Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 06 июня 2023 года
Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Абдулхаликова Ш.Г., при секретаре ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3 об установлении факта утраты родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте,
установил:
ФИО3 обратилась в суд с указанным заявлением, указывая в его обоснование, что Постановлением главы администрации МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ 258, основанием для чего явились болезни ее родителей, над нею, ФИО3, в несовершеннолетнем возрасте была учреждена опека по причине тяжелого заболевания матери ФИО4, которая являлась инвали<адрес> группы с 3 степенью ограничения трудоспособности, бессрочно. После продолжительной болезни она скончалась ДД.ММ.ГГГГ. Отец – ФИО1 скончался ДД.ММ.ГГГГ году.
Фактически в 2003 истец осталась без родительского попечения, в связи с чем над нею была учреждена опека, бабушкой ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В настоящее время опека над ФИО3 прекращена в связи с достижением совершеннолетия.
В связи с тем, что истец является лицом, нуждающимся в предоставлении жилого помещения, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию МР «<адрес>» с заявлением о постановке на учет в качестве лица из числа детей, оставшихся без родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте, нуждающихся в предоставлении жилья.
В ответ на свое обращение из администрации МР «<адрес>» получено письмо от ДД.ММ.ГГГГ №, из которого следует, что в случае отсутствия судебного решения о признании факта утраты родительского попечения, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, предусмотренные ФЗ от 21.12.1996г. №, не распространяются.
Установление данного факта необходимо ФИО3 для реализации принадлежащего ей права на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и на обеспечение жилым помещением. В ином порядке, кроме как обращение в суд, установить данный факт не представляется возможным.
Просит установить факт утраты родительского попечения над нею - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> РД со стороны родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Заявитель ФИО3 и заинтересованное лицо ФИО2, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились. От ФИО8 поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель отдела опеки и попечительства администрации МР «<адрес>», надлежаще уведомлен, в судебное заседание не явился.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав и оценив материалы настоящего гражданского дела, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 3 ст. 8 указанного ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет (абз. 1).
Согласно светокопии паспорта 82 22 587183, выданному ДД.ММ.ГГГГ МВД по <адрес>, ФИО3 родилась ДД.ММ.ГГГГ году в <адрес> Республики Дагестан, зарегистрирована по адресу: РД, <адрес>.
Согласно свидетельству о рождении II-БД №, выданного повторно ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> РД, запись акта о рождении №, ФИО3 родилась ДД.ММ.ГГГГ году в <адрес> РД, родителями указаны: отец – ФИО1, мать – ФИО4.
Согласно постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ, над несовершеннолетней ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения установлена опека ее бабушкой ФИО2, 1961 года рождения по причине того, что мать несовершеннолетней – ФИО4 является матерью – одиночкой и имеет инвалидность 2 группы (спр.серии МСЭ-2001 №, выд. 11.11.2003г. по 1.12.2004г.).
Согласно свидетельству о смерти I-БД №, выданного повторно ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер в <адрес> РД ДД.ММ.ГГГГ году.
Решением Каякентского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 признан отцом ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с чем, постановлением № от 21.10.2008г. внесены частичные изменения в постановление № от 23.12.2003г. - фамилию несовершеннолетней «ФИО11» изменена на «ФИО10», отчество «ФИО6» изменена на «ФИО3». Опекуну ФИО2 выдано удостоверение о назначении опекуном над ФИО3.
Согласно свидетельству о смерти II-БД №, выданному ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 (мать), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла в <адрес> РД ДД.ММ.ГГГГ году.
Согласно справки об инвалидности серии МСЭ-2018 № от ДД.ММ.ГГГГ, установлена инвалидность ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения 3 группы, причина инвалидности – инвалидность детства, бессрочно.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ до совершеннолетия находилась под опекой (попечительством).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Положения абз. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляют для целей данного Закона понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из вышеуказанных норм следует, что целью определения статуса несовершеннолетнего как ребенка, оставшегося без попечения родителей, является предоставление ему возможности реализовать в установленном законом порядке дополнительные гарантии по социальной защите.
Свои требования о признании факта утраты родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте ФИО3 заявила применительно к тому, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявление ФИО3 подлежит удовлетворению.
Руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление ФИО3 удовлетворить.
Установить факт утраты родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте в отношении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, со стороны родителей: отца – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и матери – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с момента учреждения над ней опеки, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через районный суд.
Судья Ш.<адрес>
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.