Дело № 2-221/2020/2-4/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 марта 2021 г. с. Вачи
Судебный состав Лакского районного суда Республики Дагестан в Кулинском районе в лице председательствующего судьи Максудова М.М.,
при секретаре Магомедовой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Омарова Омара Гасановича к МКУ «Администрация Кулинского муниципального района» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Омаров О.Г. обратился с иском к МКУ «Администрация Кулинского муниципального района» с иском о предоставлении жилого помещения, указав в обоснование иска, что Решением Лакского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ исковыетребования ФИО1 о признании недействительным муниципального контракта №от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключенного между ответчиками ФИО3 и МКУ«<адрес> РД» удовлетворены.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан по делу от ДД.ММ.ГГГГ указанное судебное решение оставлено в силе судебное решение вступило в законную силу.
В ходе указанного разбирательства судом было установлено, что на
приобретенное МКУ «<адрес> РД» у ФИО3 на основании указанного муниципального контракта жилое помещение площадью 250 кв. метров (кадастровый паспорт №) и земельный участок площадью 140 кв. метров (кадастровый №), находящееся по адресу: РД, <адрес>, сел. Вихли, согласно договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ за №, заключенного на основании решения администрации Кулинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № было предоставлено истцу в наем до ДД.ММ.ГГГГ
Суд, признав недействительным указанный муниципальный контракт на приобретение жилья и применив к нему последствия недействительности ничтожной сделки, обязал МКУ «<адрес> РД» вернуть ФИО3 жилое помещение площадью 250 кв.метров и земельный участок площадью 140 кв. метров, которые были предоставлены в пользование истца, и он вынужден был вернуть их обратно ФИО3.
Истец дважды обратился в адрес главы муниципального района с заявлением о предоставлении ему в пользование на основании договора социального найма, праве собственности либо на ином праве другого равноценного жилья как сироте, имеющем право на обеспечение государством благоустроенным жильем в установленном законодательством порядке.
На первое обращение глава районе не ответил, на второе обращение он направил ответ, в котором указал, что вышеуказанное судебное решение ими не получено, хотя МКУ «<адрес> РД» в указанном деле является стороной по делу - ответчиком, и невозможно представить как глава муниципального образования не знает о принятом судом решении.
Согласно положений ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма.
Аналогичное право предусмотрено ст. 8 Закона РД «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ)».
На основании изложенного просил обязать МКУ «<адрес> РД» предоставить истцу Омарову О.Г. в пользование на основании договора социального найма благоустроенное жилое помещение как сироте, имеющем право на обеспечение жилым помещением государством.
В судебном заседании истец Омаров О.Г. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям и просил удовлетворить их.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Кулинского муниципального района Ильясов Ш.А. исковые требования признал и не возражал против их удовлетворения.
В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО3 против удовлетворения исковых требований не возражал.
Надлежаще извещенный представитель истца ФИО4 И.М. в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Суд, сучетом мнения истца ФИО2, просившего рассмотреть дело в отсутствие его представителя ФИО4, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Статья 27 Конвенции о правах ребенка закрепила право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Право на жилище является одним из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В статье 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство пунктами "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на социальную поддержку в виде обеспечения жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно статьи 1, пункта 1 статьи 8 приведенного Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
На территории Республики Дагестан вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Законом Республики Дагестан от 29.12.2004 N 58 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Республики Дагестан от 29.12.2004 N 58 уполномоченный Правительством Республики Дагестан орган исполнительной власти Республики Дагестан в порядке, установленном законом Республики Дагестан, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
Во исполнение этого закона Постановлением Правительства РД от 02.06.2009 г. N 161 утвержден "Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан".
Согласно статьям 1, 3 Закона Республики Дагестан от 04.12.2008 г. N 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет. Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право получать из республиканского бюджета Республики Дагестан финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий; дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления государственных полномочий.
По смыслу перечисленных норм предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязанностью органов местного самоуправления и должно осуществляться на условиях договора найма специализированного жилого помещения
Из обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением Лакского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что истец Омаров О.Г. относится к числу детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Согласно постановления Администрации МО «Кулинский
район» от ДД.ММ.ГГГГ принято решение обеспечить Омарова Омара жильем, как состоящего на учете в органе пеке и попечительства Кулинского
муниципального района сироты.
Согласно муниципального контракта 1/2014 от ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Администрация Кулинского муниципального района РД» приобрела у ФИО3 принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение общей площадью 250.6 кв.м. и земельный участок площадью 140 кв.м, расположенные по адресу: <адрес> РД.
Впоследствии, согласно договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация Кулинского муниципального района на основании решения Администрации Кулинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, предоставило указанное домовладение в наем Омарову О.Г. сроком на 5 лет. т.е. до ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Лакского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ исковые
требования ФИО1 о признании недействительным
муниципального контракта №от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение
жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
заключенного между ответчиками ФИО3 и МКУ
«<адрес> РД» удовлетворены:
Признан недействительным муниципальный контракт на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между МКУ «Администрация Кулинского муниципального района» РД и ФИО3. К муниципальному контракту применены следующие последствия недействительности ничтожной сделки:
1. Обязать ФИО3 вернуть денежные средства в размере 407 814 (четыреста семь тысячи восемьсот четырнадцать) рублей, полученные согласно муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, МКУ «Администрация Кулинского муниципального района»
2. Обязать МКУ «Администрация Кулинского муниципального района» вернуть ФИО3 жилое помещение кадастровый паспорт № площадью 250.6 кв.м.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан по делу от ДД.ММ.ГГГГ указанное судебное решение оставлено в силе судебное решение вступило в законную силу.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 год сказано, что достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Таким образом, с учетом изложенных выше обстоятельств, суд приходит к выводу, что государство, принятое на себя обязательство в отношении истца Омарова О.Г. не исполнило, имеет место нарушение его прав, так как право на получение жилья не реализовано, на момент обращения в суд жилье истцу не предоставлено.
С учетом вышеприведенных норм закона и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о возложении на администрацию Кулинского муниципального района Республики Дагестан обязанности по восстановлению нарушенных прав истца по получению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью с учетом установленной нормы.
Статьей 3 Закона Республики Дагестан от04.12.2008 г. N 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, имеют право использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления указанных государственных полномочий.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Омарова Омара Гасановича к МКУ «Администрация Кулинского муниципального района РД» о предоставлении в пользование на основании договора социального найма благоустроенного жилого помещения удовлетворить.
Обязать МКУ «Администрация Кулинского муниципального района РД» предоставить Омарову Омару Гасановичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан через Лакский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 05 марта 2021 г.
Судья М.М. Максудов