Дело (УИД) № 21RS0019-01-2023-000686-16
Производство № 2-504/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2023 г. г. Ядрин
Ядринский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в составе:
председательствующего судьи Изоркиной Л.М.,
при секретаре судебного заседания Смирновой Л.В.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Ядринского района Чувашской Республики Можаева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску прокурора Ядринского района Чувашской Республики в защиту интересов несовершеннолетних учащихся образовательного учреждения к МБОУ «Большечурашевская СОШ», администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики об обязании осуществить закупку спортивного инвентаря,
установил:
Прокурор Ядринского района Чувашской Республики обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов несовершеннолетних учащихся образовательного учреждения к МБОУ «Большечурашевская СОШ», администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики об обязании осуществить закупку спортивного инвентаря (лыж, лыжных ботинок, лыжных палок, крепления для лыж), исходя из произведенного расчета потребности, а именно: ботинки лыжные 33 размера – 15 шт.; ботинки лыжные 36 размера – 5 шт.; ботинки лыжные 37 размера – 4 шт.; ботинки лыжные 38 размера – 6 шт.; ботинки лыжные 39 размера – 5 шт.; ботинки лыжные 40 размера – 3 шт.; ботинки лыжные 41 размера – 3 шт.; ботинки лыжные 42 размера – 2 шт.; ботинки лыжные 43 размера – 3 шт.; ботинки лыжные 44 размера – 2 шт.; ботинки лыжные 45 размера – 2 шт.; лыжи беговые 160 см – 10 шт.; лыжи беговые 170 см – 10 шт.; лыжи беговые 180 см – 15 шт.; лыжи беговые 190 см – 15 шт.; палки лыжные 155 см – 15 шт.; палки лыжные 160 см – 5 шт.; палки лыжные 165 см – 5 шт.; палки лыжные 170 см – 15 шт.; палки лыжные 175 см – 10 шт., в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Ядринского района Чувашской Республики в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» была проведена проверка исполнения законодательства об образовании в к МБОУ «Большечурашевская СОШ». Проведенной проверкой установлено, что в учреждении отсутствует в достаточном количестве спортивный инвентарь, а именно, лыжи, лыжные ботинки, лыжные палки, вследствие чего обучающиеся образовательного учреждения вынуждены на уроках физической культуры использовать свой личный спортивный инвентарь. Потребность в лыжном оборудовании в соответствии с количественным составом учеников школы составила: ботинки лыжные - 43 шт., лыжи беговые - 37 шт., палки лыжные - 42 шт.
В ходе судебного заседания участвующий по делу старший помощник прокурора Ядринского района Чувашской Республики Можаев А.В. поддержал иск прокурора и просил удовлетворить требования по мотивам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик - представитель МБОУ «Большечурашевская СОШ Ядринского муниципального округа Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки суд не известил, возражений против удовлетворения исковых требований не представил.
Ответчик - представитель администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики на судебное заседание не явился, в своем отзыве представитель Соколова Д.Р., действующая на основании доверенности от 17.01.2023, просила дело рассмотреть без участия их представителя, вопрос об удовлетворении искового заявления оставляет на усмотрение суда.
Третье лицо - представитель Собрания депутатов Ядринского муниципального округа Чувашской Республики на судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил.
Выслушав мнение представителя истца, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктом 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится, в том числе обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности; создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.
В силу п. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 35 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Согласно п. 26 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ спортивное оборудование и инвентарь относятся к средствам обучения и воспитания.
С учетом требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, закрепленных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», материально-техническое оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать возможность физического развития, систематических занятий физической культурой и спортом, участия в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях».
Исходя из норм действующего законодательства, норматив финансирования, определяемый органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ должен учитывать потребности не только в учебниках, но и в спортивном инвентаре и оборудовании для реализации федеральных программ по предмету «физическая культура».
Отсутствие либо недостаточное количество необходимых для этих целей денежных средств, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для ущемления гарантированных законом прав несовершеннолетних на общедоступное и бесплатное образование.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» образовательные организации с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спора и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.
Организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся.
Из устава МБОУ «Большечурашевская СОШ» следует, что учреждение является бюджетной организацией, учредителем которого муниципальное образование - Ядринский муниципальный округ Чувашской Республики; функции и полномочия по вопросам управления и распоряжения имуществом осуществляет отдел имущественных и земельных отношений администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики.
Основными задачами образовательной организации являются: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
Как следует из материалов дела, прокуратурой Ядринского района Чувашской Республики в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» проведена проверка исполнения законодательства об образовании в МБОУ «Большечурашевская СОШ».
По результатам проведенной проверки было установлено, что в образовательной организации МБОУ «Большечурашевская СОШ» отсутствовал в достаточном количестве спортивный инвентарь, а именно: лыжи, лыжные ботинки, лыжные палки, вследствие чего обучающиеся образовательного учреждения вынуждены на уроках физической культуры использовать свой личный спортивный инвентарь.
Потребность в количестве комплектов спортивного инвентаря в соответствии с количественным составом учеников школы составила: лыжных ботинок – 43 шт. (пары), лыж беговых – 37 шт. (пар), лыжных палок – 42 шт. (пары), что подтверждается представленным руководителем школы списком недостающего спортивного оборудования.
Факт недостаточности спортивного лыжного инвентаря, в количестве, указанном в иске, необходимого для выполнения федеральных образовательных стандартов и учебных программ по физической культуре, не оспаривался в суде представителями ответчиков.
Неполное исполнение ответчиками своих обязанностей по организации учебного процесса по предмету «физическая культура» ввиду отсутствия необходимого инвентаря нарушает права неопределенного круга лиц - учащихся на общедоступное и бесплатное образование, что несовместимо с задачами образовательных программ и снижает качество подготовки обучающихся.
Анализ норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что обязанность по соблюдению положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лежит как на общеобразовательном учреждении МБОУ «Большечурашевская СОШ», так и администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики, при этом полномочия законодательно разделены: к полномочиям субъекта Российской Федерации (Чувашской Республики) относится финансовое обеспечение государственных гарантий реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а к полномочиям органов местного самоуправления относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях и обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Причем, финансовое обеспечение посредством предоставления субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ включает в себя расходование средств на определенные цели: расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий, оплату коммунальных услуг), в рамках региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности.
В случае недостаточности финансирования образовательное учреждение и органы местного самоуправления должны принимать меры к его увеличению (проводить инвентаризацию, формировать перечень закупаемых учебников, спортивного инвентаря, подавать заявки о выделении денежных средств для их приобретения, оспаривать в судебном порядке методики расчета субвенции, если они не покрывают необходимых расходов на приобретение учебников, и спортивного инвентаря и т.п.). Отсутствие или недостаточность финансирования, осуществляемое бюджетами различных уровней, не освобождает образовательное учреждение от исполнения возложенной на него законом обязанности по надлежащей организации учебного процесса, в том числе по предмету «физическая культура».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности и наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора о возложении на МБОУ «Большечурашевская СОШ» и администрацию Ядринского муниципального округа Чувашской Республики обязанности осуществить закупку спортивного инвентаря (лыж, лыжных ботинок, лыжных палок) исходя из произведенного расчета потребности.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решении суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о сроке, который необходимо предоставить ответчикам для исполнения судебного решения, суд, учитывая соблюдение баланса интересов сторон, считает разумным и достаточным установить срок для исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Ядринского района Чувашской Республики в защиту интересов несовершеннолетних учащихся образовательного учреждения к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Большечурашевская средняя общеобразовательная школа» Ядринского муниципального округа Чувашской Республики и администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности осуществить закупку спортивного инвентаря удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большечурашевская средняя общеобразовательная школа» Ядринского муниципального округа Чувашской Республики (ИНН 2119003179, ОГРН 1022102628811) и администрацию Ядринского муниципального округа Чувашской Республики (ИНН 2100002196, ОГРН 1222100008657) в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: осуществить закупку спортивного инвентаря (лыж, лыжных ботинок, лыжных палок, крепления для лыж) исходя из произведенного расчета потребности, а именно:
ботинки лыжные 33 размера – 15 шт. (пар); ботинки лыжные 36 размера – 5 шт.(пар); ботинки лыжные 37 размера – 4 шт.(пары); ботинки лыжные 38 размера – 6 шт.(пар); ботинки лыжные 39 размера – 5 шт.(пар); ботинки лыжные 40 размера – 3 шт.(пары); ботинки лыжные 41 размера – 3 шт.(пары); ботинки лыжные 42 размера – 2 шт. (пары); ботинки лыжные 43 размера – 3 шт. (пары); ботинки лыжные 44 размера – 2 шт.(пары); ботинки лыжные 45 размера – 2 шт.(пары);
лыжи беговые 160 см – 10 шт. (пар); лыжи беговые 170 см – 10 шт.(пар); лыжи беговые 180 см – 15 шт.(пар); лыжи беговые 190 см – 15 шт.(пар);
палки лыжные 155 см – 15 шт.(пар); палки лыжные 160 см – 5 шт.(пар); палки лыжные 165 см – 5 шт.(пар); палки лыжные 170 см – 15 шт. (пар); палки лыжные 175 см – 10 шт. (пар).
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, то есть с 14 декабря 2023 г. через Ядринский районный суд Чувашской Республики-Чувашии.
Председательствующий: Л.М. Изоркина