Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1617/2022 ~ М-969/2022 от 24.03.2022

КОПИЯ

УИД 70RS0003-01-2022-002583-43

(2-1617/2022)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 сентября 2022 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Аюшевой Р.Н.,

при секретаре Добромировой Я.С.,

с участием истца Сорокиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Сорокиной Наталии Викторовны к Акционерному обществу «Томская энергосбытовая компания» об обязании провести перерасчет платы за электроэнергию, произвести подключение к сети энергоснабжения, компенсации морального вреда,

установил:

Сорокина Н.В. обратилась в суд с иском, к Акционерному обществу «Томская энергосбытовая компания» (далее – АО «Томскэнергосбыт»), в котором просит обязать ответчика произвести перерасчет и исключить из начислений плату за электроэнергию на общедомовые нужды за период с июля 2020 г. по февраль 2022 г. с лицевого счета ..., принадлежащего Сорокиной Наталии Викторовне в размере 10870,90 рублей, обязать восстановить электроснабжение квартиры по адресу: ..., обязать произвести перерасчет начислений в сумме 2544,00 рублей за услугу подключения и отключения электроснабжения квартиры по адресу: ..., взыскать компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей.

В обосновании иска указано, что истец является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: ..., а также является потребителем электроэнергии, которая предоставляется в целях содержания общего имущества многоквартирного дома. Оплату за потребленную электроэнергию по показаниям индивидуального прибора учета производит своевременно. Считает, что ответчиком незаконно выставляется требование об оплате за указанную жилищную услугу, в размере превышающем нормативное значение в период с июля 2020 года по 28 февраля 2022 года включительно, поскольку она (истец) потребляет не более 4 кВт общедомовой электроэнергии ежемесячно. Прибор учета расхода электроэнергии на общедомовые нужды в подъезде, где расположена ее (истца) квартира отсутствует. Дом признан аварийным и подлежащим сносу. Считает, что ответчик обязан произвести перерасчет платы, списав задолженности за ОДН за якобы потребленную ею (истцом) энергию за указанный период в размере 10870,90 рублей. Также считает, что действиями ответчика ей (истцу) причинен моральный вред.

Истец Сорокина Н.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснив, что осуществляла плату за ОДН ежемесячно и в полном объеме по установленному нормативу, на ее квартиру идет 4 кВт.ч. Просит провести перерасчет начислений 2544 рубля, поскольку указанная сумма начислена за отключение ее от электроэнергии в связи с незаконно насчитанным долгом за ОДН 14.12.2021, включена в счет для оплаты в счет долга. За ОДН по расчетам ответчика задолженность есть, по ее расчетам не имеется. Моральные и физические страдания выражаются в постоянных переживаниях. Дом признан аварийным в декабре 2014 г, должны расселить в декабре 2023 г. до настоящего времени АО «Томскэнергосбыт» перерасчет не произведен. Ею оплачена сумма 1745 рублей 28 копеек вместе с ОДН. Общая сумма долга 10 тысяч 712 копеек.

Представитель ответчика АО «Томскэнергосбыт», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора МО «Город Томск» в лице Администрации Города Томска, ООО «Интенс-Строй», будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика, третьих лиц.

В материалы дела представлен отзыв ответчика АО «Томскэнергосбыт», согласно которому, начисление за период исковых требований по показаниям ОДПУ законно и обоснованно. Исходя из позиции, приведенной в вопросе 3 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации №2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 06.07.2016, полагают, что ресурсноснабжающая организация вправе позволять использовать показания приборов учета, установленных в ветхих и аварийных объектах, для расчетов за потребленные энергоресурсы. В соответствии с п. 44 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания собственников или когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. Но с 01.07.2020 данная норма в п. 44 ПП РФ № 354 была исключена постановлением Правительства РФ от 29.06.2020 №950.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).

В соответствии со ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении

В силу ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как следует из ч.1 ст.36 и ст.39 ЖК РФ помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, а расходы на содержание и ремонт указанного имущества несут собственники помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со ст.153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в которые согласно п.4 ст.154 ЖК РФ входит плата за энергоснабжение.

В силу ч.1 ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Часть 9 ст.155 ЖК РФ устанавливает, что собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (п.5 ч.2 ст.153 ЖК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Частью 2 ст. 157 ГК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

С 01.01.2013 Правительство Постановлением № 354 от 06.05.2011 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям: помещений в многоквартирных, домах и жилых домов (далее Правила № 354).

Подпунктом «г» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, установлено, что электроснабжение - снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. Электроэнергия является коммунальным ресурсом (пункт 2 указанных Правил).

Предоставление коммунальных услуг гражданам в соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации является одной из целей управления многоквартирным домом. Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам (ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации). Как следует из п. 2 вышеуказанных Правил, предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя. Исполнителем согласно п. 2 Правил является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

В силу пп. «г» п. 31 Правил № 354 обязанность производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги возложена именно на исполнителя.

Порядок расчета объема потребленной электрической энергии на общедомовые нужды определен пунктом 44 Правил № 354, в соответствии с которым: размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11 и 12 приложения N 2 к настоящим Правилам. В случае если указанный объем за расчетный период (расчетный месяц) составляет отрицательную величину, то указанная величина учитывается в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах) при определении объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящегося на жилое (нежилое) помещение. При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель.

До 01.07.2020 действовало положение п. 44 Правил в соответствии с которым, при этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

В соответствии с ч.7 ст.155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 названной статьи и статьей 171 указанного Кодекса.

Согласно ч. 7.1 ст.155 ЖК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 04.06.2011 №123-ФЗ с 18.08.2011, на основании решения общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В соответствии со ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 ГК РФ.

На основании п. 2 и 3 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

В силу п. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты.

Пунктом 7 ст. 38 данного Закона Правительству РФ предоставлено право утверждать порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.

Во исполнение указанных положений Закона Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, которыми регламентированы основания и порядок ограничения режима потребления электрической энергии.

В силу п. 1 Правил под ограничением режима потребления понимается полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики потребителя, в том числе уровня потребления электрической энергии, осуществляемое в порядке и в случаях, которые определяются настоящими Правилами.

Частичное ограничение режима потребления - ограничение режима потребления, вводимое в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики и предполагающее сокращение объема подачи электрической энергии (мощности) потребителю до уровня, определенного в соответствии с настоящими Правилами.

Полное ограничение режима потребления - ограничение режима потребления, предполагающее прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления которыми подлежит введению в соответствии с настоящими Правилами.

Самостоятельное ограничение режима потребления - осуществление полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителем самостоятельно в его энергопринимающих устройствах и (или) на его объектах электроэнергетики любым способом.

Инициатор введения ограничения - лицо, по инициативе которого в соответствии с настоящими Правилами вводится ограничение режима потребления.

Исполнитель - сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии в точке, точках поставки, сформированных в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых требуется введение ограничения режима потребления, в том числе в случае, когда энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя присоединены к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства.

Субисполнитель - сетевая организация либо иное лицо, включая садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения, которые не оказывают услуг по передаче электрической энергии и к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики которых технологически присоединены (в случае отсутствия надлежащего технологического присоединения - непосредственно присоединены) энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления которыми подлежит введению в соответствии с настоящими Правилами.

Потребители, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям - потребители, которые относятся к категориям потребителей согласно приложению.

Субисполнитель осуществляет действия по введению ограничения режима потребления в соответствии с требованиями настоящих Правил, установленными для исполнителя, с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.

Порядок взаимодействия исполнителя и субисполнителя, непосредственно осуществляющего введение ограничения режима потребления, аналогичен порядку взаимодействия инициатора введения ограничения и исполнителя, предусмотренному настоящими Правилами, если иное не установлено настоящими Правилами. Исполнитель и субисполнитель вправе детализировать порядок своего взаимодействия при введении ограничения режима потребления в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии или в соглашении о взаимодействии между ними.

В силу п. 2 Правил ограничение режима потребления вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:

- нарушения своих обязательств потребителем, выразившегося в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности);

- выявления факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии;

- удостоверения в установленном порядке неудовлетворительного состояния объектов электросетевого хозяйства, энергетических установок, энергопринимающих устройств потребителя, создающего угрозу жизни и здоровью людей и (или) угрозу возникновения технологических нарушений на указанных объектах, установках (устройствах), а также объектах электросетевого хозяйства сетевых организаций;

- выявления гарантирующим поставщиком факта ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства.

В соответствии с разделом 4 ограничение режима потребления вводится по инициативе лица, к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики которых технологически присоединены (в случае отсутствия надлежащего технологического присоединения - непосредственно присоединены) энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, либо сетевой организации, которая в соответствии с Основными положениями обязана принимать меры по сокращению уровня или прекращению потребления электрической энергии, - в связи с выявлением факта бездоговорного потребления электрической энергии; получением законного требования судебного пристава-исполнителя о введении ограничения режима потребления; окончания срока, на который осуществлялось технологическое присоединение с применением временной схемы электроснабжения, или возникновение основания для его досрочного прекращения; поступления от потребителя заявления о введении в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность самостоятельного ограничения режима потребления.

Во всех остальных случаях ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) или сетевой организацией, оказывающей потребителю услуги по передаче электрической энергии в точке, точках поставки, сформированных в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых требуется введение ограничения режима потребления.

Порядок уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления предусмотрен п. 8 Правил.

Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.

Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 13 Закона об энергосбережении, требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 г., а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).

В данной норме не содержится запрета на установку приборов учета в ветхих и аварийных объектах, а лишь указывается на отсутствие обязанности собственников по их установке и, соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, если она проведена иным лицом.

Такие объекты могут быть оснащены ресурсоснабжающими организациями за счет собственных средств приборами учета, если подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Министерства регионального развития от 29 декабря 2011 г. N 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения». Ухудшение эксплуатационных характеристик здания, отдельных его частей и инженерных систем, послуживших основанием для признания такого объекта в установленном порядке аварийным, приводящее к невозможности обеспечения точной фиксации потребления энергоресурсов и обслуживания приборов учета, исключает использование показаний приборов учета в таких многоквартирных домах.

Показания законно установленных и введенных в эксплуатацию коллективных приборов учета могут быть использованы ресурсоснабжающими организациями для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов.

В соответствии с п. 44 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания собственников или когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.

По общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств.

Данное регулирование направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан.

Вместе с тем, принимая во внимание, что в аварийных и ветхих объектах возможности обеспечения благоприятных условий проживания граждан могут быть существенно ограничены в связи с объективным физическим износом здания, его отдельных частей и инженерных систем, а также направленность нормативно-правового регулирования на защиту граждан, вынужденных проживать в непригодных для этих целей условиях, от несения дополнительных издержек, связанных с содержанием и ремонтом таких объектов, использование при расчетах за поставленный коммунальный ресурс показаний приборов учета в рассматриваемом случае не должно приводить к возложению на собственников домов и помещений в них или управляющие организации расходов, связанных с оплатой потребленных в соответствии с показаниями приборов учета коммунальных услуг в объеме, превышающем нормативы потребления.

Таким образом, ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды. Однако размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления.

Из материалов дела следует, что Сорокина Н.В. является нанимателем квартиры ... в жилом доме, расположенном по адресу: ..., что подтверждается договором социального найма жилого помещения № 50 от 27.07.2011.

Согласно постановлению Администрации г. Томска № 850 от 09.08.2016, дом, расположенный по адресу: ..., изъят для муниципальных нужд.

Данный дом оборудован ОДПУ, поставщиком электроэнергии в указанный дом является АО «Томскэнергосбыт», счета на оплату электроэнергии на ОДН истцу выставляет также ответчик АО «Томскэнергосбыт», что подтверждается едиными платежными документом на оплату ЖКУ за период с июля 2020 г. по февраль 2022 г.

Обращаясь с настоящим иском, Сорокина Н.В. просит признать незаконным начисление платы за расход электроэнергии за период с июля 2020 г. по февраль 2022 г.

За начисленную электроэнергию по приборам учета истец оплачивала выставленные счета, но по состоянию на февраль 2022 года имеется задолженность за электроэнергию – 7417,59 рублей, в том числе 2544,00 рублей перед ООО «Интенс-Строй». За февраль за ОДН начислено по тарифу 3,85 рублей 201 кВтч, на сумму 773,85 рублей.

Из акта проверки и выявления самовольного и (или) несанкционированного подключения от 14.12.2021, составленного инспектором (Электромонтером) ООО «Интенс-Строй» следует, что на момент проверки выявлено несанкционированное самовольное включение по адресу: ..., прибор учета ..., пломба .... Основание проверки: акт о вводе ограничения (приостановления) предоставления электроэнергии от 10.08.2021. Место подключения на вводном автомате, в результате проверки приостановлено на вводном автомате. В акте подпись потребителей отсутствует.

Согласно акту проверки и выявления самовольного и (или) несанкционированного подключения от 30.11.2021, составленного инспектором (Электромонтером) ООО «Интенс-Строй» следует, что на момент проверки выявлено несанкционированное самовольное включение по адресу: ..., прибор учета ..., пломба ..., показание 26149. Основание проверки: акт о вводе ограничения (приостановления) предоставления электроэнергии от 10.08.2021. Место подключения на вводном автомате, в результате проверки приостановлено на вводном автомате. В акте подпись потребителей отсутствует.

Из акта проверки и выявления самовольного и (или) несанкционированного подключения от 09.02.2022, составленного инспектором (Электромонтером) ООО «Интенс-Строй» следует, что на момент проверки выявлено несанкционированное самовольное включение по адресу: ..., прибор учета ..., пломба .... Основание проверки: акт о вводе ограничения (приостановления) предоставления электроэнергии от 10.08.2021. Место подключения на вводном автомате, в результате проверки пломба сорвана, подключено самовольно. В акте подпись потребителей отсутствует.

В соответствии с актом проверки и выявления самовольного и (или) несанкционированного подключения от 11.02.2022, составленного инспектором (Электромонтером) ООО «Интенс-Строй» следует, что на момент проверки выявлено несанкционированное самовольное включение по адресу: ..., прибор учета ..., пломба .... Основание проверки: акт о вводе ограничения (приостановления) предоставления электроэнергии от 10.08.2021. Место подключения на вводном автомате сорвана пломба, в результате проверки на вводном автомате приостановлено. В акте подпись потребителей отсутствует.

Из акта об обследовании жилого дома от 10.09.2020 следует, что в квартире № ... (принадлежащей истцу) установлен индивидуальный прибор учета электроэнергии ....

Как следует из акта об осмотре электроустановки потребителя от 10.12.2021 электроснабжение жилого дома осуществляется от опоры ВЛИ-0.4 кв проводом СИП(4х35) мм2. ОДПУ: ДДМ РиМ 614 №767029 показания 454172, мощность 4,43 кв. В квартире № ... (принадлежащей истцу) установлен индивидуальный прибор учета электроэнергии ... ..., показание ИПУ-26307 кВт/ч. Класс точности (1,0), проверка I кв. 2014 г.. Пломба № «...», схема включения прибора учета электроэнергии выполнена верно, целостность установленных пломб не нарушена. Квартира ограничена ранее частично, установлена пломба на групповом автоматическом выключателе ....

Заключением Межведомственной комиссии, назначенной постановлением Мэра города Томска от 28.02.2006 № 95, от 23.12.2014 № 1339 многоквартирный дом № ... по ... признан аварийным, подлежащим сносу на основании п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

Истец обратилась к ответчику с просьбой произвести перерасчет ОДН за июль 2020 г., что подтверждается заявлением от 11.08.2020.

Ответчиком в адрес истца был направлен ответ от 04.09.2020, согласно которому за июль 2020 год расход по показаниям ОДПУ – 3093 кВтч, суммарное индивидуальное потребление 1713 кВтч, общая площадь всех жилых помещений в доме 399,2 кв. м, площадь квартиры №11 53,9 кв.м., расход на ОДН для кв. 11186 кВтч (6=(2-3)*5/4.

24.09.2020 жильцами дома № ... в адрес ответчика было направлено заявление с просьбой проверить незаконное подключение.

Согласно акту об осмотре электроустановки потребителя от 08.10.2020 произведено обследование схемы подключения электроустановок и приборов учета электроэнергии потребителя по адресу: ..., нарушения отсутствуют, прибор учета расположен в квартире, номер прибора учета 299405, показания прибора учета: 22033, номер пломб клем. кр. 31ЭКС. Пломба учета ... находится в электрощитке в квартире, пломбы не нарушены, схема верна. Гаражи и постройка подключены из под учета ИПУ ... по временной схеме переноской из розетки в квартире.

29.09.2020 жильцами ... по ... в адрес прокуратуры Октябрьского района г. Томска было направлено заявление с просьбой провести проверку по незаконному подключению к электроэнергии.

20.04.2021 прокуратурой Октябрьского района заявление А. по факту отключения электроэнергии по адресу: ... было направлено по подведомственности начальнику ЖКХ и государственного жилищного надзора ... для его рассмотрения. Однако, ответа на данное заявление в материалы дела не представлено.

28.05.2021 истцом в прокуратуру было подано обращение по вопросу начисления платы за электроэнергию, которое было перенаправлено начальнику ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области. Однако, ответа на данное заявление в материалы дела не представлено.

10.09.2022 прокуратурой в адрес истца был направлен мотивированный ответ на обращение о несогласии с порядком начисления платежей за общедомовые нужды и энергоресурсы ПАО «Томскэнергосбыт», поступившее 17.08.2021, согласно которому нарушений в деятельности ПАО «Томскэнергосбыт» выявлено не было.

21.12.2021 жильцами ... по ... было направлено в адрес Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области заявление с просьбой провести комплексную работу по снижению расходов за ОДН. Однако, ответа на данное заявление в материалы дела не представлено.

Согласно разъяснениям, изложенным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016), показания законно установленных и введенных в эксплуатацию коллективных приборов учета в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства могут быть использованы ресурсоснабжающими организациями для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов, однако размер оплаты потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления. Давая такие разъяснения, Верховный Суд Российской Федерации указал, что необходимо принимать во внимание, что в аварийных и ветхих объектах возможности обеспечения благоприятных условий проживания граждан могут быть существенно ограничены в связи с объективным физическим износом здания, его отдельных частей и инженерных систем, а также учитывать направленность нормативно-правового регулирования на защиту граждан, вынужденных проживать в непригодных для этих целей условиях, от несения дополнительных издержек, связанных с содержанием и ремонтом таких объектов, поэтому использование при расчетах за поставленный коммунальный ресурс показаний приборов учета в рассматриваемом случае не должно приводить к возложению на собственников домов и помещений в них или управляющие организации расходов, связанных с оплатой потребленных в соответствии с показаниями приборов учета коммунальных услуг в объеме, превышающем нормативы потребления.

Доводы ответчика на изменения правового регулирования порядка начисления на ОДН подлежит суд находит несостоятельными.

Действительно, согласно абзацу 2 пункта 44 Правил № 354 в редакции, действовавшей до 01.07.2020, распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения

С 01.01.2017 (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») расходы на оплату потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме коммунальных ресурсов, включая электрическую энергию, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Названной нормой предусмотрен ряд исключений из данного правила, доказательств наличия которых, в дело ответчиком в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Более того, названные изменения пункта 44 Правил № 354 не могут повлиять на подход к начислению на ОДН, изложенный в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 за 2016 год, утверждённым Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016, так как в аварийных и ветхих объектах возможность обеспечения благоприятных условий проживания граждан существенно ограничена.

Как установлено в судебном заседании, в вышеуказанный многоквартирный дом поставляется электроэнергия на общедомовые нужды. Вместе с тем, суд приходит к выводу, что начисление расчетов по ОДН за указанный истцами период с июля 2020 по февраль 2022 произведено в объеме, существенно превышающий установленный норматив потребления, а следовательно, требования истца произвести перерасчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды (ОДН), превышающий установленный норматив подлежат удовлетворению.

При этом при удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет и исключить из лицевого счета Сорокиной Н.В. излишнее начисление за электроэнергию на ОДН с июля 2020 г. по февраль 2022 г. указание на конкретную сумму начислений не требуется.

Обращаясь с настоящим иском, истец указывает, что со стороны АО «Томскэнергосбыт» не имелось оснований для ввода приостановления подачи электроэнергии в квартиру, стоимость электроэнергии, потребленной согласно индивидуальному прибору учета, оплачивалась ею своевременно и в полном объеме, также как и стоимость электроэнергии, поставляемой на общедомовые нужды.

Указанные доводы истца подтверждаются представленными в материалы дела квитанциями за спорный период.

Поскольку со стороны АО «Томскэнергосбыт» не имелось оснований рассчитывать расходы на ОДН многоквартирного дома по адресу: ..., по фактическому потреблению с учетом разницы между показаниями общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета, поскольку указанный многоквартирный жилой дом признан непригодным для постоянного проживания, начисление оплаты за ОДН за период с июля 2020 года по февраль 2022 года в размере превышающий установленный норматив, произведено неправомерно, в связи с чем у АО «Томскэнергосбыт» не имелось оснований для отключения квартиры истца от электроснабжения, в связи с чем, требования истца об обязании произвести подключение к электроэнергии квартиры подлежат удовлетворению.

Поскольку законных оснований для отключения истца от электроэнергии у ответчика не имелось, включение в плату суммы за отключение в размере 2544,00 также является незаконным, в связи с чем требование истца о понуждении АО «Томскэнергосбыт» произвести перерасчет начислений в сумме 2544,00 рублей за услугу отключения электроснабжения в квартире, расположенной по адресу: ..., подлежит удовлетворению.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено нарушение прав истца, как потребителя электроэнергии, требования о компенсации морального вреда в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно абз. 1 ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В силу п.2 ст. 151, п.2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Установив факт нарушения прав истца как потребителя, суд приходит к выводу о взыскании компенсации морального вреда в размере 2000 рублей в пользу истца, исходя из установленных обстоятельств, принципа разумности и справедливости, длительности нарушения права и объему причиненных истцу нравственных страданий, степени вины ответчика.

В силу п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Учитывая размер суммы, присужденной судом в пользу потребителя, размер штрафа, подлежащего взысканию с ответчика в пользу истца, составляет по 1000 рублей (2000 х 50/100).

Кроме того, в силу положений ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец была освобождена, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, исходя из размера удовлетворенных судом требований, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, исчисленная по правилам подп. 1 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, в размере 734,84 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ 2020 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ..., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ...

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 2544,00 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ...

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 2 000 ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 1000 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 734,84 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 08.09.2022.

░░░░░ ░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░

«08» ░░░░░░░░ 2022 ░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ 2-1617/2022 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░.

░░░ 70RS0003-01-2022-002583-43

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1617/2022 ~ М-969/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Сорокина Наталия Викторовна
Ответчики
АО "Томскэнергосбыт"
Другие
МО "Город Томск" в лице администрации Города Томска
ООО "Интенс-Строй"
Суд
Октябрьский районный суд г. Томска
Судья
Аюшева Р.Н.
Дело на сайте суда
oktiabrsky--tms.sudrf.ru
24.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.03.2022Передача материалов судье
24.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.04.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2022Подготовка дела (собеседование)
13.05.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.06.2022Предварительное судебное заседание
17.06.2022Судебное заседание
10.08.2022Судебное заседание
30.08.2022Судебное заседание
01.09.2022Судебное заседание
08.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2023Дело оформлено
19.01.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее