Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1251/2023 ~ М-994/2023 от 15.08.2023

Дело № 2а-1251/2023

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ              г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Григорьевой О.Н.

при секретаре судебного заседания Варламовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о возложении обязанности по ликвидации места несанкционированного размещения строительных и производственных отходов,

у с т а н о в и л:

Канашский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации <адрес> о возложении обязанности по ликвидации места несанкционированного размещения строительных и производственных отходов, указывая, что в ходе проведения прокуратурой проверки установлено, что администрацией <адрес> выдано АО «ЮЛ» разрешение на использование земельных участков под размещение пункта приема вторичного сырья сроком на 10 лет. В настоящее время земельный участок захламлен отходами производства и строительными отходами. В адрес администрации <адрес> как собственника земельного участка внесено представление об устранении нарушений закона, которое до настоящего не выполнено. Наличие несанкционированной свалки свидетельствует о том, что администрацией <адрес> не принимаются меры по соответствующему санитарному содержанию территории и поддержанию чистоты и порядка, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании прокурор Карлина О.В. иск поддержала по изложенным в нем основаниям.

Ответчик – представитель администрации <адрес>, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В представленном суду отзыве на иск представитель ответчика указал, что администрация <адрес> является ненадлежащим ответчиком по делу, так как земельным участком на основании выданного разрешения пользуется АО «ЮЛ», в адрес которой администрацией города направлено требование о приведении земельного участка в соответствии с целевым использованием путем очистки от строительных и производственных отходов.

Третье лицо – представитель АО «ЮЛ», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился.

Выслушав пояснения явившихся участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании п.4 ст.27 и п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан.

Соответственно, в целях защиты прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду прокурор наделен полномочиями на обращение в суд с настоящим иском.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> выданы разрешения на использование АО «ЮЛ» в течение 10 лет трех земельных участков под размещение пункта приема вторичного сырья: земельного участка площадью <данные изъяты>.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес>; земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес>; земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес> (л.д.).

Земельные участки с кадастровыми номерами , и сняты с кадастрового учета в связи с преобразованием в земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером (л.д.).

По результатам проведенной Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики проверки выявлено наличие несанкционированной свалки строительных и производственных отходов на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> (л.д).

Земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

В адрес администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений требований земельного и природоохранного законодательства (л.д.).

На представление прокурора администрацией <адрес> дан ответ, согласно которому администрацией города в адрес АО «ЮЛ» направлено письмо о приведении земельных участков в соответствии с целевым использованием (л.д.).

Актом осмотра земельного участка с участием представителей администрации <адрес> установлено, что несанкционированная свалка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не ликвидирована (л.д.).

Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы дела не представлены.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст.42), каждый обязан сохранять природу и окружающую среду (ст.58).

Указанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии со ст.11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и п.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

В соответствии со ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В ст.42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В целях охраны земель подп.2 п.2 ст.13 ЗК РФ на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Организация охраны окружающей среды в границах городского округа в соответствии с ч.2 ст.7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отнесена к вопросам местного значения.

В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно ч.2 ст.2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия за счет собственных средств.

В п.15 ч.1 ст.7 Устава <адрес> предусмотрена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах <адрес> (л.д.).

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п.4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

Согласно примечанию к п.7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

С учетом того, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории муниципального образования <адрес>, при этом собственник отходов не установлен, в силу прямого указания закона на администрацию <адрес> возложена обязанность по ликвидации расположенной на земельном участке несанкционированной свалки независимо от вины в ее организации.

Учитывая, что невыполнение ответчиком требований природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем, суд находит требование прокурора обоснованным, следовательно, подлежащим удовлетворению.

В соответствии с положениями ст.206 ГПК РФ имеется необходимость в установлении срока для исполнения ответчиком возложенной судом обязанности в течение 10 дней со дня вступления в законную силу судебного акта.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на администрацию <адрес> (ИНН ) обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированное размещение строительных и производственных отходов на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                         О.Н. Григорьева

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-1251/2023 ~ М-994/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Канашская межрайонная прокуратура в интересах Российской Федерации
Ответчики
Администрация г. Канаш Чувашской Республики
Другие
АО "Канашская городская ярмарка"
Суд
Канашский районный суд Чувашской Республики
Судья
Григорьева Ольга Николаевна
Дело на странице суда
kanashsky--chv.sudrf.ru
15.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2023Передача материалов судье
18.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.09.2023Предварительное судебное заседание
09.10.2023Судебное заседание
10.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.11.2023Дело оформлено
30.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее