№5-630/2022
УИД 13RS0026-01-2022-001056-54
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17 июня 2022г. г. Саранск
Судья Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия И.Н.Фомкина, с участием
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, индивидуального предпринимателя Красновой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Красновой Светланы Владимировны <дата> года рождения, уроженки <адрес>, гражданки Российской Федерации, русским языком владеющей, в переводчике не нуждающейся, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, ИНН <..>, ОГРНИП <..>,
установил:
согласно протоколу №063877 от 17 февраля 2022г. в отношении индивидуального предпринимателя Красновой С.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Из содержания протокола следует, что 27 января 2022г. в 19 часов 00 минут у индивидуального предпринимателя Краснова С.В. в парикмахерской «Светлана» по адресу: г.Саранск, Ярославская, д.20, образуются твердые коммунальные отходы (код ФККО 7 31 000 00 00 0), при этом у индивидуального предпринимателя Красновой С.В. как у собственника образованных в результате своей деятельности твердых коммунальных отходов отсутствует договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный с региональным оператором, тем самым индивидуальным предпринимателем Красновой С.В. нарушен пункт 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункт 8.2 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020г. №44.
В судебном заседании индивидуальный предприниматель Краснова С.В. вину в совершении административного правонарушения не признала, пояснив, что помещение, в котором находится парикмахерская, она берет в аренду у индивидуального предпринимателя Абузяровой А.С., у последней заключен договор с ООО «Ремондис Саранск» на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. За оказанные услуги по данному договору оплату вносит Краснова С.В. При обращение в ООО «Ремондис Саранск» с целью переоформления договора на Краснову С.В. ей пояснили, что в данном случае переоформление не требуется, договор имеется.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнение вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и оно не обязано доказывать свою невиновность.
Согласно части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В соответствии с пунктом 2 статьи 11 указанного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники, твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что индивидуальному предпринимателю Красновой С.В. в вину вменяется нарушение части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», так как Краснова С.В. является собственником твердых коммунальных отходов.
При этом должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении не учтено следующее.
Согласно статье 4 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. Аналогичное положение следует из пункта 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016г. № 1156, согласно которому договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) Правил. Потребителем согласно пункту 2 Правил является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Пунктом «в» части 8(1) Правил № 1156 установлено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Согласно пункту 2 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Пунктом 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением N 1156 (далее - типовой договор). Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Таким образом, вопросы установления права собственности на отходы так же, как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.
Согласно договору аренды, заключенному 01 августа 2021г. между индивидуальным предпринимателем Абузяровой А.С. и индивидуальным предпринимателем Красновой С.В. арендодатель передает, а арендатор принимает в возмездное и срочное пользование часть встроенного нежилого помещения по адресу: г.Саранск, ул.Ярославская, д.20, пом.1 с целью использования их в качестве торгового помещения под парикмахерскую. Согласно пункту 3.1 договора арендатор компенсирует арендодателю стоимость всех оказанных коммунальных услуг. Таким образом, договором аренды урегулированы вопросы оплаты услуг по обращению с ТКО.
Согласно материалам дела между индивидуальным предпринимателем Абузяровой А.С. и ООО «Ремондис Саранск» был заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: г.Саранск, ул.Ярославская, д.20. Краснова С.В. при рассмотрении дела пояснила, что в полном объеме компенсирует арендодателю расходы по обращению с ТКО, о чем представлен акт сверки, которым подтверждается, что по помещению по адресу: г.Саранск, ул.Ярославская, д.20 долгов по обращению с ТКО перед ООО «Ремондис Саранск» не имеется.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, изложенное позволяет сделать вывод о том, что в действиях индивидуального предпринимателя Красновой С.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
производство по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Красновой Светланы Владимировны в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Октябрьский районный суд г.Саранска или непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья - И.Н.Фомкина