Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-192/2022 от 05.03.2022

РЕШЕНИЕ

07 апреля 2022 года                                                         г.Улан-Удэ

Судья Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Денисова Н.А., при секретаре Литвиновой Е.Е., рассмотрев жалобу защитника ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» Гармаевой О.Б. на постановление заместителя начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ Дугаровой А.Ц. от ДД.ММ.ГГГГ о признании ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ Дугаровой А.Ц. от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» Гармаева О.Б., действующая на основании доверенности, обратилась с жалобой об отмене постановления и прекращении производства по делу за отсутствием в действиях Учреждения состава административного правонарушения, мотивируя тем, что Учреждение не имеет возможности исполнить решение суда в установленный судебным приставом срок в силу конкретных обстоятельств, носящих исключительный характер, в связи с чем отсутствует вина Учреждения, что является основанием для прекращения исполнительного производства в отношении должника.

В судебном заседании законный представитель ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» и защитник Учреждения Гармаева О.Б. поддержала доводы жалобы, пояснила, что ГБУ «Семья» не является распределителем денежных средств, вследствие чего не может исполнить решение суда в части предоставления жилья гражданам.

В судебное заседание ведущий судебный пристав-исполнитель ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ Доржиева Ч.Д. не явилась, будучи извещенной о рассмотрении жалобы.

Суд рассмотрел дело в отсутствие судебного пристава- исполнителя.

Рассмотрев доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

        В соответствии с ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Поводом для возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» послужило неисполнение Учреждением в рамках исполнительного производства -ИП, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ. на основании исполнительного документа серии ФС , выданного ДД.ММ.ГГГГ. Железнодорожным районным судом г. Улан-Удэ по решению о возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения РБ и ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» предоставить Ухинову М.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам взамен предоставленного жилого помещения, требования судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда в течение 30 дней со дня получения требования, требование получено должником ДД.ММ.ГГГГ., о чем ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ Доржиевой Ч.Д. с участием защитника Учреждения Жанчиповой Е.А. ДД.ММ.ГГГГ. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Заместителем начальника ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ Дугаровой А.Ц. по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении с участием защитника ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» Жанчиповой Е.А. ДД.ММ.ГГГГ. вынесено обжалуемое постановление.

Однако, по мнению суда, в действиях ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» отсутствует состав вменяемого административного правонарушения. Доводы постановления о доказанности вины последнего в совершении административного правонарушения, выразившегося в неисполнении исполнительного документа, не могут быть признаны обоснованными, по следующим основаниям.

Статья 26.1 КоАП РФ предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Суд полагает, что данном случае, правовое значение для установления виновности ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» в совершении вмененного правонарушения является выяснение вопроса о выделении из бюджета субъекта денежных средств для приобретения указанному лицу благоустроенного жилого помещения.

В силу ч.8 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно положениям ст.6 Закона Республики Бурятия от 11.10.2012 г. № 2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.

Также ст.9 Закона Республики Бурятия от 11.10.2012 г. № 2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия», гарантии и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), установленные настоящим Законом, осуществляются за счет средств республиканского бюджета.

Согласно Закона Республики Бурятия от 14.12.2019 г. № 678-VI «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исполнение судебных решений, обязывающих обеспечить лиц, указанных в ст.8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения Республики Бурятия, а именно на Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (ст.11 данного закона).

Частью 5 ст.19 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

В соответствии со ст.6 БК РФ лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Согласно ч.2 ст.72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Частью 2 ст.83 БК РФ предусмотрено, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

В соответствии с ч.1 ст.158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает рядом бюджетных полномочий, в том числе по внесению предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств.

Пунктами 7.2-7.4 распоряжения Правительства Республики Бурятия от 19.08.2020 г. № 480-р «Об утверждении Технического регламента («дорожной карты») на ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» возложена обязанность осуществления организационно-технического сопровождения Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам.

ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» не является органом исполнительной власти и предоставление жилого помещения взамен ранее предоставленного непригодного для проживания Ухинова является обязательством Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия.

Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, самостоятельно не распоряжается денежными бюджетными средствами, не предусмотренными для данных целей решением о бюджете.

В Республике Бурятия формирование специализированного жилищного фонда осуществляется путем приобретение жилых помещений на первичном и вторичном рынках недвижимости в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом РФ от 05.04.2013 г № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно постановлению Правительства РБ от 14.04.2009 г. № 131, Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия осуществляет функции государственного заказчика при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Министерства или иных государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе, функции единого государственного заказчика по объектам капитального строительств социально-культурного, бытового, жилищного, включая жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жилищно-коммунального назначения, по приобретению жилья для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 06.03.2014 г. № 88 «О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия» постановлено, что Министерство организует: формирование и ведение общего (сводного) списка (реестра) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениям: по договорам найма специализированных жилых помещений; предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Процедуры формирования специализированного жилищного фонда определены «Дорожной картой», утвержденной распоряжением Правительства Республики Бурятия от 19.08.2020 г. № 480-р, и включают в себя объявление торгов по приобретению жилых помещений, проведение межведомственной комиссии по оценке жилых помещений, регистрация права собственности и оперативного управления.

ДД.ММ.ГГГГ заключено Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на предоставление жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений..., согласно которому общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Республики Бурятия на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в ДД.ММ.ГГГГ году 418258191,49 руб.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия в адрес Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия направлена информация в потребности в жилых помещениях в размере муниципальных районов и городских округов, приобретаемых на средства федеральной субсидии, также ввиду наличия судебных решений о предоставлении жилых помещений в г. Улан-Удэ на средства, выделенные из республиканского бюджета, о необходимости приобретения жилых помещений в г. Улан-Удэ на ДД.ММ.ГГГГ год.

Таким образом, принимая во внимание, что финансирование должника осуществляется за счет средств бюджета республики, а исполнение решений суда возможно на основании государственных контрактов на приобретение (строительство) жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, исполнение в течение установленного пятидневного срока решений суда об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории республики специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда по рассматриваемым исполнительным производствам невозможно вследствие объективных обстоятельств.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» предприняло зависящие от него необходимые меры в установленном законом порядке для исполнения решения суда о предоставлении Ухинову жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда. При этом обстоятельства, препятствовавшие осуществлению исполнения в установленный срок, в сложившемся положении и в рамках действующего законодательства не могли быть устранены исключительно действиями ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья».

Следовательно, имеются основания для признания того обстоятельства, что должник действовал добросовестно, соблюдая ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения возложенных на него судебными решениями обязанностей.

При этом, как это усматривается из материалов дела, на момент установления судебным приставом-исполнителем срока для исполнения указанного требования данных о наличии в распоряжении должника соответствующего указанному в исполнительном документе свободного от прав иных лиц жилого помещения, поступлении должнику субвенций из бюджета РБ на приобретение такого помещения у судебного пристава-исполнителя не было. Доказательств обратного, материалы дела об административном правонарушении, возбужденного судебным приставом-исполнителем в отношении ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья», не содержат. При этом, самостоятельно (с учетом не установления срока исполнения требования решением суда, на основании которого был выдан исполнительный документ) установив 30-дневный со дня получения требования срок исполнения, судебный пристав-исполнитель никаких суждений в обоснование такого срока не привел.

Таким образом, материалы дела не содержат бесспорных доказательств, подтверждающих виновное противоправное бездействие должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок, т.е. совершение ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ административного правонарушения.

Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу положений ч.1,4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При этом бремя доказывания наличия безусловных оснований к принятию решения о применении мер административной ответственности возлагается на должностных лиц уполномоченных государственных органов.

Довод о том, что возложенная на ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа не ставится в зависимость от отсутствия достаточных финансовых средств или иных условий, нельзя принять во внимание, поскольку это обстоятельство имеет значение при разрешении материально-правового спора.

Для привлечения к административной ответственности требуется установить виновное поведение лица, а в данном случае факта намеренного уклонения должника от исполнения решения суда не установлено.

С учетом приведенных обстоятельств, а также в отсутствие доказательств виновности ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» в совершении административного правонарушения, суд приходит к выводу о том, что ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» были предприняты все зависящие от него меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, а также о наличии объективных препятствий в исполнении решения суда в отношении Ухинова.

В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.

Согласно ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.3, 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ. о привлечении ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения, по основанию п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в порядке установленном главой 30 КоАП РФ.

Судья                                        подпись                                                     Н.А.Денисова

Верно: Судья                                                                                               Н.А. Денисова

Подлинник решения (определения) находится в Октябрьском районном суде г. Улан-Удэ и подшит в гражданское (административное) дело (материал) 12-

12-192/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ГБУ РБ "Семья"
Суд
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия
Судья
Баженова Н.А.
Статьи

ст.17.15 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
oktiabrsky--bur.sudrf.ru
05.03.2022Материалы переданы в производство судье
07.04.2022Судебное заседание
11.04.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
18.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
29.04.2022Вступило в законную силу
21.07.2022Дело оформлено
01.08.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее