14RS0035-01-2023-006154-11 Дело №2-6948/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Город Якутск 31 июля 2023 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Николаевой Л.А., при секретаре Руфовой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Спиридоновой Натальи Федоровны к ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства РС (Я)», Администрации МО «Сунтарский наслег» Сунтарского улуса РС (Я) о предоставлении жилого помещения,
установил:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском. Просит возложить на Администрацию МО «Сунтарский наслег» Сунтарского улуса РС (Я), ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства РС (Я)» обязанность по предоставлению Спиридоновой Наталье Федоровне благоустроенного каменного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам, расположенного в пределах населенного пункта ____, общей площадью не менее 50.45 кв.м.
В суде истец и ее представитель Ли Н.Н. исковое заявление поддержали с уточнениями, просят возложить на Администрацию МО «Сунтарский наслег» Сунтарского улуса РС (Я), ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства РС (Я)» обязанность по предоставлению Спиридоновой Наталье Федоровне благоустроенного каменного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам, расположенного в пределах населенного пункта ____, общей площадью не менее 50.45 кв.м. в сроки, предусмотренные республиканской адресной программой переселения, утвержденной Постановлением Правительства РС (Я) от 27 марта 2019 года №50.
Представитель ответчика ГКУ РС (Я) Дирекция жилищного строительства РС (Я) по доверенности Алексеева А.И. с иском не согласна по доводам, изложенным в письменных возражениях, указывая, что оснований для удовлетворения иска не имеется.
Представитель ответчика Администрацию МО «Сунтарский наслег» Сунтарского улуса РС (Я) в суд не явился, извещен судом. На основании ст. 118 ГПК РФ считается извещенным надлежащим образом. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассматривается без участия ответчика.
Выслушав пояснения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как видно из материалов дела, истец проживает в спорном жилом помещении по адресу: ____ РС(Я) на праве собственности от 28.12.2019. Данное жилое помещение принадлежит истцу, что подтверждается материалами дела.
В суде установлено, что ____ РС(Я), где проживает истец, находится в аварийном, непригодном для проживания состоянии, что подтверждается Постановлением Правительства РС(Я) от 27.03.2019 № 50 «О республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилья».
Установленные судом обстоятельства подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в судебном заседании, и не оспариваются сторонами.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации, предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Международно-правовые акты (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) и Конституция РФ возлагают на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом предусматривается, что указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Из указанных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам.
В судебном заседании установлено, что ответчиком Администрацией МО «Сунтарский наслег» Сунтарского улуса РС (Я) не выполняются обязанности по созданию условий истцу для осуществления права на жилище.
На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживании и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договора социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Согласно выписке ЕГРНП от 08.02.2023 общая площадь спорного жилого помещения, расположенного по адресу: ____ РС(Я) составляет 50.45 кв.м. (л.д. 20-23).
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Предоставляемое благоустроенное жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям, находиться в черте данного населенного пункта.
Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Согласно имеющимся в деле сведениям истец другого жилого помещения не имеет, следовательно, у органа местного самоуправления в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить собственнику аварийного жилья, жилое помещение.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд урегулировано статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 названной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Приведенная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования указанного федерального закона, то есть с 28 декабря 2019 г.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1, часть 1, Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).
При этом осуществляемое законодателем правовое регулирование - в силу конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства - должно отвечать требованиям определенности, ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 г. N 11-П, от 27 июня 2013 г. N 15-П, от 23 декабря 2013 г. N 29-П, от 22 апреля 2014 г. N 12-П и др.).
Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени. Реализация данного принципа действия нормативного акта во времени в том числе предполагает, что все случаи ретроактивности (обратной силы) и ультраактивности (переживания) должны быть прямо перечислены в тексте нормативного акта, содержащего нормы жилищного права.
Как усматривается из материалов дела, право собственности на спорное жилое помещение у истца возникло до введения в действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ не содержит положений о распространении нового правового регулирования (части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) на отношения, возникшие из договоров, заключенных до его вступления в силу, то есть до 28 декабря 2019 г., в связи с чем указанная правовая норма, как не имеющая обратной силы, не может применяться к настоящему жилищному спору.
При рассмотрении дела судом учтено, что в действующем в период приобретения истцом жилого помещения законодательстве отсутствовали положения, предписывающие при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение учитывать дату его приобретения (до либо после признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Принимая во внимание принцип прямого действия норм жилищного права во времени и отсутствие в указанном выше нормативном акте оговорки о его обратной силе, право на получение истцом возмещения за изымаемое имущество должно реализовываться по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, без учета ограничений, установленных частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку, действуя добросовестно в условиях правовой определенности, истец как собственник жилого помещения вправе был рассчитывать на защиту своих прав с учетом действующего на момент приобретения квартиры законодательства.
Из материалов дела установлено, что в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025», утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.03.2019 года № 50» (далее - Программа), постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 17.02.2023 года № 65, внесено изменение: в части прав граждан, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, право собственности которых возникло до 28.12.2019 года о том, что они имеют право на выплату возмещения, либо по соглашению им может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Согласно условиям Программы, уполномоченным органом за реализацию Программы, главным распорядителем бюджетных средств является Министерство строительства Республики Саха (Якутия), в лице ГКУ Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» (далее - Дирекция).
Бюджетные полномочия, определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, принцип подведомственности расходов бюджетов, строго регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 38.1. Бюджетного кодекса РФ, главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.
В восьмой графе Паспорта Программы «Объемы и источники финансирования Программы» указано, что источники финансирования Программы - средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) в пределах утвержденного для Республики Саха (Якутия) лимита предоставления финансовой поддержки, а также средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Как следует из абзаца семнадцатого раздела 7 Программы, реализация программы осуществляется Министерством строительства Республики Саха (Якутия), участниками программы - муниципальными образованиями, ГКУ PC (Я) «Дирекция жилищного строительства PC (Я)» и иными ответственными органами.
В соответствии с положениями раздела 7 Программы, Дирекция обеспечивает подготовку и оформление документации для закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.03.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в рамках Программы для переселения граждан из аварийного жилищного фонда; приобретение жилых помещений в соответствии с утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) порядком в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц, в многоквартирных домах или в жилых домах, указанных в п.2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, либо строительство указанных домов (помещений); осуществление выплаты по соглашениям о возмещении, заключенных с собственниками жилых помещений.
Таким образом, в соответствии с условиями Программы, уполномоченным лицом по распоряжению финансовых средств во исполнение Программы, является ГКУ PC (Я) «Дирекция жилищного строительства PC (Я)».
Обязанность по предоставлению жилья истцу суд возлагает на ответчиков Администрацию МО «Сунтарский наслег» Сунтарского улуса РС (Я), ГКУ ДЖС РС(Я) в силу п. 1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ.
Следовательно, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
При таких обстоятельствах, исковое заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление, удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Сунтарский наслег» Сунтарского улуса РС (Я), ГКУ PC (Я) «Дирекция жилищного строительства PC (Я)» предоставить Спиридоновой Наталье Федоровне благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам, расположенное в пределах населенного пункта ____ улуса РС (Я), общей площадью не менее 50.45 кв.м. в сроки, предусмотренные республиканской адресной программой переселения, утвержденной Постановлением Правительства РС (Я) от 27 марта 2019 года №50.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Верховный суд Республики Саха (Якутия) со дня изготовления решения суда в мотивированном виде.
Судья Л.А. Николаева
Изготовлено: 31.07.2023 г.