Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-877/2024 ~ М-3212/2023 от 19.12.2023

УИД 37RS0010-01-2023-004200-27

Дело № 2-877/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июня 2024 года                                                                                                          город Иваново

Ленинский районный суд г. Иваново в составе:

председательствующего судьи Шолоховой Е.В.,

секретаря Липенцева В.В.,

с участием представителя истца Сапожникова М.В.,

представителей ответчика Малковой Е.Е., Панкова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры Ильинского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Ильинского района Ивановской области, действующая в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области о возложении обязанности, мотивировав его следующим.

Прокуратурой Ивановской области проведена проверка соблюдения законодательства в области безопасности дорожного движения и дорожной деятельности на территории Ильинского муниципального района. В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства, при осуществлении полномочий, возложенных на Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области, являющийся органом исполнительной государственной власти Ивановской области, ответственным за организацию и обеспечение содержания, ремонта, капитального ремонта автомобильных дорого общего пользования регионального и межмуниципального значения в границах Ивановской области. В соответствии с распоряжением Правительства Ивановской области от 02.07.2008 № 222-рп в ведении Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области находятся автомобильные дороги Ильинского района: Аньково-Нажерово, 24 ОП М3 Н-006, протяженностью 22,1 км; Комсомольск-Губцево-Аньково, № 24 ОП М3 Н-116, протяженностью 35,4 км; Ильинское-Хованское-Большое Денисово, 24 ОП М3 Н-097, протяженностью 9,6 км; Ильинское-Хованское-Хлебницы, 24 ОП М3 Н-099, протяженностью 32 км; Колчигино-Антушково, 24 ОП М3 Н-115, протяженностью 11,9 км. Установлено, что автомобильные дороги имеют множественные дефекты, повреждения (выбоины) и требуют капитального ремонта. Департаментом с привлечением специализированной организации ООО «Ратория» в 2022 году проведена диагностика и оценка транспортного - эксплуатационного состояния указанных автомобильных дорог специализированной организацией с использованием необходимого оборудования в целях определения необходимого объема ремонтных работ. Согласно экспертному заключению автомобильная дорога Аньково-Нажерово, протяженностью 22+100 км, не соответствует нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям в соответствии с ОДМ 218.4.039- 2018 и ГОСТ Р 50597-2017, имея отклонения по показателям продольной ровности покрытия, поперечной ровности покрытия, наличия дефектов покрытия проезжей части. В соответствии с ведомостью назначения видов дорожно-ремонтных работ дорога подлежит ремонту и капитальному ремонту. Согласно экспертному заключению автомобильная дорога Комсомольск-Губцево-Аньково, протяженностью 33+350 км, не соответствует нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям в соответствии с ОДМ 218.4.039-2018 и ГОСТ Р 50597-2017, имея отклонения по показателям продольной ровности покрытия, поперечной ровности покрытия, наличия дефектов покрытия проезжей части. В соответствии с ведомостью назначения видов дорожно-ремонтных работ дорога подлежит ремонту. Согласно экспертному заключению автомобильная дорога Ильинское-Хованское-Большое Денисово, протяженностью 9+550 км, не соответствует нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям в соответствии с ОДМ 218.4.039-2018 и ГОСТ Р 50597-2017, имея отклонения по показателям продольной ровности покрытия, поперечной ровности покрытия, наличия дефектов покрытия проезжей части. В соответствии с ведомостью назначения видов дорожно-ремонтных работ дорога подлежит ремонту. Согласно экспертному заключению автомобильная дорога Ильинское-Хованское-Хлебницы, протяженностью 29+104 км, не соответствует нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям в соответствии с ОДМ 218.4.039-2018 и ГОСТ Р 50597-2017, имея отклонения по показателям продольной ровности покрытия, поперечной ровности покрытия, наличия дефектов покрытия проезжей части. В соответствии с ведомостью назначения видов дорожно-ремонтных работ дорога подлежит ремонту и капитальному ремонту. Согласно экспертному заключению автомобильная дорога Колчигино-Антушково, протяженностью 11+900 км, не соответствует нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям в соответствии с ОДМ 218.4.039- 2018 и ГОСТ Р 50597-2017, имея отклонения по показателям продольной ровности покрытия, поперечной ровности покрытия, наличия дефектов покрытия проезжей части. В соответствии с ведомостью назначения видов дорожно-ремонтных работ дорога подлежит ремонту. Заключаемые Департаментом контракты на текущее содержание автомобильных дорог не позволяют обеспечить приведение их в нормативное состояние, поскольку ямочный ремонт не заменяет собой полноценный капитальные ремонт дорог. В нарушение указанных требований закона Департаментом государственные контракты на проведение ремонта указанных автомобильных дорог не заключались и указанные виды работ не проводились длительное время. До настоящего времени нарушения не устранены. Ненадлежащее состояние дорог ставит в опасность участников дорожного движения, может привести к дорожно-транспортным происшествиям, причинению вреда жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетним. Неисполнение Департаментом требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения существенным образом нарушает права жителей Ивановской области, а также неопределенного круга, которые также могут использовать указанные дороги для проезда.

На основании изложенного истец просил суд обязать Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести: капитальный ремонт автомобильной дороги Аньково-Нажерово, 24 ОП М3 Н-006, протяженностью 22,1 км на участках: 0,000 - 0,100 км, 1,500-2,090 км, 2,114-2,211 км, 2,211 -2,260 км, 2,317-2,407 км, 4,314-4,394 км, 6,538-6,590 км; ремонт автомобильной дороги Аньково - Нажерово, 24 ОП М3 Н-006, протяженностью 22,1 км на участках: 0,100- 1,500 км, 2,090-2,114 км, 2,260-2,317 км, 2,407-4,314 км, 4,394-6,538 км, 6,590-22,100 км; ремонт автомобильной дороги Комсомольск-Губцево-Аньково, № 24 ОП М3 И-116, протяженностью 35,4 км; ремонт автомобильной дороги Ильинское-Хованское-Большое Денисово, 24 ОП М3 Н-097, протяженностью 9,6 км; капитальный ремонт автомобильной дороги Ильинское-Хованское-Хлебницы», 24 ОП М3 Н-099, протяженностью 32 км на участке 10,210-10,250; ремонт автомобильной дороги Ильинское-Хованское-Хлебницы, 24 ОП М3 Н-099, протяженностью 32 км, на участке 0,000-10,210 км, 10,250-32,000 км; ремонт автомобильной дороги Колчигино - Антушково, 24 ОП М3 Н-115, протяженностью 11,9 км.

В ходе рассмотрения дела исковые требования истцом изменены; истец просит суд обязать Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести: ремонт автомобильной дороги Аньково-Нажерово, 24 ОП М3 Н-006, протяженностью 22,1 км на участке: 0,000 - 22,100 км; ремонт автомобильной дороги Комсомольск-Губцево-Аньково, 24 ОП М3 Н-116, протяженностью 35,4 км на участке: 0,000 - 35,400 км; ремонт автомобильной дороги Ильинское-Хованское-Большое Денисово, 24 ОП М3 Н-097, протяженностью 9,6 км на участке: 0,000 - 9,600 км; ремонт автомобильной дороги Ильинское-Хованское-Хлебницы, 24 ОП М3 Н-099, протяженностью 32 км на участке 0,000-32,000 км; ремонт автомобильной дороги Колчигино-Антушково, 24 ОП М3 Н-115, протяженностью 11,9 км на участке: 0,000 - 11,900 км.

Представитель истца Сапожников М.В. в судебном заседании измененные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представители ответчика Малкова Е.Е., Панков А.В. в судебном заседании против удовлетворения первоначально заявленных исковых требований возражали, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указав, что согласно распоряжению Правительства Ивановской области от 02.07.2008 № 222-рп «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ивановской области» автомобильные дороги Аньково-Нажерово, Комсомольск-Губцево-Аньково, Ильинское-Хованское-Большое Денисово, Ильинское-Хованское-Хлебницы, Колчигино-Антушково являются автомобильными дорогами общего пользования IV технической категории. Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» (вместе с «Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог») классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации (Приказ Минтранса России от 07.08.2020 № 288 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2020 № 61024). В отношении автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения данные мероприятия осуществляются исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, т.е. Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области. Техническая классификация автомобильных дорог зависит от назначения и интенсивности движения транспортных средств. Категория IV - дороги с интенсивностью движения 0,2-1 тыс/сут. автомобилей. При этом дороги 1, 2 и 3 категорий рассчитаны на высокие скорости движения и имеют малое число пересечений на одном уровне с другими дорогами. Благодаря этому автотранспортные средства имеют возможность поддерживать высокие средние скорости движения и не терять время на торможения, остановки и последующие разгоны. Покрытие проезжей части автомобильных дорог IV категории может быть, как асфальтобетонное, так и щебеночное. Так, автомобильные дороги имеют смешанный тип покрытия: Аньково-Нажерово имеет часть в асфальтовом исполнении (10,2 км), часть в щебеночном (11,9 км); Ильинское Хованское-Большое Денисово имеет 7,4 км покрытия дороги в асфальтовом исполнении, 2,2 км - в щебне; Колчигино – Антушково - целиком в щебеночном исполнении; Ильинское-Хованское-Хлебницы имеет 19,1 км – в асфальтовом исполнении, 12,9 – в щебне; Комсомольск-Губцево-Аньково, состоит из 8 км – в асфальтовом исполнении, 4,9 км – в щебне (часть дороги, проходящая по Ильинскому району), и 7,4 км - в асфальтовом исполнении, 12,8 – в щебне, 2,3 – грунтовое покрытие (часть спорной дороги, проходящей в Комсомольском районе). В обоснование своих исковых требований истец ссылается на проводимую в 2022 году ООО «Ратория» диагностику спорных автомобильных дорог. Однако такая диагностика ООО «Ратория» проводилась по наружным профилям спорных автомобильных дорог, когда как, диагностика нижних слоев спорных автомобильных дорог не производилась. В свою очередь, согласно Приказу Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» отклонения по показателям: продольной ровности покрытия, поперечной ровности покрытия, наличия дефектов покрытия проезжей части может быть устранено при производстве работ по ремонту автомобильных дорог (п.п. «а», «в» - «з» п. 2 раздела 3 Классификация работ по ремонту автомобильных дорог). Возлагая на Департамент обязанность по ремонту спорных автомобильных дорог, а также по капитальному ремонту спорных автомобильных дорог истец имеет ввиду, что участки дорог не соответствующие требованиям ГОСТ Р 50597-2017 многочисленны и указание на конкретно каждый из участков с определением необходимого объема ремонтных работ (капитальный ремонт, ремонт) является нецелесообразным, поскольку вопрос о ремонте каждого конкретного участка дорог возможно в порядке индивидуального определения классификации работ в соответствии с приказом Минтранса России № 402. Диагностика производилась 2 года назад (в 2022 году) и на сегодняшний момент транспортно-эксплуатационные показатели на каждом конкретном километре автомобильных дорог могут измениться. Департамент вправе самостоятельно классифицировать вид и объем необходимых к выполнению работ в соответствии с приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог». Фактически вывод, сделанный истцом лишь только на основании отчетов ООО «Ратория», исключает возможность Департамента определять вид и объем работ в соответствии с классификацией дорожных работ и указывает на необходимость заключить государственные контракты на выполнение работ исключительно по ремонту и капитальному ремонту конкретных участков автомобильных дорог, что по мнению Департамента нарушает его законные права и интересы, поскольку ограничивает его в определении вида и объема работ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Истцом не доказан тот факт, что участки спорных дорог, ранее не имевшие асфальтового покрытия, требуют ремонтных работ в асфальтовом исполнении, когда как технические категории спорных дорог позволяют им быть дорогами с переходным типом (в щебне, грунте). При этом на исполнении у Департамента также находилось решение Тейковского районного суда Ивановской области (постоянное судебное присутствие в п. Ильинское - Хованское) по административному делу № 2а-828/2021, которым Департамент обязали в срок до 01.11.2022 обеспечить на автомобильной дороге Ильинское-Хованское-Хлебницы на участке с км 0+000 по км 21+500 устранение недостатков в виде дефектов, повреждений (выбоин). Постановлением ОСП по Гаврилово-Посадскому и Ильинскому районам от 23.03.2023 исполнительное производство № 53775/22/37006-ИП окончено в связи с фактическим исполнением решения суда. Также имелось на исполнение у Департамента решение Тейковского районного суда Ивановской области по делу № 2-27/2022, в котором Тейковский районный суд Ивановской области обязал Департамент устранить на участке автомобильной дороги Аньково-Нажерово с км 2+700 по км 10+800 недостатки в виде дефектов, повреждений (выбоин) в срок до 31.12.2022. Постановлением МОСП по ИОИП УФССП по Ивановской области от 17.03.2023 исполнительное производство № 5100/23/37025-ИП окончено в связи с фактическим исполнением решения суда. Факт того, что исполнительные производства были окончены, говорит о нормативном состоянии автомобильных дорог Ильинское - Хованское-Хлебницы и Аньково-Нажерово в указанной части. Истец просит привести спорные автомобильные дороги, общей протяженностью (88,5 км - в Ильинском районе, 22,5 км - в Комсомольском районе) Ивановской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, однако такой срок является неразумным и недостаточным, с учетом колоссального объема работ и финансовых затрат. На сегодняшний день стоимость ремонта 1 км дороги составляет 25-30 млн. рублей, т.е. чтобы произвести ремонт 111 км дорог Департаменту потребуется изыскать порядка 2,7 млрд. рублей. При этом объем средств регионального дорожного фонда на ремонт автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения составляет: в 2023 году - 3,8 млрд. руб., в 2024 году - 3,5 млрд. руб., в 2025 году - 2,9 млрд. руб. В настоящее время Департаментом планируется в 2027 году ремонт участка автомобильной дороги Ильинское-Хованское-Хлебницы, который числится в асфальте (7,4 км); в 2025 году - ремонт участка автомобильной дороги Аньково-Нажерово, который числится в асфальте (10,2 км); в 2027-2028 - ремонт участка автомобильной дороги Ильинское-Хованское-Хлебницы, который выполнен в асфальте (16,7 км); в 2025 году - ремонт участка автомобильной дороги Комсомольск-Губцево-Аньково в Ильинском районе, выполненного в асфальте (15,4 км). Исковые требования прокуратуры Ильинского района Ивановской области в части конкретизации, какие конкретно работы подлежат выполнению для соответствия спорных автомобильных дорог ГОСТ Р 50597-2017, удовлетворению не подлежат. После изменения исковых требований представители ответчика необходимость ремонта спорных дорог не оспаривали, просили установить реальный срок его выполнения - до 2028 года.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОГИБДД МО МВД России «Тейковский» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Ратория» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.

Допрошенный по делу в качестве специалиста юрист ООО «Тейковское дорожное эксплуатационное предприятие Ивановской области» Касаткин М.М. в судебном заседании пояснил, что спорные автомобильные дороги могут быть приведены в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние путем проведения их ремонта, исходя из категории дорог и интенсивности дорожного движения по ним.

Суд, выслушав стороны, объяснения специалиста, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 196 обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно ч. 12 указанной статьи закона, содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах толосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно ч. 5 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального пли межмуниципального значения, либо в перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами; контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Согласно п. 10 ст. 2 Закона Ивановской области от 14.07.2008 № 80-03 «О некоторых вопросах регулирования дорожной деятельности в Ивановской области» к полномочиям Правительства Ивановской области относится осуществление дорожной деятельности отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Ивановской области.

Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области (далее – Департамент) является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координацию, а также функциональное регулирование в сфере дорожного хозяйства и транспорта на территории Ивановской области в пределах установленных полномочий, осуществляющим региональный государственный надзор за обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Ивановской области.

В соответствии с пунктами 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, в том числе длиной более 15 см, глубиной более 5 см, устранение которых осуществляется в кратчайшие сроки: для дорог третьей категории (класса) – в срок от 1 до 10 суток.

Пунктом 4.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что до устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих проезду транспортных средств (изменяющих траекторию и скорость движения), таких как отдельные выбоины, просадки или проломы, колея, выступы или углубления в зоне деформационных швов, превышающие установленные настоящим стандартом размеры, отсутствие (разрушение) крышки люка смотрового колодца, решетки дождеприемника, а также массивных предметов на проезжей части (упавшие деревья и конструкции и др.) и необработанных мест выпотевания вяжущего, участок дороги или улицы должен быть обозначен соответствующими дорожными знаками и при необходимости огражден (в т. ч. временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758) в течение двух часов с момента обнаружения.

Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, распространяемая на все автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации, разделами III-IV которой установлены виды дорожных работ, осуществляемых в рамках ремонта и содержания автомобильных дорог, в том числе по заделке выбоин, восстановлению изношенных дорожных покрытий и профиля дорог.

    Согласно распоряжению Правительства Ивановской области от 02.07.2008 № 222-рп «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ивановской области» автомобильные дороги Аньково-Нажерово, Комсомольск-Губцево-Аньково, Ильинское-Хованское-Большое Денисово, Ильинское-Хованское-Хлебницы, Колчигино-Антушково (далее – спорные дороги) являются автомобильными дорогами общего пользования межмуниципального значения Ивановской области, находятся в оперативном управлении Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области и относятся к IV технической категории.

            Департаментом в 2022 году организовано проведение диагностики и оценки транспортно-эксплуатационного состояния указанных автомобильных дорог специализированной организацией - ООО «Ратория» - в целях определения необходимого объема ремонтных работ.

Согласно Экспертным заключениям и Техническиму отчетам от 01.07.2022, выполненным ООО «Ратория» в отношении спорных дорог, автомобильная дорога Аньково-Нажерово, протяженностью 22+100 км, не соответствует нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям в соответствии с ОДМ 218.4.039- 2018 и ГОСТ Р 50597-2017, имея отклонения по показателям продольной ровности покрытия, поперечной ровности покрытия, наличия дефектов покрытия проезжей части, и соответствии с ведомостью назначения видов дорожно-ремонтных работ дорога подлежит ремонту и капитальному ремонту; автомобильная дорога Комсомольск-Губцево-Аньково, протяженностью 33+350 км, не соответствует нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям в соответствии с ОДМ 218.4.039-2018 и ГОСТ Р 50597-2017, имея отклонения по показателям продольной ровности покрытия, поперечной ровности покрытия, наличия дефектов покрытия проезжей части, и в соответствии с ведомостью назначения видов дорожно-ремонтных работ дорога подлежит ремонту; автомобильная дорога Ильинское-Хованское-Большое Денисово, протяженностью 9+550 км, не соответствует нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям в соответствии с ОДМ 218.4.039-2018 и ГОСТ Р 50597-2017, имея отклонения по показателям продольной ровности покрытия, поперечной ровности покрытия, наличия дефектов покрытия проезжей части, и в соответствии с ведомостью назначения видов дорожно-ремонтных работ дорога подлежит ремонту; автомобильная дорога Ильинское-Хованское-Хлебницы, протяженностью 29+104 км, не соответствует нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям в соответствии с ОДМ 218.4.039-2018 и ГОСТ Р 50597-2017, имея отклонения по показателям продольной ровности покрытия, поперечной ровности покрытия, наличия дефектов покрытия проезжей части, и в соответствии с ведомостью назначения видов дорожно-ремонтных работ дорога подлежит ремонту и капитальному ремонту; автомобильная дорога Колчигино-Антушково, протяженностью 11+900 км, не соответствует нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям в соответствии с ОДМ 218.4.039- 2018 и ГОСТ Р 50597-2017, имея отклонения по показателям продольной ровности покрытия, поперечной ровности покрытия, наличия дефектов покрытия проезжей части, и в соответствии с ведомостью назначения видов дорожно-ремонтных работ дорога подлежит ремонту.

Вместе с тем, как пояснил представитель ответчика Панков А.В., имеющий профильное образование и большой стаж работы в дорожной отрасли, а также опыт управленческой деятельности в Департаменте, выполненная ООО «Ратория» диагностика спорных дорог проводилась по их наружным профилям; диагностика нижних слоев спорных автомобильных дорог не производилась, что не позволяет сделать бесспорный вывод о необходимости именно капитального ремонта участков спорных автомобильных дорог.

Из анализа разделов II и III утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее – Классификация дорожных работ) при ремонте автомобильной дороги, равно как и при ее капитальном ремонте, могут проводиться работы по укладке проводятся работы по укладке выравнивающего и одного дополнительного слоя с обеспечением ровности и сцепных свойств покрытия, полная замена слоев дорожного покрытия, восстановление изношенных покрытий.

С учетом изложенного, прокурор в измененных исковых требованиях просит обязать Департамент выполнить ремонт спорных дорог на всей их протяженности, с чем суд считает необходимым согласиться, с учетом мнения специалиста и обоснованных доводов ответчика, в полномочия которого входит непосредственная организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ивановской области, и чьи специалисты обладают необходимым профессиональным образованием и опытом работы, соответственно, способны наиболее компетентно определить необходимость выполнения того или иного вида дорожных работ на вверенной сети дорог.

Доводы ответчика о том, что часть дорожных работ в отношении участков спорных автомобильных дорог была выполнена в 2022 году на основании решений судов, основанием для отказа прокурору в иске служить не могут, поскольку в материалы дела представлены актуальные на 30.11.2023 акты контрольных обследований спорных дорог сотрудниками ОГИДД МО МВД России «Тейковский» с участием прокурора, подтверждающие их текущее ненормативное состояние.

Таким образом, поскольку выявленные нарушения угрожают безопасности дорожного движения, создают предпосылки к совершению дорожно-транспортных происшествий, причинению вреда здоровью пешеходов, водителей и пассажиров транспортных средств, а также их гибели, то есть нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, которым законом гарантирована безопасность дорожного движения, исковые требования прокуратуры Ильинского района Ивановской области, действующей в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.

При этом предложенный прокурором срок ремонта спорных дорог суд полагает необходимым скорректировать и установить, исходя из реального срока выполнения ремонта автомобильных дорог соответствующей протяженности, – до 31.12.2027.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокуратуры Ильинского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области удовлетворить.

Обязать Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области в срок до 31.12.2027 произвести ремонт следующих автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения Ивановской области:

автомобильной дороги «Аньково - Нажерово» 24 ОП М3 Н-006 протяженностью 22,1 км на участке 0,000 - 22,100 км;

автомобильной дороги «Комсомольск - Губцево - Аньково» 24 ОП М3 Н-116 протяженностью 35,4 км на участке 0,000 - 35,400 км;

автомобильной дороги «Ильинское-Хованское - Большое Денисово» 24 ОП М3 Н-097 протяженностью 9,6 км на участке 0,000 - 9,600 км;

автомобильной дороги «Ильинское-Хованское - Хлебницы» 24 ОП М3 Н-099 протяженностью 32 км на участке 0,000-32,000 км;

автомобильной дороги «Колчигино - Антушково» 24 ОП М3 Н-115 протяженностью 11,9 км на участке 0,000 - 11,900 км.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                                                                                                                              Шолохова Е.В.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 26.06.2024

2-877/2024 ~ М-3212/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Ильинского района
Ответчики
Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области
Другие
ООО "Ратория"
Суд
Ленинский районный суд г. Иваново
Судья
Шолохова Екатерина Владимировна
Дело на сайте суда
leninsky--iwn.sudrf.ru
19.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.12.2023Передача материалов судье
26.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.02.2024Предварительное судебное заседание
14.02.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.04.2024Предварительное судебное заседание
08.05.2024Судебное заседание
16.05.2024Судебное заседание
13.06.2024Судебное заседание
19.06.2024Судебное заседание
26.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее