Дело № 12-30/2022
№
РЕШЕНИЕ
с. Краснотуранск 05 сентября 2022 г.
Судья Краснотуранского районного суда Красноярского края Швайгерт Андрей Александрович (<адрес>);
С участием прокурора Краснотуранского района Красноярского края Озерова А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство прокурора Краснотуранского района Красноярского края Озерова А.Е. о восстановлении срока на обжалование решения начальника ОГИБДД МО МВД России «Краснотуранский» Ольховского В.Ю. от 12.06.2022 г. и постановления № по делу об административном правонарушении от 24.05.2022 г., а так же протест нарешение начальника ОГИБДД МО МВД России «Краснотуранский» Ольховского В.Ю. от 12.06.2022 г. и постановление № по делу об административном правонарушении от 24.05.2022 г.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № старшего инспектора ДПС ОГИБДД МО МВД России «Краснотуранский» старшего л-та полиции Обручева А.В.от 24.05.2022 г.Шубарев Дмитрий Андреевич был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 800 (восемьсот) рублей.
Согласно постановлению, правонарушение выразилось в том, что 24.05.2022 г. в 07:55час. Шубарев Д.А. на 3-м км. от с. Белоярск Краснотуранского района Красноярского края в южном направлении управляя автомобилем ВАЗ-2108 государственный номерной знак №, нарушил п. 11 основных положений правил дорожного движения РФ – Управление транспортным средством водителем заведомо отсутствует страховой полис ОСАГО.
Решением начальника ОГИБДД МО МВД России «Краснотуранский» майора полиции Ольховского В.Ю. от 12.06.2022 г.постановление № старшего инспектора ДПС ОГИБДД МО МВД России «Краснотуранский» старшего л-та полиции Обручева А.В. от 24.05.2022 г. оставлено без изменения, а протест заместителя прокурора Краснотуранского района Красноярского края Полякова И.А. без удовлетворения.
Прокурор Краснотуранского района Красноярского края обратился в суд с протестом, в котором просит отменить как незаконное и необоснованноерешение начальника ОГИБДД МО МВД России «Краснотуранский» майора полиции Ольховского В.Ю. от 12.06.2022 г., а постановление № старшего инспектора ДПС ОГИБДД МО МВД России «Краснотуранский» старшего л-та полиции Обручева А.В. от 24.05.2022 г. изменитьописательно-мотивировочную часть постановления в части обстоятельств совершенного правонарушения.
Требования протеста мотивированы тем, что согласно постановления, Шубарев Д.А. допустил нарушение п. 11 основных положений правил дорожного движения РФ, управление транспортным средством водителем заведомо «отсутствует» страховой полис ОСАГО. При этом, ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует. Согласно п. 11 основных положений правил дорожного движения РФ - запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцы которых не застраховали свою гражданскую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, из описательно-мотивировочной части постановления не ясно в чем заключается нарушение, ответственность за которое предусмотрено нормой, по которой вынесено решение, поскольку ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса.
В оспариваемом же решении начальником ОГИБДД сделан вывод, что в описательной части обжалуемого постановления указаны сведения в необходимой и достаточной форме, кроме того, нарушений административного закона не допущено. В нарушение требований ст. 30.6 КоАП РФ должностным лицом не принято мер об уведомление лица, в отношении которого вынесено постановление по делу, о рассмотрении протеста, явка не проверялась. Таким образом, дело об административном правонарушении и протест прокуратуры района рассмотрены с нарушениями требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также прокурор Краснотуранского района Красноярского края Озеров А.Е. обратился в суд с ходатайством, в котором просит восстановить срок обжалования приведенных выше постановления и решения, мотивировав свое ходатайство тем, что оспариваемое постановление в прокуратуру района поступило 03.06.2022 г. и в эту же дату был принесен на имя начальника ОГИБДД протест. 12.06.2022 г. начальником ОГИБДД МО МВД России «Краснотуранский» вынесено оспариваемое решение.
В судебном заседании прокурор Краснотуранского района Красноярского края Озеров А.Е. поддержал заявленный протест, а так же ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления № от ДД.ММ.ГГГГ по основаниям, изложенным в ходатайстве и протесте.
В судебное заседание лицо, привлеченное к административной ответственности Шубарев Д.А., должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление и начальник ОГИБДД МО МВД России «Краснотуранский» не явились, о времени, месте и дате судебного заседании надлежащим образом извещены, о причинах неявки в суд не уведомили, ходатайств об отложении рассмотрении дела не заявляли. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ судом принято решение о рассмотрении дела без участия неявившегося в судебное заседание указанного лица, при условии, что участники процесса извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало.
Проверив имеющиеся в деле материалы, изучив доводы протеста, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, прихожу к следующим выводам.
Согласно п. 3 ч. 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5.1 КоАП РФ в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В силу ст. 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.
При этом, согласно ст. 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса.
На основании ч. 1 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с ч. 2 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае пропуска срока, предусмотренного данной нормой, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Согласно представленным доказательствам, 03.06.2022 г. заместитель прокурора Краснотуранского района Красноярского края Поляков И.А. подал протест на постановление № вынесенное 24.05.2022 г. старшим инспектором ДПС ОГИБДД МО МВД России «Краснотуранский» старшим л-том полиции Обручевым А.В.По результатам рассмотрения которого, 12.06.2022 начальником ОГИБДД МО МВД России «Краснотуранский» Ольховским В.Ю. вынесено решение об оставлении без изменения постановления по делу об административном правонарушении, протеста без удовлетворения, которое поступило в прокуратуру района 17.06.2022 г.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что о принятом оспариваемом решении по материалу об административном правонарушении прокурору стало известно лишь 17.06.2022 г., а с вышеуказанным протестом прокурор Краснотуранского района обратился в Краснотуранский районный суд 20.06.2022 г. С учетом вышеуказанного законодательства в его взаимосвязи со всеми указанными нормами права, полагаю, что срок для подачи протеста прокурором Краснотуранского района Красноярского края как на вышеуказанное Решение от 12.06.2022 г., так и на вышеуказанное Постановление от 24.05.2022 не пропущенным.
Проверив имеющиеся в деле материалы, изучив доводы протеста, заслушав и оценив доводы прокурора, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу требований ст. 1.6 КоАП РФ - лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
В силу положений ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Согласно пунктам 1 и 3 ч. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Пунктами 3, 4, 5 и 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ предусмотрено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, мотивированное решение по делу.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Однако должностным лицом при рассмотрении настоящего дела указанные выше требования закона были нарушены.
Так в соответствии с п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации, запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцы которых не застраховали свою гражданскую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что должностное лицо в нарушение вышеуказанных норм права в обжалуемом постановлении от 24.05.2022 г. указало, что «24.05.2022 г. в 07:55час. Шубарев Д.А. на 3-м км. от с. Белоярск Краснотуранского района Красноярского края в южном направлении управляя автомобилем ВАЗ-2108 государственный номерной знак №, нарушил п. 11 основных положений правил дорожного движения РФ – Управление транспортным средством водителем заведомо отсутствует страховой полис ОСАГО».
При этом законодателем в КоАП РФ предусмотрена административная ответственность водителей по следующим нормам права:
По части 2 статьи 12.3 КоАП РФ за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, - что влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
А также по части 2 статьи 12.37 КоАП РФ за неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, - что влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.
Между тем, из описательно-мотивировочной части обжалуемого постановления не ясно в чем именно заключается допущенное Шубаревым Д.А. 24.05.2022 г. нарушение. Что в свою очередь влечет неопределенность при определении по какой именно из вышеуказанных норм права должны быть квалифицированы его действия и чем именно должностное лицо руководствовалось при указании в обжалуемом постановлении квалификацию действий Шубарева Д.А. именно по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ.
Вышеуказанные сомнения являются неустранимыми при рассмотрении обжалуемого постановления судом апелляционной инстанции, так как суд не имеет возможности, в том числе ухудшать положения лица, привлекаемого к административной ответственности, а все сомнения должны трактоваться в его пользу.
Суд также лишен возможности дополнительно устанавливать обстоятельства совершенного административного правонарушения и как следствие дополнять предъявленное должностным лицом Шубареву Д.А. обвинение в части совершения административного правонарушения, при вынесении обжалуемого постановления.
По вышеизложенным основаниям прихожу к выводу о том, что решение начальника ОГИБДД МО МВД России «Краснотуранский» майора полиции Ольховского В.Ю. от 12.06.2022 г. которым постановление № старшего инспектора ДПС ОГИБДД МО МВД России «Краснотуранский» старшего л-та полиции Обручева А.В. от 24.05.2022 г. оставлено без изменения, а протест заместителя прокурора Краснотуранского района Красноярского края Полякова И.А. без удовлетворения, принято с нарушениями вышеуказанного законодательства и подлежит отмене.
Кроме того, дело об административном правонарушении и протест заместителя прокурора Краснотуранского района Красноярского края от 03.06.2022 г. должностным лицом начальником ОГИБДД МО МВД России «Краснотуранский» рассмотрен с нарушениями требований ч. 2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно лицо, привлеченное к административной ответственности, прокурор и должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление о дате, месте и времени рассмотрения протеста прокуратуры Краснотуранского района Красноярского края, должностным лицом не уведомлялись.
Допущенные должностными лицами административного органа при вынесении обжалуемых вышеуказанных Постановления от 24.05.2022 г. и Решения от 12.06.2022 г. процессуальные нарушения являются безусловным основанием для отмены постановления № вынесенного 24.05.2022 г. и безномерного Решения вынесенного 12.06.2022 г.
Согласно п. 3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Пунктом 6 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению приистечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
В связи с тем, что дата совершения Шубаревым Д.А. административного правонарушения согласно оспариваемого постановления является 24.05.2022 г., то в силу положений ст. 4.5 КоАП РФ, на дату рассмотрения протеста прокурора, истек срок привлечения Шубарева Д.А. к административной ответственности.
В связи с чем, прихожу к выводу об отмене обжалуемых Решения и Постановления и о прекращении производства по делу в связи с истечением срока привлечения Шубарева Д.А. к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Безномерное решение начальника ОГИБДД МО МВД России «Краснотуранский» майора полиции Ольховского В.Ю. от 12.06.2022 г. которым постановление № старшего инспектора ДПС ОГИБДД МО МВД России «Краснотуранский» старшего л-та полиции Обручева А.В. от 24.05.2022 г. оставлено без изменения, а протест заместителя прокурора Краснотуранского района Красноярского края Полякова И.А. без удовлетворения – отменить.
Постановление № вынесенное старшим инспектором ДПС ОГИБДД МО МВД России «Краснотуранский» старшим л-том полиции Обручевым А.В. – отменить, производство по делу о привлечении Шубарева Дмитрия Андреевича к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ прекратить в связи с истечением срока его привлечения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Краснотуранский рационный суд Красноярского края в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья: А.А. Швайгерт