Копия
Дело № 12-13/2024
УИД: 24RS0039-01-2024-000232-65
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
11 июня 2024 года с.Новоселово
Судья Новоселовского районного суда Красноярского края Ермакова Д.С., рассмотрев протест прокурора Новоселовского района Красноярского края Акунченко П.А. на постановление административной комиссии Легостаевского сельсовета Новоселовского района Красноярского края от 17 мая 2024 года по ст. 5.1 Закона Красноярского края «Нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов», в отношении Игониной О.А.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением, поименованным как определение, административной комиссии Легостаевского сельсовета Новоселовского района Красноярского края от 17.05.2024 постановлено: «Прекратить дело по ст. 5.1 ЗКК «Нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов», по материалу проверки КУСП № 860 от 03.05.2024 о нарушении правил благоустройства и озеленения городов и других населенных пунктов Игониной О.А.».
Прокурор Новоселовского района Красноярского края Акунченко П.А. обратился в суд с протестом, в котором просит определение административной комиссии Легостаевского сельсовета Новоселовского района Красноярского края от 17.05.2024 отменить, вернуть материал проверки в административную комиссию администрации Легостаевского сельсовета Новоселовского района Красноярского края для рассмотрения. Указывает, что принятое решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.1 Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 в отношении Игониной О.А. мотивировано тем, что на момент осмотра 17.05.2024 зола была убрана, в связи с чем применены положения п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Вместе с тем, наличие золы на территории хозяйственного проезда вблизи принадлежащей Игониной О.А. усадьбы по адресу: <адрес>, установлено 03.05.2024, подтверждается актом осмотра участка с участием Игониной О.А., а также объяснением последней, подтвердившей, что размещение указанной золы на территории проезда произведено ею. При таких обстоятельствах, вывод об отсутствии события административного правонарушения сделан комиссией вопреки установленным обстоятельствам, решение об отказе в возбуждении административного дела вынесено необоснованно и противоречит положениям ч. 1, ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ, а также задачам административного производства в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ. При этом, принимая решения об отказе в возбуждении административного дела в связи с отсутствием события административного правонарушения, комиссией в резолютивной части определения противоречиво указано о прекращении дела по ст. 5.1 ЗКК.
Заместитель прокурора Новоселовского района Красноярского края Полянская Е.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении протеста по доводам, изложенным в нем, суду пояснила, что протест подан прокурором на документ административной комиссии, поименованный как определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель административной комиссии Легостаевского сельсовета Новоселовского района Красноярского края Лалетина С.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения протеста извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.
Игонина О.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения протеста извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 24.6 КоАП РФ генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении, независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные Федеральным законом действий.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 07.05.2024 в административную комиссию Легостаевского сельсовета поступили материалы проверки по сообщению ст. УУП ОП МО МВД России «Балахтинский» Иванова Н.Н. по факту того, что в <адрес>, Игонина О.А. нарушает правила благоустройства, что выражено высыпанием золы за пределы своего земельного участка.
По результатам изучения данных материалов административной комиссией 17.05.2024 вынесено определение (поименованное как постановление) от 17.05.2024, которым на основании ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ отказано в возбуждении дела об административном правонарушении ввиду отсутствия состава административного правонарушения по ст. 5.1 ЗКК «Нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов». Кроме того, в тот же день административной комиссией вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, которым прекращено дело по ст. 5.1 ЗКК «Нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов» по материалу проверки КУСП № 860 от 03.05.2024 о нарушении правил благоустройства и озеленения городов и других населенных пунктов Игониной О.А., из установочной части определения следует, что на основании ч.5 ст.28.1, п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отказано в возбуждении дела об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения.
В силу ст. 5.1 Закона Красноярского края от 02.10.2008 N 7-2161 «Об административных правонарушениях» нарушение правил благоустройства, озеленения и содержания территорий и строений, а равно правил по обеспечению чистоты и порядка в городах и других населенных пунктах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до четырех тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (п. 1). Нарушение правил благоустройства территории муниципального образования, выражающееся в повреждении расположенных в границах населенных пунктов деревьев, живых изгородей, кустарников, газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями, любым способом, в том числе путем размещения на указанных территориях транспортных средств (также и разукомплектованных, неисправных), кроме дорожно-строительной и (или) коммунальной техники, связанной с эксплуатацией и уходом за указанными территориями, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей (п. 1.1). Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 и пунктом 1.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей (п. 2).
Согласно п. 2 ст. 14.2 Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 «Об административных правонарушениях», дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1 данного закона, рассматривают административные комиссии.
В силу ст. 14.8 указанного закона производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п.1 ст.28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).
Согласно п.3 ст.28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи.
В силу п.4 ст.28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: 1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения; 2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса; 3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; 4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса; 6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса; 7) вынесения определения об истребовании сведений в соответствии с частью 5 статьи 26.10 настоящего Кодекса в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Согласно п.5 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пункте 1 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
В силу п.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) отсутствие события административного правонарушения; 2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); 3) действия лица в состоянии крайней необходимости; 4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; 5) признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность; 5.1) совершение административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований, в случае, если их несоблюдение в соответствии с частями 3, 4 и 7 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" не может являться основанием для привлечения к административной ответственности; 6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; 7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела; 8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; 8.1) внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве); 9) иные предусмотренные настоящим Кодексом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
Решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении может быть принято только в случае, если дело было возбуждено в порядке, установленном главой 28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
По смыслу указанных положений закона, проверяя законность и обоснованность определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, судья обязан выяснить, соблюдены ли нормы, регулирующие порядок рассмотрения сообщения о совершенном правонарушении, а также принято ли уполномоченным должностным лицом решение об отказе в возбуждении дела при наличии к тому законных оснований и соблюдены ли при его вынесении требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Кроме того, при решении вопроса об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, возможность обсуждения вопросов о виновности лица в совершении административного правонарушения, положениями КоАП РФ не предусмотрена.
Из представленных материалов следует, что 17.05.2024 административной комиссией Легостаевского сельсовета Новоселовского района Красноярского края составлен протокол об административном правонарушении № 3 от 17.05.2024. Из данного протокола следует, что согласно материалам проверки КУСП № 860 от 03.05.2024 Игонина О.А. совершила нарушение п. 1 ст. 5.1 ЗКК № 7-2161 от 02.10.2008 «Об административных правонарушениях» (Нарушение правил благоустройства, озеленения и содержания территорий и строений, а равно правил по обеспечению чистоты и порядка в городах и других населенных пунктах), нарушение п. 4.1.3, 4.1 «Правил благоустройства территории Легостаевского сельсовета Новоселовского района Красноярского края», утвержденных решением Легостаевского сельского Совета депутатов от 13.10.2021 № 18/6-2Р (на территории Легостаевского сельсовета запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах), ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.1 КоАП РФ. Также указано, что на момент проверки 17.05.2024 в проулке по адресу: <адрес> золы нет (убрана – вывезена).
Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В нарушении вышеуказанных положений в указанном протоколе отсутствуют сведения о месте, времени совершения, событии административного правонарушения, а также неверно указана статья, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение (указана ч. 1 ст. 5.1 КоАП РФ, тогда как по тексту протокола указывается п. 1 ст. 5.1 Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 «Об административных правонарушениях»).
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 25.12 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из указанного протокола от 17.05.2024 следует, что он составлен в отсутствие Игониной О.А., однако сведения об извещении Игониной О.А. о составлении протокола об административном правонарушении, а также сведения о направлении копии протокола об административном правонарушении от 17.05.2024 Игониной О.А. в материалах дела отсутствуют.
Помимо этого, 17.05.2024 административной комиссией Легостаевского сельсовета Новоселовского района Красноярского края вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В данном определении от 17.05.2024 указывается на то, что рассмотрены материалы проверки КУСП № 860 от 03.05.2024 о нарушении правил благоустройства и озеленения городов и других населенных пунктов, поступившие в администрацию Легостаевского сельсовета Новоселовского района Красноярского края от врио начальника ОП МО МВД России «Балахтинский» Ворошилова В.Н. в отношении Игониной О.А. по факту нарушения ст. 5.1 ЗКК № 7-2161 от 02.10.2008 «Об административных правонарушениях» (нарушение правил благоустройства и озеленения городов и других населенных пунктов). Также указано, что на момент осмотра 17.05.2024 земельного участка проулок по адресу: <адрес>, золы нет (убрана – вывезена). Ввиду того, в установочной части определения от 17.05.2024 указано, что на момент осмотра 17.05.2024 нарушения п. 5.1 ЗКК «Об административных правонарушениях» отсутствуют (зола убрана), административной комиссией в возбуждении производства по делу об административном правонарушении на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отказано. Административная комиссия определила: «прекратить дело по ст. 5.1 ЗКК «Нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов» по материалу проверки КУСП № 860 от 03.05.2024 о нарушении правил благоустройства и озеленения городов и других населенных пунктов Игониной О.А.». Таким образом, данный документ, поименованный как определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, по своей сути является постановлением о прекращении дела об административном правонарушении. При этом, не смотря на указание в установочной части на отсутствие нарушения по ст.5.1 Закона Красноярского края №7-2161 от 02.10.2008, в резолютивной части указанного документа отсутствует ссылка на основание такого прекращения и соответствующее положения закона.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что 17.05.2024 административной комиссией Легостаевского сельсовета Новоселовского района Красноярского края вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым административная комиссия, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.1 ЗКК «Об административных правонарушениях» в отношении Игониной О.А., постановила отказать в возбуждении дела об административном правонарушении на основании ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ ввиду отсутствия состава административного правонарушения по ст. 5.1 ЗКК «Нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов».
Таким образом, судом установлено, что не смотря на наличие в деле определения административной комиссии, поименованного как постановление от 17.05.2024, которым отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, фактически административной комиссией был составлен протокол об административном правонарушении №3 от 17.05.2024, что в силу п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ свидетельствует о возбуждении административной комиссией Легостаевского сельсовета Новоселовского района Красноярского края по материалам проверки КУСП № 860 от 03.05.2024 в отношении Игониной О.А. дела об административном правонарушении по п. 1 ст. 5.1 ЗКК «Об административных правонарушениях».
Кроме того, обжалуемое решение принято административной комиссией на основании материалов проверки КУСП № 860 от 03.05.2024, в которых представлены объяснение Игониной О.А. от 03.05.2024, согласно которому в зимний и весенний период 2024 года она высыпала золу после сжигания угля или дров в хозяйственный проезд между <адрес>, в чем вину признала и в содеянном раскаялась, а также акт осмотра от 03.05.2023, составленный ст. УУП ОП МО МВД России «Балахтинский» ФИО6 с участием Игониной О.А., согласно которому осмотрен открытый участок местности, расположенный в хозяйственном проезде между <адрес> и <адрес>, на противоположной стороне от усадьбы <адрес>, принадлежащей Игониной О.А., располагается насыпь золы угольной и древесной в значительном объеме. Между тем, в вышеуказанных процессуальных документах оценка данным материалам проверки административной комиссией не дана.
Помимо этого, положения ст.5.1 Закона Красноярского края от 02.10.2008 N 7-2161 "Об административных правонарушениях" включает в себя три пункта (п. 1, п. 1.1, п. 2), однако указание на пункт ст. 5.1 Закона Красноярского края от 02.10.2008 N 7-2161 в обжалуемом постановлении (определении) отсутствует.
При этом в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том случае, когда протокол об административном правонарушении или другие материалы оформлены неправильно, на основании названной нормы выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которыми составлен протокол.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении материалы дела не могут быть возвращены должностному лицу, в орган, вынесший постановление, для составления нового протокола об административном правонарушении.
В силу п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, учитывая, что вопреки наличию определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, административной комиссией фактически возбуждено дело об административном правонарушении, что подтверждается протоколом об административном правонарушении от 17.05.2024, который не отвечает требованиям ст.28.2 КоАП РФ, однако вопреки требованиям п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению председателем административной комиссии Легостаевского сельсовета Новоселовского района Красноярского края не проверялась правильность составления протокола с точки зрения соблюдения процедуры его оформления, протокол не был возвращен составившему его должностному лицу для устранения недостатков, принимая во внимание, что указанное процессуальное нарушение является существенным, повлияло на всесторонность, полноту, объективность рассмотрения дела, а также законность вынесенного органом постановления, судья приходит к выводу об отмене постановления, поименованного как определение от 17.05.2024, и о прекращении производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При этом судья учитывает, что допущенное существенное нарушение процессуальных требований Кодекса об административном правонарушении, выразившееся в неправильном составлении протокола об административном правонарушении, могло быть устранено только на стадии подготовки к рассмотрению дела, до начала разрешения дела по существу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Протест прокурора Новоселовского района Красноярского края Акунченко П.А. на постановление административной комиссии Легостаевского сельсовета Новоселовского района Красноярского края от 17 мая 2024 года, поименованное как определение, вынесенное в отношении Игониной О.А., при решении вопроса о привлечении ее к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.1 Закона Красноярского края «Об административных правонарушениях – удовлетворить.
Постановление административной комиссии Анашенского сельсовета Новоселовского района Красноярского края от 17 мая 2024 года, поименованное как определение, в отношении Игониной О.А., – отменить, производство по делу прекратить в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии через Новоселовский районный суд Красноярского края.
Судья Д.С. Ермакова