Судебный акт #1 (Определение) по делу № 3а-87/2024 (3а-2371/2023;) ~ М-1780/2023 от 24.10.2023

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23.04.2024

г. Самара

Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи         Клюева С.Б.,

при секретаре                    Рогаткове М.В.,

с участием прокурора                 Деминой В.В.,

представителя административного истца Решетникова И.Ф., представителя Думы г.о. Самара Плотникова А.Ю., представителя Департамента градостроительства г.о. Самара Жуковой М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-87/2024 (3а-2371/2023) по административному исковому заявлению Евдокимова Олега Александровича к Думе г.о. Самара, Главе г.о. Самара, Департаменту градостроительства г.о. Самара об оспаривании нормативных правовых актов в части,

установил:

Евдокимов Олег Александрович обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просит признать недействующими:

1) Схему № 1 "Основной чертеж. Проектное решение" Генерального плана городского округа Самара "Положения о территориальном планировании, карты и схемы", утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539 (далее также - Решение № 539), в редакции решения Думы городского округа Самара от 05.12.2019 № 477 (далее также - Решение № 477), в части установления функциональных зон "Жилая зона территории существующей малоэтажной застройки индивидуальными домами с приусадебными участками" и "Планируемые территории малоэтажного строительства", в отношении территории общего пользования, фактически занятой бульваром, ограниченной жилыми кварталами 3, 6, 7 и улицей Восточная, согласно каталогу координат характерных точек, указанному в прилагаемой схеме, со дня принятия решения Думы городского округа Самара от 05.12.2019 № 477;

2) Приложение 2 "Карта функциональных зон городского округа Самара" к Генеральному плану городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539, в редакции решения Думы городского округа Самара от 29.04.2022 № 182 (далее также - Решение № 182), в части установления существующей функциональной зоны "Зона застройки малоэтажными жилыми домами (до 4-х этажей, включая мансардный)", в отношении территории общего пользования, фактически занятой бульваром, ограниченной жилыми кварталами 3, 6, 7 и улицей Восточная, согласно каталогу координат характерных точек, указанному в прилагаемой схеме, со дня принятия решения Думы городского округа Самара от 29.04.2022 № 182;

3) Приложение 3 "Карта правового зонирования города Самары" к Правилам застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденным постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61 (далее также - Постановление № 61), в редакции решения Думы городского округа Самара от 13.02.2014 № 391 (далее также - Решение № 391), в части установления территориальной рекреационной зоны "Р-5. Зона садово-дачных участков и коллективных садов", в отношении территории общего пользования, фактически занятой бульваром, ограниченной жилыми кварталами 3, 6, 7 и улицей Восточная, согласно каталогу координат характерных точек, указанному в прилагаемой схеме, со дня принятия решения Думы городского округа Самара от 13.02.2014 № 391;

4) Приложение 3 "Карта правового зонирования города Самары" к Правилам застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденным постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61, в редакции решения Думы городского округа Самара от 20.09.2016 № 125 (далее также - Решение № 125), в части установления территориальной зоны "Ж-1. Зона малоэтажной застройки индивидуальными домами" в отношении территории общего пользования, фактически занятой бульваром, ограниченной жилыми кварталами 3, 6, 7 и улицей Восточная, согласно каталогу координат характерных точек, указанному в прилагаемой схеме, со дня принятия решения Думы городского округа Самара от 20.09.2016 № 125;

5) Приложение 2 "Карта градостроительного зонирования городского округа Самара" к Правилам землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденным постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61, в редакции решения Думы городского округа Самара от 29.12.2020 № 45 (далее также - Решение № 45), в части установления территориальной зоны "Ж-1. Зона малоэтажной застройки индивидуальными домами" в отношении территории общего пользования, фактически занятой бульваром, ограниченной жилыми кварталами 3, 6, 7 и улицей Восточная, согласно каталогу координат характерных точек, указанному в прилагаемой схеме, со дня принятия решения Думы городского округа Самара от 29.12.2020 № 45;

6) Приложение 2 "Карта градостроительного зонирования городского округа Самара" к Правилам землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденным постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61, в редакции решения Думы городского округа Самара от 27.12.2022 № 265 (далее также - Решение № 265), в части установления территориальной зоны "Ж-2 - Зона застройки малоэтажными жилыми домами", в отношении территории общего пользования, фактически занятой бульваром, ограниченной жилыми кварталами 3, 6, 7 и улицей Восточная, согласно каталогу координат характерных точек, указанному в прилагаемой схеме, со дня принятия решения Думы городского округа Самара от 27.12.2022 № 265;

7) Приложение 5 "Сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости" к Правилам землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденным постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61, в редакции решения Думы городского округа Самара от 27.12.2022 № 265, в части графического описания местоположения границ территориальной зоны застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2) в отношении территории общего пользования, фактически занятой бульваром, ограниченной жилыми кварталами 3, 6, 7 и улицей Восточная, согласно каталогу координат характерных точек, указанному в прилагаемой схеме, со дня принятия решения Думы городского округа Самара от 27.12.2022 № 265.

В обоснование заявленных требований указывается, что административный истец зарегистрирован по месту жительства и постоянно проживает в шестом квартале посёлка Береза Красноглинского внутригородского района городского округа Самара, непосредственно граничащим с территорией общего пользования, расположенной в кадастровых кварталах и , ограниченной кварталами 3, 6, 7 и улицей Восточная, согласно каталогу координат прилагаемой схемы. На данной территории находятся зеленые насаждения, дорожно-тропиночная сеть и сети инженерной инфраструктуры посёлка Берёза. Указанная территория фактически занята бульваром. Ранее данная территория была отведена под шумозащитную лесополосу шириной 50 м по периметру со стороны аэродрома постановлением Администрации г. Самары от 27.11.1992 № 1106.

Отнесение оспариваемыми нормами Генерального плана и Правилами застройки и землепользования в городе Самаре (в действующих редакциях) к функциональной зоне: «зона застройки малоэтажными жилыми домами» и к территориальной зоне: Ж-2 - «зона застройки малоэтажными жилыми домами», по мнению административного истца, не соответствует требованиям статьей: 5.1, 9, 18, 23, 24, 28, 30 – 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 3 статьи 25 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 23 Федерального закона от 30.12.2015 № 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Подготовка проектов о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки городского округа Самара, их проверка и согласование проведено со значительными нарушениями, выразившимися, в частности в том, что, в проекте внесения изменений в Генеральный план изменение функционального зонирования территории бульвара не заявлялось, изменения не обосновывались, предметом общественных обсуждений не являлись. Подготовка проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки осуществлялась по поступившему предложению органа местного самоуправления в части приведения Правил землепользования и застройки городского округа Самара в соответствие с Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением № 539 (в редакции решения № 182). Вместе с тем общественные обсуждения проекта внесений изменений в Правила землепользования и застройки не проводились в силу пункта 1 постановления Правительства Самарской области от 20.05.2022 № 351.

В настоящее время значительная часть данной территории общего пользования передана в собственность и в аренду физическим лицам.

Необоснованным изменением функционального и градостроительного зонирования данной территории нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в частности, право на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья экологическое и санитарно-эпидемиологическое благополучие, право на устойчивое развитие территории, благоприятные условия жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, право на пользование территорией общего пользования. Существует реальная угроза незаконной рубки, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан.

Также административным истцом по вышеуказанным основаниям оспаривается утратившая силу редакция Генерального плана городского округа Самара (в редакции решения Думы городского округа Самара от 05.12.2019 № 477) и утратившие силу редакции Правил застройки и землепользования в городе Самаре (в редакциях решений Думы городского округа Самара от 13.02.2014 № 391, от 20.09.2016 № 125, от 29.12.2020 № 45) в части установления функциональных и территориальных зон на указанной территории в соответствующие периоды.

В судебном заседании представитель административного истца Решетников И.Ф., действующий на основании доверенности, уточненные административные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и уточнениях к нему, против прекращения производства по настоящему делу возражал.

В судебном заседании представитель административного ответчика – Думы г.о. Самара Плотников А.Ю., действующий на основании доверенности, полагал необходимым прекратить производство по настоящему административному делу, ссылаясь на осуществление нормоконтроля оспариваемых нормативных правовых актов в соответствующей части в полном объеме Самарским областным судом в ходе рассмотрения дела № 3а-1120/2023 по административному исковому заявлению Асмолова Ю.И. о признании недействующими нормативных правовых актов в части.

Аналогичную процессуальную позицию высказала действующая на основании доверенности, представитель заинтересованного лица – Департамента градостроительства г.о. Самара Жукова М.Б.

Иные участники дела в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), причины неявки суду не сообщили.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым производство по настоящему делу прекратить, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в случае, когда акт или часть акта, законность которых уже проверена судом, оспариваются другими лицами, требования которых основаны на иных доводах, не обсуждавшихся судом первой инстанции, в принятии административного искового заявления также должно быть отказано. Данные доводы могут быть приведены этими лицами при обжаловании решения суда в суд кассационной или надзорной инстанции. Вместе с тем судья не вправе отказать в принятии административного искового заявления, если в нем указаны иные основания, по которым акт или его часть не могли быть проверены судом, принявшим решение, вступившее в законную силу (например, когда после рассмотрения дела изменилось законодательство, на соответствие которому проверялись нормативный правовой акт или его часть, нормативный правовой акт или его часть проверялись Судом по интеллектуальным правам в части, относящейся к сфере интеллектуальных прав).

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, решением Самарского областного суда от 07.08.2023, принятому по административному делу № 3а-1120/2023 без удовлетворения оставлен административный иск Асмолова Ю.И. в котором он просил о признании недействующими: Приложения 3 «Карта функциональных зон городского округа Самара» к Генеральному плану городского округа Самара, утвержденному Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539 (в редакции Решения Думы городского округа Самара № 182 от 29.04.2022), в части нахождения земельного участка, площадью 14543 кв.м с координатами, указанными на схеме, занятого шумозащитной лесополосой поселка Береза Красноглинского внутригородского района городского округа Самара, в функциональной зоне «зона застройки малоэтажными жилыми домами» а также Приложения 2 «Карта градостроительного зонирования городского округа Самара» к Правилам землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденным постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61 (в редакции решения Думы городского округа Самара № 265 от 27.12.2022), в части отнесения земельного участка, площадью 14543 кв.м с координатами, указанными на схеме, занятого шумозащитной лесополосой поселка Береза Красноглинского внутригородского района городского округа Самара, к территориальной зоне Ж-2 (зона застройки малоэтажными жилыми домами).

Решение вступило в законную силу на основании апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 15.11.2023. Административным истцом также реализовано право кассационного обжалования данного решения и апелляционного определения. При этом доводы кассационной жалобы содержат указания на наличие нарушений при принятии оспариваемых нормативных правовых актов, как в актуальной, так и в предшествующих редакциях.

Установлено и не оспаривалось участвующими в деле лицами, то обстоятельство, что спорной территорией, как в деле № 3а-1120/2023, так и в настоящем деле является полоса с зелеными насаждениями между жилыми кварталами 3, 6, 7 и улицей Восточная, которая запланирована как: «шумозащитная лесополоса из хвойных пород шириной 50 м по периметру со стороны аэродрома» в постановлении Администрации г. Самары от 27.11.1992 № 1106 (т. 1, л.д. 196). Как в деле № 3а-1120/2023, так и в настоящем деле административными истцами оспаривается отнесение Генеральным планом г.о. Самара (в редакции Решения № 182) данного земельного участка к функциональной зоне «зона застройки малоэтажными жилыми домами» и Правилами землепользования и застройки городского округа Самара (в редакции Решения № 265) к территориальной зоне Ж-2 - «зона застройки малоэтажными жилыми домами». При этом, по мнению суда несовпадение поворотных точек спорного земельного участка, составленных кадастровыми инженерами в деле № 3а-1120/2023 и в настоящем деле не свидетельствует об ином предмете административного иска.

После вступления в законную силу названного решения суда законодательство, на соответствие которому проверялся оспариваемый в части нормативный правовой акт, не изменялось, и на данные обстоятельства представитель административного истца в ходе рассмотрения дела не ссылался.

Таким образом, судебная проверка оспариваемых положений Генерального плана городского округа Самара (в редакции решения № 182) и Правил застройки и землепользования в городе Самаре (в редакции Решения № 265), вопрос о соответствии которых требованиям закона заявлен в настоящем деле, ранее уже осуществлена судом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о тождественности предмета административного иска Евдокимова О.А. (в части требований о признании недействующими в части Генерального плана городского округа Самара (в редакции Решения № 182) и Правил застройки и землепользования в городе Самаре (в редакции Решения № 265), ранее заявлявшимся в суде требованиям и получившим разрешение по существу вступившими в законную силу судебными актами.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца. Согласно пункту 1 части 1 статьи 194 упомянутого кодекса суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 этого кодекса.

Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул необходимость принимать во внимание, что пункт 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является частью конкретизирующего статью 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации процессуального законодательства, которое исходит, по общему правилу, из необходимости обеспечения лицу судебной защиты только при наличии оснований полагать, что права и свободы, о защите которых просит данное лицо, ему принадлежат и что указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (определения от 28 января 2016 года N 109-О, от 25 октября 2016 года N 2170-О, от 26 января 2017 года N 108-О).

В настоящем административном деле в территорию спорного участка помимо земельных участков с кадастровыми номерами :1248, :1249, :1260, :1234, :994, :1005, административным истцом, в результате уточнения административного искового заявления, включена территория земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0000000:36558, :1248 имеющими адрес: г. Самара, п. Береза, кв-л 3-й и занимаемыми многоквартирными жилыми домами с придомовой территорией.

Согласно открытым сведениям из публичной кадастровой карты многоквартирный дом с КН , адрес: <адрес>, веден в эксплуатацию в 1974 году. Дом с КН , адрес: <адрес>, наименование: «общежитие», веден в эксплуатацию в 1974 году.

Административный истец не приводит каких-либо доводов о нарушении его прав нахождением на данных земельных участках указанных многоквартирных жилых домов с придомовой территорией, что является самостоятельным основанием к прекращению производства по делу в соответствующей части на основании пункта 3 части 1 статьи 128, пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Административным истцом также оспариваются утратившая силу редакция Генерального плана городского округа Самара (в редакции решения Думы городского округа Самара от 05.12.2019 № 477) и утратившие силу редакции Правил застройки и землепользования в городе Самаре (в редакциях решений Думы городского округа Самара от 13.02.2014 № 391, от 20.09.2016 № 125, от 29.12.2020 № 45) в части установления функциональных и территориальных зон на указанной территории в соответствующие периоды.

Исходя из положений статей 208, 210, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт (его часть), которые на время его оспаривания являются действующими и нарушающими права и свободы, законные интересы лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 214 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца. Названной норме корреспондирует часть 2 статьи 194 КАС РФ о праве суда прекратить производство по административному делу, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

В ходе рассмотрения административного дела установлено, и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что Решением Думы городского округа Самара от 29.04.2022 № 182 «О внесении изменения в Решение Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539 «Об утверждении Генерального плана городского округа Самара», Генеральный план городского округа Самара приведен в соответствие с нормами Градостроительного кодекса РФ. Данное решение опубликовано в газете «Самарская газета» от 05.05.2022 № 95 (7108).

Также установлено, что Решением Думы городского округа Самара № 265 от 27.12.2022 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Самара», опубликованном 05.05.2022 в официальном печатном издании «Самарская газета», № 96 (7109), внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61. Правила землепользования и застройки городского округа Самара приведены в соответствие с Генеральным планом городского округа Самара в редакции Решения № 182.

В судебном заседании представитель административного истца не представил доказательств тому, что признание недействующими Генерального плана городского округа Самара (в редакции решения Думы городского округа Самара от 05.12.2019 № 477) и Правил застройки и землепользования в городе Самаре (в редакциях решений Думы городского округа Самара от 13.02.2014 № 391, от 20.09.2016 № 125, от 29.12.2020 № 45), положения которых в соответствующей части утратили силу и не применяются, повлияет каким-либо образом на объем права и обязанностей административного истца.

Таким образом, поскольку оспариваемые нормативные правовые акты изменены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца, соответственно, признание их недействующим с момента вступления в законную силу решения суда не повлияет на объем его прав и законных интересов.

Признание данных нормативных правовых актов в соответствующей части недействующими с момента их принятия будет противоречить положениям статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», поскольку установлено, что указанные нормативные правовые акты органа местного самоуправления применялись в соответствующий период и на основании этих актов были реализованы права граждан и организаций.

В связи с прекращением производства по настоящему делу не подлежит удовлетворению заявление Асмолова Юрия Ивановича о вступлении в настоящее административное дело в качестве соистца.

Прекращая производство по делу, суд, на подпункт 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, решает вопрос о возврате суммы государственной пошлины.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 198, 199 КАС РФ, суд,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по настоящему административному делу прекратить.

Возвратить Евдокимову Олегу Александровичу уплаченную государственную пошлину за подачу настоящего административного иска в размере 600 рублей (чек-ордер ПАО «СБЕРБАНК» по операции № 51 от 20.10.2023).

Заявление Асмолова Юрия Ивановича о вступлении в административное дело в качестве соистца оставить без удовлетворения.

Определение суда может быть обжаловано в течение 15 дней со дня его принятия в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи частной жалобы, представления через Самарский областной суд.

Судья Самарского областного суда         Клюев С.Б.

3а-87/2024 (3а-2371/2023;) ~ М-1780/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
Истцы
Прокуратура Самарской области
Евдокимов О.А.
Ответчики
Дума городского округа Самара
Департамент градостроительства городского округа Самара
Глава городского округа Самара
Другие
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)
Решетников Игорь Фёдорович
Макарова Н.П.
Купцов О.П.
ООО «Жилищник»
Приволжское МТУ Росавиции
Администрация г.о. Самара
Дьячков Д.Ю.
Семашкина Л.А.
Суд
Самарский областной суд
Судья
Клюев С. Б.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
24.10.2023Регистрация административного искового заявления
25.10.2023Передача материалов судье
26.10.2023Решение вопроса о принятии к производству
26.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.11.2023Предварительное судебное заседание
05.12.2023Судебное заседание
25.12.2023Судебное заседание
23.01.2024Судебное заседание
13.02.2024Судебное заседание
01.04.2024Судебное заседание
23.04.2024Судебное заседание
17.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее