Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1960/2023 ~ М-1261/2023 от 07.08.2023

Дело № 2-1960/2023

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Балахна                                                                    21 ноября 2023 года

Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Васильевой О.В., при помощнике Жаворонковой О.В., с участием истца Занина, представителя ответчика ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Балахнинского муниципального округа» Шмелевой Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Занина к ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Балахнинского муниципального округа» о признании решения об отказе в социальном контракте незаконным, признании семьи нуждающейся в мерах социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Истец Занина обратилась в суд с иском к ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Балахнинского муниципального округа» о признании решения об отказе в социальном контракте незаконным, признании семьи нуждающейся в мерах социальной поддержки.

В обоснование иска истец указала, что 25.04.2023 г. она обратилась в ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Балахнинского муниципального округа» с заявлением о заключении социального контракта, но ей в заключении социального контракта было отказано, так как у неё плохой бизнес-план, социальный контракт не выведет её из трудной жизненной ситуации. Однако, доводы, изложенные в отказе, не соответствуют действительности.

В судебном заседании истец Занина исковые требования поддержала, подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, и пояснила, что она <данные изъяты>. Сейчас у неё никакой недвижимости в собственности нет. Продать земельный участок она не смогла, обрабатывать также не могла, так как тяжело и для этого нужна техника. Проживает она в частном доме площадью <данные изъяты> кв.м., с <данные изъяты>. Все они между собой ведут раздельное хозяйство, у них у каждого своя полка в холодильнике. Раздел лицевых счетов не произведен, в судебном порядке с данным требованием она не обращалась, они каждый вносят свою часть на оплату коммунальных услуг. <данные изъяты>. Заявляя исковое требование о признании её семьи нуждающейся в мерах социальной поддержки, она имела в виду признать нуждающейся в заключении социального контракта.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истица также пояснила, что не трудоустроена с февраля 2023 г., до это трудоустраивалась в течение года 2 раза, работала по 2-3 месяца, увольнялась, так как не устраивали условия работы и отношение руководства.

Представитель ответчика ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Балахнинского муниципального округа» Шмелева Н.П. с иском не согласилась и пояснила, что 25.04.2023 г. Занина обратилась с заявлением о заключении социального контракта. 18.05.2023 г. было принято решение об отказе в заключении социального контракта на основании:

п. 5 Порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 12.02.2004 N 27, так как Занина сама создала данные жизненные условия;

п. 23 Порядка, так как Занина были предоставлены недостоверные сведения о составе семьи и доходах, поскольку на момент обследования жилищно-бытовых условий Занина не был выявлен факт раздельного проживания с бывшим супругом, а также отсутствовали условия, свидетельствующие о малообеспеченности;

п. 4 Порядка, так как данный вид деятельности, указанной, согласно бизнес-плана, не приведет к получению запланированной истцом прибыли.

При принятии решения по заявлению Занина исследовались её доходы, источники получения, выходили на место, производили осмотр жилищно-бытовых условий, также было установлено, что разделение лицевых счетов на оплату жилищно-коммунальных услуг отсутствует. Семья Занина признана <данные изъяты> малоимущей семьи действующий по настоящее время.

          В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика также пояснила, что брак у истца расторгнут в 2021 году, до этого в <данные изъяты>. муж Заниной тоже обращался за заключением социального контракта, и он с ним был заключен, выделены денежные средства, но отчета об их целевом использовании представлено так и не было. После расторжения брака Занина неоднократно обращалась с заявлениями о заключении социального контракта.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство социальной политики Нижегородской области, в судебное заседание не явились, поступил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которого просят рассмотреть дело в отсутствии представителя.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела и дав оценку собранным доказательствам в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 39) каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

         Согласно ст. 8.1 Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

В соответствии со ст. 9 Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ, в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

Постановлением Правительства Нижегородской области от 12.02.2004 N 27 (ред. от 13.12.2022) "О социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан" утвержден Порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в Нижегородской области.

Согласно п. 3 Порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в Нижегородской области (далее – Порядок),

Государственная социальная помощь на основании социального контракта осуществляется в следующих видах:

- ежемесячные денежные выплаты гражданам, заключившим социальный контракт на реализацию мероприятия по поиску работы (в течение одного месяца с даты заключения социального контракта и 3 месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства гражданина), на осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации;

- единовременная денежная выплата гражданам, заключившим социальный контракт на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе являющимся самозанятыми, при условии соблюдения требований федеральных законов от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "налог на профессиональный доход" (далее - предпринимательская деятельность).

Как следует из п. 4 Порядка, предельный размер единовременной денежной выплаты составляет 350 тысяч рублей на одного гражданина, реализующего мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.

Размер единовременной денежной выплаты определяется в соответствии с бизнес-планом, предусматривающим сумму запланированной прибыли в размере не менее 1 величины прожиточного минимума на каждого члена семьи, сметой планируемых затрат для ведения предпринимательской деятельности, для закупки при необходимости основных средств, материально-производственных запасов, получения лицензии на программное обеспечение и (или) на осуществление отдельных видов деятельности в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (не более 10 процентов назначаемой выплаты), имущественных обязательств (не более 15 процентов назначаемой выплаты) (для индивидуальных предпринимателей (далее - ИП) и самозанятых), создания и оснащения дополнительных рабочих мест (для ИП).

В соответствии с п. 5 Порядка, государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума по Нижегородской области по основным социально-демографическим группам населения, установленной постановлением Правительства Нижегородской области (далее - малоимущие граждане), из числа:

- семей в лице незанятого гражданина трудоспособного возраста или одиноко проживающих незанятых граждан трудоспособного возраста, имеющих мотивацию к трудовой деятельности и желающих улучшить свое материальное положение путем реализации мероприятий по поиску работы. В рамках указанного мероприятия государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается в приоритетном порядке гражданам, проживающим в семьях с детьми. Социальный контракт, направленный на реализацию указанного мероприятия, с одним и тем же гражданином заключается не чаще одного раза в год;

- семей в лице гражданина трудоспособного возраста или одиноко проживающих граждан трудоспособного возраста, желающих реализовать мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе являющихся самозанятыми, при условии соблюдения требований федеральных законов от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход";

- семей в лице гражданина трудоспособного возраста или одиноко проживающих граждан трудоспособного возраста, которые находятся в трудной жизненной ситуации, из числа: осуществляющих уход за близкими несовершеннолетними родственниками, признанными в установленном порядке инвалидами в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы; семей индивидуальных предпринимателей (не имеющих наемных работников) в лице гражданина трудоспособного возраста или самозанятых граждан в лице гражданина трудоспособного возраста, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", деятельность которых вынужденно приостановлена в соответствии с Указом Губернатора Нижегородской области от 13 марта 2020 г. N 27 "О введении режима повышенной готовности", в случаях, если такие индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане не получают меры поддержки, предусмотренные Указом Губернатора Нижегородской области от 7 апреля 2020 г. N 53 "О мерах поддержки организаций и лиц, пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"; семей граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" (далее - Указ N 647), в лице гражданина трудоспособного возраста в целях удовлетворения текущих потребностей в приобретении товаров первой необходимости в соответствии с Перечнем рекомендуемых товаров первой необходимости, приведенным в приложении 4 к настоящему Порядку, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования в соответствии с Перечнем рекомендуемых товаров, необходимых для школьного и дошкольного образования, приведенным в приложении 5 к настоящему Порядку. В рамках указанного мероприятия государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается в приоритетном порядке гражданам, проживающим в семьях с детьми. Социальный контракт, направленный на реализацию указанного мероприятия, с одним и тем же гражданином (семьей гражданина) заключается не чаще одного раза в год.

Согласно п. 23 Порядка, основанием для отказа заявителю в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта является представление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, истец обратился в ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Балахнинского муниципального округа» с заявлением о заключении социального контракта в виде единовременной денежной выплаты в суме 350000 руб., согласно приложенного к заявлению бизнес-плана «Теплица по выращиванию овощей». Истцом также был предоставлен перечень документов, установленный п. 8 Порядка, в том числе сведения о доходах, составе семьи, имуществе.

           В соответствии с п. 9 Порядка, специалист УСЗН проверяет представленные гражданином сведения, в том числе

- о месте жительства (пребывания) семьи или одиноко проживающего гражданина;

- о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина;

- о степени родства и (или) свойства членов семьи, их совместном проживании и ведении совместного хозяйства;

- о принадлежащем семье или одиноко проживающему гражданину имуществе на праве собственности;

- о регистрации в органах службы занятости в качестве безработного или ищущего работу;

- о прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования;

- о получении членом семьи, признанным в установленном порядке безработным, выплат на содействие самозанятости (предпринимательской деятельности) безработных граждан;

- о наличии правового статуса учредителя юридического лица;

- о получении (неполучении) алиментов по исполнительным документам.

Представленные заявителем сведения также подтверждаются посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой УСЗН самостоятельно, в результате которой составляется акт материально-бытового обследования условий проживания семьи заявителя по форме, утвержденной министерством социальной политики Нижегородской области (далее - акт материально-бытового обследования). При этом акт материально-бытового обследования может являться основанием для отказа в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта при условии несоответствия представленных заявителем сведений о доходах его семьи (одиноко проживающего гражданина), а также об имуществе, принадлежащем ему (им) на праве собственности, его (их) жилищно-бытовым условиям.

Решением № от 18.05.2023 г. Занина отказано в предоставлении социальной помощи на основании социального контракта.

Согласно выписки из протокола заседания межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, основанием для отказа в заключении контракта указаны п.п. 5,23 Порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в Нижегородской области.

Оценивания достоверность и полноту сведений о составе семьи Занина и доходах, суд учитывает следующее.

Пункт 23 Порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в Нижегородской области, содержащий основание для отказа заявителю в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Как следует из акта материально-бытового обследования от ДД.ММ.ГГГГ, семья проживает в частном двухэтажном кирпичном доме со всеми удобствами, по данному адресу зарегистрированы и проживают <данные изъяты>. Обстановка в доме хорошая, имеются все необходимые предметы быта, на момент обследования ведение раздельного хозяйства не выявлено. При доме имеется земельный участок, на котором установлена теплица, земельный участок обрабатывается не полностью. Средний доход Занина, согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 9181,60 руб., З – 16108,00 руб.

Согласно ответа Балахнинского РОСП от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство о взыскании алиментов с З в пользу Занина на содержание З, ДД.ММ.ГГГГ г.р. ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство окончено по заявлению взыскателя. Сведениями о размере выплаченных алиментов с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не располагают.

Как пояснила Занина в ходе судебного заседания, бывший супруг ей платит алименты <данные изъяты> руб., исполнительный лист из службы судебных приставов она отозвала, так как бывший муж платит алименты добровольно. Исполнительный лист она отозвала, чтобы получать пособие.

Таким образом, предоставленные Занина сведения о получении дохода в размере <данные изъяты> руб. в виде алиментов на содержание ребенка нельзя признать достоверными, поскольку информация о сумме выплат известна только со слов истца, удержание алиментов через службу судебных приставов, несмотря на наличие судебного акта о взыскании алиментов, не производится, в связи с чем определить фактический размер получаемых Занина алиментов не представляется возможным.

Согласно сведений, предоставленных ФГБО УВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», Занина является студентом 2 курса заочной формы обучения факультета психологии и педагогики. Обучается на платной основе. Дата начала обучения ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ Занина произведена оплата в 2022 г. ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб., в 2023 г. ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб.

В обоснование произведенных расходов на оплату обучения Занина сослалась на произведенную ей единовременную страховую выплату в сумме <данные изъяты> руб., согласно платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, суд обращает внимание на значительный временной промежуток между страховой выплатой, осуществленной в декабре 2020 года, и началом обучения в сентябре 2022 года, то есть более полутора лет, при этом сумма, внесенная Занина за обучение, уже превышает сумму произведенной страховой выплаты, в связи с чем суд приходит к выводу, что у Заниной имеются и иные источники дохода для оплаты обучения.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Занина были представлены неполные и недостоверные сведения о составе семьи, доходах, что, в соответствии с п. 23 Порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в Нижегородской области явилось основанием для отказа заявителю в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, в связи с чем оснований для признания решения ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Балахнинского муниципального округа» от ДД.ММ.ГГГГ незаконным не имеется.

Сам по себе факт того, что Занина является получателем мер социальной поддержки, не свидетельствует о наличии у неё безусловного права на получение мер социальной поддержки в виде денежной выплаты на основании социального контракта.

Относительно заявленного Занина требования о признании её семьи нуждающейся в мерах социальной поддержки, суд также не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку, согласно информации, предоставленной ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Балахнинского муниципального округа» от ДД.ММ.ГГГГ, Занина является получателем мер социальной поддержки на сына З, ДД.ММ.ГГГГ г.р. По заявлению Занина назначены следующие пособия: <данные изъяты> г. Занина назначено ежегодное пособие <данные изъяты>. Факт получения пособий подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика Шмелева Н.П., статус <данные изъяты> является действующим по настоящее время.

Кроме того, порядок признания семьи нуждающейся в мерах социальной поддержки установлен Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федеральным законом от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", Законом Нижегородской области от 08.01.2004 N 1-З (ред. от 05.08.2022) "Об адресной государственной социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан в Нижегородской области", которые предусматривают наличие определенного перечня документов и соблюдение процедуры обращения гражданина, при этом суд не вправе подменять собой иные государственные органы и выполнять возложенные на них функции.

Учитывая изложенное, принимая во внимание юридически значимые обстоятельства по делу и представленные в материалы дела доказательства, требования истца о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в социальном контракте незаконным, признании семьи нуждающейся в мерах социальной поддержки удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░ №) ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» (░░░ 5244014720) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

            ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 21.11.2023 ░░░░.

░░░░░                                                                        ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1960/2023 ~ М-1261/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Занина Наталья Валентиновна
Ответчики
ГКУ НО "Управление социальной защиты населения Балахнинского района"
Другие
Министерство социальной политики Нижегородской области
Суд
Балахнинский городской суд Нижегородской области
Судья
Васильева Ольга Вячеславовна
Дело на сайте суда
balahninsky--nnov.sudrf.ru
07.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.08.2023Передача материалов судье
10.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.08.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2023Подготовка дела (собеседование)
14.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.10.2023Судебное заседание
21.11.2023Судебное заседание
21.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.03.2024Дело оформлено
28.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее