Дело № 2-3344/2023
УИД 05RS0012-01-2023-004280-93
З а о ч н о е р е ш е н и е
Именем Российской Федерации
г. Дербент 29 декабря 2023 года
Дербентский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Рамазановой З.М., при секретаре судебного заседания Насруллаеве Н.К.,рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску администрации городского округа «город Дербент» к Казиахмедовой Наиде Мирзоевне, Казиахмедову Рамазану Агамагомедовичу, Казиахмедову Абузару Рамазановичу, Казиахмедовой Заамине Рамазановне и Казиахмедову Руслану Рамазановичу о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой и обязании ответчиков снести эту постройку,
<номер изъят>">установил:
Администрация городского округа «город Дербент» обратилась в суд с иском к Казиахмедовой Наиде Мирзоевне, Казиахмедову Рамазану Агамагомедовичу, Казиахмедову Абузару Рамазановичу, Казиахмедовой Заамине Рамазановне и Казиахмедову Руслану Рамазановичу о признании объекта капитального строительства пл. 45 кв.м., прилегающего к жилому дому помещению с кадастровым номером <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят> самовольной постройкой и обязании ответчиковосвободить самовольно занятый участок путем сноса этой постройки, ссылаясь на то, что ответчица, без оформления в установленном порядке разрешительной документации, самовольно возвели эту постройку.
В обоснование иска представитель администрации городского округа «город Дербент» по доверенности Ахмедов А.В. ссылается на то, чтоответчики, без оформления в установленном порядке разрешительной документации, самовольно осуществили ограждение территории общего пользования путем строительства объекта (пристройки) по <адрес изъят> в г. Дербент. 07 августа 2023 г. начальником отдела по выявлению незаконного строительства Управления архитектуры городского округа «город Дербент», с выездом на место было установлено, что ответчики, самовольно, осуществили захват территории общего пользования путем возведения на ней объекта капитального строительства (пристройки) площадью 45 кв.м., к индивидуальному жилому дому, расположенному по адресу: <адрес изъят>, что является грубым нарушением градостроительного и земельного законодательства, части 1 ст. 51 ГрК РФ, ч.2, ст. 222 ГК РФ. В связи с выявлением вышеуказанных нарушений, в адрес ответчиков было направлено предписание с требованием устранить нарушения. В последующем, 28.08.2023г., уполномоченными специалистами органа местного самоуправления, в лице начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации ГО «город Дербент», начальника отдела по выявлению не законного строительства, главного специалиста отдела по выявлению незаконного строительства, была проведена повторная выездная проверка. Проверкой установлено, что гр. Казиахмедова Наида Мирзоевна, гр. Казиахмедов Рамазан Агамагомедович осуществили захват территории общего пользования путем возведения на ней объекта капитального строения (пристройки) площадью 45 кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>, что, по мнению специалистов, является грубым нарушением градостроительного и земельного законодательства.
Несмотря на требования, предъявляемые со стороны органа местного самоуправления, об устранении допущенных нарушений, ответчиком указанные нарушения не были устранены.
Результаты проверки были оформлены актом о самостоятельном строительстве капитального строительства. Также специалистами был представлен фотоматериал спорной постройки и выписка из ЕГРН на жилое помещение, к которому прилегает самовольная постройка.
В соответствии с п.2 ч. 1 ст.60 Земельного кодекс РФ нарушенное право на земельном участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Строительство ил реконструкция любого объекта должны вестись согласно ст.З Федерального закона от 17.11.1995 г. №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации при наличии разрешения собственника земельного участка и соблюдением градостроительных норм и правил на этот земельный участок.
Так, пунктом 1 статьи 222 ГК РФ установлено, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой-продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 222 ГК РФ.
Градостроительный кодекс Российской Федерации отдельно выделяет такие объекты, как территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. К данным территориям относятся, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, северы, бульвары (пункт 12 статьи 1).
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации также установлен запрет на приватизацию земельных участков в границах территории общего пользования.
Исходя из содержания пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 27, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, и статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, перечень земель (территории) общего пользования не является закрытым.
Анализ вышеизложенных правовых норм и фактических обстоятельств в их совокупности с указанными нормами действующего законодательства позволяют сделать вывод о том, что ответчики незаконно заняли территорию общего пользования и осуществили строительство спорного объекта без получения разрешительной документации.С учетом изложенного, просит суд иск удовлетворить, признать объект капитального строительства в виде пристройки, площадью 45 кв.м., прилегающий к жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес изъят> самовольной постройкой и обязать ответчиков за свой счет снести эту постройку.
В судебном заседании представитель администрации городского округа «город Дербент» по доверенности Ахмедов А.В. исковые требования поддержал и просит суд их удовлетворить по указанным основаниям.
Ответчики Казиахмедова Н.М., Казиахмедов Р.А., Казиахмедов А.Р., Казиахмедова З.Р. и Казиахмедов Р.Р., извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки сведения суду не сообщили, ходатайство об отложении судебного разбирательства дела не заявили.
Суд, в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
В соответствии с ч.1 ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.
Суд в соответствии со ст.233 ГПК РФ определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Проверив и исследовав материалы дела, суд считает исковые требования администрации городского округа «город Дербент» подлежащими удовлетворению.
Так, из материалов дела следует и судом установлено, что сотрудниками Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа «город Дербент» в рамках осуществления муниципального земельного контроля выявлен факт самовольного занятия земельного участка по <адрес изъят> и возведения на нем объекта капитального строительства в виде пристройки к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес изъят>.
В рамках проводимой проверки установлено, что Казиахмедова Н.М. и Казиахмедов Р.А. самовольно заняли земельный участок, площадью 45 кв.м., прилегающий к их жилому дому и возвели на нем объект капитального строительства - пристройку.
В целях устранения выявленных нарушений градостроительного и земельного законодательства в адрес ответчиков были вынесены предписания за № 187 и №188 от 07.08.2023 г. с требованием снести самовольно выстроенный объект капитального строительства в срок до 16.08.2023г.
Однако, несмотря на принимаемые меры административного воздействия, ответчиками требования предписаний не исполнены, самовольно выстроенный объект капитального строительства не снесен.
Между тем указанные действия ответчиков являются нарушением градостроительного и земельного законодательства, в том числе ч. 1 ст. 51 ГрК РФ, ч. 2 ст. 222 ГК РФ.
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (ред. от 03.08.2018) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Частью 3 той же статьи предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Исходя из изложенного, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35-40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Как видно из материалов дела, земельный участок, на котором расположена спорная постройка, относится к территории общего пользования и в установленном законом порядке ответчикам не предоставлялся.
Сведений о том, что ответчики обращались в администрацию городского округа «город Дербент» за получением разрешения на строительство спорного объекта капитального строительства - пристройки, в материалах дела также не имеется.
С учетом изложенного суд считает исковые требования администрации городского округа «город Дербент» обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается солидарно с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С учетом изложенного, в соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ, с ответчиков в доход местного бюджета городского округа «город Дербент» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
<номер изъят> (2)">решил:
Иск администрации городского округа «город Дербент» удовлетворить.
Признать объект капитального строительства в виде пристройки, площадью 45 кв.м., прилегающий к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес изъят>, самовольной постройкой.
Обязать ответчиков Казиахмедову Наиду Мирзоевну, Казиахмедова Рамазана Агамагомедовича, Казиахмедова Абузара Рамазановича, Казиахмедову Замину Рамазановну и Казиахмедова Руслана Рамазановича снести объект капитального строительства в виде пристройки, площадью 45 кв.м., прилегающей к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес изъят>
Взыскать с ответчиков Казиахмедовой Наиды Мирзоевны, Казиахмедова Рамазана Агамагомедовича, Казиахмедова Абузара Рамазановича, Казиахмедовой Замины Рамазановны и Казиахмедова Руслана Рамазановича в доход местного бюджета городского округа «город Дербент» государственную пошлину в размере 300 (триста) руб.
На решение ответчики вправе подать в Дербентский городской суд Республики Дагестан заявление об его отмене в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение принято в окончательной форме 29 декабря 2023 года.
Судья З.М. Рамазанова