Дело № 2-2139/2023
УИД 21RS0022-01-2023-002257-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2023 г. г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики
под председательством судьи Кольцовой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Никитиной К.Г.,
с участием старшего помощника прокурора г. Новочебоксарск Клычковой Ю.Ю., представителя ответчика администрации г. Новочебоксарск Лебедевой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Новочебоксарск в интересах несовершеннолетней Н.Д.В. к администрации г. Новочебоксарск о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Заместитель прокурора г. Новочебоксарск в интересах несовершеннолетней Н.Д.В. обратился в суд с иском к администрации г. Новочебоксарск о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей за счет средств казны муниципального образования города Новочебоксарска, мотивируя свои требования тем, что 11.07.2023 около 10 час. 00 мин. в районе № пер. Химиков г. Новочебоксарск Н.Д.В.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, укусила неизвестная бездомная собака, отчего последней причинена физическая боль. Н.Д.В. прошла курс лечения, испытала физические и нравственные страдания, чувство страха перед животными, который сохранился по настоящее время, стала беспокойной.
Истец Н.Д.В.., ее законный представитель Николаева О.О., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Прокурор Клычкова Ю.Ю. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске, вновь приведя их суду.
Представитель ответчика администрации г. Новочебоксарск Лебедева Т.Н. иск не признала по тем основаниям, что решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 27.04.2023 № С43-3 утверждено Положение об Управлении городского хозяйства администрации г. Новочебоксарск, в соответствии с п. 3.46 которого одной из функции Управления является осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории городского округа. На момент укуса собакой несовершеннолетней Н.Д.В. 11.07.2023 действовал муниципальный контракт № 11/23 от 20.02.2023, заключенный между Управлением городского хозяйства администрации г. Новочебоксарск и ИП Пименовым В.Г., который в соответствии с п. 6.1 указанного контракта несет материальную ответственность перед заказчиком и третьими лицами за причинение им ущерба, ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему контракту. Полагала, что администрация не может быть привлечена к ответственности, так как полномочия органа местного самоуправления в данном случае исполнены в полном объеме, укусившая несовершеннолетнюю собака имела средство маркирования в виде чипа на ухе, прошла программу «Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат» во временном приюте БУ ЧР «Чебоксарская районная СББЖ» Госветслужбы Чувашии. Кроме того, заявленная истцом сумма компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, с учетом отсутствия вины органов местного самоуправления, степени причиненного вреда несовершеннолетней явно завышена.
Привлеченные к участию в дело третьи лица Финансовый отдел администрации г. Новочебоксарск, Управление городского хозяйства администрации г. Новочебоксарск, ИП Пименов В.Г., БУ ЧР «Чебоксарская районная СББЖ» Госветслужбы Чувашии, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дел, суд приходит к следующему.
Постановлением старшего инспектора ОПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по г. Новочебоксарск от 20.07.2023 отказано в возбуждении уголовного дела по ст. 213 УК РФ в отношении владельца собаки на основании п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием события преступления.
Проверкой установлено, что 11.07.2023 около 10 час. 00 мин. возле второго подъезда д. <адрес> г. Новочебоксарск к несовершеннолетней Н.Д.В.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, неожиданно подбежала собака неизвестной породы белого окраса и укусила за правую ногу, отчего она почувствовала сильную физическую боль и получила телесные повреждения.
Из сообщения БУ ЧР «Новочебоксарский медицинский центр» Минздрава Чувашии от 09.08.2023 следует, что Н.Д.В.. 11.07.2023 обратилась в Центр за медицинской помощью к врачу-травматологу-ортопеду с диагнозом «Укушенная рана правого бедра». Повторные приемы 12.07.2023, 14.07.2023, 27.07.2023, лечение получено.
Согласно пункту 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и статьей 151 ГК РФ.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (пункт 1 статьи 151 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2).
Установленная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельностью по обращению с животными без владельцев является деятельность, включающая в себя осуществление мероприятий по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировку, и (или) иных мероприятий, предусмотренных законодательством в области обращения с животными.
Согласно части 3 статьи 7 названного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом (статья 8 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ).
Пунктом 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
Согласно Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Чувашской Республике, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 102 от 11.03.2020, организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев осуществляют органы местного самоуправления муниципальных округов и городских округов, наделенные Законом Чувашской Республики "О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями" государственными полномочиями Чувашской Республики по организации на территории муниципальных округов и городских округов мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - уполномоченный орган) (п. 1.1).
В настоящем Порядке регулируется проведение следующих мероприятий: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и передача в приюты для животных (далее - приют); возврат потерявшихся животных их владельцам; возврат содержавшихся в приютах животных без владельцев на прежние места их обитания (п. 1.4 Порядка).
Исполнителями мероприятий, указанных в пункте 1.4 настоящего Порядка, являются юридические лица, индивидуальные предприниматели (далее - исполнители мероприятий), заключившие контракты (договоры) с уполномоченными органами в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 1.5 Порядка).
Для целей реализации этих полномочий постановлением Правительства Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.12.2022 № 675 утверждены Правила предоставления субвенций бюджетам муниципальных округов и городских округов для осуществления государственных полномочий Чувашской Республики по организации на территории муниципальных округов и городских округов мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Согласно раздела 2 вышеуказанных Правил главным распорядителем средств республиканского бюджета, выделенных в виде субвенций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий является Государственная ветеринарная служба Чувашской Республики.
20.01.2023 между Государственной ветеринарной службой Чувашской Республики и администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики заключено соглашение № 24, предметом которого является предоставление субвенций из республиканского бюджета Чувашской Республики на финансовое обеспечение передаваемых государственных полномочий Чувашской Республики по организации на территории поселений и городских округов мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, а также по расчету и предоставлению субвенций бюджетам поселений на осуществление указанных полномочий.
Тем самым, переданные отдельные государственные полномочия по организации и выполнению мероприятий по отлову, транспортировке и содержанию безнадзорных домашних животных на территории муниципального образования г. Новочебоксарск возложены на орган местного самоуправления муниципального образования.
Согласно ст. 21 Устава г. Новочебоксарск, утвержденным Решением Новочебоксарского городского собрания депутатов ЧР от 29.11.2005 № С5-1 (в ред. От 10.10.2023) структуру органов местного самоуправления составляют: глава города Новочебоксарска; Новочебоксарское городское Собрание депутатов; администрация города Новочебоксарска; контрольно-счетный орган города Новочебоксарска, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Администрация города Новочебоксарска (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления) наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Чувашской Республики (ст. 37 ч. 1 ).
В структуре администрации города Новочебоксарска могут создаваться отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города Новочебоксарска, которые действуют на основании положений, утвержденных решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов. Создаваемые органы могут являться юридическими лицами (ст. 39).
Решением Новочебоксарского городского собрания депутатов ЧР № С43-3 от 27.04.2023 утверждено Положение об Управлении городского хозяйства администрации г. Новочебоксарск, в разделе 2 которого указано, что основными задачами Управления являются в том числе организация на территории г. Новочебоксарск мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в соответствии с Законом Чувашской Республики от 30.11.2006 № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями». В соответствии с п. 3.46 Положения к функциям Управления отнесено в том числе осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории городского округа.
Управление является отраслевым (функциональным) органом администрации г. Новочебоксарск ЧР, созданным для осуществления полномочий администрации г. Новочебоксарск по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и транспорта в соответствии с Уставом г. Новочебоксарск и настоящим Положением (п. 1.1).
Управление входит в структуру администрации г. Новочебоксарск, обладает правами юридического лица, имеет бюджетную смету, обособленное имущество, лицевые счета, гербовую печать со своим наименованием, штампы, бланк, может выступать в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и у мировых судей в пределах компетенции, установленной настоящим Положением (п. 1.4).
Управление в своей деятельности подотчетно главе администрации г. Новочебоксарск. Финансирование деятельности Управления осуществляется за счет средств бюджета г. Новочебоксарск (пп. 1.5, 1.6).
Имущество, находящееся на балансе Управления является собственностью муниципального образования г. Новочебоксарск и закрепляется за ним на праве оперативного управления в установленном законодательством порядке (п. 1.7).
20.02.2023 между Управлением городского хозяйства администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики и индивидуальным предпринимателем Пименовым В.Г. заключен муниципальный контракт № 11/23, местом оказания услуг которого является территория г. Новочебоксарск (п. 1.3).
Тем самым, территория, на которой произошло нападение собаки на истца Н.Д.В.., обслуживалась ИП Пименовым В.Г. Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Предметом контракта является обязанность ИП Пименова В.Г. предоставить следующие виды услуг на территории г, Новочебоксарск: отлов животных без владельцев, транспортировка и передача животных в приюты, карантинирование животных, стерилизация животных, послеоперационный уход, лечение животных, маркирование животных не снимаемыми и не смываемыми метками, осуществление возврата животных на прежнее место обитания в соответствии с условиями технического задания (приложение № 1), являющегося неотъемлимой частью настоящего контракта, а обязанность заказчика - принять и оплатить услуги в порядке и на условиях, определенных настоящим контрактом (п. 1.1).
Срок оказания услуг по настоящему Контракту с даты его заключения по 31.12.2023 (п. 2.1).
Отлов животных без владельцев проводится исполнителем на основании выданного заказчиком заказ-наряда в срок, не позднее следующего дня после получения заказ-наряда (п. 2.2).Все животные без владельцев после отлова подлежат транспортировке и передаче в приют в день отлова (п. 2.4).
Исполнитель несет материальную ответственность перед заказчиком и третьими лицами за причинение им ущерба, за ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Контракту (пп. 6.1).
В подтверждение исполнения обязательств по муниципальному контракту № 11/23 от 20.02.2023 ответчиком предоставлены реестр заявок за 2023 г., заказ-наряд № 40 от 31.07.2023.
Из представленных суду доказательств следует, что ИП Пименовым В.Г. оказывались услуги по муниципальному контракту № 11/23 от 20.02.2023, обязанности предусмотренные муниципальным контрактом исполнены. Доказательств обратного суду не представлено.
Кроме того, в обязанности исполнителя услуг ИП Пименова В.Г. самостоятельное решение вопроса по контролю и учету за безнадзорными животными не входит, поскольку он полномочиями по правовому регулированию, по определению государственной политики в указанной сфере не обладает.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что переданные отдельные государственные полномочия по организации отлова безнадзорных животных на территории муниципального образования г. Новочебоксарск возложены на орган местного самоуправления - администрацию г. Новочебоксарск.
Поскольку на момент причинения вреда несовершеннолетней Н.Д.В.. на отлов безнадзорных животных в 2023 году администрации г. Новочебоксарск предоставлена субвенция из республиканского бюджета на осуществление передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, при этом ИП Пименовым В.Г. услуги по муниципальному контракту № 11/23 от 20.02.2023 оказывались надлежащим образом, то суд не находит правовых оснований для возложения ответственности за вред, причиненный истцу, на иных ответчиков, в том числе исполнителя по муниципальному контракту ИП Пименова В.Г.
Исследовав и оценив в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ обстоятельства по делу и имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком следует признать муниципальное образование «г. Новочебоксарск» в лице администрации г. Новочебоксарск, как субъекта, на которого законом возложены полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. В свою очередь Управление городского хозяйства администрации г. Новочебоксарск является отраслевым органом администрации, подотчетным его главе.
Кроме того, именно администрация г. Новочебоксарск определяет государственную политику в указанной сфере, определяет объем необходимых к принятию мер в сфере отлова безнадзорных животных, в том числе вправе определить объем оказываемых услуг исполнителем по муниципальному контракту по отлову безнадзорных животных, требования к оказываемым услугам. В случае неисполнения обязанностей исполнителя по муниципальному контракту, администрация г. Новочебоксарск вправе установить недостатки оказанных услуг, либо предусмотреть в Техническом задании (Приложение № 1 к Муниципальному контракту № 11/23 от 20.02.2023) иной, больший объем услуг.
В данном случае администрация г. Новочебоксарск недостатки в оказываемых ИП Пименовым В.Г. услугах не выявила.
Следовательно, администрацией г. Новочебоксарск не принято достаточных мер по отлову безнадзорных животных, обязанность к принятию мер в должной мере не исполнена, что свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между бездействием администрации г. Новочебоксарск и нападением на несовершеннолетнюю Николаеву Д.В. безнадзорной собаки.
Кроме того, сам истец в исковом заявлении указывает, что на несовершеннолетнюю Н.Д.В.. напала бродячая чипированная собака, что ответчиком не оспаривалось.
Отсюда следует, что ранее указанная собака отлавливалась приютом Индивидуального предпринимателя и была выпущена на прежнее место обитания, где вновь проявляя агрессию, совершила нападение на несовершеннолетнюю Н.Д.В.. с причинением телесного повреждения.
Фактически без надлежащего контроля со стороны ответчика администрации г. Новочебоксарск за качеством услуг по муниципальному контракту № 11/23 от 20.02.2023 на оказание услуг по выполнению мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории г. Новочебоксарск, агрессивные безнадзорные собаки вновь оказываются на прежнем месте обитания и совершают нападение на людей.
В соответствии со ст.1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных нравственных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу п.2 ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание, что Н.Д.В.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в результате укуса безнадзорной собакой были причинены физическая боль и телесное повреждение, в связи с чем она прошла курс амбулаторного лечения и вакцинации, испытала стресс, вызванный нападением собаки, до настоящего времени испытывает страх перед собаками.
При таких обстоятельствах, с учетом фактических обстоятельств дела, требований разумности и справедливости, характера причинённых Н.Д.В.. физических и нравственных страданий, вины ответчика в причинении вреда, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу Н.Д.В.. компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб., что, по мнению суда, соответствует характеру и степени причиненных ей физических и нравственных страданий, признавая указанную сумму разумной, то есть соразмерной характеру причиненного вреда, и не приводящей к неосновательному обогащению стороны истца, поскольку компенсация морального вреда должна носить реальный, а не символический характер.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Взыскать с администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики (ИНН 2124035803) в пользу Н.Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, <адрес>, компенсацию морального вреда в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в Верховный Суд Чувашской Республики через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В.Кольцова
Мотивированное решение составлено 21 ноября 2023 г.