УИД 11 RS 0017-2023-000151-37 Дело №5-49/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24 марта 2023 года с.Визинга
Судья Сысольского районного суда Республики Коми Бондаренко Н.В.,
с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директора МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино Ушаковой М.А.,
открыто рассмотрев дело в отношении юридического лица муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» с.Пыёлдино, адрес юридического лица: 168120, Республика Коми, Сысольский район, д.Бортом, д.4 «а», ИНН 1110002450, КПП 1110001001, ОГРН 1021100987588, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
привлекаемого к административной ответственности по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении № от 15.02.2023, 28 декабря 2022 года в 14 часов 05 минут, по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.Ленина, д.63, при осуществлении государственного контроля (надзора), при проведении Территориальным отделом автотранспортного и автодорожного надзора Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору сфере транспорта, в соответствии с решением № от 10.01.2022, постоянного рейда, в целях выявления и пресечения нарушений законодательства в сфере осуществления пассажирских перевозок, и грузов автомобильным транспортом, после остановки и осмотра транспортного средства марки <данные изъяты> государственный регистрационный знак № (свидетельство о регистрации транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГ), собственник (владелец) МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино, автобус для перевозки детей, под управлением водителя ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, водительское удостоверение №, выдано ДД.ММ.ГГГГ), осуществлял перевозку пассажиров в количестве <данные изъяты> человек по маршруту с.Пыёлдино - г.Сыктывкар, согласно путевому листу № от ДД.ММ.ГГГГ, перевозчиком является юридическое лицо МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино, адрес регистрации: 168120, Республика Коми, Сысольский район, д.Бортом, д.4 «а», разрешительный документ лицензия № от ДД.ММ.ГГГГ, на осуществление деятельности по перевозке автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд, выявлено нарушение юридическим лицом МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино, установленных правовыми актами Российской Федерации, обязательных требований при осуществлении лицензируемой деятельности, перевозка пассажиров автобусом: - п.8 «Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2020 №2216, согласно которому, по итогам идентификации аппаратуры спутниковой навигации в системе, оператором системы оформляется свидетельство в электронном виде и направляется на адрес электронной почты собственника (владельца) транспортного средства, размещенный в системе в соответствии с п.6 данных Правил, в течение 24 часов после такой идентификации; - ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», об основных требованиях по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых к юридическим лицам при эксплуатации транспортных средств; - п.п. «д» п.8 «Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 №1616, согласно которому, лицензиат обязан выполнять следующие лицензионные требования: допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со ст.20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», оснащенные в случаях, и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS - отсутствует идентификация аппаратуры навигации транспортного средства категории М3 <данные изъяты> государственный регистрационный знак № в Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» и в «Комплексно информационно-аналитической системе контроля и мониторинга транспорта в режиме реального времени». Отсутствует свидетельство в электронном виде, оформленное оператором системы, по итогам идентификации аппаратуры спутниковой навигации. То есть, в действиях (бездействии) юридического лица, в отношении которого составлен протокол, имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
При рассмотрении дела в отношении юридического лица МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино, привлекаемого к административной ответственности по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, установлена неявка надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения дела должностного лица, составившего в отношении юридического лица протокол об административном правонарушении, старшего государственного инспектора ТО АТ и АДН по РК СМУГАДН ФСНСТ Кочановой Л.Ю., представившей письменное ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино, в отсутствие представителя административного органа.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, который основывается на Конституции Российской Федерации (ч.2 ст.1.1 КоАП РФ). При этом, в силу ст.118 (ч.ч.1, 2), ст.123 (ч.3) Конституции Российской Федерации, производство по делам об административных правонарушениях осуществляется судом на основании принципов состязательности и равноправия сторон.
Главы 25, 29 КоАП РФ определяют права и обязанности участников производства по делу об административных правонарушениях, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении. Следовательно, их положения составляют основу процедурного механизма производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в п.10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», поскольку должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в гл.25 КоАП РФ, они не вправе заявлять ходатайства, отводы. Вместе с тем, при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов. Частью 1.1 статьи 30.1 КоАП РФ должностным лицам, уполномоченным в соответствии со ст.28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, предоставлено право обжаловать вынесенное судьей постановление по делу об административном правонарушении в вышестоящий суд.
В силу п.п.2, 4 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении: устанавливается факт явки, в том числе, иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
На основании ст.24.4 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, в производстве которого находится данное дело. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
Согласно п.6 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе, рассматриваются заявленные ходатайства.
Рассмотрев, в порядке ст.24.4 КоАП РФ, п.6 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ, заявленное должностным лицом, которым в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении, письменное ходатайство, судья, выслушав мнение законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директора МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино Ушаковой М.А., не имеющей возражений, при наличии данных о надлежащем извещении должностного лица административного органа старшего государственного инспектора ТО АТ и АДН по РК СМУГАДН ФСНСТ Кочановой Л.Ю. о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, определил: Заявленное ходатайство должностного лица административного органа удовлетворить, продолжить рассмотрение дела в отношении юридического лица МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино, привлекаемого к административной ответственности по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в отсутствие должностного лица, составившего в отношении юридического лица протокол об административном правонарушении, старшего государственного инспектора ТО АТ и АДН по РК СМУГАДН ФСНСТ Кочановой Л.Ю.
При рассмотрении дела, законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директор МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино Ушакова М.А. вину в совершении юридическим лицом административного правонарушения признала, в содеянном раскаивается, правонарушение совершено неумышленно, объяснила, что, действительно, не проконтролировала оформление и получение учебным заведением, директором которого она является, свидетельства об идентификации оператором системы аппаратуры спутниковой навигации, после диагностики в июле 2022 года ранее установленной в принадлежащем МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино автобусе <данные изъяты> государственный регистрационный знак № аппаратуры спутниковой навигации, поскольку принадлежащие школе все три автобуса, в том числе, и указанный, отображались в установленной в компьютере на рабочем месте программе спутниковой навигации, а также поскольку данные услуги периодически оплачивались Управлением образования АМО МР «Сысольский», заблуждалась относительно идентификации оператором системы имеющейся в данном автобусе аппаратуры спутниковой навигации, не осознавала, что именно наличие оформленного оператором системы свидетельства указывает на идентификацию аппаратуры навигации транспортного средства транспортной категории М3 <данные изъяты> государственный регистрационный знак № в Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» и в «Комплексно информационно-аналитической системе контроля и мониторинга транспорта в режиме реального времени». При принятии судом решения, законный представитель юридического лица просит принять во внимание, что возглавляемое ею юридическое лицо является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, что выявленное государственным органом нарушение незамедлительно устранено, что подтверждается предоставленным при рассмотрении дела свидетельством № от ДД.ММ.ГГГГ.
Свидетель ФИО2 при рассмотрении дела показал, что, являясь водителем МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино 28 декабря 2022 года осуществлял перевозку детей на принадлежащем данной школе автобусе <данные изъяты> государственный регистрационный знак № по маршруту с.Пыёлдино – г.Сыктывкар, где был остановлен сотрудниками ТО АТ и АДН по РК СМУГАДН ФСНСТ при проведении ими рейда, и на аппаратуре данного органа управляемый им автобус не отображался в системе спутниковой навигации, то есть установленная в указанном автобусе аппаратура спутниковой навигации не была идентифицирована оператором системы, он перед поездкой об этом не знал, поскольку данная информация на панели приборов автобуса не отображается.
Заслушав объяснения законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания свидетеля, огласив протокол об административном правонарушении и иные материалы дела, исследовав иные доказательства, приходит к следующему.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1 КоАП РФ).
В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями разд.2 КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч.1 ст.2.10 КоАП РФ).
Частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к ст.19.20 КоАП РФ, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
На основании ч.ч.1, 2 ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», который определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе, с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур (ч.ч.1, 2 ст.1 ФЗ от 08.11.2007 №259-ФЗ).
Контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве за соблюдением обязательных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, международными договорами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автомобильных дорог, дорожной деятельности в части сохранности автомобильных дорог, международных автомобильных перевозок, осуществляется посредством: федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Предметом федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве является соблюдение: лицензионных требований к деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами; обязательных требований к использованию средств навигации при осуществлении перевозок пассажиров и грузов; обязательных требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющим перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами, и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями): к соблюдению правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. В рамках федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве осуществляется постоянный рейд в соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Порядок осуществления постоянного рейда устанавливается положением о федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, и муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (п.1 ч.1, п.2, п.7, пп. «а» п.9 ч.2, ч.7, ч.8 ст.3.1 ФЗ от 08.11.2007 №259-ФЗ).
Отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц, регулирует Федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (ст.2 ФЗ от 31.07.2020 №248-ФЗ).
Согласно ч.ч.1, 4, 7, 8 ст.1 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ, под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации в целях данного Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений. Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Виды государственного контроля (надзора), виды муниципального контроля устанавливаются в соответствии с ч.8 данной статьи. Виды федерального государственного контроля (надзора), виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, виды муниципального контроля устанавливаются федеральными законами.
Нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля, осуществляется данным Федеральным законом, а в случаях и пределах, установленных данным Федеральным законом, также другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля устанавливается: для вида федерального государственного контроля (надзора) – положением о виде федерального государственного контроля (надзора), утверждаемым Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации. Федеральные законы о видах контроля могут устанавливать положения, которые в соответствии с данным Федеральным законом должны содержаться в положении о виде контроля. Положением о виде контроля определяются: контрольные (надзорные) органы, уполномоченные на осуществление вида контроля; виды контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых возможно в рамках осуществления вида контроля, и перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в составе каждого контрольного (надзорного) мероприятия (ч.1, п.1 ч.2, ч.4, п.п.1, 4 ч.5 ст.3 ФЗ от 31.07.2020 №248-ФЗ).
Предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются: соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами; соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах; соблюдение требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.15 ФЗ от 31.07.2020 №248-ФЗ).
Объектами государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются: деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе, предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие); здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют, и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (п.п.1, 3 ч.1 ст.16 ФЗ от 31.07.2020 №248-ФЗ).
Контрольными (надзорными) органами являются наделенные полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля соответственно федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, государственные корпорации, публично-правовые компании (ч.1 ст.26 ФЗ от 31.07.2020 №248-ФЗ).
От имени контрольного (надзорного) органа государственный контроль (надзор), муниципальный контроль вправе осуществлять следующие должностные лица: руководитель (заместитель руководителя) контрольного (надзорного) органа; должностное лицо контрольного (надзорного) органа, в должностные обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по виду государственного контроля (надзора), виду муниципального контроля, в том числе, проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий. Инспекторы, уполномоченные на проведение конкретных профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия, определяются решением контрольного (надзорного) органа о проведении профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия (ч.ч.1, 2 ст.27 ФЗ от 31.07.2020 №248-ФЗ).
Под контролируемыми лицами в целях данного Федерального закона понимаются граждане и организации, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат государственному контролю (надзору), муниципальному контролю. В целях данного Федерального закона: под организациями понимаются зарегистрированные в установленном законом порядке юридические лица, их обособленные подразделения, а также иные организации, в том числе, иностранные, объединения и их подразделения, не являющиеся юридическими лицами, если в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные требования, субъектами правоотношений являются организации, не являющиеся юридическими лицами (ч.1, п.2 ч.2 ст.31 ФЗ от 31.07.2020 №248-ФЗ).
Под постоянным рейдом в целях данного Федерального закона понимается режим государственного контроля (надзора), который заключается в возможности постоянного нахождения инспекторов в пунктах контроля и (или) перемещения инспекторов по определенной территории (акватории) в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований. Постоянный рейд может осуществляться в случае, если это предусмотрено федеральным законом о виде контроля. Требования к установлению пунктов контроля, территорий (акваторий) для постоянного рейда определяются положением о виде контроля. Установление пунктов контроля, территорий (акваторий) для постоянного рейда осуществляется решением контрольного (надзорного) органа. Постоянный рейд осуществляется в отношении транспортных средств, иных производственных объектов, деятельности и действий граждан, и организаций на определенной территории (акватории). Инспекторы, уполномоченные на проведение постоянного рейда, определяются решением контрольного (надзорного) органа. При осуществлении постоянного рейда могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: осмотр; досмотр; опрос; истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в транспортном средстве, на ином производственном объекте или у контролируемого лица; инструментальное обследование. При осуществлении постоянного рейда время взаимодействия инспектора с одним контролируемым лицом не может превышать срок, установленный положением о виде контроля, и не может составлять более 30 минут (в данный период времени не включается оформление акта). В случае, если в результате постоянного рейда были выявлены нарушения обязательных требований, инспектор на месте составляет отдельный акт в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение обязательных требований. Контролируемые лица, их представители и работники, находящиеся на пунктах контроля или на территории (акватории) постоянного рейда, обязаны по требованию инспектора остановиться, обеспечить беспрепятственный доступ к транспортным средствам или иным производственным объектам, предоставить для ознакомления документы, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в транспортном средстве, на ином производственном объекте или у контролируемого лица (ст.97.1 ФЗ от 31.07.2020 №248-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 №1043, в соответствии со ст.3.1 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», ст.13.1 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», утверждено «Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве», которое устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве. Предметом надзора является соблюдение: лицензионных требований к деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами; обязательных требований к использованию средств навигации при осуществлении перевозок пассажиров и грузов; обязательных требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию транспортных средств; обязательных требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющим перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями): к соблюдению правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Надзор в соответствии с данным Положением осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами. От имени контролирующего органа надзор вправе осуществлять следующие должностные лица: заместитель начальника отдела территориального органа; старший государственный инспектор отдела территориального органа. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются руководители, заместители руководителей территориальных органов контролирующего органа. Объектами надзора являются: в рамках п.1 ч.1 ст.16 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»: деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом, и городским наземным электрическим транспортом (за исключением международных автомобильных перевозок), в том числе, деятельность по организованной перевозке группы детей автобусами, деятельность по перевозке опасных грузов, а также деятельность по перевозке пассажиров и грузов для собственных нужд (за исключением деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами); в рамках п.3 ч.1 ст.16 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»: транспортное средство. Постоянный рейд является специальным режимом государственного контроля (надзора), применяемым при осуществлении данного надзора. При осуществлении постоянного рейда могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: осмотр; досмотр; опрос; истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в транспортном средстве, на ином производственном объекте или у контролируемого лица; инструментальное обследование. Постоянный рейд осуществляется путем проведения проверок транспортных средств, в том числе, проверок имеющихся у водителей транспортных средств документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в транспортном средстве или у контролируемого лица, а также путем проверок автомобильных дорог общего пользования федерального значения (п.1, пп. «б», «ж», «з», «и» п.2, п.3, пп. «п», «у» п.4, п.4 (1), пп. «а», «в» п.6, п.68, п.70 данного Положения).
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», задачами которого являются, в том числе, охрана жизни, здоровья граждан, защита их прав и законных интересов (ст.1 ФЗ от 10.12.1995 №196-ФЗ).
Согласно основных понятий: дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог; безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (ст.2 ФЗ от 10.12.1995 №196-ФЗ).
Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов (ст.4 ФЗ от 10.12.1995 №196-ФЗ).
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством: лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществления контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения (ст.5 ФЗ от 10.12.1995 №196-ФЗ).
Техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства (ч.ч.1, 2 ст.16 ФЗ от 10.12.1995 №196-ФЗ).
Нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке, и административную ответственность (ст.31 ФЗ от 10.12.1995 №196-ФЗ).
Правовые основы осуществления навигационной деятельности устанавливает Федеральный закон от 14.02.2009 №22-ФЗ «О навигационной деятельности», который направлен на создание условий для удовлетворения потребностей в средствах навигации и услугах в сфере навигационной деятельности (ч.1 ст.1 ФЗ от 14.02.2009 №22-ФЗ).
Согласно п.1, 2, 3 ст.2 Федерального закона от 14.02.2009 №22-ФЗ «О навигационной деятельности», для целей данного закона используются следующие основные понятия: навигационная деятельность - деятельность, связанная с определением и использованием координатно-временных параметров объектов; средства навигации - технические средства, устройства и системы, предназначенные для формирования навигационных сигналов, передачи, приема, обработки, хранения и визуализации навигационной информации; объекты навигационной деятельности - объекты, оснащенные средствами навигации и (или) использующие средства навигации в целях навигационной деятельности, а также объекты, обеспечивающие функционирование средств навигации.
Субъектами правовых отношений в сфере навигационной деятельности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица, обеспечивающие создание и функционирование средств навигации, и объектов навигационной деятельности, а также физические и юридические лица, оказывающие и получающие услуги в сфере навигационной деятельности в соответствии с гражданским законодательством (ст.3 ФЗ от 14.02.2009 №22-ФЗ).
В целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, проведения геодезических и кадастровых работ транспортные, технические средства и системы (в том числе вооружение, военная и специальная техника), перечень которых определяется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами (ч.1 ст.4 ФЗ от 14.02.2009 №22-ФЗ).
Средства навигации и объекты навигационной деятельности могут находиться в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности физических и (или) юридических лиц (ч.1 ст.5 ФЗ от 14.02.2009 №22-ФЗ).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 №641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», в целях обеспечения национальной безопасности, проведения независимой политики в области спутниковой навигации, повышения эффективности управления движением транспорта, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, а также совершенствования геодезических и кадастровых работ, оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат следующие транспортные, технические средства и системы: автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов (пп. «г» п.1). Виды транспортных, технических средств и систем, указанных в пп. «г»-«е» п.1 данного Постановления и подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, определяются федеральными органами исполнительной власти в установленной сфере деятельности (п.2).
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №877 принят технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (вместе с «ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств»). Согласно «Перечню объектов технического регулирования, на которые распространяется действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»», приложения №1 к данному техническому регламенту, классификации транспортных средств по категориям: категория М – транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров; категория M3 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т.
В соответствии с пп. «г» п.1, п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 №641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», п.1 «Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №395, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.10.2020 №413 утверждены «Виды автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS»: транспортные средства категории M3.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулирует Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ч.1 ст.1 ФЗ от 04.05.2011 №99-ФЗ).
Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены данным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в ч.1 ст.2 ФЗ от 04.05.2011 №99-ФЗ ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ст.2 ФЗ от 04.05.2011 №99-ФЗ).
Согласно основных понятий: лицензирование - и деятельность лицензирующих органов по предоставлению лицензий; лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с ФЗ от 04.05.2011 №99-ФЗ, в соответствии с федеральными законами, указанными в ч.3 ст.1 ФЗ от 04.05.2011 №99-ФЗ и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; лицензиат – и юридическое лицо, имеющее лицензию; лицензионные требования - обязательные требования, которые связаны с осуществлением лицензируемых видов деятельности, установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и (или) положениях международных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для их применения и действующих в Российской Федерации, направлены на обеспечение достижения целей лицензирования и оценка соблюдения которых осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ от 04.05.2011 №99-ФЗ (п.1, 2, 3, 6, 7 ст.3 ФЗ от 04.05.2011 №99-ФЗ).
Лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в ч.1 ст.12 ФЗ от 04.05.2011 №99-ФЗ (ч.1 ст.9 ФЗ от 04.05.2011 №99-ФЗ).
В соответствии с п.24 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Согласно ч.1, ч.9, п.1 ч.10 ст.19.2 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», обеспечение соблюдения лицензиатом лицензионных требований осуществляется посредством проведения профилактических мероприятий, плановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Проверка соблюдения лицензионных требований лицензиатами, осуществляющими лицензируемый вид деятельности, предусмотренный, и п.24 ч.1 ст.12 ФЗ от 04.05.2011 №99-ФЗ, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора) в соответствии с федеральными законами о видах контроля. Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 №1616, утверждено «Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами», которое определяет порядок лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. Лицензирование лицензируемой деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (ее территориальными органами). Понятие «автобус», используемое в данном Положении, означает транспортное средство и категории M3, за исключением троллейбуса. Лицензируемая деятельность включает в себя перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд (п.п.1, 2, 3, 4 данного Положения).
На основании пп. «д» п.8 данного Положения, лицензиат обязан выполнять следующие лицензионные требования: допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, и аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
В силу п.39 указанного Положения, к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относится нарушение одного из лицензионных требований, предусмотренных, в том числе, пп. «д» п.8 данного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч.10 ст.19.2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 №641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», и в целях обеспечения повышения уровня безопасности перевозок пассажиров, оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат транспортные средства, и автомобильные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров (пп. «г» п.1 ПП РФ от 25.08.2008 №641).
Виды транспортных средств, указанных, в том числе, в пп. «г» п.1 данного Постановления Правительства РФ и подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, определяются федеральными органами исполнительной власти в установленной сфере деятельности (п.2 ПП РФ от 25.08.2008 №641).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2020 №2216 утверждены «Правила оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации», которые устанавливают порядок оснащения транспортных средств, отнесенных в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) к транспортным средствам категорий М2, М3 и транспортным средствам категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации в целях обеспечения повышения эффективности управления движением транспортных средств и уровня безопасности перевозок пассажиров, опасных грузов. Оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации обеспечивается их собственниками (владельцами) в соответствии с технической документацией производителей аппаратуры спутниковой навигации. При оснащении транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации обеспечивается установка аппаратуры спутниковой навигации на транспортном средстве и ее идентификация в системе. Идентификация аппаратуры спутниковой навигации обеспечивается оператором системы посредством размещения в системе следующих сведений: государственный регистрационный знак, идентификационный номер (VIN), марка, модель, категория транспортного средства в соответствии с техническим регламентом, год изготовления транспортного средства, серия, номер, дата выдачи свидетельства о регистрации транспортного средства и паспорта транспортного средства (электронного паспорта транспортного средства); идентификационный номер аппаратуры спутниковой навигации и идентификационный номер персональной универсальной многопрофильной идентификационной карты абонента, содержащей профиль сети подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающей функционирование системы; наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, являющегося собственником (владельцем) транспортного средства, идентификационный номер налогоплательщика, адрес местонахождения, телефон, адрес электронной почты собственника (владельца) транспортного средства. При идентификации аппаратуры спутниковой навигации осуществляется проверка ее работоспособности посредством тестирования корректной отправки и получения информации системой. По итогам идентификации аппаратуры спутниковой навигации в системе оператором системы оформляется свидетельство в электронном виде и направляется на адрес электронной почты собственника (владельца) транспортного средства, размещенный в системе в соответствии с п.6 данных Правил, в течение 24 часов после такой идентификации. В случае замены аппаратуры спутниковой навигации, которой оснащено транспортное средство, а также изменения информации о транспортном средстве, об аппаратуре спутниковой навигации, о собственнике (владельце) транспортного средства, указанной в п.6 данных Правил, собственник (владелец) транспортного средства обеспечивает выполнение мероприятий, предусмотренных п.6 данных Правил (п.п.1, 2, 4, 6, 7, 8, 9 указанных Правил).
Установлено, что 10 января 2022 года заместителем начальника Северного МУГАДН ТО АТ и АДН по РК, в силу ст.3.1 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», ст.97.1 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», разд.5 «Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве», утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 №1043, с целью проведения мероприятий по проверке выполнения требований законодательства РФ в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, вынесено Решение №1 о проведении постоянного рейда на территории Республики Коми, сроком с 10.01.2022 по 30.12.2022, с указанием перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, подлежащие проверке в ходе постоянного рейда, в том числе, ФЗ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения, ФЗ от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», ПП РФ от 07.10.2020 №1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами», ПДД РФ, ПП РФ от 22.12.2020 №2216 «Правила оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации», Приказ Минтранса от 07.10.2020 №413 «Виды автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов, подлежащих оснащению аппаратурой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», ФЗ от 05.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; с указанием перечня контрольных (надзорных) действий, проводимых в ходе постоянного рейда: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в транспортном средстве, инструментальное обследование; с указанием лиц, сотрудников ТО АТ и АДН по РК СМУГАДН ФСНСТ, уполномоченных на проведение постоянного рейда, в том числе, ФИО3 – главный государственный инспектор, ФИО1 – старший государственный инспектор. Предметом постоянного рейда является соблюдение обязательных требований, установленных ч.2 ст.3.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №259-ФЗ. Задачами постоянного рейда являются: надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства; предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений. Объектами постоянного рейда являются: деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом (за исключением международных автомобильных перевозок), в том числе, деятельность по организованной перевозке группы детей автобусами, деятельность по перевозке опасных грузов, а также деятельность по перевозке пассажиров и грузов для собственных нужд (за исключением деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами); деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами, подлежащая лицензированию; транспортные средства.
28 декабря 2022 года около 13 часов 56 минут по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.Ленина, д.63, при проведении в соответствии с вышеуказанными нормативными актами органом государственного контроля (надзора) постоянного рейда, сотрудниками ТО АТ и АДН по РК СМУГАДН ФСНСТ, с составлением ФИО3 соответствующего протокола от 28.12.2022, произведен осмотр транспортного средства <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, под управлением водителя ФИО2, принадлежащего МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино, в ходе которого, с проведением ФИО1 инструментального обследования, с составлением соответствующего протокола от 28.12.2022, выявлены нарушения, отраженные в составленном Акте постоянного рейда от 28.12.2022, отсутствует идентификация аппаратуры навигации указанного транспортного средства в Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» и в «Комплексно информационно-аналитической системе контроля и мониторинга транспорта в режиме реального времени», отсутствует свидетельство в электронном виде, оформленное оператором системы, по итогам идентификации аппаратуры спутниковой навигации, в нарушение требований п.8 постановления Правительства РФ от 22.12.2020 №2216.
Таким образом, установлено, что 28 декабря 2022 года в 14 часов 05 минут, по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.Ленина, д.63, юридическим лицом МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино, допущено нарушение пп. «д» п.8 «Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами», утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 №1616, которое в соответствии с п.39 данного Положения о лицензировании, является грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности.
Вопреки доводам законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, установка аппаратуры спутниковой навигации на транспортном средстве, получение информации системой спутниковой навигации о местонахождении транспортного средства, оплата этих услуг, не свидетельствует об идентификации установленной в транспортном средстве аппаратуры спутниковой навигации в системе оператором системы, идентификация установленной в транспортном средстве аппаратуры спутниковой навигации, обеспечивается оператором системы посредством размещения в системе сведений, что подтверждается оформлением оператором системы соответствующего свидетельства - государственный регистрационный знак, идентификационный номер (VIN), марка, модель, категория транспортного средства в соответствии с техническим регламентом, год изготовления транспортного средства, серия, номер, дата выдачи свидетельства о регистрации транспортного средства и паспорта транспортного средства (электронного паспорта транспортного средства); идентификационный номер аппаратуры спутниковой навигации и идентификационный номер персональной универсальной многопрофильной идентификационной карты абонента, содержащей профиль сети подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающей функционирование системы; наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, являющегося собственником (владельцем) транспортного средства, идентификационный номер налогоплательщика, адрес местонахождения, телефон, адрес электронной почты собственника (владельца) транспортного средства; тогда как таковых сведений при проведении лицензирующим органом, в рамках государственного контроля (надзора), постоянного рейда, при осуществлении принадлежащим юридическому лицу транспортным средством перевозки пассажиров для собственных нужд, в системе не имелось, отсутствовало и свидетельство об этом.
Фактические обстоятельства дела и виновность юридического лица МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино в совершении административного правонарушения, подтверждаются совокупностью исследованных при рассмотрении дела доказательств, которые получены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются допустимыми и достоверными, не содержат противоречий и объективно отражают обстоятельства административного правонарушения:
- Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, л.д.26-30, в отношении МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино.
- Лицензией, представленной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино на перевозку автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд №№ от ДД.ММ.ГГГГ серия ДА №.
- Выпиской ТО АТ и АДН по РК СМУГАДН ФСНСТ № от ДД.ММ.ГГГГ о включении сведений об автобусе марки <данные изъяты> <данные изъяты> года выпуска ГРЗ Р 317 РМ 11 в реестр лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ.
- Свидетельством о регистрации транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому тип ТС специализированное прочее, автобус для перевозки детей, <данные изъяты>, категория М3, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, государственный регистрационный знак №, собственник (владелец) МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино (Республика Коми, Сысольский район, с.Пыёлдино, д.Бортом, д.4 «а»), л.д.24-25.
- Договором №ПС от ДД.ММ.ГГГГ об оказании МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино услуг по установке и настройке оборудования на ТС; счетом-фактурой от ДД.ММ.ГГГГ об оплате оказанных услуг по договору №ПС от ДД.ММ.ГГГГ; актом сдачи-приемки выполненных работ № по диагностике оборудования на ТС <данные изъяты> ГРЗ №; техническим паспортом оборудования «ЭРА-ГЛОНАСС».
- Уведомлением МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино от 20.12.2022 об организованной перевозке группы детей автобусом, л.д.17.
- Путевым листом автобуса необщего пользования <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, под управлением водителя ФИО2, МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино № от ДД.ММ.ГГГГ, л.д.17 об.
- Решением ТО АТ и АДН по РК СМУГАДН ФСНСТ № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении постоянного рейда», л.д.12-15.
- Протоколом осмотра ТО АТ и АДН по РК СМУГАДН ФСНСТ от ДД.ММ.ГГГГ транспортного средства <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, под управлением водителя ФИО2, МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино, л.д.19.
- Протоколом инструментального обследования ТО АТ и АДН по РК СМУГАДН ФСНСТ от ДД.ММ.ГГГГ транспортного средства <данные изъяты> государственный регистрационный знак № на соответствие требованиям постановления Правительства РФ от 22.12.2020 №2216 «Об утверждении правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации», согласно которому результаты показателей: наличие сведений о транспортном средстве в КИАСК-ТС-РВ не соответствует представленным, наличие сведений об аппаратуре спутниковой навигации в КИАСК-ТС-РВ не соответствует представленным, наличие сведений о перевозчике в КИАСК-ТС-РВ не соответствует представленным, наличие навигационной информации от транспортного средства в КИАСК-ТС-РВ отсутствует, сведения из ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» отсутствуют, л.д.20.
- Актом постоянного рейда ТО АТ и АДН по РК СМУГАДН ФСНСТ от ДД.ММ.ГГГГ, л.д.16, фотоматериалами, л.д.22.
- Свидетельством № о прохождении идентификации аппаратуры спутниковой навигации в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино от ДД.ММ.ГГГГ, где в соответствии с п.6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.12.2020 №2216, оператором системы размещены необходимые сведения о транспортном средстве лицензиата, автобусе <данные изъяты> государственный регистрационный знак № МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино, что свидетельствует об идентификации аппаратуры спутниковой навигации, установленной в данном транспортном средстве.
- Протоколом об административном правонарушении № от 15.02.2023, л.д.5-6, который соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ, составлен, в силу ч.ч.1, 3 ст.28.3 КоАП РФ, надлежащим должностным лицом, должностным лицом территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением требований, и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в пределах компетенции соответствующего органа, старшим государственным инспектором ТО АТ и АДН по РК СМУГАДН ФСНСТ Кочановой Л.Ю., на основании ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ, в отсутствие законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в связи с его неявкой, письменно ходатайствовавшего о составлении протокола в его отсутствие, л.д.8, извещенного в установленном порядке, в соответствии с ч.ч.1, 3 ст.25.15 КоАП РФ, заказным письмом с уведомлением о вручении, обеспечивающим фиксирование извещения и его вручение адресату, по месту нахождения юридического лица, л.д.9, 11, 10, с направлением копии протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого он составлен, в день составления указанного протокола, л.д.7, согласно которому, 28 декабря 2022 года в 14 часов 05 минут, по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.Ленина, д.63, юридическое лицо МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино, осуществляло деятельность по перевозке автобусом лицензиата для собственных нужд 23 пассажиров (детей) по маршруту с.Пыёлдино - г.Сыктывкар, транспортным средством категории М3 <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, под управлением водителя ФИО2, с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных пп. «д» п.8 «Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами», утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 №1616; а также п.8 «Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2020 №2216; ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», об основных требованиях по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых к юридическим лицам при эксплуатации транспортных средств: отсутствует идентификация аппаратуры навигации транспортного средства ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», КИАСК ТС-РВ, отсутствует свидетельство в электронном виде, оформленное оператором системы, по итогам идентификации аппаратуры спутниковой навигации.
- Объяснениями законного представителя юридического лица МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Ушаковой М.А. при рассмотрении дела об административном правонарушении, что идентификации аппаратуры спутниковой навигации в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» ТС <данные изъяты> ГРЗ № МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино осуществлена только 17 февраля 2023 года, что подтверждается представленным свидетельством, оформленным оператором системы.
- Показаниями свидетеля ФИО2 при рассмотрении дела об административном правонарушении, согласно которым, после остановки по указанному в протоколе об административном правонарушении адресу в г.Сыктывкаре сотрудниками ТО АТ и АДН по РК СМУГАДН ФСНСТ управляемого им автобуса <данные изъяты> ГРЗ № МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино при перевозке детей из с.Пыёлдино в г.Сыктывкаре, данных спутниковой навигации об указанном транспортном средстве в приборе должностного лица административного органа не имелось.
Оценив доказательства по делу в их совокупности, судья приходит к выводу о наличии в действиях юридического лица муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» с.Пыёлдино события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
Оснований для иной квалификации действий юридического лица МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино при рассмотрении дела об административном правонарушении не имеется.
Доказательств объективной невозможности соблюдения данным юридическим лицом лицензионных требований, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с аб.3 п.21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из оценки фактических обстоятельств дела и характера противоправного деяния, оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения юридического лица МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ, не имеется. По настоящему делу отсутствуют исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных указанной нормой признаков малозначительности административного правонарушения, принимая при этом во внимание особую значимость охраняемых отношений и конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения.
Согласно ч.ч.1, 3 ст.4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу ч.3.5 ст.4.1 КоАП РФ, административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела 2 КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии с ч.ч.1, 2, 3 ст.3.4 КоАП РФ, предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела 2 КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со ст.4.1.1 КоАП РФ.
На основании ч.ч.1, 2 ст.4.1.1 КоАП РФ, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела 2 КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.4.1.1 КоАП РФ. Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.ст.13.15, 13.37, 14.31-14.33, 14.56, 15.21, 15.27.3, 15.30, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8-19.8.2, 19.23, ч.ч.2, 3 ст.19.27, ст.19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, ч.2 ст.20.28 КоАП РФ.
При назначении юридическому лицу МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино административного наказания, в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 4.1 КоАП РФ, учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, судьей учитываются признание законным представителем юридического лица МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Ушаковой М.А. вины в совершении инкриминируемого правонарушения, раскаяние в содеянном, устранение выявленного нарушения обязательных требований.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Срок давности привлечения юридического лица МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино к административной ответственности, в соответствии со ст.4.5 КоАП РФ, не истек.
На основании вышеизложенного, учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, не привлекавшегося ранее за совершение однородного административного правонарушения, наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств, что выявленное нарушение не причинило вред и не способствовало возникновению вреда, и наступлению вредных последствий, установленных в п.1 ч.10 ст.19.2 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», назначает МБОУ «СОШ» с.Пыёлдино административное наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с.Пыёлдино виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде предупреждения.
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст.25.1-25.5.1 КоАП РФ, должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст.28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в вышестоящий суд, в Верховный Суд Республики Коми, в течение 10 суток со дня получения копии постановления, с подачей жалобы, в Сысольский районный суд Республики Коми или непосредственно в вышестоящий суд.
В случае пропуска предусмотренного срока, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей, правомочным рассматривать жалобу
Судья Н.В. Бондаренко
копия верна