УИД: 72RS0010-01-2022-002379-40
Дело № 2-91/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Город Ишим Тюменской области 17 января 2023 года
Ишимский городской суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Турсуковой Т.С.,
при секретаре Чалковой Л.В.,
с участием прокурора Ореховой Т.А.,
истца Осинцевой Г.П.,
представителей ответчика - МИФНС России №12 по Тюменской области Григорьевой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ишимского межрайонного прокурора в интересах Осинцевой Г.П. к Межрайонной ИНФС России № 12 по Тюменской области о взыскании компенсации при увольнении, задолженности по оплате отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, процентов, компенсации морального вреда,
установил:
Ишимский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Осинцевой Г.П. с иском к Межрайонной ИНФС России № 12 по Тюменской области (далее МИФНС России №12 по Тюменской области, Инспекция) о взыскании сумм компенсации при увольнении, задолженности по опплате отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, процентов, компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что в Ишимскую межрайонную прокуратуру поступило обращение ветерана труда, пенсионера Осинцевой Г.П. о нарушении трудовых прав. Приказом начальника Госналогинспекции по г. Ишиму от 19.05.1992 №-к Осинцева Г.П. была зачислена в штат Госналогинспекции по г. Ишиму на должность госналогинспектора по ведению оперативно-бухгалтерского учета налоговых платежей с 18.05.1992. Впоследствии она была назначена на государственную должность федеральной государственной службы - специалист 1 категории отдела учета, анализа поступления платежей и ведения госреестра, с 01.06.2001 переведена в отдел информационно-аналитической работы, на должность специалиста 1 категории. В связи с реорганизацией Осинцева Г.П. была переведена в Межрайонную инспекцию МНС России № 12 по Тюменской области на государственную службу с 01.02.2002 на должность специалиста 1 категории информационно-аналитического отдела, с ней был заключен трудовой договор № от 01.02.2002, к которому в дальнейшем заключались дополнительные соглашения, она назначалась на иные должности в соответствии со штатным расписанием. 17.08.2005 с Осинцевой Г.П. заключен служебный контракт № о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Федеральной налоговой службе, впоследствии к данному служебному контракту заключались дополнительные соглашения, издавались приказы об установлении должностных окладов, надбавок к ним, было установлено денежное содержание, состоящее из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации; ежемесячного денежного поощрения; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. Также указано, что гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент. Приказом начальника МИФНС России № 12 по Тюменской области от 01.10.2020 № Осинцевой Г.П. с 01.10.2020 установлено денежное содержание в размере: должностной оклад 4135 руб.; оклад в соответствии с присвоенным классным чином (референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса) 1319 руб.; надбавка к должностному окладу за особые условия государственной службы 90% (3722 руб.); надбавка к должностному окладу за выслугу лет 30% (1241 руб.); ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада (4135 руб.). Приказом от 17.03.2022 № с Осинцевой Г.П. расторгнут вышеуказанный служебный контракт №, с 29.03.2022 она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должности (пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») с выплатой компенсации за неиспользованные 2 календарных дня ежегодного оплачиваемого отпуска. В период прохождения государственной гражданской службы Осинцевой Г.П. производились выплаты в виде материального стимулирования по приказам, изданным: в апреле 2021 - 24600 руб.; в мае 2021 - 27050 руб.; в июне 2021 - 29070 руб.; в августе 2021 - 29976 руб. и 25550 руб.; в сентябре 2021 - 17465 руб.; в ноябре 2021 - 14895 руб. и 14699 руб.; в декабре 2021 - 18685 руб. и 22583 руб.; в апреле 2022 - 17525 руб.; в июне 2022 - 15100 рублей. Также Осинцевой Г.П. с 21.03.2022 по 25.03.2022 предоставлялся ежегодный основной оплачиваемый отпуск, при этом, денежное содержание на период нахождения в данном отпуске, а также компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсация в виде четырехмесячного денежного содержания при увольнении рассчитаны без учета выплаченных сумм материального стимулирования. Однако материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, сверх установленного фонда оплаты труда, входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем, должно учитываться при расчете денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск. Размер недоначисленного Осинцевой Г.П. четырёхмесячного денежного содержания при увольнении составляет 74 857 рублей 68 копеек; размер недоначисленного денежного содержания за период нахождения в ежегодном основном оплачиваемом отпуске составил 3 193 рубля 60 копеек; размер недоначисленной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении с учетом неучтенных сумм материального стимулирования составил 1 277 рублей 44 копейки. Поскольку со стороны ответчика имело место нарушение трудовых прав Осинцевой Г.П. прокурор просит взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда. Просит взыскать с ответчика в пользу Осинцевой Г.П. не выплаченную сумму компенсации при увольнении в виде четырехмесячного денежного содержания в сумме 74 857 рублей 68 копеек, задолженность по денежному содержанию за период нахождения в ежегодном основном оплачиваемом отпуске в размере 3 193 рубля 60 копеек, компенсацию неиспользованного отпуска при увольнении в размере 1 277 рублей 44 копейки; взыскание задолженности в размере 3 193 60 копеек и 1 277 рублей 44 копейки произвести за вычетом подлежащего уплате с сумм налога на доходы физических лиц; а также взыскать проценты (денежную компенсацию) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм по оплате ежегодного основного оплачиваемого отпуска в размере 3 193 рубля 60 копеек и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 1 277 рублей 44 копейки за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно; взыскать в счет компенсации морального вреда 100 000 рублей.
Участвующий в судебном заседании старший помощник прокурора Орехова Т.А. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Истец Осинцева Г.П. в судебном заседании требования поддержала по изложенным в иске основаниям, пояснив, что последним днем работы в Инспекции являлось 29 марта 2022 года.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области Григорьева И.Г. в судебном заседании с иском не согласилась, поддержав доводы письменных возражений, просила в удовлетворении требований отказать. Пояснила, что арифметически представленный стороной истца расчет выполнен верно, Инспекция не согласна с механизмом расчета, включающим в состав денежного содержания средства материального стимулирования.
Согласно письменных возражений ответчика средства материального стимулирования доводятся сверх установленного фонда оплаты труда. Материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ и не входит в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. При исчислении денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации при увольнении в виде четырехмесячного денежного содержания налоговый орган обязан руководствоваться нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от сентября 2007 г. № 562. Никакие иные выплаты, кроме тех, что перечислены в ч. 2 и 5 ст. 50 Закона № 79-ФЗ, в пункте 2 Правил не поименованы. Денежное содержание на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске исчисляется в соответствии с п. 6 Правил, согласно которому дополнительно к сохраняемому денежному содержанию, состоящему из оклада денежного содержания, ежемесячного денежного поощрения и ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы и за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за последние 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты п. 6 Правил не предусмотрены. Согласно п.2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Минфина РФ от 17.10.2007 г. № 90н (далее - Порядок), материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего. Поскольку начисление денежного содержания осуществлялось в соответствии с положениями законодательства, Инспекция полагает, что права работника не нарушались, какие-либо основания для компенсации морального вреда отсутствуют. В удовлетворении иска Инспекция просит отказать/л.д.149-153/.
Представитель третьего лица ФКУ «Центр по обеспечению деятельности казначейства России» (межрегиональный филиал ФКУ "ЦОКР" в г. Екатеринбурге) в судебное заседание при надлежащем извещении не явился, дело просит рассмотреть в свое отсутствие. Суду представлены письменные возражения на исковое заявление, в которых просят в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что Филиал осуществляет расчет компенсации при увольнении в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих», начиная с 1 января 2021 года на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2020 года № 153 «О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений» /л.д.181-182/.
Представитель третьего лица Управления ФНС России по Тюменской области в судебное заседание при надлежащем извещении не явился, ходатайств об отложении дела слушанием не заявлялось. Представили письменные возражения, доводы которых повторяют доводы возражений ответчика /л.д.149-153/.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
По делу установлено, что Осинцева Г.П. была принята в штат Госналогинспекции по г. Ишиму с 18.05.1992 на должность гос.налог.инспектора по ведению оперативно бухгалтерского учета налоговых платежей согласно приказу №-к от 19.05.1992 /л.д. 23/, впоследствии назначена на должность специалиста 1 категории отдела учета, анализа поступления платежей и ведения госреестра /л.д. 24/, далее переведена в отдел информационно-аналитической работы, на должность специалиста 1 категории /л.д. 25/, в связи с реорганизацией переведена в Межрайонную Инспекцию МНС России № 12 по Тюменской области на должность специалиста 1 категории информационно-аналитического отдела /л.д. 26/, с ней был заключен трудовой договор № от 01.02.2002 г., а впоследствии с Осинцевой Г.П. МИФНС России №12 по Тюменской области заключен служебный контракт № от 17.08.2005 /л.д. 27-29, л.д. 39-43/, издавались приказы об установлении денежного содержания, перемещениях. Приказом №-к от 05.06.2018 переведена в отдел урегулирования задолженности на должность старшего специалиста 2 разряда /л.д. 64/. В материалах дела также имеются дополнительные соглашения к трудового договору и служебному контракту /л.д. 30,31,33,34,36,37,44,46,47,48,50,52,54,56,58,65-66/.
Согласно условиям указанного служебного контракта № /л.д.39-43/ с учетом дополнительного соглашения № от 05.06.2018 /л.д.65-66/ к указанному служебному контракту денежное содержание гражданского служащего состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада); месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклад за классный чин); ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации (30%); ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации (90%); ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с Положением, утвержденным представителем нанимателя; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. Также указано, что гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент.
Приказом начальника Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области № от 01.10.2020 Осинцевой Г.П. с 01.10.2020 установлено денежное содержание в размере должностного оклада - 4135 рублей; оклад в соответствии с присвоенным классным чином (референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса) - 1319 рублей; надбавка к должностному окладу за особые условия государственной службы - 90% (3722 рубля); надбавка к должностному окладу за выслугу лет 30% (1241 рублей); ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада (4135 рублей) /л.д. 68/.
Согласно приказа о расторжении служебного контракта № от 17.03.2022 с Осинцевой Г.П., она уволена 29.03.2022 с государственной гражданской службы (расторгнут контракт) в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» /л.д. 74/.
Также по делу установлено и не оспаривалось сторонами, что в период гражданской службы Осинцевой Г.П. выплачивалось материальное стимулирование согласно приказов, изданных в апреле 2021 года в размере 24600 рублей 00 копеек, в мае 2021 года - 27050 рублей 00 копеек, в июне 2021 года - 29070 рублей 00 копеек, в августе 2021 года - 29976 рублей и 25550 рублей, в сентябре 2021 года – 17465 рублей, в ноябре 2021 года - 14895 рублей 00 копеек и 14699 рублей 00 копеек, в декабре 2021 года 18685 рублей 00 копеек и 22583 рублей 00 копеек, а также в период после увольнения со службы за 4 квартал 2021 года – 17525 рублей, за 1 квартал 2022 года – 15100 рублей.
Также ей предоставлялся очередной оплачиваемый отпуск с 21.03.2022 по 25.03.2022 (5 дней), при этом денежное содержание на период нахождения в отпуске, а также компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсация в виде четырехмесячного денежного содержания при увольнении рассчитаны без учета выплаченных сумм материального стимулирования.
Данные обстоятельства подтверждаются копиями:
приказа о предоставлении отпуска /л.д. 111/;
расчетом денежного содержания /л.д. 118-119/;
записками-расчетами об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях /л.д. 112-114, 115-117/
приказами и выписками из приказов о выплате средств материального стимулирования /л.д. 75-107/.
Также установлено, что 06.10.2022 истица обратилась в прокуратуру Тюменской области с жалобой /л.д. 13/, в которой она просит провести проверку, дать правовую оценку действиям работодателя, обязать выплатить материальное стимулирование, произвести перерасчет выходного пособия с учетом материального стимулирования, возместить моральный вред. Данное обращение перенаправлено для проверки в Ишимскую межрайонную прокуратуру /л.д. 12/.
Судом у ответчика были запрошены расчеты за указанный в иске период отпуска и компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, выполненные с учетом доводов истицы о необходимости включения средств материального стимулирования в состав денежного содержания государственного гражданского служащего, предложено проверить арифметическую правильность расчета стороны истца.
Согласно ответу на судебный запрос /л.д.140/ арифметическая правильность расчета денежного содержания с учетом включения сумм материального стимулирования не оспаривается ответчиком.
Согласно расчетов исчисления денежного содержания, выполненного стороной истца, 1/12 средств выплаченных сумм материального стимулирования на день увольнения за предшествующие 12 месяцев составила 18714,42 рубля (всего выплачено 224573 рубля/12 месяцев).
Указанная сумма не учтена при определении размера выплаты компенсации в виде четырехмесячного денежного содержания при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении и денежного содержания за период нахождения в ежегодном основном оплачиваемом отпуске, что следует из расчетов ответчика и третьего лица – филиала ФКУ «ЦОКР» в г.Екатеринбурге, расчетного листа /л.д.112-119, 186-187/.
Согласно расчету стороны истца невыплаченная часть компенсации в виде четырехмесячного денежного содержания при увольнении составила 74857,68 рубля (18714,42*4), денежного содержания за период нахождения в ежегодном основном оплачиваемом отпуске в марте 2021 года – 3193,60 рубля, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении – 1277,44 рубля /л.д.17-19/.
С арифметической правильностью указанных расчетов сторона ответчика согласна, оспаривается сам механизм расчета указанных выплат с учетом средств материального стимулирования, которые по мнению стороны ответчика не должны включаться в расчет денежного содержания.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>; премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ в редакции на дату осуществления спорных выплат).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, в спорный период был урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производился в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (здесь и далее в редакции, действовавшей в спорный период) на фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу материальное стимулирование должно учитываться при расчете оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7.
Ввиду изложенного доводы ответчика о том, что при расчете денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, средства материального стимулирования не подлежат включению в расчет выплат, подлежат отклонению.
Таким образом, требование о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, денежного содержания за период нахождения в ежегодном основном оплачиваемом отпуске за период с 21.03.2022 по 25.03.2022, а также компенсации в виде 4-месячного денежного содержания при увольнении подлежит удовлетворению, поскольку выплаченные средства материального стимулирования (СМС) подлежат включению в соответствующий расчет в размере 1/12 фактически произведенных выплат.
С ответчика в пользу Осинцевой Г.П. надлежит взыскать денежное содержание на период нахождения в отпуске за период с 21.03.2022 по 25.03.2022 в размере 3193,6 рубля (6703,15 рубля начислено с учетом СМС -3510,15 рубля начислено и выплачено согласно расчета без учета СМС л.д. 18, 141-143), а также взыскать компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 1277,44 рубля (2681,5 рубля начислено с учетом СМС – 1404,06 рубля начислено и выплачено без учета СМС согласно расчета на л.д.19, 144-145). Взыскание данных денежных средств надлежит осуществлять за вычетом подлежащего уплате НДФЛ.
Также с ответчика в пользу Осинцевой Г.П. надлежит взыскать не выплаченную сумму компенсации в виде четырехмесячного денежного содержания при увольнении в размере 74857,68 рубля согласно расчету истца л.д.17. Данная компенсация в силу положений п.3 ст.217 Налогового кодекса РФ налогообложению не подлежит.
Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы признается одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений, закрепленных в статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Этому праву работника в силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Правила материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, содержатся в статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Сумма процентов (денежной компенсации) за недовыплаченную заработную плату, является в соответствии со ст.236 Трудового кодекса Российской Федерации компенсационной выплатой, связанной с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, и в связи с этим исходя из положения п.3 ст.217 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению. Таким образом, указанная сумма должна быть выплачена физическому лицу без удержания налога на доходы физических лиц. Однако сама компенсация должна начисляться на фактические суммы задержанных выплат, то есть на суммы выплат, оставшиеся после удержания НДФЛ.
Ввиду изложенного с ответчика в пользу Осинцевой Г.П. надлежит взыскать проценты (денежную компенсацию) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, взыскание компенсации осуществлять на суммы выплат, оставшиеся после удержания НДФЛ.
Согласно п.10.ст. 46 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.
Таким образом выплата денежного содержания на период отпуска с 21.03.2022 по 25.03.2022 должна была быть осуществлена не позднее 10 марта 2022 года, с 11 марта 2022 подлежат взысканию вышеуказанные проценты.
Выплата компенсации за неиспользованный отпуск должна была быть осуществлена не позднее даты увольнения при окончательном расчете. Последним днем работы Осинцевой Г.П. являлось 29 марта 2021 года, выплата компенсации должна была быть осуществлена не позднее 29.03.2022, проценты за нарушение срока указанной выплаты необходимо взыскать с 30 марта 2022 года.
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Таким образом работник в силу статьи 237 ТК РФ имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере.
Поскольку судом установлен факт нарушения прав истца на своевременное получение денежного содержания в полном объеме, требование о взыскании компенсации морального вреда является производным требованием от требования о взыскании денежных средств, суд приходит к выводу, что требование истца о компенсации морального вреда подлежит частичному удовлетворению, исходя из обстоятельств дела, с учетом объема и характера причиненного работнику морального вреда, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости, в размере 3000 рублей. В остальной части данного требования надлежит отказать.
Руководствуясь ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №12 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░1047200043406, ░░░ 7205010965) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 74857 ░░░░░░ 68 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1277 ░░░░░░ 44 ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3193 ░░░░░ 60 ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3193 ░░░░░ 60 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1277 ░░░░░░ 44 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №12 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3193 ░░░░░ 60 ░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ 11 ░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1277 ░░░░░░ 44 ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ 30 ░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №12 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 3000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░/░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: /░░░░░░░/
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>