21RS0024-01-2020-003865-60
Дело №2-2936/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2020 года г. Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мартьяновой А.В., при секретаре Шипееве А.Д., с участием истца Павловой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павловой Марины Петровны к ГУ-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики- Чувашии об обязании включить в специальный страховой стаж периоды работы, нахождения на курсах повышения квалификации, назначить досрочную страховую пенсию по старости,
у с т а н о в и л :
Павлова М.П. обратилась в суд с иском к ГУ-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики – Чувашии об обязании включить в специальный страховой стаж периоды:
- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в ясли-сад № ХОЗО МВД Чувашской Республики;
- нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
и назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения.
Исковые требования мотивированы тем, что в подсчет специального стажа не включены указанные выше периоды, что является неверным, поскольку она работала в соответствующей должности в учреждении для детей, реализующем образовательные программы и обеспечивающем обучение воспитанников.
Истец Павлова М.П. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, и вновь привела их суду.
Представитель ответчика ГУ-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии, извещенный надлежащим образом, в суд не явился, представив письменный отзыв, решен вопрос о рассмотрении дела без его участия.
Заслушав объяснения истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Павлова М.П. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности воспитателя в ясли-сад № ХОЗО МВД Чувашской Республики, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в МДОУ «Детский сад №» <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности воспитателя в МБДОУ «Детский сад №» <адрес>.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ № Павловой М.П. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 статьи 30 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией, требуемая продолжительность специального стажа составляет 25 лет, фактическая продолжительность специального стажа истца составила 22 года 9 месяцев 13 дней.
Не согласившись с решением пенсионного органа, истец обратилась в суд.
В соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
-Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
-Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
-Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Истец просит обязать ответчика включить в специальный страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в ясли-сад № ХОЗО МВД Чувашской Республики.
Данный период не включен ответчиком в подсчет специального стажа в связи с тем, что работодателем индивидуальные сведения представлены без указания кода педагогической деятельности.
Согласно п.3 указанного выше Постановления исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
На основании Постановления Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 № 11-П, которым положения Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, положение, согласно которому в стаж в педагогической деятельности включается лишь осуществлявшаяся в государственных и муниципальных учреждениях для детей, признаны противоречащими Конституции РФ. Названным постановлением определено, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), которые включались в стаж ранее действовавшим законодательством, должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности.
Для определения права на включение спорного периода в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подлежит применению в период до 01 ноября 1999 года Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, где в разделе «Наименование учреждений» предусматривался такой вид учреждения как «Детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, детские ясли, сады-ясли)», в разделе «Наименование должности» предусматривалась должность «воспитатель». Кроме того, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций), в том числе воспитатели.
Списками, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N№463, было предусмотрено, что право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости имеют воспитатели, работающие в детских садах, объединенных ясли-садах и в детских дошкольных учреждениях всех типов.
С 01 ноября 1999 года по 11 ноября 2002 года действовал Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, где в разделе «Наименование учреждений» предусматривается такой вид учреждения как «Дошкольные образовательные учреждения (прогимназия, детский сад), «Дом ребенка (в том числе специализированный)», в разделе «Наименование должности» предусматривалась должность «воспитатель».
Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п. п. 10 п. 1 ст. 28 (п. п. 19 п. 1 ст. 27) ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Согласно п. 13 Правил в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях государственных и муниципальных организаций (независимо от того, предусмотрены данные организации в списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; техникум; колледж; училище; лицей.
Судом установлено, что Павлова М.П. в указанный выше период работала в должности воспитателя, включенную в Списки, в детском дошкольном образовательном учреждении, где осуществляла педагогическую (образовательную) деятельность в сфере дошкольного образования.
Фактически выполняемая истицей педагогическая деятельность подтверждается записями в трудовой книжке.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что несоответствие наименования учреждения, в которых работала истец, наименованиям учреждений, включенных в Списки, само по себе не может служить основанием для отказа во включении указанного периода работы в специальный педагогический стаж. Несвоевременное приведение работодателем наименований учреждений в соответствие с требованиями закона также не может являться основанием для отказа в защите пенсионных прав.
При изложенных обстоятельствах период работы истца в должности воспитателя в ясли-сад № ХОЗО МВД Чувашской Республики подлежит включению в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
При этом следует отсутствие сведений, подтверждающих педагогическую деятельность, не может препятствовать реализации работниками права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию, поскольку предоставление данных сведений возлагается на работодателя и работник не имеет возможности каким-либо образом повлиять на полноту отраженных сведений.
Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), названный Федеральный закон возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи (подпункт 1 пункта 1 статьи 6, пункт 2 статьи 14).
Следовательно, право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивается уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Такие платежи, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года № 7-П, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения.
Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
Далее, истец просит обязать ответчика включить в специальный страховой стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имевшие место во время работы в должности воспитателя в МБДОУ «Детский сад №» <адрес>.
Согласно пунктам 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего «дня», если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом не предусмотрено включение в специальный трудовой стаж периодов нахождения в дополнительном отпуске.
Положениями Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, отсутствуют какие-либо ограничения в части включения в спецстаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в дополнительных учебных отпусках.
Ст.187 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.
Согласно ч. 1 ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Согласно п. 21 Рекомендаций Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках», период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
Судом установлено, что истец в спорные периоды работала в должности воспитателя в образовательном учреждении, в силу специальных нормативных актов обязательным условием возможности выполнения указанной работы является повышение квалификации педагогического работника. Вследствие этого истец была направлена работодателем на курсы повышения квалификации с сохранением места работы и среднего заработка, из которой работодатель в обязательном порядке по требованиям действующего законодательства РФ производит отчисления в Пенсионный фонд РФ, что подтверждается материалами пенсионного дела.
При изложенных обстоятельствах периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный педагогический стаж работы.
Истцом заявлено требование о возложении на ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> ЧР – Чувашии обязанности по назначению досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии – ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 – 21 части 1 статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к названному Федеральному закону.
Так, в соответствии с приложением 7 досрочная страховая пенсия по старости в 2019 году может быть назначена не ранее, чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости и не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости в 2020 году.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 – 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, с 01.01.2019 пенсия педагогическим работникам может быть назначена только через определенный период времени после выработки необходимого стажа. Данный период составляет в 2019 г. 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 г. 60 месяцев (п. 19 ч. 1, ч. 1.1, 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ; Приложение 7 к Закону N 400-ФЗ).
Вместе с тем, если педагогические работники выработают необходимый стаж в переходный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пенсия им может быть назначена на полгода раньше, то есть через 18 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости с 2020 году. (ч. 3 ст. 10 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 350-ФЗ).
Между тем указанные сроки не истекли, в связи с чем в досрочной назначении страховой пенсии суд отказывает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░:
- ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░-░░░ № ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░- ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░