Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2241/2022 ~ М-1953/2022 от 04.07.2022

УИД 79RS0002-01-2022-004488-73

Дело № 2-2241/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 августа 2022 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд ЕАО в составе

судьи Шариповой Ю.Ф.,

с участием:

помощника прокурора г. Биробиджана Коралёва В.В.,

представителя МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 48» Мороз Н.В.,

представителя мэрии города Мо «Город Биробиджан» ЕАО Вищикус М.М.,

при помощнике судьи Пархун О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Биробиджана в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребёнка – детский сад № 48», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО о возложении обязанности совершить определённые действия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Биробиджана в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 48» о возложении обязанности совершить определённые действия, указав, что прокуратурой г. Биробиджана проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в результате которой выявлены нарушения требований безопасности зданий и сооружений, а именно здание МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 48», расположенное по адресу: ул. Пионерская, 76 г. Биробиджан, ЕАО построено в 1978 году. В 2022 году проведено обследование технического состояния здания. Согласно техническому заключению (отчету) по результатам обследования технического состояния объекта, проведенному в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» текущее состояние здания ограниченно работоспособное, требует капитального ремонта. В результате обследования технического состояния здания установлено следующее:

-    элемент конструкций - фундамент. Следы увлажнения цоколя,
отмостка частично повреждена, гидроизоляция наружных стен фундамента
нарушена. Гидроизоляция наружных стен, фундамента нарушена.
Подмывание фундамента. В подвале вода. Система отведения поверхностных
вод отсутствует (ливневая канализация).

элемент конструкций - окна и двери. Окна и переплеты, коробки и подоконные доски деревянных двойных окон поражены жучком и гнилью, не все створки открываются, сопряжения нарушены. Полное расшатывание дверных полотен и коробок. Полный нормативный износ по сроку службы.

элемент конструкций - кровля. Многочисленные протечки кровли, водосточная система нарушена.

элемент конструкций - полы, потолки, перекрытия. В ходовых местах наблюдаются потертости покрытий. В местах протечек намокание потолков.

-    элемент конструкций - поверхности ступеней стерты, выбоины и
трещины в ступенях лестницы.

-    элемент конструкций - внутренняя отделка. Трещины в штукатурном
слое. Отслоение краски.

- элемент конструкций - система отопления. Повреждение трубопроводов, поражение ржавчиной, следы ремонта отдельными местами. Нормативный износ по сроку службы 50 %.

элемент конструкций - система вентиляции. Не исправна.

элемент конструкций - горячее и холодное водоснабжение. Капельные течи в местах врезки кранов и запорной арматуры, Сантехнические приборы устаревшие. Нормативный износ по сроку службы 50 %.

-    элемент конструкции - система канализации. Повреждения
эмалированного покрытия сантехнических приборов, следы ремонта (хомуты
и заделка). Нормативный износ по сроку службы 50 %.

До настоящего времени указанные ремонтные работы, необходимые для безопасной эксплуатации здания МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 48», не проведены. Нарушения состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 48», создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, что является недопустимым. Просит возложить на МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 48», обязанность в срок до 31.12.2022 устранить нарушения законодательства о безопасности зданий, сооружений, в соответствии с отчетом о результатах мониторинга технического состояния здания - сплошного визуального и документального обследования элементов несущих и ограждающих конструкций, а именно: провести капитальный ремонт фундамента, цоколя и отмостки, кровли, потолков, межэтажных перекрытий и полов, окон и дверей, входных групп, лестниц и крылец, системы отопления, системы вентиляции, системы горячего и холодного водоснабжения, системы канализации, слаботочных систем, систем пожаротушения, внутренние штукатурные, облицовочные и малярные работы, электромонтажные работы здания МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 48», расположенного по адресу: ул. Пионерская, д.76, г. Биробиджан, ЕАО.

Определением суда от 21.07.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечена мэрия города МО «Город Биробиджан» ЕАО.

В судебном заседании помощник прокурора г. Биробиджан Коралёв В.В. исковые требования уточнил, просил обязать МБДОУ «Центра развития ребенка - детский сад № 48» в срок до 01.09.2023 устранить нарушения законодательства о безопасности зданий, сооружений, в соответствии с отчетом о результатах мониторинга технического состояния здания - сплошного визуального и документального обследования элементов несущих и ограждающих конструкций, а именно: провести капитальный ремонт фундамента, цоколя и отмостки, кровли, потолков, межэтажных перекрытий и полов, окон и дверей, входных групп, лестниц и крылец, фасадов, системы отопления, системы вентиляции, системы горячего и холодного водоснабжения, системы канализации, слаботочных систем, систем пожаротушения, внутренние штукатурные, облицовочные и малярные работы, электромонтажные работы. При недостаточности у МБДОУ «Центра развития ребенка - детский сад № 48» денежных средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения, в срок до 01.09.2023 обязать мэрию города МО «Город Биробиджан» ЕАО выделить денежные средства на указанные цели.

Представитель ответчика МБДОУ «Центра развития ребенка - детский сад № 48» Мороз Н.В. уточненные исковые требования признала, просила увеличить срок выполнения ремонтных работ.

Представитель ответчика мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО Вищикус М.М., действующая на основании доверенности, уточнённые исковые требования не признала. Суду пояснила, что необходимость проведения капитального ремонта здания детского сада не оспаривает, однако срок выполнения работ, заявленный прокурором неразумный. Прокурором подобные требования заявлены ко всем образовательным учреждениям города. Для проведения капитального ремонта необходимо будет закрывать учреждение. Закрыть сразу все невозможно. Кроме того, бюджет города не располагает необходимыми средствами, у учреждений собственных средств также нет.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Обращение в суд прокурора г. Биробиджан в защиту прав неопределенного круга лиц вызвано несоблюдением санитарно-эпидемиологических требований в сфере образования.

Согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитание в них патриотизма и гражданственности, а также реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

Такая государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), который устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - федеральные стандарты, часть 3 статьи 5 Закона об образовании).

Реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (часть 4 статьи 5 Закона об образовании).

Согласно пунктам 2, 15 части 3 статьи 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Биробиджана проведена проверка МБДОУ «Центра развития ребенка - детский сад № 48» по исполнению законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних.

В ходе проведенной проверки установлено, что здание МБДОУ «Центра развития ребенка - детский сад № 48», расположенное по адресу: ЕАО, г. Биробиджан, ул. Пионерская, д. 76, построено в 1978 году.

Из акта визуального и документарного обследования здания следует, что: фундамент имеет следы увлажнения цоколя,
отмостка частично повреждена, гидроизоляция наружных стен фундамента
нарушена, имеется подмывание фундамента, в подвале вода, система отведения поверхностных вод отсутствует (ливневая канализация); окна, переплеты, коробки и подоконные доски деревянных двойных окон поражены жучком и гнилью, не все створки открываются, сопряжения нарушены, полное расшатывание дверных полотен и коробок, полный нормативный износ по сроку службы; имеются многочисленные протечки кровли, водосточная система нарушена; в ходовых местах наблюдаются потертости покрытий, в местах протечек намокание потолков; поверхности ступеней стерты, выбоины и трещины в ступенях лестницы; трещины в штукатурном слое, отслоение краски; повреждение трубопроводов, поражение ржавчиной, следы ремонта отдельными местами, нормативный износ по сроку службы 50 %; система вентиляции не исправна; капельные течи в местах врезки кранов и запорной арматуры, сантехнические приборы устаревшие, нормативный износ по сроку службы 50 %; повреждения
эмалированного покрытия сантехнических приборов, следы ремонта (хомуты
и заделка), нормативный износ по сроку службы 50 %.

Согласно отчету о результатах мониторинга технического состояния здания МБДОУ «Центра развития ребенка - детский сад № 48», оно является ограниченно работоспособным и требует капитального ремонта.

Представитель МБДОУ «Центра развития ребенка - детский сад № 48» Мороз Н.В. в судебном заседании пояснила, что до настоящего времени ремонтные работы, необходимые для безопасной эксплуатации здания, не проведены.

Таким образом, в судебном заседании установлено несоблюдение МБДОУ «Центра развития ребенка - детский сад № 48» требований об охране жизни и здоровья несовершеннолетних.

Невыполнение указанных требований законодательства, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, воспитывающихся в образовательном учреждении.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Нарушения состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания МБДОУ «Центра развития ребенка - детский сад № 48» создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций.

При таких обстоятельствах, исходя из приоритета обеспечения безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как следует из коммерческого предложения ООО «Оценка-Партнер» стоимость выполнения работ по ремонту здания МБДОУ «Центра развития ребенка - детский сад № 48» в период до 05.07.2022 составит 1 250 000 руб.

На обращение заведующей МБДОУ «Центра развития ребенка - детский сад № 48» от 20.07.2022 мэрией города МО «Город Биробиджан» дан ответ об отказе в предоставлении денежных средств на ремонт здания детского сада в связи с большим дефицитом бюджета.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

В соответствии со ст. 53 указанного Федерального закона, формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Пункт 4 ст. 51 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указано, что функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Статья 15 указанного закона определяет, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относятся к вопросам местного значения муниципального образования.

Таким образом, проведение капитального ремонта зданий образовательных учреждений является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Обязательства по финансированию указанных мероприятий являются расходным обязательствами органа местного самоуправления. Соответственно, выделение средств на эти мероприятия возможно в рамках бюджетного процесса.

При этом действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления указанных мероприятий в зависимость от их финансовых возможностей.

МБДОУ «Центра развития ребенка - детский сад № 48» является муниципальным бюджетным учреждением, функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, осуществляются соответственно уполномоченным органом местного самоуправления, в данном случае мэрией города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО. Финансовое обеспечение учреждения осуществляется, в том числе в виде субсидий и субвенций из бюджета муниципального образования «Город Биробиджан».

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости возложения на мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО при недостаточности у МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 48» произвести финансирование за счет средств бюджета муниципального образования для выполнения образовательной организацией указанных мероприятий.

В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.

Срок, указанный прокурором (01.09.2023) суд считает обоснованным и разумным Доказательств наличия обстоятельств для установления более позднего срока исполнения решения суда, ответчиками не представлено.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

В связи с чем, мэрия города МО «Город Биробиджан» ЕАО освобождается от уплаты государственной пошлины по настоящему гражданскому делу, а с МБДОУ «Центра развития ребенка - детский сад № 48» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 150 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Биробиджана в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребёнка – детский сад № 48» (ОГРН 1027900510494), мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО (ИНН 7901525782) о возложении обязанности совершить определённые действия удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 48» в срок до 01 сентября 2023 года провести капитальный ремонт фундамента, цоколя и отмостки, кровли, потолков, межэтажных перекрытий и полов, окон и дверей, входных групп, лестниц и крылец, фасадов, системы отопления, системы вентиляции, системы горячего и холодного водоснабжения, системы канализации, слаботочных систем, систем пожаротушения, внутренние штукатурные, облицовочные и малярные работы, электромонтажные работы здания Центра развития ребёнка – детский сад № 48, расположенного по адресу: ЕАО, г. Биробиджан, ул. Пионерская, д. 76.

Обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО при недостаточности у муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 48» денежных средств, выделенных на финансирование деятельности
образовательного учреждения, в срок до 01 сентября 2023 года выделить муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребёнка – детский сад № 48» денежные средства на указанные цели.

Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 48» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 150 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.Ф. Шарипова

Мотивированное решение изготовлено 17.08.2022.

2-2241/2022 ~ М-1953/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Биробиджана
Ответчики
Центр развития ребенка - детский сад № 48 МБДОУ
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Шарипова Юлия Фаритовна
Дело на странице суда
birobidzhansky--brb.sudrf.ru
04.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2022Передача материалов судье
08.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2022Подготовка дела (собеседование)
10.08.2022Подготовка дела (собеседование)
10.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2022Судебное заседание
17.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2023Дело оформлено
10.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее