Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1783/2019 ~ М-1337/2019 от 28.08.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 ноября 2019 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Родиной Т.А.

При секретаре Матвеевой О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1783/2019 по административному исковому заявлению Орловой Г.К. об оспаривании нормативного правового акта в части,

с участием прокурора Устиновой Т.А.,

представителя Орловой Г.К. по доверенности Котельникова А.В.,

представителя Министерства имущественных отношений Самарской области Муртазина Ф.Р.,

У с т а н о в и л :

Орлова Г.К. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, в части включения в него под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером , в пункт - нежилого помещения с кадастровым номером . Также просила взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в ее пользу судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Требования обоснованы тем, что в названные пункты Перечня включены нежилые помещения с кадастровыми номерами , , не подпадающие под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку сведения об объектах, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и в технических паспортах, сведения о виде разрешенного использования земельного участка не предполагают размещение в них офисных объектов, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания. Включение указанных объектов недвижимости в Перечень незаконно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере, что влечет нарушение ее прав.

Представитель административного истца по доверенности Котельников А.В. поддержал требования в полном объёме по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области Муртазин Ф.Р. возражал против удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на то, что объекты недвижимости включены в Перечень по их фактическому использованию как объекты торговли.

Привлеченное судом в качестве заинтересованного лица государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центр размещения рекламы» не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907 утвержден Перечень на 2017 год.

Нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, включено в пункт указанного Перечня. Нежилое помещение с кадастровым номером включено в пункт этого же Перечня.

Приказ министерства от 14 ноября 2016 года № 1907 официально опубликован в издании "Волжская коммуна", N 313 (29859), 24.11.2016, на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 24.11.2016, в издании "Волжская коммуна", N 316 (29862), 29.11.2016 (продолжение), в издании "Волжская коммуна", N 318 (29864), 30.11.2016 (продолжение).

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и здания в них;

2) нежилые здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые здания, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), здания в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные здания, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные здания, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), здания в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что Орловой Г.К. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером площадью 84,6 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, нежилое помещение с кадастровым номером площадью 130,7 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости данные нежилые помещения имеют назначение и наименование– нежилые помещения.

По сведениям технического паспорта в помещении с кадастровым номером площадью 84,6 кв. м расположены спец. помещения, в помещении площадью 130,7 кв. м ( кадастровый номер ) расположены помещения, бытовая, кабинет, туалет, умывальная, коридор, санузел.

При этом, термин «кабинет» не тождественен термину офис, остальные помещения в объектах недвижимости не подразумевают их предназначение в качестве офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Указанные помещения расположены в здании многоквартирного дома с кадастровым номером , которое расположено на земельном участке с кадастровым номером , имеющем разрешенное использование: для жилого дома со встроенным помещением магазина, который однозначно не подразумевает размещение на нём объектов офисного назначения, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Мероприятия по определению фактического использования нежилых помещений на момент принятия оспариваемого нормативного акта министерством не проводились.

Обследование нежилых помещений произведено 4 апреля 2019 года ГБУ Самарской области «Центр размещения рекламы». Из акта обследования видно, что в помещении с кадастровым номером площадью 130,7 кв.м. расположено помещение для размещения шкафов площадью 35,9 кв.м., склад площадью 11, 2 кв. м., в остальные помещения доступ не предоставлен. В связи с этим у министерства не было никаких оснований включить данный объект в Перечень.

В помещении с кадастровым номером площадью 84,6 кв. м расположен торговый объект площадью 24,4 кв. м., тамбур площадью 1,5 кв. м, в остальные помещения доступ не предоставлен.

Судом в качестве свидетеля был опрошен ФИО1, который показал, что он вместе с ФИО2 производил осмотр помещений, и в акте осмотре помещения с кадастровым номером отражено, что помещение площадью 24, 4 кв. м. используется как торговый объект. Данный вывод сделан на основании того, что в помещении находились стеллажи с кормами для животных, на вывесках на входе в подвал указано, что предлагаются, в том числе корма для животных.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в российской Федерации» от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Между тем, ни из приложенных к акту осмотра фотографий, ни из пояснений свидетеля не следует, что помещение, именуемое в акте осмотра как торговый объект, используется как таковой, поскольку отсутствуют ценники расположенных на стеллажах кормов для животных, специальное оборудование для обслуживания покупателей и проведения с ними расчетов. В этом помещении нет электроснабжения.

Из пояснений представителя административного истца и свидетеля ФИО3 следует, что вывески на входе в подвал не имеют отношения к объектам недвижимости, принадлежащим Орловой Г.К.

Из заключений кадастрового инженера ФИО4 от 13 ноября 2019 года следует, что нежилые помещения с кадастровыми номерами и не предназначены и фактически не используются как объекты офисного, делового, коммерческого назначения, как торговые объекты или объекты общественного питания, указанные помещения не оборудованы системой вентиляции, системой пожаротушения.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также то, что осмотр помещений производился в 2019 году, проверка фактического использования нежилых помещений на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта не производилась, а также принимая во внимание, что в силу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), суд приходит к выводу о том, что включение нежилых помещений с кадастровыми номерами и не соответствует критериям включения в Перечень, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с этим требования административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, в части включения в него под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером и в под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2017, год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.

В соответствии с положениями статей 103 и 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пользу административного истца подлежит взысканию с министерства имущественных отношений Самарской области уплаченная государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования Орловой Г.К. удовлетворить.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, в части включения в него под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> и под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> со дня принятия.

Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу Орловой Г.К. государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2019 года.

3а-1783/2019 ~ М-1337/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Орлова Г.К.
Прокуратура Самарской области
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
ГБУ Самарской области "Центр размещения рекламы"
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
28.08.2019Регистрация административного искового заявления
29.08.2019Передача материалов судье
30.08.2019Решение вопроса о принятии к производству
05.09.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
05.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2019Подготовка дела (собеседование)
13.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.10.2019Судебное заседание
11.11.2019Судебное заседание
15.11.2019Судебное заседание
18.11.2019Судебное заседание
22.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее