35RS0002-01-2022-001318-13
Дело № 2-33/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Чагода 19 января 2023 года
Бабаевский районный суд Вологодской области в составе судьи Глатенко Ю.В., при секретаре Евсютиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску главного государственного санитарного врача по городу Череповцу, Череповецкому, Шекснинскому, Кадуйскому, Устюженскому, Чагодощенскому, Бабаевскому районам к администрации городского поселения поселок Чагода о понуждении к выполнению законных требований
установил:
Главный государственный санитарный врач по городу Череповцу, Череповецкому, Шекснинскому, Кадуйскому, Устюженскому, Чагодощенскому, Бабаевскому районам обратился в суд в порядке ст. 46 ГПК РФ к администрации городского поселения поселок Чагода, в котором просил обязать ответчика в срок до 01.09.2023 года:
- обеспечить твердое покрытие (асфальт, бетон) на контейнерных площадках кладбища п. Чагода, установить на площадках контейнеры для сбора ТКО;
- обеспечить обустройство общественного колодца, расположенного между домами 14 и 16 по ул. Заводской п. Чагода, в соответствии с требованиями законодательства РФ;
- обеспечить обустройство общественного колодца, расположенного у дома 6 ул. Новая п. Чагода, в соответствии с требованиями законодательства РФ.
В судебное заседание представитель истца не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме к надлежащему ответчику.
Представитель ответчика Чагодощенского муниципального округа Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела.
Представитель ответчика Чагодского территориального управления администрации Чагодощенского муниципального округа Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела.
Определением суда от 19.01.2023, занесенным в протокол судебного заседания администрации городского поселения поселок Чагода исключена из числа соответчиков.
Исследовав материала дела, суд приходит к следующему.
Как установлено материалами дела, в ходе проведенной истцом плановой проверки были выявлены нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно: на территории кладбища п. Чагода установленные контейнерные площадки не имеют твердого покрытия, а также отсутствуют контейнеры для сбора мусора из-за чего отходы складируются прямо на грунт. Кроме того, у общественного колодца, расположенного между домами 14 и 16 по ул. Заводской п. Чагода, а также у общественного колодца у дома № 6 по ул. Новая п. Чагода отсутствует отмостка с уклоном в сторону водоотводной канавы, а также ограждение.
По данному факту администрации п. Чагода было выдано предписание от 30.04.2021 об устранении выявленных нарушений в срок до 30.04.2022. Указанный срок был продлен до 29.07.2022, однако нарушения до настоящего времени не устранены.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2022 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу абз. 3 ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 вышеназванного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу частей 1-4 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Пунктом 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, установлено, что в соответствии с условиями договора складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В силу пункта 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение их реестра № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В свою очередь, согласно пункту 3 раздела II Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), на территориях сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерный площадки для накопления твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 3 указанных выше СанПиН, контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Согласно ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В соответствии с п. 87 СанПиН 2.1.3684-21 надземная часть водозаборных сооружений должна иметь укрытие для предотвращения загрязнения воды водоисточника. Территория вокруг каптажного сооружения должна быть ограждена. Для защиты каптажного сооружения от затопления поверхностными водами должны быть оборудованы отмостки с уклоном в сторону водоотводной канавы.
Установлено, что площадки накопления твердых коммунальных отходов не оборудованы в соответствии с приведенными выше требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, общественные колоды в п. Чагода не обустроены надлежащим образом, что не оспаривалось ответчиками.
Согласно п. 4, 24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Решением Представительного Собрания Чагодощенского муниципального округа от 08.12.2022 № 54 произведена реорганизация органов местного самоуправления Чагодощенского муниципального района, администраций городских и сельских поселений Чагодощенского муниципального района. Администрация городского поселения поселок Чагода Чагодощенского муниципального района реорганизована в форме присоединения к Чагодскому территориальному управлению администрации Чагодощенского муниципального округа Вологодской области.
В соответствии с Положением о Чагодском территориальном управлении администрации Чагодощенского муниципального округа на Чагодское территориальное управление в границах поселка Чагода возложены обязанности в сфере организации деятельности по накоплению ТКО, в том числе выявление несанкционированных свалок и их ликвидация, контроль сохранности и исправности контейнерных площадок и контейнеров, принятие мер по устранению выявленных недостатков и пр., а также полномочия по организации водоснабжения населения, в том числе по участию в организации ремонтов объектов коммунальной инфраструктуры (п.3.1.2, 3.1.9. Положения).
Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является Чагодское территориальное управление администрации Чагодощенского муниципального округа Вологодской области.
Бездействие органа местного самоуправления приводит к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, способствует распространению инфекционных заболеваний и наступлению иных негативных последствий, представляет собой потенциальную опасность здоровью населения.
При таких, обстоятельствах заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению к ответчику Чагодскому территориальному управлению администрации Чагодощенского муниципального округа Вологодской области.
Рассматривая вопрос о сроке исполнения возложенной обязанности суд принимает во внимание объем работ, которые необходимо произвести для устранения установленных нарушений, период их выполнения, необходимость несения финансовых затрат и приходит к выводу, что срок, указанный в измененном административном исковом заявлении является разумным и достаточным для устранения нарушений.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования главного государственного санитарного врача по городу Череповцу, Череповецкому, Шекснинскому, Кадуйскому, Устюженскому, Чагодощенскому, Бабаевскому районам удовлетворить.
Обязать Чагодское территориальное управление администрации Чагодощенском муниципального округа Вологодской области в срок до 01.09.2023 года:
- обеспечить твердое покрытие (асфальт, бетон) на контейнерных площадках кладбища п. Чагода, установить на площадках контейнеры для сбора ТКО;
- обеспечить обустройство общественного колодца, расположенного между домами 14 и 16 по ул. Заводской п. Чагода, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- обеспечить обустройство общественного колодца, расположенного у дома 6 ул. Новая п. Чагода, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В удовлетворении исковых требований к Чагодощенскому муниципальному округу отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Бабаевский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Ю.В. Глатенко
Решение в окончательной форме изготовлено 26 января 2023 года
Копия верна:
Судья Ю.В. Глатенко