Дело <число>
21RS0<число>-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2023 года <адрес>
Козловский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Степановой Т.И., при секретаре судебного заседания ФИО1, с участием помощника прокурора <адрес> Чувашской Республики ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Еметкинская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об охране окружающей среды,
установил:
<адрес> Чувашской Республики обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МБОУ «Еметкинская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об охране окружающей среды.
Иск прокурора мотивирован тем, что по результатам проведения проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды установлено, что на территории МБОУ «Еметкинская СОШ» по адресу: Чувашская Республика, д. Еметкино, <адрес>А, эксплуатируются два стационарных источника негативного воздействия на окружающую среду, предназначенных для производства тепловой энергии в учреждение. Указанным стационарным источником негативного воздействия на окружающую среду являются газовые котлы марки «MICRO NEW 200». Согласно технико-экономическим показателям потребляемая электрическая мощность котлов «MICRO NEW 200», установленных в котельной МБОУ «Еметкинская СОШ», установочная теплопроизводительность 600 кВт, расход газа 65,4 мЗ/час, КПД котлов 92%. В соответствии с информацией отдела образования и молодежной политики администрации Козловского муниципального округа следует, что на балансе МБОУ «Еметкинская СОШ» находится 1 стационарный источник выбросов. Из показаний и.о. директора МБОУ «Еметкинская СОШ» следует, что учреждением эксплуатируются два стационарных источника негативного воздействия на окружающую среду котел марки «MICRO NEW 200» в количестве 2 штук, предназначенных для производства тепловой энергии Инвентаризация данных источников не проводилась, на государственный учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не ставились, заявка не подавалась. Котельная поставлена лишь на кадастровый учет. Кадастровый <число>. Документация на оборудование котельной, в том числе отопительных котлов утеряна. Эксплуатация МБОУ «Еметкинская СОШ» двух стационарных источников негативного воздействия на окружающую среду — котлы марки «MICRO NEW 200», являющиеся источником негативного воздействия на окружающую среду в отсутствие инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не способствует достижению определенных ч. 1 ст. 69 Федерального закона №7-ФЗ целей в виде получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, способствующих уменьшению негативного воздействия, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Ссылаясь на вышеприведенные обстоятельства, прокурор просит возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Еметкинская средняя общеобразовательная школа» обязанность по проведению инвентаризации двух источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух — котлов марки «MICRO NEW 200», расположенных по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, д. Еметкино, <адрес>А, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда. Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Еметкинская средняя общеобразовательная школа» обязанность по постановке на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекты - марки «MICRO NEW 200», расположенные по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, д. Еметкино, <адрес>, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Чувашской Республики ФИО2 исковое заявление поддержала по изложенным в иске основаниям и просила его удовлетворить.
Ответчик МБОУ «Еметкинская СОШ», извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, законный представитель ответчика ФИО3 представила заявление, в котором просила рассмотреть дело без ее участия, возражений не имеет.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело без участия их представителя, исковые требования поддерживают в полном объеме.
В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав прокурора, исследовав представленные письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон № 96-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
В силу п.п. 1,2,4 ст. 22 Федерального закона № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержден приказом Минприроды России от <дата> <число> (далее - порядок).
Пунктом 1 Порядка установлено, что инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - инвентаризация выбросов) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВ), с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее также - источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы, загрязняющие вещества, ЗВ).
Согласно п.п. 3,4 Порядка при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных, а также передвижных ИЗАВ, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты.
В качестве стационарных ИЗАВ при проведении инвентаризации выбросов учитываются: ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух через специальные устройства отвода выбросов, например, установки очистки газа, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства, ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа, в том числе места загрузки, выгрузки или хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ, негерметичности (неплотности) технологического оборудования, из которых вещества поступают в атмосферный воздух, размещенные на территории объекта ОНВ или в санитарно-защитной зоне отходы, имеющие непосредственный контакт с атмосферным воздухом, например, пылящие поверхности хвостохранилищ, карьеров, ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух из установленного отверстия, ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух по установленной линии значительной протяженности, например, аэрационные фонари цехов, ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух с установленной ограниченной поверхности или площади.
Помимо инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух юридическим лицам необходимо ставить указанные источники на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Так, согласно п.п. 1,2 ст. 69 Федерального закона № 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
В соответствии с п.п. 1,2 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
В силу п. п. 1,4 ст. 4.2 объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории, объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории, объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории, объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Суд считает установленным, что на территории МБОУ «Еметкинская СОШ» по адресу: Чувашская Республика, д. Еметкино, <адрес>, д. ЗА, эксплуатируются два стационарных источника негативного воздействия на окружающую среду, предназначенных для производства тепловой энергии в учреждение, а именно газовые котлы марки «MICRO NEW 200», расположенные в котельной МБОУ «Еметкинская СОШ. Потребляемая электрическая мощность указанных котлов 1,45 кВт, установочная теплопроизводительность 600 кВт, расход газа 65,4 куб.м/час, КПД котлов 92%. Эксплуатация МБОУ «Еметкинская СОШ» двух стационарных источников негативного воздействия на окружающую среду - котлы марки «MICRO NEW 200», являющиеся источником негативного воздействия на окружающую среду, производится в отсутствие инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Указанные обстоятельства подтверждаются информацией прокурору и.о. заместителя главы администрации МО по социальным вопросам - начальника отдела образования и молодежной политики администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики ФИО4 <число> от <дата>, проектной документацией, письменными объяснениями ответчика, справкой о проведенной прокуратурой проверки в МБОУ «Еметкинская СОШ».
Так из информации прокурору и.о. заместителя главы администрации МО по социальным вопросам - начальника отдела образования и молодежной политики администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики ФИО4 <число> от <дата> следует, что в МБОУ «Еметкинская СОШ» количество стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, находящихся на балансе школы составляет 1 (одна) штука, модульная котельная, расположенная по адресу: д. Еметкино, <адрес>А. В соответствии с Постановлением администрации <адрес> от <дата> <число> земля под модульную котельную имеет площадь 150 кв.м и кадастровый <число>. Модульная котельная на государственный учет не поставлен.
Из проектной документации газоснабжения модульной котельной МБОУ «Еметкинская СОШ» по <адрес>А д. <адрес> Чувашской Республики следует, что в котельной учреждения установлены котлы марки «MICRO NEW 200». Потребляемая электрическая мощность указанных котлов 1,45 кВт, установочная теплопроизводительность 600 кВт, расход газа 65,4 куб.м/час, КПД котлов 92%.
Из письменных объяснений и.о. директора МБОУ «Еметкинская СОШ» ФИО3 от <дата> следует, что учреждением эксплуатируются два стационарных источника негативного воздействия на окружающую среду котел марки «MICRO NEW 200» в количестве 2 штук, предназначенных для производства тепловой энергии. Инвентаризация данных источников не проводилась, на государственный учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не ставились, заявка не подавалась. Котельная поставлена лишь на кадастровый учет. Кадастровый <число>. Документация на оборудование котельной, в том числе отопительных котлов утеряна.
Из решения прокурора <адрес> Чувашской Республики о проведении проверки от <дата> и справки о результатах проверки исполнения МБОУ «Еметкинская СОШ» федерального законодательства от <дата> следует, что проверкой прокуратуры района установлено, что в оперативном управлении учреждения находится стационарный источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (котельная) по адресу: д. Еметкино, <адрес>, д. ЗА. В котельной расположены три газовых котла серии «MICRO New 200». В соответствии с 4.1 ст. 69 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора. Согласно п.п. 1, 2 ст. 69.2 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. В силу п.п. 1,2,4 ст. 22 Федерального закона № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Вопреки названным требованиям 3 газовых котла серии «MICRO New 200 на государственный учет не поставлены, а также не проведена их инвентаризация.
Поскольку эксплуатация МБОУ «Еметкинская СОШ» двух стационарных источников негативного воздействия на окружающую среду — котлы марки «MICRO NEW 200», являющиеся источником негативного воздействия на окружающую среду в отсутствие инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не способствует достижению определенных ч. 1 ст. 69 Федерального закона №7-ФЗ целей в виде получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, способствующих уменьшению негативного воздействия, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, исковое требование прокурора является законным и обоснованным, подлежащим полному удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Исходя из комплекса мероприятий, необходимых для совершения действий по восстановлению нарушенного права, суд соглашается с доводами иска и считает, что испрашиваемый прокурором срок проведения мероприятий по организации устранения нарушения требований законодательства об охране окружающей среды является разумным.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований прокурора района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Еметкинская СОШ» об устранении нарушений федерального законодательства об охране окружающей среды, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 196-199 ГПК РФ,
решил:
Иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Еметкинская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, удовлетворить.
Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Еметкинская средняя общеобразовательная школа» (ИНН/КПП: 2107001970/210701001) обязанность по проведению инвентаризации двух источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - котлов марки «MICRO NEW 200», расположенных по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, д. Еметкино, <адрес>А, в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Еметкинская средняя общеобразовательная школа» (ИНН/КПП: 2107001970/210701001) обязанность по постановке на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекты - марки «MICRO NEW 200», расположенные по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, д. Еметкино, <адрес>, в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Козловский районный суд Чувашской Республики.
Судья Т.И. Степанова
Решение в окончательной форме принято <дата>.
Судья Степанова Т.И.