Гр. дело № 2-420/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 сентября 2021 года пос. Оричи Кировской области
Оричевский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Капустей И.С.,
при секретаре Жвакиной Т.И.,
с участием: прокурора Оричевского района Кировской области Комарова А.А.,
представителя ответчика муниципального образования Оричевский муниципальный район Бельтюковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Оричевского района к муниципальному образованию Оричевский муниципальный район Кировской области в лице администрации Оричевского района о возложении обязанности организовать водоотведение в с. Коршик Оричевского района Кировской области,
установил:
Прокурор Оричевского района обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Оричевский муниципальный район Кировской области в лице администрации Оричевского района о возложении обязанности организовать водоотведение в с. Коршик Оричевского района Кировской области.
Свои требования прокурор мотивирует тем, что по результатам проведенной проверки соблюдения законодательства в сфере водоотведения установлены нарушения в деятельности администрации Оричевского района, которые выразились в следующем.
Актами приема-передачи от 10.07.2020 канализационные сети, здание очистных сооружений, здание станции перекачки в с. Коршик переданы муниципальным образованием Коршикское сельское поселение муниципальному образованию Оричевский муниципальный район, однако, очистные сооружения и станция перекачки системы водоотведения в с. Коршик никой организации для эксплуатации не переданы и до настоящего времени не обслуживаются.
Установлено, что сброс сточных вод на территории Коршикского сельского поселения с очистных сооружений, куда посредством канализационных сетей осуществляется транспортировка сточных вод от хозяйственно-бытовых нужд населения с. Коршик, осуществляется в р. Корша. Прекращение работы очистных сооружений является недопустимым, способствует попаданию необеззараженных сточных вод в водный объект, влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.
После уточнения исковых требований (л.д. 64) просит суд обязать ОМУП ЖКХ «Адышево» обеспечить предоставление коммунальной услуги по водоотведению жителям с. Коршик надлежащего качества путем бесперебойного функционирования очистных сооружений.
В судебном заседании прокурор Оричевского района Кировской области Комаров А.А., настаивая на удовлетворении уточненных исковых требований, привел в их обоснование доводы аналогичные изложенным в уточненном иске.
В судебном заседании представитель ответчика муниципального образования Оричевский муниципальный район Бельтюкова Ю.В. исковые требования прокурора не признала по основаниям указанным в письменном отзыве. (л.д. 67-69)
Представитель привлеченного судом в качестве соответчика (л.д. 68-71) ОМУП ЖКХ «Адышево», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. (л.д.96)
Представитель третьего лица муниципального образования Коршикское сельское поселение Оричевского района Кировской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на иск глава поселения Корчемкин В.И. просит о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, возражений по существу иска не имеет. (л.д. 39, 75, 95, 118)
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, министерство охраны окружающей среды Кировской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на иск Главный государственный инспектор отдела недропользования Наговицына О.А., поддерживая заявленные требования прокурора, указала, что сотрудником министерства 15.07.2021 года проведено обследование акватории р. Корша в с. Коршик Оричевского района Кировской области. По результатам обследования установлено, что сброс сточных вод с очистных сооружений, находящихся в собственности муниципального образования Оричевский муниципальный район Кировской области, продолжается. В ходе обследования с целью определения качества поверхностной воды р. Корша произведен отбор проб. Лабораторные исследования отобранных проб проведены специализированной инспекцией аналитического контроля КОГБУ «Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования». Полученные результаты свидетельствуют о том, что качество поверхностной воды в контрольном створе (выше места сброса сточных вод) не превышает установленные предельно допустимые концентрации. Анализ проб поверхностной воды в контрольном створе (ниже места сброса сточных вод) р. Корша показал превышения предельно допустимых концентраций следующих веществ: по аммоний иону в 29,3 раз, по нитрит-иону в 3,2 раза, по фосфатам в 20,8 раз. В результате продолжение сброса сточных вод, не прошедших очистку, приводит к угрозе причинения вреда водному объекту – р. Корша. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства. (л.д. 40-42)
Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Статьей 39 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов имеют право: самостоятельно осуществлять использование водных объектов; осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах; пользоваться иными предусмотренными настоящим Кодексом, другими федеральными законами правами. Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.
По информации администрации Оричевского района от 19.11.2020 года объекты водоотведения с. Коршик приняты в муниципальную собственность Оричевского района 10.07.2020 года, данные объекты на обслуживание не переданы. Объекты водоотведения с. Коршик фактически эксплуатируются, гражданам плата за водоотведение не начисляется. В ближайшие годы планируется реконструкция (модернизация) объектов водоотведения с дальнейшей передачей на обслуживание муниципальному предприятию. (л.д. 22, 23, 24-25, 26-27, 28-29)
Как следует из материалов дела, 11.06.2021 года в Кировскую межрайонную природоохранную прокуратуру по телефону обратился Овчинников С.А., житель с. Коршик, который сообщил, что в с. Коршик не имеется очистных сооружений, все отходы стекают в р. Корша, в последующем в р. Вятку. Обращение Овчинникова С.А. по вопросу загрязнения водного объекта было направлено для рассмотрения в прокуратуру Оричевского района. Прокуратурой Оричевского района в адрес Овчинникова С.А. направлен письменный ответ от 12.07.2021 года. (л.д. 8, 8 оборот, 124)
Из письма министерства охраны окружающей среды Кировской области от 10.06.2021 года, направленного в прокуратуру Оричевского района, следует, что министерство держит на контроле вопрос, связанный
с загрязнением водного объекта - р. Корша, протекающего на территории
с. Коршик Оричевского района Кировской области, в результате сброса
сточных вод с очистных сооружений, которые находятся в собственности
муниципального образования Оричевского муниципального района
Кировской области, и пользовании водного объекта в отсутствие решения
о предоставлении водного объекта в пользование. В декабре 2020 года глава Оричевского района Нургалин В.Р., как должностное лицо, привлечен к административной ответственности по ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за бездействие в части самовольного занятия водного объекта и использования его без документов, на основании которых возникает право пользование водным объектом. Постановление вступило в законную силу 12.01.2021 года. До настоящего времени решение о предоставлении р. Корша в пользование министерством не выдавалось, администрацией Оричевского района меры к подаче заявления не предпринимались. (л.д. 9)
Постановлением министерства охраны окружающей среды Кировской области от 23.12.2020 № 139-54 глава Оричевского района Нургалин В.Р., как должностное лицо, был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение обязательств по определению ресурсоснабжающей (гарантирующей) организации, которая должна осуществлять водоотведение сточных вод на территории с. Коршик Оричевского района Кировской области, и обеспечению их надлежащей эксплуатации, в том числе при сбросе сточных вод в р. Корша в отсутствие решения, оказывается негативное влияние сточных вод на водный объект. (л.д. 10-14)
03.12.2020 года прокуратурой Оричевского района в адрес главы Оричевского района Нургалина В.Р. внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды по факту сброса сточных вод в р. Корша. Согласно данного представления, в ходе рассмотрения обращения Овчинникова С.А. установлено, что очистные сооружения и станция перекачки системы водоотведения с. Коршик никакой организации для эксплуатации не переданы и не обслуживаются. (л.д. 15-18)
В ответе на представление прокуратуры главой Оричевского района Нургалиным В.Р. указано, что с 2012 года по 2020 годы объекты инфраструктуры ЖКХ, в числе которых очистные сооружения сельского поселения Коршик находились в обслуживании ЖКХ «Коршикское», под руководством директора Бородулина В.В. На протяжении 8 лет, имея в ведомстве очистные сооружения, пришедшие в аварийное состояние, В.В.Бородулин извлекал прибыль, о чём знал глава поселения В.И. Корчёмкин, однако никаких мер в связи с этим не принимал. Очистные сооружения осуществляли свои функции в круглосуточном режиме вплоть до 2020 года. 10.07.2020 года на основании распоряжения министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 21.05.2020 года № 549 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Коршикское сельское поселение Оричевского района Кировской области и муниципальным образованием Оричевский муниципальный район Кировской области» имущество очистных сооружений - объекты водоотведения с Коршик были переданы в муниципальную собственность Оричевского района с целью дальнейшей эксплуатации. Со стороны администрации Оричевского района для решения данной ситуации были выполнены следующие действия: составлено письмо в Министерство энергетики и ЖКХ Кировской области от 19.10.2020 года № 5009-01-16 с просьбой оказать содействие в решении проблемы с очистными сооружениями в с. Коршик. Однако не получили исчерпывающего и конструктивного ответа. Затем 02.11.2020 года направлен ряд писем в проектные организации города Кирова с полным изложением сути проблемы, а также с целью проведения ими обследования вышеуказанного имущества ЖКХ. Наряду с этим, был осуществлён сбор детальной информации, характеристик и описания состояния очистных сооружений для последующего рассмотрения вопроса о техническом обследовании имущества с предоставлением соответствующего заключения по его результатам. Положительных ответов, также как и обоснованных технических предложений, получено не было. Кроме того, был сформирован запрос в архивный отдел Управления культуры администрации Оричевского района о предоставлении технической документации по системе водоотведения и канализационных сетей, находящихся в инфраструктуре ЖКХ с. Коршик. Данная информация в архиве отсутствует. Администрацией Оричевского района было утверждено постановление № 327 от 19.10.2020 года «Об утверждении перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений» с последующим поиском ресурсоснабжающих организаций путём проведения торгов. (л.д. 19-21)
Как следует из акта планового (рейдового) осмотра министерства охраны окружающей среды Кировской области от 19.07.2021 года, проведено обследование акватории водного объекта – р. Корша, на предмет выявления нарушений требований природоохранного законодательства. В результате осмотра выявлено следующее. В 30 м. от р. Корша в водоохраной зоне размещены: здание станции перекачки, здание очистных сооружений. На момент осмотра очистные сооружения не функционировали, с них самотеком осуществляется сброс сточных вод из впускного лотка в р. Коршу. Дно и берега р. Корша в месте сброса и ниже места сброса имеют темный налет. Сбрасываемая сточная вода имеет характерный запах хозяйственно-бытовых вод. С целью контроля сбрасываемых сточных вод и влияния их на р. Коршу произведен отбор проб поверхностной воды выше и ниже сброса сточных вод с очистных сооружений. Анализ проб поверхностной воды в контрольном створе (ниже места сброса сточных вод) р. Корша показал превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ. (л.д. 44-45, 46-49, 50, 51, 52, 53, 54)
Распоряжением Управления муниципальной собственностью Оричевского района № 01/80 от 03.08.2021 года исключено из состава казны муниципального образования Оричевский муниципальный район Кировской области, передано и закреплено на праве хозяйственного ведения за ОМУП ЖКХ «Адышево» следующее имущество: здание очистных сооружений, здание станции перекачки системы водоотведения и канализационные сети в с. Коршик. Выпиской из реестра от 10.09.2021 года подтверждено, что вышеуказанное имущество в реестре муниципальной собственности Оричевского района не числится. (л.д. 57, 99, 100-105, 106)
Согласно справке ОМУП ЖКХ «Адышево» от 03.09.2021 года на данный момент очистные сооружения в с.Коршик находятся в аварийном состоянии. Для полноценной работы очистных сооружений требуется их капитальный ремонт и реконструкция, требующая серьезных финансовых затрат. Требуется произвести следующие работы: установить резервную воздуходувку, заменить лотки обратной очистки ила, заменить приемную решетку, заменить хлоропроводную трубу и емкость для приема и разведения хлора, капитально отремонтировать контрольный резервуар. По утвержденным на 2019 год тарифам, стоимость 1 кубического метра отвода сточных вод составляла 62,76 руб. Тогда, как для полной окупаемости работы очистных сооружений (без капитального ремонта) требуется тариф около 122 руб. за 1 кубический метр сточных вод. (л.д.122)
В соответствии со справкой ОМУП ЖКХ «Адышево» от 13.09.2021 года ОМУП ЖКХ «Адышево» на настоящий момент не оказывает платные услуги по водоотведению бюджетным организациям, физическим и юридическим лица с. Коршик. (л.д.123)
По информации директора ОМУП ЖКХ «Адышево» от 20.09.2021 года к месту нахождения очистных сооружений в с.Коршик был осуществлен выезд 19.09.2021 года. Директором ООО ЖКХ «Коршикское» Бородулиным В.В. директор ОМУП ЖКХ «Адышево» Искуратов Н.В. был ознакомлен с месторасположением и техническим состоянием сооружений и механизмов, входящих в комплекс очистных сооружений с.Коршик. По результатам осмотра установлено следующее: станция перекачки на ул.8 Марта - здание находится в удовлетворительном состоянии. Внутрь попасть не удалось, так как не удалось найти ключ от замка. Принято решение приобрести новый замок, а существующий спилить. По словам Бородулина В.В., насос перекачки от жилых домов находится в рабочем состоянии, но срочно требует ревизии, капитального ремонта и в любой момент может выйти из строя. Насос включается автоматически раз в сутки (весной два раза в сутки). Линии канализации и колодцы находятся в удовлетворительном состоянии. В этом году был засор в коллекторе на ул. Почтовая в мае. Здание хозяйственного корпуса на ул. Почтовая находится в аварийном состоянии и требует безотлагательного ремонта кровли, окон и внутренних помещений. Требуется замена электропроводки. Воздуходувный насос в рабочем состоянии. Но после 5 минут работы выключился из-за неисправности в щитке (возник треск и, видимо сработала аварийная защита). Обязательно требуется установка второго воздуходувного насоса для постоянной работы комплекса очистных сооружений. Требуется установка новой емкости для хлорирования стоков и замена хлоропроводной трубы. Здание аэротенков требует ремонта кровли, замены трапов, настилов. Лотки обратной очистки ила проржавели и провалились. Требуется обязательная замена. Требуется замена приемной камеры. Контрольные резервуары: один из них полностью разрушен, стенки из кирпичной кладки завалились внутрь резервуара; второй резервуар также в аварийном состоянии. Требуется обязательное восстановление настила и ограждения во избежание провала внутрь резервуаров людей и животных. Акт осмотра не составлялся в виду отсутствия специалиста, способного вынести независимое экспертное решение о состоянии очистных сооружений. Основной причиной, по которой не работают очистные сооружения в с.Коршик, является их убыточность и не окупаемость, кроме того, отсутствие обслуживающего персонала комплекса очистных сооружений. Искуратовым Н.В. и бухгалтером предприятия были подписаны акты о приеме-передаче основных средств. Никаких мер для регистрации очистных сооружений с.Коршик в Управлении Росреестра по Кировской области не предпринималось в виду отсутствия финансовых средств для уплаты госпошлины. Никаких строительных и восстановительных работ на очистных сооружениях не ведется. Коммунальные платежи с населения в с.Коршик за водоотведение ОМУП ЖКХ «Адышево» не взимаются, по причине того, что они пока не оказываются. Предоставление коммунальной услуги по водоотведению жителям с. Коршик надлежащего качества путем бесперебойного функционирования очистных сооружений возможно лишь после капитальной реконструкции и ремонта всего комплекса водоочистных сооружений и оформления необходимых разрешительных документов в природоохранных организациях. В первую очередь получения в КОГБУ «Областной природоохранный центр» «Решения о предоставлении водного объекта в пользование». (л.д. 120)
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что прекращение работы очистных сооружений в с. Коршик является недопустимым, способствует попаданию необеззараженных сточных вод в водный объект – р. Корша, влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, таким образом, уточненные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу является ОМУП ЖКХ «Адышево».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Оричевского района Кировской области удовлетворить.
Обязать ОМУП ЖКХ «Адышево» обеспечить предоставление коммунальной услуги по водоотведению жителям с. Коршик Оричевского района Кировской области надлежащего качества путем бесперебойного функционирования очистных сооружений.
На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Оричевский районный суд.
Председательствующий И.С. Капустей
Мотивированное решение изготовлено 01.10.2021г.