Дело № 2-275/2023
(УИД 24RS0027-01-2023-000239-82)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июля 2023 года город Кодинск
Кежемский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Гарбуза Г.С.,
с участием: представителя истца – старшего помощника прокурора Кежемского района Владимирова Д.Ю.,
при секретаре Мисюркеевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-275/2023 по исковому заявлению заместителя прокурора Кежемского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Недокурского сельсовета Кежемского района о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Кежемского <адрес> Алексанина И.В. обратилась в интересах неопределённого круга лиц в суд с иском к ответчику, в котором просит возложить на администрацию Недокурского сельсовета Кежемского района обязанность произвести работы по сносу аварийных многоквартирных домов, расположенных по адресу: Кежемский район, п. Недокура, ул. 40 лет Победы, д. 2, д. 4, д. 6, д. 10, д. 12; ул. Строителей, д. 7; ул. Советская, д. 15; обеспечить уборку строительного мусора, образовавшегося после сноса указанных многоквартирных домов – в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование своих требований заместитель прокурора указывает на то, что в ходе прокурорской проверки получены сведения, согласно которым администрация Недокурского сельсовета Кежемского района осуществляет деятельность по исполнению региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, утверждённой Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 № 144-п, в которую вносились изменения Постановлениями Правительства Красноярского края от 29.03.2021 № 156-п, от 29.09.2021 № 761-п, а Постановлением Правительства Красноярского края от 26.11.2021 № 834-п Недокурскому сельсовету выделено 90376837 рублей 20 копеек для приобретения жилых помещений, площадью 1256,70 м2 для 17 семей из 36 человек, из них: средства Фонда содействия реформированию ЖКХ – 66044600 рублей, средства краевого бюджета – 23428468 рублей 83 копейки, средства местного бюджета – 903768 рублей 37 копеек. Согласно ч. 1 ст. 55.25 ГрК РФ собственник здания является лицом, ответственным за его эксплуатацию, а в силу ч. 9 ст. 55.25 ГрК РФ лицо, ответственное за эксплуатацию здания, обязано принимать участие, в том числе, финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территорий муниципального образования. В части 1 ст. 85 ЖК РФ закреплено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу. При этом ответчиком в нарушение ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ч. 10 ст. 32 ЖК РФ не осуществлён снос многоквартирных домов, расположенных в п. Недокура по ул. 40 лет Победы, д. 2, д. 4, д. 6, д. 10, д. 12; по ул. Строителей, д. 7; по ул. Советская, д. 15, жители которых расселены в период с 2012 по 2022 годы, меры, препятствующие несанкционированному доступу людей, а также мероприятия по вывозу строительного мусора не приняты. Прокуратурой Кежемского района 13.07.2022 в адрес Главы Недокурского сельсовета внесено представление в части устранения выявленных нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности. По результатам рассмотрения представления получен ответ, из которого следует, что в бюджете муниципального образования отсутствуют достаточные денежные средства для устранения вышеназванных нарушений. Однако данные обстоятельства, по мнению заместителя прокурора, не освобождают ответчика от исполнения обязанности по соблюдению прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду и благоустройство. Муниципальный контракт на выполнение работ по разработке (сносу) многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также вывозу строительного мусора по состоянию на 07.04.2023 не заключался, что подтверждается письмом администрации Недокурского сельсовета.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Кежемского района Владимиров Д.Ю. поддержал исковые требования, сослался на доводы, изложенные в исковом заявлении. Суду дополнительно пояснил, что проведённой прокуратурой Кежемского района проверкой установлено, что подлежащие сносу признанные аварийными многоквартирные дома, которые находятся в п. Недокура по ул. 40 лет Победы, д. 2, д. 4, д. 6, д. 10, д. 12; по ул. Строителей, д. 7; по ул. Советская, д. 15 не снесены. Требования прокурора, изложенные в представлении от 13.07.2022, ответчиком не исполнены. Полагал, что отсутствие в бюджете денежных средств в необходимом количестве не является препятствием для вынесения решения об удовлетворения исковых требований; более того, непринятие мер по сносу вышеуказанных домов не только неблагоприятно влияет на окружающую среду, но и создают угрозу пожарной безопасности.
Представитель ответчика администрации Недокурского сельсовета Кежемского района Просовая В.И. в судебном заседании участия не принимала. Извещение вручено под расписку и является надлежащим. В ходе предварительного судебного заседания представила письменные пояснения на иск, в которых сообщила, что администрация Недокурского сельсовета принимала участие в региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, в соответствии с которой расселено 25 семей из многоквартирных домов, находящихся по адресам: п. Недокура, ул. 40 лет Победы, д. 2, д. 4, д. 6, д. 10, д. 12; ул. Строителей, д. 7; ул. Советская, д. 15. Ввиду того, что бюджет Недокурского сельсовета является дотационным, ими поданы обращения в Министерство строительства Красноярского края 17.10.2022, 17.01.2023 на предоставление субсидии на реализацию мероприятий на оплату стоимости работ по сносу аварийных домов, а также 16.05.2022, 14.07.2022, 12.09.2022, 13.09.2022 Главе Кежемского района, Руководителю финансового управления Администрации Кежемского района, в Совет Депутатов Кежемского района, откуда получены ответы, что бюджет утверждён, дополнительных средств не имеется (л.д. 38-39).
Представитель третьего лица Администрации Кежемского района в судебное заседание не явился. Извещены о времени и месте рассмотрения гражданского дела надлежащим образом – судебным извещением, направленным через курьера. О вручении извещения имеется расписка.
Представитель третьего лица Министерства строительства Красноярского края в судебное заседание не явился. Извещены о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела своевременно и надлежащим образом – судебным извещением, направленным по почте. В деле имеется уведомление о вручении извещения. Представили отзыв на исковое заявление, в котором указали, что на основании Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительством РФ утверждён федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», в соответствии с которым осуществляется финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу до 01.01.2017 в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Многоквартирные дома, расположенные по адресам: п. Недокура, ул. 40 лет Победы, д. 2, д. 4, д. 6, д. 10, д. 12; ул. Строителей, д. 7; ул. Советская, д. 15 были признаны аварийными и подлежащими сносу; в 2012-2022 годах дома полностью расселены. Ссылаясь на положения ст. 55.25 ГрК РФ, ст. 210 ГК РФ, ч. 1 ст. 32 ЖК РФ, полагают, что обязанность по сносу аварийных домов и вывоз строительного мусора относятся к компетенции администрации Недокурского сельсовета (л.д. 31-33).
Суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав старшего помощника прокурора, изучив материалы дела, суд пришёл к следующим выводам.
Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав может быть присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании ч. 1 ст. 55.25 ГрК РФ в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Исходя из ч. 9 ст. 55.25 ГрК РФ, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ в случае, если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
На основании ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, вопросы, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, то есть: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Материалами дела подтверждается, что ответчик Администрация Недокурского сельсовета Кежемского района Красноярского края зарегистрирована в качестве юридического лица 29.01.2003 года (ОГРН 1032400810750) (л.д. 13).
В соответствии с Уставом Недокурского сельсовета Кежемского района, муниципальное образование наделено статусом сельского поселения в соответствии с Законом Красноярского края от 25.02.2005 № 13-3110.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, администрация Недокурского сельсовета осуществляет деятельность по адресу: Кежемский район, п. Недокура, ул. Супругов Самаль, 1.
13.07.2022 года Главе Недокурского сельсовета внесено представление заместителя прокурора Кежемского района, в котором она требовала принять конкретные меры по сносу расселенных аварийных домов; рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности (л.д. 6-7).
В ответе на представление Глава Недокурского сельсовета Просовая В.И. указывает, что 10.06.2022 заключён договор № 3 на оказание услуг по сносу аварийного дома по адресу: ул. Строителей, д. 5; 20.07.2022 подписан акт выполненных работ, дом снесён. Дом № 10 по ул. 40 лет Победы не снесён ввиду отсутствия средств в связи с тем, что бюджет Недокурского сельсовета дотационный. Администрацией Недокурского сельсовета направлены ходатайства о выделении дополнительных средств с приложением локальных сметных расчётов. Места возле аварийных домов ограждены аварийными лентами. До получения необходимого финансирования выполнить в полном объёме указанные в представлении мероприятия не представляется возможным (л.д. 8).
Проведённая прокуратурой Кежемского района проверка показала, что снос многоквартирных домов, расположенных в п. Недокура по ул. 40 лет Победы, д. 2, д. 4, д. 6, д. 10, д. 12; по ул. Строителей, д. 7; по ул. Советская, д. 15, жители которых расселены в период с 2012 по 2022 годы, не осуществлён; мероприятия по вывозу строительного мусора не предприняты.
В предварительном судебном заседании представитель ответчика подтвердила, что данные нарушения до настоящего момента не устранены, представила доказательства, подтверждающие переписку с финансовым управлением администрации Кежемского района, Кежемским районным Советом депутатов, Главой Кежемского района на предмет выделения денежных средств на снос аварийных домов, а также копии локальных сметных расчётов; к настоящему судебному заседанию какие-либо дополнительные доказательства того, что вышеуказанные мероприятия выполнены в полном объёме, – не представлены.
Суд на основании исследованных в судебном заседании доказательств приходит к выводам о том, что ответчиком администрацией Недокурского сельсовета действительно были допущены нарушения требований градостроительного и жилищного законодательства. Таким образом, принимая во внимание, что выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения не устранены, суд считает, что на ответчика следует возложить обязанность произвести работы по сносу аварийных многоквартирных домов, расположенных по адресу: Кежемский район, п. Недокура, ул. 40 лет Победы, д. 2, д. 4, д. 6, д. 10, д. 12; ул. Строителей, д. 7; ул. Советская, д. 15; а также по обеспечению уборки строительного мусора, образовавшегося после сноса указанных многоквартирных домов.
Одновременно с этим, срок, в течение которого суд находит возможным обязать ответчика устранить допущенные нарушения, представляется разумным установить – в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Такой срок в силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд находит достаточным и позволяющим исполнить данные требования заместителя прокурора в полном объёме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования заместителя прокурора Кежемского района к администрации Недокурского сельсовета Кежемского района о возложении обязанности удовлетворить. Обязать администрацию Недокурского сельсовета Кежемского района произвести работы по сносу аварийных многоквартирных домов, расположенных по адресу: Кежемский район, п. Недокура, ул. 40 лет Победы, д. 2, д. 4, д. 6, д. 10, д. 12; ул. Строителей, д. 7; ул. Советская, д. 15; обеспечить уборку строительного мусора, образовавшегося после сноса указанных многоквартирных домов – в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме (14 июля 2023 года), путём подачи апелляционной жалобы через Кежемский районный суд Красноярского края.
Председательствующий Г.С. Гарбуз