66RS0051-01-2023-000624-97
Решение
Именем Российской Федерации
г.Серов Свердловской области «13» июня 2023 года
Серовский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Фарафоновой Е.А., при секретаре судебного заседания Тарасовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Свердловской области в городе Серове, Гаринском, Новолялинском и Верхотурском районах к МБУ "Эксплуатационно - хозяйственное Управление Сосьвинского городского округа", администрации Сосьвинского городского округа, МУП «Водоканал» о понуждении к исполнению санитарного законодательства,
установил:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Свердловской области в городе Серове, Гаринском, Новолялинском и Верхотурском районах (далее – Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Серове, Гаринском, Новолялинском и Верхотурском районах) обратился в суд с иском к МБУ "Эксплуатационно - хозяйственное Управление Сосьвинского городского округа", администрации Сосьвинского городского округа, МУП «Водоканал» о понуждении к исполнению санитарного законодательства
В обоснование заявленных требований указано, что согласно положениям Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Обеспечение населения МКД № 15 по ул. Урицкого Сосьвинского городского округа водой питьевого качества осуществляется силами МБУ «ЭХУ СГО» из подземных источников питьевого водоснабжения, водоснабжение централизованное. Серовским отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской облает неоднократно выявлялись нарушения санитарного законодательства, связанные с обеспечением качественной питьевой воды жителей МКД № 15 по ул. Урицкого п. Сосьва. В 2022 году в связи с поступившим из Серовской городской прокуратуры обращением граждан в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ проведено КНМ (контрольно-надзорное мероприятие) без взаимодействия с отбором проб питьевой воды в МКД № 15 по ул. Урицкого п. Сосьва. Согласно протокола лабораторных испытаний от 11.10.2022г. № 13/10165-22, проведенных силами филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в г. Серов, Серовском, Гаринском, Новолялинском, Верхотурском районах (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц № РОСС RU.0001. 510230, дата внесения сведений в реестр аккредитованных лиц 08.12.2015г., и экспертного заключения № 66-20-013/18-2527-2022 от 12.10.2022г., результат испытаний питьевой воды: по показателю - мутность (по каолину) составил более 58 мг/ дм3, при величине допустимого уровня не более 1,5 мг/ дм3; по показателю - железо составил 18,3± 2,3 мг/ дм3, при величине допустимого уровня - не более 0,3 мг/ дм3. В связи с действующими положениями Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, Серовским ТО вынесено Предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований СанПиН 2.1.3684-21 от 14.10.2022г. №66-13-09/1042-2022. 08.02.2023г. вновь с поступившим из Серовской городской прокуратуры обращением граждан в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном кошроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ проведено КНМ (контрольно-надзорное мероприятие) без взаимодействия с отбором проб питьевой воды в МКД № 15 по ул. Урицкого п. Сосьва. Согласно протокола лабораторных испытаний от 01.03.2023г. № 13/01230-23, проведенных силами филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в г. Серов, Серовском, Гаринском, Новолялинском, Верхотурском районах (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц № РОСС RU.0001. 510230, дата внесения сведений в реестр аккредитованных лиц 08.12.2015г., и экспертного заключения № 66-20-013/18-482-2023 от 01.03.2023г., результат испытаний питьевой воды: по показателю - мутность ( по каолину) составил более 45,4-более 58 мг/ дм3, при величине допустимого уровня не более 1,5 мг/ дм3; по показателю - железо составил 71± 10 мг/ дм3, при величине допустимого уровня - не более 0,3 мг/ дм3, показатель запах составил - 4, при ПДУ - не более 2. В связи с действующими положениями Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, Серовским ТО вновь вынесены Предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований СанПиН 2.1.3684-21 от 02.03.2023г. Несмотря на неоднократное выдачу Предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований предписаний, меры профилактического характера не достигнуты. Население МКД № 15 по ул. Урицкого Сосьвинского городского округа по-прежнему обеспечено питьевой водой ненадлежащего качества, что является недопустимым. Указанные обстоятельства свидетельствуют о длительном неисполнении Ответчиком обязанности по обеспечению качества подаваемой питьевой воды по химическому показателю (железо), по органолептическим показателям (мутность, запах) в МКД № 15 по ул.сУрицкого. Неисполнение требований вышеуказанных санитарных правил и норм, требований закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» создают угрозу жизни и здоровью населения Сосьвинского городского округа, а именно жителей МКД № 15 ул. Урицкого.
В исковом заявлении просят, обязать Муниципальное Бюджетное Учреждение «Эксплуатационно- хозяйственное Управление Сосьвинского городского округа» и МУП «Водоканал» обеспечить качество подаваемой холодной питьевой воды в МКД № 15 по ул. Урицкого по химическим показателям (железо) и по органолептическим показателям (мутность, запах) соответствующую требованиям п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" раздел III посредством промывки, очистки, дезинфекции, замены трубопровода системы ХВС в срок до 01.05.2023г. Обязать Администрацию Сосьвинского городского округа обеспечить надлежащую организацию водоснабжения жителей МКД № 15 по ул.Урицкого Сосьвинского городского округа, а так же условия, необходимые для организации промывки, очистки, дезинфекции, замены трубопровода системы ХВС в срок до 01.05.2023 года.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом. В предварительном судебном заседании представитель ответчика Краснова С.Н. заявленные требования поддерживала в полном объеме по доводам искового заявления.
Представитель ответчиков администрации Сосьвинского городского округа, МБУ "Эксплутационно - хозяйственное Управление Соьвинского городского округа" Захарова Е.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом. В предварительном судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований, просила предоставить отсрочку исполнения решения суда до октября 2023 года.
Представитель МУП «Водоканал» в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.
Суд на основании ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему: в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1, п. 5. 1 «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека)), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. №322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе: государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства 5.1, п. 5.1.1 «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»).
Согласно п. 6.5 «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вправе пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям (п.1). Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (п.2).
В соответствии с п.3 ст. 1 Федерального закона от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» - требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
На основании Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Службой Роспотребнадзора разработаны действующие в настоящее время Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". Указанные санитарные правила являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу иметь благоприятные органолептические свойства. Качество и безопасность питьевой воды должны соответствовать гигиеническим нормативам (п.75 СанПиН 2.1.3684-21).
В соответствии с п.76 СанПиН 2.1.3684-21 - при несоответствии качества подаваемой питьевой воды, хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение, организуются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивающие: питьевой водой; информирование населения о введении временных отступлений и сроках их действия, отсутствии риска для здоровья населения, а также рекомендациях для населения по использованию питьевой и горячей воды.
Согласно п.1 приложения № 4 к СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения и (или) обеспечивающие население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, в соответствии с программой производственного контроля должны постоянно контролировать качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в местах водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей.
Согласно п. 31 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно п. 33 Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" потребитель имеет право: получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Согласно Постановления Администрации Сосьвинского городского округа № 500 от 03.09.2020г., так же в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» Муниципальное Бюджетное Учреждение «Эксплуатационно-хозяйственное Управление Сосьвинского городского округа» определена гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Сосьвинского городского округа.
Для надлежащей организации деятельности в сфере холодного водоснабжения необходимо соблюдение требований санитарных правил и норм, в том числе СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности МБУ «ЭХУ СТО» является забор, очистка и распределение воды (ОКВЭД - 36.00), дополнительным вид деятельности является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд (ОКВЭД - 36.00.1), распределение воды для питьевых и промышленных нужд (ОКВЭД 36.00.2).
Кроме того, согласно п.п.2.2.3 п.2.2 Устава МБУ «ЭХУ СГО» целью создания учреждения является организация, техническое обслуживание и ремонт электро, тепло, водоснабжения и водоотведения.
Так же, на территории Сосьвинского городского округа забор и очистку для питьевых и промышленных нужд (согласно выписке ЕГРЮЛ, основной вид деятельности ОКВЭД — 36.00.1) осуществляет МУП «Водоканал».
Согласно п. 4 ст. 16 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3 от 06.10.2003г. к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа водоснабжения. В соответствии со ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведению) - органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Таким образом, в соответствии со ст. 11,19 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. №52-ФЗ; ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» п. 75 СанПиН 2.1.3684- 21 МБУ «ЭХУ СГО», МУП «Водоканал» и Администрация Сосьвинского городского округа обязаны обеспечить надлежащее качество питьевой воды.
Установлено и подтверждено материалам дела, что питьевая вода, ненадлежащего качества по химическому показателю (железо), по органолептическим показателям (мутность, запах) в пос. Сосьва подается МБУ «ЭХУ СГО», МУП «Водоканал» из подземных источников питьевого водоснабжения.
Судом установлено, что нарушение Ответчиком требований ст. 11,19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. №52-ФЗ; ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" раздел III, выразившееся в несоответствии качества питьевой воды по химическому показателю (железо), по органолептическим показателям (мутность, запах).
Также из материалов дела следует, что в отношении МБУ "Эксплутационно - хозяйственное Управление Соьвинского городского округа", администрации Сосьвинского городского округа, МУП «Водоканал» неоднократно выносились предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Таким образом, суд находит доказанным факт нарушения требований санитарного законодательства касаемо качества питьевой воды по химическому показателю (железо), по органолептическим показателям (мутность, запах), в МКД № 15 по ул. Урицкого п. Сосьва.
Учитывая длительность нарушения указанных выше требований санитарного законодательства, неоднократные обращения жителей п. Сосьва с жалобами на качество поставляемой питьевой воды, суд считает необходимым отметить, что осуществление деятельности МБУ "Эксплуатационно - хозяйственное Управление Сосьвинского городского округа", администрации Сосьвинского городского округа, МУП «Водоканал» с нарушением требований законодательства, может повлиять на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, а также на безопасность для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, в связи с чем, нанести существенный вред охраняемым законом интересам личности, общества и государства. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истца обоснованны и на МБУ "Эксплуатационно - хозяйственное Управление Сосьвинского городского округа", администрации Сосьвинского городского округа, МУП «Водоканал» должна быть возложена обязанность обеспечить качество подаваемой питьевой воды в п.Сосьва.
На основании положений ст.ст. 6, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на администрацию Сосьвинского городского округа, как на собственника скважины и оборудования, должна быть возложена обязанность обеспечить надлежащую организацию водоснабжения жителей МКД № 15 по ул. Урицкого Сосьвинского городского округа, а так же условия, необходимые для организации промывки, очистки, дезинфекции, замены трубопровода системы ХВС в срок до 01.05.2023г.
Судом установлено и подтверждается объяснениями представителя ответчика администрации Сосьвинского городского округа, что муниципальным образованием признан факт ненадлежащего оказания услуг по водоснабжению жителям МКД № 15 по ул.Урицкого Сосьвинского городского округа. В целях устранения указанных нарушений ответчиком запланированы мероприятия, направленные на повышение качества питьевой воды, подаваемой в МКД № 15 по ул.Урицкого Сосьвинского городского округа.
Суд также отмечает, что ответчик не лишен возможности обращения в суд первой инстанции с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного решения в соответствии со ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при обосновании необходимости предоставления отсрочки и предоставления суду соответствующих доказательств.
На основании изложенного, исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Свердловской области в городе Серове, Гаринском, Новолялинском и Верхотурском районах подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. в равных долях, с Муниципальное Бюджетное Учреждение «Эксплуатационно-хозяйственное Управление Сосьвинского городского округа» и МУП «Водоканал». Также взысканию с ответчика Администрации Сосьвинского городского округа в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб..
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Свердловской области в городе Серове, Гаринском, Новолялинском и Верхотурском районах к МБУ "Эксплуатационно - хозяйственное Управление Сосьвинского городского округа", администрации Сосьвинского городского округа, МУП «Водоканал» о понуждении к исполнению санитарного законодательства удовлетворить.
Возложить обязанность на Муниципальное Бюджетное Учреждение «Эксплуатационно- хозяйственное Управление Сосьвинского городского округа» и МУП «Водоканал» обеспечить качество подаваемой холодной питьевой воды в МКД № 15 по ул. Урицкого по химическим показателям (железо) и по органолептическим показателям (мутность, запах) соответствующую требованиям п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" раздел III посредством промывки, очистки, дезинфекции, замены трубопровода системы ХВС в срок до 01.10.2023г.
Возложить обязанность на Администрацию Сосьвинского городского округа обеспечить надлежащую организацию водоснабжения жителей МКД № 15 по ул. Урицкого Сосьвинского городского округа, а так же условия, необходимые для организации промывки, очистки, дезинфекции, замены трубопровода системы ХВС в срок до 01.05.2023г.
Взыскать с Муниципального Бюджетного Учреждения «Эксплуатационно - хозяйственное Управление Сосьвинского городского округа» и МУП «Водоканал» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб. в равных долях, по 150 руб. с каждого.
Взыскать с Администрации Сосьвинского городского округа государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Серовский районный суд Свердловской области.
Мотивированное решение изготовлено 20.06.2023 года.
Председательствующий Е.А. Фарафонова