Дело №
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 октября 2023 года г. Симферополь
Симферопольский районный суд Республики Крым
в составе: председательствующей судьи Пакула М.Р.
с участием секретаря Соловей А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к Самсоновой Л., третьи лица Администрация Симферопольского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и г. Севастополю, Отдел судебных приставов по Симферопольскому району ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка,
У С Т А Н О В И Л
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым обратилось в Симферопольский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к Самсоновой Л., третьи лица Администрация Симферопольского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и г. Севастополю, Отдел судебных приставов по Симферопольскому району ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка. Заявленные исковые требования мотивированы тем, что Самсонова Л. не является гражданкой Российской Федерации и ей принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №. Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «<данные изъяты>» муниципальное образование Симферопольский район Республики Крым признано приграничной территорией, на которой иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками. На основании изложенного, просят принудительно продать с публичных торгов земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, принадлежащий Самсоновой Л., с последующей передачей Самсоновой Л. вырученной суммы за вычетом затрат, понесенных на отчуждение имущества.
Участники процесса в судебное заседание не явились. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещались путем направления судебных повесток по имеющимся в материалах дела адресам. Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Начальник Отделения судебных приставов по Симферопольскому району также предоставил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя. Судебная повестка, направленная в адрес ответчицы Самсоновой Л. возвратилась в суд за
истечением срока хранения.
На основании статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в отсутствии неявившихся участников процесса.
Проверив материалы гражданского дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в силу следующих оснований.
Доказательствами по делу согласно части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статьям 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Как следует из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в определении от 12 ноября 2019 года № 2970-О в силу части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками – постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (пункт 1 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации) не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из части 1 статьи 9, части 1, 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с частью 3 статьи 62 Конституции
Российской Федерации.
Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных с одной стороны в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в части 1 статьи 9, согласно которой земли и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории и в части 1 статьи 36, регламентирующей, что право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом он должен исходить из вытекающего согласно статьи 9, 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (часть 1, 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации).
Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятие из национального режима регулирования права частной собственности на землю.
Согласно пункту 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.
В силу пункта 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Указом Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня пограничных территорий, на которых иностранные граждане и лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» установлен перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № территория муниципального образования Симферопольского района Республики Крым включена в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, расположенными на данной территории.
Перечень приграничных территорий устанавливается Президентом Российской Федерации в рамках реализации им определенных статьей 80 Конституции Российской Федерации полномочий по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, определении основных направлений внутренней и внешней политики государства.
Согласно пункту 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные
в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2 статьи 238 Гражданского
кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения принудительной продажи имущества регламентирован положениями Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ.
Самсонова Л. является гражданкой Литовской Республики, паспортом гражданина Российской Федерации не документирована, что подтверждается письмом МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как усматривается из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, материалов реестрового дела право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером 90:12:010801:1331, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, зарегистрировано за Самсоновой Л.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, учитывая то, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, входит в состав приграничной территории - муниципального образования Симферопольского района Республики Крым, в связи с чем не может находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, он подлежит принудительной продажи с публичных торгов с последующей передачей Самсоновой Л. вырученной суммы за вычетом затрат, понесенных на отчуждение имущества. При этом начальную продажную цену отчуждаемого имущества следует определить равной рыночной стоимости, установленной специализированной организацией привлекаемой судебным приставом-исполнителем.
Руководствуясь статьями 55-57, 59-60, 67, 68, 98, 103, 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л
Исковое заявление Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к Самсоновой Л., третьи лица Администрация Симферопольского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и г. Севастополю, Отдел судебных приставов по Симферопольскому району ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка – удовлетворить.
Принудительно продать с публичных торгов земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, принадлежащий на праве собственности гражданке Литвы Самсоновой Л., с последующей передачей ей вырученной суммы за
вычетом затрат, понесенных на отчуждение имущества.
Начальную продажную цену отчуждаемого имущества определить равной рыночной стоимости, установленной специализированной организацией привлекаемой судебным приставом-исполнителем.
Заочное решение может быть пересмотрено Симферопольским районным судом Республики Крым по заявлению ответчицы, поданному в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение месяца по истечении срока подачи ответчицей заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья М.Р. Пакула
Мотивированное решение составлено и подписано 13 октября 2023 года.