Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-9300/2022 от 28.07.2022

Судья: Уварова Л.Г.                                        адм. дело № 33а-9300/2022

УИД 63RS0025-01-2022-001264-02

Дело № 2а-1633/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 августа 2022 года                                                                        г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Роменской В.Н. и Мыльниковой Н.В.,

при секретаре Олейник Н.О.,

с участием прокурора Никитиной Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокурора города Сызрани на решение Сызранского городского суда Самарской области от 12 мая 2022 года.

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Мыльниковой Н.В., заключение прокурора, поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия

установила:

Начальник МУ МВД России «Сызранское» обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Гельберг В.Н..

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что приговором Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года Гельберг В.Н. осужден за совершение преступлений, предусмотренных пунктами <данные изъяты>, к 18 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Постановлением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года срок сокращен до 15 лет 4 месяцев в исправительной колонии строгого режима. ДД.ММ.ГГГГ года Гельберг В.Н. условно-досрочно освобожден, в настоящее время судимость не снята и не погашена. Неоднократно привлекался к административной ответственности по статье 20.21 КоАП РФ, на путь исправления вставать не желает, нигде не работает, склонен к совершению повторных правонарушений.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец с учетом последующих уточнений просил суд установить в отношении Гельберга В.Н. административный надзор сроком до ДД.ММ.ГГГГ года, с установлением ограничений в виде обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22.00 до 06.00 часов следующего дня; запрета пребывания в местах реализации алкогольной продукции в розлив; запрета выезда за пределы территории Самарской области.

Решением Сызранского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года заявленные требования удовлетворены частично. В отношении Гельберга В.Н. установлен административный надзор сроком на 2 года до погашения судимости, а именно, со дня вступления решения суда в законную силу по ДД.ММ.ГГГГ года, со следующими ограничениями: обязательная явка поднадзорного лица три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22.00 часов до 06.00 часов следующих суток, кроме случаев, связанных с учебой или работой; запрет пребывания в местах реализации алкогольной продукции на розлив, запрет выезда за пределы территории Самарской области (л.д. 48-52).

В апелляционном представлении прокурор города Сызрани просит решение суда изменить в части установления в отношении Гельберга В.Н. срока административного надзора - 3 года со дня вступления в законную силу решения суда до погашения судимости 24 мая 2026 года, а также установления административного ограничения в виде обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Также в резолютивной части решения абзац второй дополнить суда фразой «административный надзор».

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

Прокурор в ходе рассмотрения апелляционной жалобы уточнил представление и просил установить административный надзор сроком на три года, но не свыше срока, установленного для погашения судимости 24 мая 2026 года со дня вступления решения суда в законную силу. Также исключить необоснованно установленное судом ограничение административного надзора в виде запрета выезда за пределы территории Самарской области.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне, времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы административного дела, доводы апелляционного представления, заключение прокурора, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие основания для изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционного представления, изученным по материалам дела, имеются.

Административный надзор устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее Федеральный закон № 64-ФЗ).

Согласно статье 6 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Административный надзор устанавливается за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы для предупреждения совершения указанными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 Федерального закона № 64-ФЗ).

На основании части 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан с изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.

Судом установлено и из материалов административного дела следует, что приговором Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года Гельберг В.Н. осужден за совершение преступлений, предусмотренных пунктами «<данные изъяты> относящихся к категории особо тяжких преступлений, к 18 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (л.д. 12-15).

Постановлением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года срок отбывания наказания сокращен до 15 лет 4 месяцев в исправительной колонии строгого режима (л.д. 16).

ДД.ММ.ГГГГ года на основании апелляционного постановления Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года Гельберг В.Н. условно-досрочно освобожден из ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области на неотбытый срок 2 года 7 дней (л.д. 10).

Имея непогашенную судимость, Гельберг В.Н. в ДД.ММ.ГГГГ году трижды совершил административные правонарушения, предусмотренные статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 17-20).

После освобождения из мест лишения свободы Гельберг В.Н. приговором мирового судьи судебного участка № судебного района города Сызрани Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты>, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год. В соответствии со статьей 73 УК РФ назначенное наказание считается условным с испытательным сроком 1 год, на Гельберга В.Н. возложены следующие обязанности: являться на регистрацию в специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за поведением условно осужденного, не реже 2 раз в месяц, не менять постоянное место жительства без уведомления специализированного государственный орган, осуществляющий контроль за поведением условно осужденного, не посещать места продажи разливных спиртных напитков, пройти консультацию у врача нарколога (л.д. 38-44).

Согласно сведениям наркологического диспансера города Сызрани от ДД.ММ.ГГГГ года Гельберг В.Н. состоит на учете в ГБУЗ СО «Сызранский наркологический диспансер» с диагнозом: «<данные изъяты>», в настоящее время проходит амбулаторную реабилитацию, предположительный срок снятия с профилактического учета ДД.ММ.ГГГГ года.

Оценив в совокупности установленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ, для установления административного надзора в отношении Гельберга В.Н.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о необходимости установления административного надзора.

Между тем, проверяя решение суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционного представления прокурора, а решение суда подлежащим изменению в связи со следующим.

Разрешая заявленные требования, суд руководствовался пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ, согласно которому административный надзор административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости и пришел к выводу, что срок погашения судимости Гельберга В.Н. приходится на ДД.ММ.ГГГГ года. Данный вывод суда первой инстанции, судебная коллегия находит ошибочным.

Приговором Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ Гельберг В.Н. осужден за совершение преступлений, предусмотренных пунктами «<данные изъяты>, к 18 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (л.д. 12-15).

Постановлением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года срок отбывания наказания сокращен до 15 лет 4 месяцев в исправительной колонии строгого режима (л.д. 16).

ДД.ММ.ГГГГ года на основании апелляционного постановления Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года Гельберг В.Н. условно-досрочно освобожден из ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области на неотбытый срок 2 года 7 дней (л.д. 10).

В соответствии с частью 5 статьи 15 УК РФ преступления, за которые осужден Гельберг В.Н., относятся к категории особо тяжких.

В силу пункта "д" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей во время совершения деяния) срок погашения судимости составляет 8 лет.

Таким образом, срок погашения судимости Гельберга В.Н. по приговору Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года приходится на ДД.ММ.ГГГГ года.

Исходя из тяжести совершенных Гельбергом В.Н. преступлений, характеризующих данных осужденного, то обстоятельство, что после отбытия срока наказания административный ответчик вновь был осужден за умышленное престплуение, судебная коллегия приходит к выводу о том, что имеются предусмотренные законом основания для установления административного надзора на срок 3 года, но не свыше срока, установленного для погашения судимости, в связи с чем, доводы апелляционного представления заслуживают внимания, и решение в данной части подлежит изменению.

При этом судебная коллегия отмечает, что судом правомерно, в целях устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также оказания воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения, установлено ограничение в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22.00 до 06.00 часов следующего дня, обязательной явки поднадзорного лица три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Количество явок в месяц установлено судом в пределах Федерального закона № 64-ФЗ, с учетом характеристики личности Гельберга В.Н., степени общественной опасности совершенных им преступлений и направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Также судебная коллегия учитывая, что по приговору суда от 4 февраля 2022 года Гельбергу В.Н. установлена обязанность являться на регистрацию в специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за поведение условно осужденного. Вместе с тем, надзирающий орган в период административного надзора, в случае необходимости, вправе обратиться с заявлением о дополнении ранее установленных ограничений.

В то же время, судебная коллегия полагает необходимым изменить состоявшееся решение суда первой инстанции в части указания вида установленного Гельбергу В.Н. административного ограничения – запрета пребывания в местах реализации алкогольной продукции в розлив.

Согласно пункту 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» с учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит изменению в части формулировки административного ограничения, установив Гельбергу В.Н. запрет на посещение мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.

При этом, учитывая обстоятельства совершенных преступлений, судебная коллегия не усматривает оснований для установления Гельбергу В.Н. административного ограничения, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Как следует из руководящих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в абзаце 4 пункта 22 Постановления Пленума от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

В силу пункта 3 части 2 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" обязательным является установление судом административного ограничения в виде запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.

Учитывая, что Гельберг В.Н. имеет постоянное место жительства и регистрации, судебная коллегия соглашается с позицией прокурора об отсутствии оснований для установления осужденному указанного вида ограничения.

Также заслуживает внимания довод, изложенный в апелляционном представлении, о необходимости дополнить абзац второй резолютивной части решения суда пропущенной фразой, об установлении в отношении Гельберга В.Н. административного надзора.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит изменению в части указания срока административного надзора, установленного в отношении Гельберга В.Н. – 3 года, но не свыше срока, установленного для погашения судимости, и установления административных ограничений в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22.00 до 06.00 часов следующего дня, обязательной явки поднадзорного лица три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сызранского городского суда Самарской области от 12 мая 2022 года изменить, частично удовлетворив апелляционное представление прокурора г. Сызрань. Изложить резолютивную часть решения следующим образом.

Административные исковые требования начальника МУ МВД России «Сызранское» ФИО12 об установлении административного надзора в отношении Гельберг В.Н. удовлетворить частично.

Установить Гельберг В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административный надзор сроком на 3 года, но не свыше срока, установленного для погашения судимости, со следующими ограничениями:

- запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22.00 часов до 06.00 часов следующих суток.

- обязательная явка три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

- запрет посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.

Срок административного надзора исчислять с момента вступления в законную силу решения суда.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

33а-9300/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
Прокурор г. Сызрани Самарской области
Начальник МУ МВД России "Сызранское" Кириллов Д.Г.
Ответчики
Гельберг В.Н.
Другие
ВРИО инспектора ГОАН ОУУП и ПДН МУ МВД России Вакуров Алексей Александрович
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
28.07.2022Передача дела судье
23.08.2022Судебное заседание
29.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.08.2022Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее