Дело №11-3/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 января 2023 года г.Волгореченск
Нерехтский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Синицыной О.Р., при секретаре Поляковой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе генерального директора ООО «ЭкоТехноМенеджмент» Орлова С.А. на решение мирового судьи судебного участка №16 Нерехтского судебного района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования ООО «ЭкоТехноМенеджмент» к Врублевской В.А., Пушкареву М.О., Пушкареву А.О., Горшковой И.Ю., Гуменюк Л.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами удовлетворены частично,
у с т а н о в и л:
Первоначально ООО «ЭкоТехноМенеджмент» (далее - ООО «ЭТМ», региональный оператор) обратилось к мировому судье судебному участка №16 Нерехтского судебного района Костромской области с иском к Врублевской В.А., Пушкареву М.О., Пушкареву А.О. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, мотивируя следующим. ООО «ЭТМ» оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Костромской области по зоне деятельности регионального оператора №1. Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрен главой I Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителями коммунальной услуги считается заключенным с ДД.ММ.ГГГГ и распространяет свое действие с ДД.ММ.ГГГГ (дата утверждения Постановлением департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 25.10.2018 №18/298 предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «ЭкоТехноМенеджмент» на территории Костромской области по зоне деятельности регионального оператора № 1 на (данные изъяты) год). Пунктом 148 (34) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Согласно сведениям, представленным МКУ «Муниципальный многофункциональный центр городского округа город Волгореченск Костромской области», нанимателями квартиры, расположенной по адресу: (,,,), являются Врублевская В.А., Пушкарев М.О. и Пушкарев А.О., имеющие по (данные изъяты) доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение. Перед региональным оператором имеется задолженность за предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере (данные изъяты) руб.
ООО «ЭТМ» просит взыскать с Врублевской В.А., Пушкарева М.О., Пушкарева А.О. в свою пользу задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО в размере по 2 297,95 рублей с каждого согласно доле каждого из них ((данные изъяты) часть) в праве собственности за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и расходы по оплате госпошлины.
С аналогичным иском ООО «ЭТМ» обратилось к Гуменюк Л.В., в котором просит взыскать с ответчицы в свою пользу сумму задолженности в размере 9 922,37 рублей за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включительно) и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 400 рублей (дело №2-99/2022).
С аналогичным иском ООО «ЭТМ» обратилось к Горшковой И.Ю., в котором просит взыскать с ответчицы в свою пользу сумму задолженности в размере 9 239,91 рубль за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 400 рублей (дело №2-158/2022).
Определением мирового судьи судебного участка №16 Нерехтского судебного района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела по искам ООО «ЭкоТехноМенеджмент» к Врублевской В.А., Пушкареву М.О., Пушкареву А.О. (дело №2-98/2022), к Горшковой И.Ю. (дело №2-158/2022), к Гуменюк Л.В. (дело №2-99/2022) о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с ТКО и расходов по оплате госпошлины объединены в одно производство под номером 2-98/2022.
Определением мирового судьи судебного участка №16 Нерехтского судебного района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области.
Решением мирового судьи судебного участка №16 Нерехтского судебного района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ООО «ЭкоТехноМенеджмент» удовлетворены частично: с Врублевской В.А., Пушкарева М.О., Пушкарева А.О. с каждого в пользу истца взыскана задолженность за оказание услуг по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, согласно (данные изъяты) доли в праве общей долевой собственности, в размере по 1 191 руб. 15 коп. и расходы по оплате госпошлины в размере 69 руб. 12 коп., а всего взыскано по 1 260 руб. 27 коп. с каждого. С Горшковой И.Ю. в пользу истца взыскана задолженность за оказание услуг по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере 4 799 руб. 98 коп. и расходы по оплате госпошлины в размере 207 руб. 80 коп., а всего взыскано 5 007 руб. 78 коп.. С Гуменюк Л.В. в пользу истца взыскана задолженность за оказание услуг по обращению с ТКО за период за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 177 руб. 10 коп. и расходы по оплате госпошлины в размере 208 руб. 72 коп., а всего взыскано 5 385 руб. 82 коп.
В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе генеральный директор ООО «ЭТМ» Орлов С.А. просит решение мирового судьи судебного участка №16 Нерехтского судебного района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, взыскать с ответчиков расходы по госпошлине в размере 3 000 рублей, указывая на то, что решение вынесено мировым судьей с нарушением норм материального права. ДД.ММ.ГГГГ постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области №18/297 утвержден единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на (данные изъяты) год. Предложение регионального оператора по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО напечатано в газете «Северная правда» от ДД.ММ.ГГГГ (выпуск редакции от ДД.ММ.ГГГГ №, стр.32), то есть в пределах установленного п.8(17) Правил №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами» десятидневного срока. На официальном сайте «Северная правда РФ» в разделе «ГазетаPDF»размещена соответствующая редакция газеты. С учетом того, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16 рабочий день после разрешения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в ИТС «Интернет», договор на обращение с ТКО между Региональным оператором и потребителями, проживающими на территории Костромской области по зоне деятельности №1 заключен и вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Костромской области по зоне деятельности №1 заключено с Департаментом ТЭК и ЖКХ Костромской области ДД.ММ.ГГГГ. Постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ № вступило в силу 1 декабря 2018 года. Таким образом, Региональный оператор приступил к фактической работе с 1 декабря 2018 года. С учетом того, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора, заключается по типовой форме и вступает в силу независимо от подписания его сторонами, у собственников отходов с ДД.ММ.ГГГГ возникла обязанность по оплате услуг регионального оператора. Порядок начисления платы за услугу по обращению с ТКО предусмотрен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354. В (данные изъяты) году норматив накопления ТКО на территории Костромской области для многоквартирных жилых домов в городских округах составил 2,18 м3/чел. в год. На период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в размере 572,44 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 582,14 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 656,44 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 584,71 руб. Однако по техническим причинам расчет задолженности за август 2019 года был произведен по предельному тарифу 656,44 руб. с последующим перерасчетом в сентябре 2019 года. Исходя из изложенного, в расчетах за июль 2019 года необходимо применить годовой норматив 2,18 м3/чел в год и тариф 656,44 руб., за август 2019 года – 2,18 м3/чел в год и тариф 656,44 руб., с сентября 2019 года по декабрь 2019 года – 2,18 м3/чел в год и тариф 584,71 руб. в расчетах с января 2020 года по июнь 2020 года необходимо применить установленный годовой норматив 2,18 м3/чел в год и тариф 546,41 руб., с июля 2020 года по ноябрь 2020 года – 2,18 м3/чел в год и тариф 568,11 руб. Решением Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области от 6 марта 2018 года №5-НП «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Костромской области для городского округа г.Волгореченск». Апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ изменено: признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 таблицы 1 Приложения постановления Департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области от 6 марта 2018 года №5-НП «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Костромской области» в редакции постановления Департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области от 5 марта 2019 года №2-НП в части установления нормативов накопления ТКО на территории Костромской области для многоквартирных домов, расположенных в городских поселениях, являющихся городами районного значения, и городских округах Костромской области». Из этого следует, что нормативы накопления ТКО на территории Костромской области для многоквартирных домов в городских округах Костромской области не действуют с 14 июля 2022 года, а до этого времени подлежали применению нормативы, утвержденные постановлением Департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области от 6 марта 2018 года №5-НП в редакции постановления Департамента строительства, ЖКХ и ТЭК от 5 марта 2019 года №2-НП. В нарушение установленного порядка расчетов мировой судья применил недействующие нормативы, утвержденные Решением Думы городского округа г.Волгореченск Костромской области от 27 марта 2009 года №38 из расчета 1,13 м3/чел в год, что нарушило права истца на взыскание задолженности в полном объеме.
В суд апелляционной инстанции представитель ООО «ЭТМ» по доверенности Палюлина Н.Ю. поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Ответчики Врублевская В.А., действующая за себя и по доверенности за Пушкарева М.О. и Пушкарева А.О., Горшкова И.Ю., Гуменюк Л.В. доводы жалобы считали необоснованными, просили решение мирового судьи судебного участка №16 Нерехтского судебного района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Представитель ответчиков, допущенный к участию в деле по устному заявлению Петрулевич А.Л. поддержал позицию ответчиков, указав следующее. При расчете нормативов накопления ТКО на территории Костромской области в городских поселениях исследовались многоквартирные жилые дома высотой 9 этажей, а также частный сектор, расчеты по многоквартирным жилым домам средне-этажной застройки (4-5 этажей) в расчет накопления отходов не производились. В результате допущенных ООО «ЭТМ ГРУПП» нарушений, неверные расчеты использовались для принятия оспоренного нормативного правового акта. В связи с чем, жители городских поселений, являющихся городами районного значения, и городских округов Костромской области с момента принятия оспоренного нормативного правового акта с ДД.ММ.ГГГГ оплачивают услуги по сбору, вывозу и утилизации отходов по завышенным нормативам, не соответствующим реальным объемам образуемых отходов. При этом на территории г.Волгореченска действовали ранее утвержденные решением Думы г.Волгореченска №38 от 27 марта 2009 года нормативы накопления ТКО, размеры и расчеты которых соответствовали фактическим объемам образования отходов. При этом Департаментом, игнорируя вступившее в законную силу решение суда и основания признания оспоренного нормативного правового акта недействующим, утверждаются новые нормативы накопления ТКО от 4 августа 2022 года №10-НП в тех же значениях, без проведения обязательных расчетов. Данные обстоятельства послужили основанием для внесения прокуратурой Костромской области протеста в адрес Департамента на указанный нормативный правовой акт, по основаниям аналогичным, содержащимся в апелляционном определении Первого апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ № и решении Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ №. Внесенный протест Департаментом не оспорен в судебном порядке. В связи с чем, у мирового судьи имелись основания не применять утвержденные Департаментом нормативы, как не соответствующие закону. В связи с отменой и опротестованием утвержденных Департаментом нормативов, истцом не были представлены расчеты платеже й за коммунальные услуги в сфере обращения с ТКО, которые могли бы быть приняты судом. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 №63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», признание нормативного правового акта недействующим, в том числе с даты, отличной от дня его принятия, по смыслу статьи 13 ГК РФ, не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этого акта.
Третье лицо – представитель Департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя истца Палюлину Н.Ю., ответчиков Врублевскую В.А., Горшкову И.Ю., Гуменюк Л.В. и их представителя Петрулевича А.Л., проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно с ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции, Договор оказания услуг по обращению с ТКО заключен с ответчиками на основании публичной оферты, адресованной ООО «ЭТМ» потребителям данной услуги, в том числе на территории городского округа г.Волгореченск, не заключивших прямой договор оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ООО «ЭТМ», опубликованной в номере газеты «Северная правда» № от ДД.ММ.ГГГГ.
По условиям данного договора исполнитель обязуется оказывать услуги по транспортированию и размещению ТКО, а потребитель обязуется производить оплату этих услуг по цене тарифа.
Истцом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были оказаны ответчикам услуги по обращению с ТКО, однако за указанный период плата за потребленную услугу ответчиками не производилась, в связи с чем, у них образовалась задолженность. Согласно представленным истцом расчетам, задолженность Врублевской В.А., Пушкарева М.О. и Пушкарева А.О. составила (данные изъяты) рублей, Горшковой И.Ю. – (данные изъяты) рубль, Гуменюк Л.В. – (данные изъяты) рублей.
Не оспаривая факта образования задолженности, ответчики в судебном заседании не согласились с размером задолженности, указывая на завышенный утвержденный норматив, что повлекло необоснованное начисление платы за обращение с ТКО в большем размере.
В связи с несогласием с установленными нормативами накопления ТКО, ответчики обратились в Костромской областной суд с административным иском об оспаривании постановления Департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области от 6 марта 2018 года №5-НП «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Костромской области».
Решением Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом апелляционного определения Первого апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ, пункт 1 таблицы 1 Приложения постановления Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 6 марта 2018 года № 5-НП «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Костромской области» в редакции постановления Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области от 5 марта 2019 года № 2-НП в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Костромской области для многоквартирных домов, расположенных в городских поселениях, являющихся городами районного значения, и городских округах Костромской области», признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводом жалобы о том, что при определении размера задолженности мировой судья необоснованно применил недействующие нормативы, утвержденные Решением Думы городского округа г.Волгореченск Костромской области от 27 марта 2009 года №38 «О нормативе накопления твердых бытовых отходов на территории городского округа г.Волгореченск Костромской области» из расчета 1,13 м3/чел в год.
Как разъяснено в пунктах 6 и 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 №63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», признание нормативного правового акта недействующим, в том числе с даты, отличной от дня его принятия, по смыслу статьи 13 ГК РФ, не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этого акта. Если иное не установлено законом или иным правовым актом и не вытекает из существа отношений, разъяснения, содержащиеся в настоящем постановлении, также подлежат применению, в том числе при рассмотрении споров об оплате коммунальных услуг (ресурсов) в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлены цена на эти услуги или нормативы потребления коммунальных услуг.
Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, мировой судья исходил из того, что при определении размера задолженности ответчиков за коммунальную услугу по обращению с ТКО должны применяться нормативы, утвержденные Решением Думы городского округа г.Волгореченск Костромской области от 27 марта 2009 года №38, поскольку постановление Департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области от 6 марта 2018 года №5-НП признано недействующим, постановление от 4 августа 2022 года №10-НП опротестовано прокуратурой Костромской области, а иные нормативы для расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО не установлены.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом мирового судьи о применении при рассмотрении настоящего дела нормативного регулирования, предшествовавшего признанному недействующим, поскольку нормативный правовой акт, его заменяющий, относительно спорного периода принят не был.
При определении размера задолженности, мировой судья правомерно принял нормативы накопления ТКО, утвержденные Решением Думы городского округа г.Волгореченск Костромской области от 27 марта 2009 года №38 «О нормативе накопления твердых бытовых отходов на территории городского округа г.Волгореченск Костромской области», поскольку они применялись до принятия оспоренного в суде постановления Департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области от 6 марта 2018 года №5-НП.
При этом мировым судьей правильно указано на невозможность применения нормативов, утвержденных постановлением Департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области от 4 августа 2022 года №10-НП «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Костромской области для многоквартирных домов, расположенных в городских поселениях, являющихся городами районного значения, и городских округах Костромской области» (0,18м3/ чел в месяц, 2,18 м3/чел в год), поскольку первым заместителем прокурора Костромской области С. внесен протест от ДД.ММ.ГГГГ на указанное постановление с требованием его отменить, как противоречащее нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При рассмотрении дела мировым судьей учтено, что правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156, Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 №505.
Мировой судья, принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы судьи не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства установлены правильно. При этом суд апелляционной инстанции соглашается с приведенным в решении расчетом задолженности, поскольку он произведен в соответствии с нормативами, утвержденными Решением Думы городского округа г.Волгореченск Костромской области от 27 марта 2009 года №38, и изменением тарифа на обращение с ТКО.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с суммой задолженности по оплате за обращение с ТКО являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции. По мотивам, приведенным в решении, мировой судья с указанными доводами не согласился. Оснований для признания данных выводов неправильными, не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального законодательства судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы генерального директора ООО «ЭкоТехноМенеджмент» Орлова С.А. не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л:
Решение мирового судьи судебного участка №16 Нерехтского судебного района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «ЭкоТехноМенеджмент» - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев с момента вынесения во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Судья: О.Р. Синицына