Дело № 2-576/2023
86RS0017-01-2023-000570-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2023 года г.п. Советский
Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Казариновой А.А.,
при секретаре судебного заседания Майер О.С.,
с участием представителя истца Югорской межрайонной прокуратуры, - помощника Югорского межрайонного прокурора Дубкова С.Л.,
представителя ответчика администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Толмачевой Н.Б.,
представителя ответчика Департамента муниципальной собственности администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Картина П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Югорского межрайонного прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департаменту муниципальной собственности администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о понуждении принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в аварийные многоквартирные дома, снести аварийные многоквартирные дома и ликвидировать несанкционированные свалки отходов от их сноса,
УСТАНОВИЛ:
Югорский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департаменту муниципальной собственности администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югрыо понуждении принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в аварийные многоквартирные дома, снести аварийные многоквартирные дома и ликвидировать несанкционированные свалки отходов от их сноса.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что прокуратурой проведена проверка реализации администрацией Советского района Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры мероприятий по сносу расселенных аварийных домов, в ходе которой установлено, что в 2020-2022 годах на территории городского поселения ПионерскийСоветского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, городского поселения Малиновский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в рамках реализации адресной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 104-п от 01.04.2019, фактически расселены многоквартирные аварийные дома, расположенные по адресам: ул. Таежная д. 33 г.п. Пионерский (частично разрушен), ул. Центральная д. 26 г.п. Малиновский (полностью разрушен), ул. Ленина д. 13 г.п. Малиновский (частично разрушен), ул. Вокзальная д. 4 г.п. Пионерский (частично разрушен), ул. Советская д. 69 г.п. Пионерский (частично разрушен), ул. Вокзальная д. 10 г.п. Пионерский (частично разрушен).
В соответствии с механизмом реализации адресной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы муниципальные образования (участники программы) несут ответственность за реализацию мероприятий программы, их конечные результаты, целевое использование выделяемых финансовых средств и обеспечивают, в том числе, снос или реконструкцию многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Истцом указано, что постановлением администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 1195 от 31.05.2019 утверждена Адресная программа Советского района по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2019-2025 годы, в соответствии с механизмом реализации которой (раздел 4) Департамент муниципальной собственности администрации Советского района организует проведение сноса многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.
Согласно информации администрации городского поселения Пионерский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, администрации городского поселения Малиновский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по состоянию на 27.03.2023 вышеуказанные многоквартирные аварийные дома расселены, частично разрушены, однако дома не снесены, строительные отходы до настоящего времени не ликвидированы, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Югорский межрайонный прокурор, с учетом изменения исковых требований, просил суд возложить на ответчика администрацию Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обязанность в срок до 01.12.2023 принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в аварийные многоквартирные дома, расположенные по адресам: ул. Таежная д. 33 г.п. Пионерский, ул. Центральная д. 26 г.п. Малиновский, ул. Ленина д. 13 г.п. Малиновский, ул. Вокзальная д. 4 г.п. Пионерский, ул. Советская д. 69 г.п. Пионерский, ул. Вокзальная д. 10 г.п. Пионерский, ул. Шевченко д. 2 г.п. Зеленоборск; возложить на администрацию Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обязанность в срок до 01.12.2024 провести финансирование работ по сносу указанных многоквартирных домов; возложить на Департамент муниципальной собственности администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обязанность в срок до 01.12.2024 осуществить мероприятия по сносу указанных аварийных многоквартирных домов и ликвидации свалок от них.
В судебном заседании участвующий в деле представитель истца помощник прокурора Дубков С.Л. поддержал измененные исковые требования и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Толмачева Н.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях на иск.
Представитель ответчика Департамента муниципальной собственности администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Картин П.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях на иск.
Представитель третьего лица администрации городского поселения Малиновский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югрыв судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом судебной повесткой, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители третьих лиц администрации городского поселения Пионерский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, администрации городского поселения Зеленоборск Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом судебными повестками, причины неявки суду неизвестны.
На основании ч. 4-5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судом определено провести судебное заседание в отсутствие представителей третьих лиц.
Заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, представителя ответчика Департамента муниципальной собственности администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Положениями п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
На основании ч. 1 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Югорской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищного законодательства на территории Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В ходе проверки установлено, что многоквартирные аварийные дома, расположенные по указанным в иске адресам, расселены, при этом дома разрушены, доступ людей в них не ограничен, строительные отходы не ликвидированы.
Длительное бездействие по ликвидации несанкционированных свалок твердых отходов от сноса многоквартирных аварийных домов нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения пожаров, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе, в связи с отсутствием ограничения доступа к данным объектам, что является недопустимым.
В ответе главы администрации городского поселения Пионерский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.01.2023 на запрос прокурора указано, что многоквартирный дом по адресу: ул. Таежная д. 33, признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно адресной программе Советского района по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, администрация Советского района организует мероприятия по сносу многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Жилые помещения № 1-4, 6 находятся в собственности администрации городского поселения Пионерский. Администрацией городского поселения Пионерский проводятся работы по ограничению доступа на данный объект.
В ответе главы администрации городского поселения Малиновский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.01.2023 на запрос прокурора указано, что многоквартирный дом по адресу: ул. Центральная д. 26 г.п. Малиновский, полностью расселен, граждане не проживают, снос дома запланирован на 2024 год; собственники дома № 13 по ул. Ленина в г.п. Малиновский расселены, проводятся мероприятия по выплате выкупной стоимости за 1 нежилое помещение, дом будет снесен после выплаты компенсации. Доступ в расселенные многоквартирные дома исключен, приняты меры по исключению доступа в них. Полномочия по сносу (ликвидации) жилых помещений, расселенных в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Советского района на 2019-2025 годы и на период до 2030 года», переданы в администрацию Советского района.
16.02.2023 в адрес главы Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Югорским межрайонным прокурором направлено представление об устранении нарушений, в том числе, в части неосуществления ликвидации строительных отходов от разрушенных многоквартирных аварийных домов, указанных в заявлении об уточнении исковых требований.
Из информации, предоставленной администрацией Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 06.04.2023, следует, что многоквартирные дома, расположенные по адресам: ул. Таежная д. 33 г.п. Пионерский, ул. Центральная д. 26 г.п. Малиновский, ул. Вокзальная д. 4 г.п. Пионерский, ул. Вокзальная д. 10 г.п. Пионерский, ул. Советская д. 69 г.п. Пионерский, включены в план мероприятий по сносу расселенных аварийных многоквартирных домов в Советском районе, при условии выделения дополнительного финансирования из средств бюджета автономного округа на 2023 год, будут запланированы к сносу в срок до 31.12.2023. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: ул. Ленина д. 13 г.п. Малиновский, после завершения мероприятия по расселению жилых помещений будет включен в план мероприятий. Адресной программой Советского района по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017, не предусмотрены средства на снос многоквартирных домов. Муниципальной программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Советского района», утвержденной постановлением администрации Советского района от 29.10.2018 № 2336, предусмотрено мероприятие по освобождению земельных участков, планируемых для жилищного строительства, в рамках данного мероприятия осуществляется снос многоквартирных домов.
Постановлением главы Советского района № 1195 от 31.05.2019 утверждена адресная программа Советского района по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы (далее - Адресная программа). Ответственным исполнителем Адресной программы, с учетом изменений, внесенных постановлением главы Советского района № 2774 от 02.09.2022, указан Департамент муниципальной собственности администрации Советского района, одним из соисполнителей, - администрация Советского района. В качестве задач Адресной программы указано на переселение граждан в благоустроенные жилые помещения из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Советского района и признанного до 01.01.2017 аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации; ликвидация к 01.09.2025 аварийного жилищного фонда.
В соответствии с п. п. 4.8, подп. 3 п. 4.9 Адресной программы администрация Советского района несет ответственность за реализацию мероприятий программы, их конечные результаты; Департамент муниципальной собственности администрации Советского района организует мероприятия по сносу многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В таблице 2 Адресной программы приведены многоквартирные дома, подлежащие сносу, расположенные по указанным в иске адресам.
Ввиду изложенного, обязанность по принятию мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в аварийные многоквартирные дома, сносу аварийных многоквартирных домов и организации утилизации несанкционированных свалок твердых отходов от сноса многоквартирных аварийных домов должна быть возложена на Департамент муниципальной собственности администрации Советского района и администрацию Советского района.
Доказательств того, что данные работы на момент разрешения спора по существу были организованы и проведены, ответчиками не представлено.
Суд полагает, что непринятие мер по исключению доступа людей в аварийные многоквартирные дома, по организации ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территории поселений Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, а бездействие органов местного самоуправления, которые обязаны принимать своевременные меры по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок создает угрозу загрязнения окружающей среды, что нарушает право жителей поселений Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что является недопустимым.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности по принятию мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в аварийные многоквартирные дома,осуществить мероприятия по сносу указанных аварийных многоквартирных домов и ликвидации свалок от них, в целях защиты прав граждан на Департамент муниципальной собственности администрации Советского района и администрацию Советского района.
Доводы ответчиков о том, что из-за ограниченных возможностей бюджета невозможно одновременно осуществить снос всех многоквартирных домов, являющихся аварийными, не могут являться уважительной причиной для несоблюдения требований закона.
Вопреки доводам ответчиков об отсутствии оснований для возложения на них обязанности по ликвидации свалок от сноса жилых домов, в силу положений ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», условий Адресной программы Советского района по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, данный вопрос отнесен к вопросам местного значения муниципального района. Указанной Адресной программой на поселения возложена обязанность проведения мероприятий, направленных на информирование граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, о целях, условиях, критериях, этапах реализации программы с использованием всех доступных средств массовой информации; своевременный ввод данных о выполнении мероприятий адресной программы в информационную систему «АИС «Реформа ЖКХ».
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиками, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку для принятия мер препятствующих несанкционированному доступу людей в аварийные многоквартирные дома, осуществления мероприятий по сносу аварийных многоквартирных домов и ликвидации свалок от них необходимо время, заявленные прокурором сроки для устранения нарушения закона, суд полагает достаточным.
Принимая во внимание доводы представителя ответчика Департамента муниципальной собственности администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о том, что исполнение Департаментом мероприятий по сносу аварийных многоквартирных домов и ликвидации свалок от них зависит от их своевременного финансирования, суд полагает необходимым возложить на ответчика администрацию Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обязанность осуществить финансирование работ по сносу многоквартирных домов и ликвидации свалок от них в сроки, достаточные для исполнения ответчиком Департаментом муниципальной собственности администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры самих мероприятий в срок, установленный судом для исполнения решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Югорского межрайонного прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департаменту муниципальной собственности администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о понуждении принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в аварийные многоквартирные дома, снести аварийные многоквартирные дома и ликвидировать несанкционированные свалки отходов от их сноса, - удовлетворить.
Возложить на администрацию Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН: 1028601846965, дата присвоения ОГРН: 17.12.2002; ИНН: 8615007291)обязанность в срок до 01.12.2023 принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в аварийные многоквартирные дома, расположенные по адресам:
- ул. Таежная д. 33 г.п. Пионерский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- ул. Центральная д. 26 г.п. Малиновский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- ул. Ленина д. 13 г.п. Малиновский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- ул. Вокзальная д. 4 г.п. Пионерский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- ул. Советская д. 69 г.п. Пионерский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- ул. Вокзальная д. 10 г.п. Пионерский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- ул. Шевченко д. 2 г.п. Зеленоборск Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Возложить на Департамент муниципальной собственности администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН: 1038600300089, дата присвоения ОГРН: 16.01.2003; ИНН: 8615011481) обязанность в срок до 01.12.2024 осуществить мероприятия по сносу аварийных многоквартирных домов и ликвидации свалок от них, расположенных по адресам:
- ул. Таежная д. 33 г.п. Пионерский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- ул. Центральная д. 26 г.п. Малиновский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- ул. Ленина д. 13 г.п. Малиновский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- ул. Вокзальная д. 4 г.п. Пионерский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- ул. Советская д. 69 г.п. Пионерский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- ул. Вокзальная д. 10 г.п. Пионерский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- ул. Шевченко д. 2 г.п. Зеленоборск Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Возложить на администрацию Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН: 1028601846965, дата присвоения ОГРН: 17.12.2002; ИНН: 8615007291) обязанность осуществить финансирование работ по сносу многоквартирных домов и ликвидации свалок от них, расположенных по адресам:
- ул. Таежная д. 33 г.п. Пионерский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- ул. Центральная д. 26 г.п. Малиновский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- ул. Ленина д. 13 г.п. Малиновский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- ул. Вокзальная д. 4 г.п. Пионерский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- ул. Советская д. 69 г.п. Пионерский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- ул. Вокзальная д. 10 г.п. Пионерский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- ул. Шевченко д. 2 г.п. Зеленоборск Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
в сроки, достаточные для исполнения Департаментом муниципальной собственности администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры настоящего решения о сносе аварийных многоквартирных домов и ликвидации свалок от них в установленный судом срок, - до 01.12.2024.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 19.06.2023.
Председательствующий Казаринова А.А.