 2); оплата труда осужденного при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится пропорционально отработанному осужденным времени или в зависимости от выработки (ч. 3).
На время трудоустройства Польского М.В. в учреждении исполнения наказаний ФСИН России была установлена сдельная система оплаты труда.
Поскольку истцом нормы труда (выработки) не выполнялись, что подтверждается представленными письменными доказательствами и истцом не оспаривается, суд приходит к выводу о том, что размер выплаченной истцу заработной платы за апрель, май 2022 года правомерно меньше минимального размера оплаты труда, соответствует условиям заключенного с ним договора о сдельной форме оплаты.
Работа истца учитывалась, контролировалась и оплачивалась без применения районных коэффициентов и процентных надбавок, предусмотренных ст. ст. 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации.
Данное обстоятельство послужило поводом для обращения Польского М.В. с суд с настоящим иском.
Поскольку правоотношения, возникающие в связи с осуществлением трудовой деятельности осужденными в местах отбывания наказания в виде лишения свободы, регулируются не только нормами трудового, но и уголовно-исполнительного законодательства, то законодатель не отнес указанную категорию граждан к лицам, работающим по трудовым договорам, то есть состоящим в трудовых отношениях с учреждениями, в которых они трудоустраиваются на период отбывания наказания.
Действие Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», определяющего соответствующие государственные гарантии и компенсации в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера (преамбула), распространяется на лиц, работающих по найму (т.е. на основании трудового договора) постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях (ч. 1 ст. 1). Соответственно, районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, установленные данным Законом (ст.ст. 10 и 11), а впоследствии и Трудовым кодексом Российской Федерации (ст.ст. 316 и 317), гарантируются лицам, работающим по трудовому договору.
Исходя из положений статей 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации выплата районного коэффициента и надбавок к заработной плате за работу в неблагоприятных климатических условиях, также предусмотрена только для лиц, работающих по трудовому договору.
Исключений в отношении осужденных, ни нормы трудового законодательства, ни нормы уголовно-исполнительного законодательства, регулирующие оплату труда, не предусматривают.
Таким образом, лицам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к труду в период отбывания наказания, полностью отработавшим норму рабочего времени и норму труда, гарантируется оплата не ниже минимального размера оплаты труда.
Суд учитывает также разъяснения, изложенные в Обзоре судебной практики по делам, связанным с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014), согласно которым у осужденных к лишению свободы отсутствует право на получение процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях, поскольку труд осужденных к лишению свободы осуществляется не в рамках трудового договора и трудовые отношения между осужденным, привлекаемым к труду, и администрацией исправительного учреждения в том понимании, которое закреплено в статье 20 Трудового кодекса Российской Федерации, не возникают.
Поскольку между лицом, осужденным к лишению свободы и привлекаемым к труду, с одной стороны, и учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказание в виде лишения свободы, где труд основан не на свободном волеизъявлении осужденного, а его обязанностью трудиться в определенных местах и на работах, не возникают трудовые правоотношения, регулируемые исключительно нормами Трудового кодекса Российской Федерации, то оснований для выплаты истцу надбавки, связанной с работой в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не имеется; районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, установленные Законом Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 и Трудовым кодексом Российской Федерации, гарантируются лицам, работающим по трудовому договору, к которым истец не относится.
В связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований Польского М.В. о взыскании с ответчиков в его пользу задолженности по заработной плате не имеется.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 2 Постановления от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Статьей 151 ГК РФ ответственность сохранена лишь для случаев причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
В силу абзаца 3 ст. 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Согласно пункту 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При этом под незаконными действиями (бездействием) следует понимать деяния, противоречащие законам и другим правовым актам.
Незаконными являются действия, выходящие за пределы компетенции или должностных полномочий органов и должностных лиц, или же бездействие в случаях, когда соответствующие органы либо лица отказываются от выполнения своих обязанностей.
Для наступления ответственности государства по приведенной статье необходимо одновременное наличие следующих составляющих материального основания такой ответственности: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда (государственного органа); причинно-следственная связь между наступившим вредом и незаконным деянием; вина причинителя вреда.
В силу статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
С учетом того, что исковые требования Польского М.В. к ответчикам о взыскании задолженности по заработной плате признаны судом необоснованными, не подлежат удовлетворению и производные от данных требований требования истца о взыскании компенсации морального вреда. Доказательств причинения истцу физических и нравственных страданий в результате действий сотрудников ответчиков не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 333.36 НК РФ истец освобожден от судебных расходов, в связи с чем, государственная пошлина взысканию с него не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш ИЛ:
В удовлетворении исковых требований Польского <данные изъяты> к ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю, Российской Федерации в лице ФСИН России о взыскании задолженности по заработной плате за период с 17.12.2021 года и компенсации морального вреда в размере 300 000 рублей отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в срок месяц со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд Красноярского края.
Председательствующий подпись О.В. Максимова
Решение в окончательной форме изготовлено 05 апреля 2023 года.
Копия верна
Судья О.В. Максимова